Изучив множество схем различных коммутаторов от буранов убедился в почти идентичной конструкции большинства из них. Основные отличия – это разные настройки чувствительности к сигналу от датчика момента искрообразования. К тому же большинство схем в интернете приведены с ошибками (умышленно или случайно). Выше приведена универсальная схема для оснований разных типов. Также попытаюсь объяснить назначение элементов схемы, для чего нужны, как работают и на что влияют. И так:
Варистор RV1 на входе зарядной катушки – нужен для защиты от перенапряжения, в том случае, если глушат разрывом цепи катушки зажигания, так как без нагрузки напряжение на катушке заряда может достичь 1000В и даже больше. В некоторых коммутаторах ограничительные цепи есть (обычно стабилитроны), где-то нет. Где нет, те горят при удобном случае. Дальше диодный мост D1-D4, тут всё понятно – он выпрямляет переменное напряжение с катушки заряда. Далее накопительный конденсатор из трёх штук по 1мкф. С ним тоже всё ясно – накапливает энергию для искры. Дальше идёт диод D7. В основном он нужен, чтобы ток при заряде накопительного конденсатора проходил не через катушку зажигания, а через него. Резистор R2 подключенный параллельно с эти диодом нужен для надёжного включения силового тиристора. Дело в том, что импульс управления на открытие тиристора (в этой схеме) очень короткий, а катушка зажигания имеет большую индуктивность, что сильно ограничивает скорость нарастания тока через неё. Для любых тиристоров есть такой параметр, как ток удержания. Это такой минимальный протекающий через тиристор ток, при котором он остаётся включенным. При меньшем токе тиристор выключается. Так вот, если при включении, по окончанию отпирающего импульса этот ток ещё не достигнут, то тиристор закроется и искры не будет. Вот тут резистор и спасает положение, поскольку сразу обеспечивает необходимый ток для надёжного включения. Дальше идут не очень понятные для многих элементы R1,C5,D9. Дело в том, что самого сигнала с датчика зачастую недостаточно для непосредственного отпирания силового тиристора, поэтому через резистор R1 организована подпитка конденсатора С5, который и разряжается в момент искрообразования через управляющий электрод силового тиристора, открывая его. Стабилитрон D9 нужен для ограничения напряжения на этом конденсаторе на необходимом уровне. Тут возникает вопрос, а почему этот резистор не подключен к плюсу выпрямительного моста, а включен через дополнительные диоды D5,D6 ? Всё просто - при пуске двигателя, в паузах, между дёрганьем верёвки заряженный накопительный конденсатор С1 разрядится через этот резистор, а при включении через доп. диоды – нет, так что дёрнуть можно будет чуть слабее. Дальше собственно сам чувствительный элемент Q1 и входная цепь. Во всех схемах стоят различные слаботочные тиристоры типа КУ112 или их замена из двух транзисторов (обычно КТ814 и 815) в тиристорном включении. Суть это не меняет. Как только напряжение на управляющем электроде превысит 0,6В, так он сразу включается, разряжая С5 на управляющий электрод силового Т1. Входная цепь состоит из входного диода D8 и резисторов, образующих делитель входного сигнала. С4 – помехоподавляющий, для исключения ложных срабатываний. Если перемычки СВ1 и СВ2 не замкнуты, то коммутатор имеет максимальную чувствительность и это 453631.006. Если замкнута СВ2 – то это 431.168.001. Если замкнута СВ1 – то это 84.3734.01 Также хотел обратить на резистор R8. Во всех известных мне схемах он отсутствует, что плохо, поскольку ток через тиристор Q1 и управляющий электрод Т1 ничем не ограничен, что может со временем привести к выходу из строя, как Q1, так и Т1 по управляющему электроду. Также этот резистор увеличивает длительность отпирающего импульса, что тоже сказывается положительно.
Про КБЦ – почему не работает с московским основанием? Главная причина в том, что там катушка датчика намотана вместе с катушкой заряда и имеет управляющий импульс большей амплитуды и длительности. Поскольку у КБЦ управление силовым тиристором осуществляется непосредственно этим сигналом, то получается, что тиристор не может закрыться, пока управляющий сигнал не исчезнет. По мере набора оборотов его амплитуда растёт и исчезает он уже слишком поздно, чтобы тиристор мог закрыться.
Вот вкратце и всё.