Бегущая строка - верх 1 линия - сквозная - brandtpolaris.ru
24-25 ноября Открытие снегоходного сезона в Ергаки! Соревнования, розыгрыши подарков, а также знаменитый Кейт Кёртис! Ждем вас на главном открытии сезона!
searchparts.snowmobile.ru - 234x60 - главная sidebar + везде в свободных местах
brandtpolaris.ru - 468x60 - Сквозной

Трансконтинентальная экспедиция на снегоходах Салехард - Уэлен 2011

Тема в разделе "Пробеги и экспедиции", создана пользователем ViTaLiY_R, 8 апр 2011.

  1. ViTaLiY_R Участник

    Регистрация:
    8 окт 2010
    Сообщения:
    59
    Адрес:
    Москва
    Имя:
    Виталий Михайлович
    Вернуться к началу
    :clap:
    ОАО "Русская механика", при поддержке Русского Географического общества и экспедиционного центра «Арктика», организовала и отправила экспедицию на снегоходах Салехард – Уэлен, протяжённостью 8 000 километров.
    Экспедиция стартовала 1 марта 2011 г. из Салехарда и планирует финишировать 20 мая 2011г.
    Основной целью экспедиции является испытание снегоходов: Tayga 550 Patrul SWT, Тайга Варяг 550 и Тайга Атака II. Так же планируется проводить научные исследования, программа которых согласована с Русским географическим обществом и другими научными учреждениями, занятыми проблематикой освоения Крайнего Севера.

    Следите, сопереживайте за экспедицию на сайте www.russnegohod.ru

    Пожелаем им удачи в этом не лёгком испытании. :up:
     
  2. ViTaLiY_R Участник

    Регистрация:
    8 окт 2010
    Сообщения:
    59
    Адрес:
    Москва
    Имя:
    Виталий Михайлович
    Вернуться к началу
    ПЕРВЫЕ КИЛОМЕТРЫ

    Маршрут: Лабытнанги – Аксарка
    Пробег: за день 80 км, общий 80 км
    Характер поверхности: автодорога

    С утра завели снегоходы с пол-оборота, вытащили тяжелые сани из гаража и отправились к ледовой переправе через реку Обь. Снегоходы шли тяжело, поскольку тянуть огромные сани по гладкой поверхности автодороги и льду реки было нелегко. Но мы справились: где-то объехали участки голого льда, где-то стронули машины с места с помощью веревки и второго снегохода. Только вот опоздали на пресс-конференцию в резиденции Губернатора Ямала на несколько минут. Но журналисты – люди понимающие – нас простили. Но все равно завалили нас интересными вопросами об экспедиции и о деятельности «Русской механики», отвечать на которые нам помогал генеральный директор ОАО Валерий Михайлович Караваев.

    Затем были душевные проводы экспедиции у памятной салехардской стелы «Полярный круг». Роздали интервью, выслушали напутствия и тронулись в путь. А он пролегал по асфальтированной автодороге, где нам пришлось проявлять чудеса пилотирования, лавируя между кюветом и проезжающим автотранспортом. Слава Богу, обошлось, хотя один раз груженые сани чудом разминулись со встречным КАМАЗом… Выручали твердосплавные вставки на лыжах снегоходов, которые уверенно держали снегоходы на выбранной траектории. Что будем делать, если рано или поздно они сотрутся об асфальт? Но на то мы и испытатели, чтобы выяснить это!

    День закончился в гостинице поселка Аксарка, где мы провели первое ТО и текущее обслуживание снегоходов. Кстати, особая благодарность Зауральскому АТП за предоставленный на время работ теплый бокс.
     
  3. Yull Ветеран

    Регистрация:
    10 мар 2007
    Сообщения:
    5.846
    Адрес:
    улус
    Вернуться к началу
    ТО надо чаще проводить, в теплых боксах.
    А лучше этот бокс с обой возить, мало ли что, а тут теплый боксик под рукой
    :olen:
     
  4. ViTaLiY_R Участник

    Регистрация:
    8 окт 2010
    Сообщения:
    59
    Адрес:
    Москва
    Имя:
    Виталий Михайлович
    Вернуться к началу
    День второй

    ЗИМНИК ДЛИНОЮ В ДЕНЬ

    Маршрут: Аксарка – Надым
    Пробег: за день 303 км, общий 383 км
    Характер поверхности: автозимник

    Следующий день прошел весьма ударно – мы прошли приличное расстояние. Наша компания путешественников вполне почувствовала себя единой командой, способной решать большие задачи.

    Наш маршрут лежал вдоль заброшенной железной дороги, которую строили заключенные сталинских лагерей более полувека назад. Она называлась «Стройка 501». Остались рельсы, мосты, даже семафоры, правда, сильно поврежденные временем. Сама дорога сильно заросла кустарником и редколесьем. Но Аркадий на своем «Патруле» умудрился проехать по одному из мостов!

    Наш путь лежал по автозимнику, который представляет собой два основных типа поверхности – либо всхолмленную жесткую трассу, либо изрытую колесами тяжелых автомобилей снежную целину. И с тем, и с другим, мы справились неплохо. Правда, подзадержались в пути – въехали в Надым уже поздним вечером.

    Места в гостинице «Айсберг» мы выпросили с большим трудом; немудрено – в Надыме проходит День оленевода и гостиница ждет множество высоких гостей.
     

    Вложения:

    • 2.1.jpg
      2.1.jpg
      Размер файла:
      29,2 КБ
      Просмотров:
      5.809
    • 2,2.jpg
      2,2.jpg
      Размер файла:
      48,1 КБ
      Просмотров:
      5.753
    • 2.3.jpg
      2.3.jpg
      Размер файла:
      61,6 КБ
      Просмотров:
      5.749
  5. ViTaLiY_R Участник

    Регистрация:
    8 окт 2010
    Сообщения:
    59
    Адрес:
    Москва
    Имя:
    Виталий Михайлович
    Вернуться к началу
    День третий

    ГОНКИ ПО АВТОДОРОГЕ

    Маршрут: Надым – Новый Уренгой
    Пробег: за день 242 км, общий 625 км
    Характер поверхности: автодорога

    Третий день по характеру передвижения очень походил на первый – та же бесконечная ледяная обочина автодороги, но гораздо длиннее. Плюс попадались обширные участки, засыпанные щебнем. Эти участки мы объезжали на полном ходу, ныряя в кювет, проходя некоторое расстояние по лесотундре, а затем выныривая на автодорогу.

    Когда мы чиркали лыжами или санями по асфальту или щебню, из-под них летели снопы искр, что на фоне заходящего дня смотрелось здорово. Только вот понравится ли такое передвижение нашим снегоходам? Вряд ли. Но что делать – другого пути на восток у нас пока нет.
     

    Вложения:

    • 3.1.jpg
      3.1.jpg
      Размер файла:
      36,4 КБ
      Просмотров:
      5.758
    • 3.2.jpg
      3.2.jpg
      Размер файла:
      33 КБ
      Просмотров:
      5.808
  6. ViTaLiY_R Участник

    Регистрация:
    8 окт 2010
    Сообщения:
    59
    Адрес:
    Москва
    Имя:
    Виталий Михайлович
    Вернуться к началу
    День четвертый

    УДИВИТЕЛЬНАЯ ВСТРЕЧА

    Маршрут: Новый Уренгой – поворот на Ванкорский зимник
    Пробег: за день 255 км, общий 880 км
    Характер поверхности: автодорога

    С утра запуржило. Тепло, около 5 градусов мороза. Проехали пост ГАИ, постовые даже не потребовали документов, когда узнали кто мы, откуда и куда едем. Через несколько десятков километров еще один любознательный наряд ДПС узнал подробности нашего путешествия. Большинство водителей, скорее всего, не поверят, что сотрудники ГАИ могут быть столь вежливы и милы в общении.

    Заправились в Старом Уренгое и полетели дальше по обочине автодороги, надеясь сделать следующую заправку в поселке Тазовский. Заметили указатель на Ванкорский зимник. Автодороги с обледеневшими и усыпанными щебенкой обочинами нам и снегоходам уже так надоели, что мы всерьез собрались слегка изменить маршрут и свернуть на попутный зимник.

    Однако для такого маневра нам потребовался запас бензина, которым на этом маршруте мы не смогли бы разжиться до самой Дудинки. Решено было снарядить мини-экспедицию из двух снегоходов до ближайшей заправки, а один снегоход оставить на повороте.

    Любопытно, что в то же самое время на том же повороте собирала экспедиционный скарб команда Василия Елагина. Группа из семи человек на самодельных автомобилях типа «Емеля» собралась достичь с этой точки Северного полюса и даже двинуть дальше в Канаду. Согласитесь, не удивительно ли, что на бескрайних просторах русского Севера в одно и то же время, в одном и том же месте встретились две уникальные экспедиции. Уникальные каждая по-своему…

    Ночуем в палатке у зимника. Тратим массу времени на установку лагеря и налаживания быта. Не мудрено – первый лагерь, непривычная палатка, экспедиционные пожитки еще не разложены по привычным местам.
     

    Вложения:

    • 4.jpg
      4.jpg
      Размер файла:
      27,2 КБ
      Просмотров:
      5.742
    • 4.1.jpg
      4.1.jpg
      Размер файла:
      18,6 КБ
      Просмотров:
      5.742
  7. ViTaLiY_R Участник

    Регистрация:
    8 окт 2010
    Сообщения:
    59
    Адрес:
    Москва
    Имя:
    Виталий Михайлович
    Вернуться к началу
    День пятый

    ЗИМНИК НА ВАНКОРСКОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ

    Маршрут: поворот на Ванкорский зимник – зимник на Ванкор
    Пробег: за день 100 км, общий 980 км
    Характер поверхности: зимник

    Этот день прошел в борьбе с зимником на Ванкор. Местами хорошо расчищенный, кое-где он превращался в снежное месиво, изрытое колесами тяжелых автомобилей. Естественно, снегоходу двигаться по таким участкам было непросто. Но груженым автомобилям все равно приходилось труднее. Местами возникали огромные пробки из застрявших машин, водители которых помогали друг другу, как могли.

    Ветрено, низовая пурга, но временами проглядывает солнце. К ночи холодает до минус 15 градусов, на небе высыпают звезды. На установку лагеря теперь мы тратим вдвое меньше времени. Думаем, что через несколько дней доведем все до автоматизма.
     
  8. ViTaLiY_R Участник

    Регистрация:
    8 окт 2010
    Сообщения:
    59
    Адрес:
    Москва
    Имя:
    Виталий Михайлович
    Вернуться к началу
    День шестой

    ПОВОРОТ НА СУЗУН

    Маршрут: зимник на Ванкор – зимник на Сузун
    Пробег: за день 150 км, общий 1130 км
    Характер поверхности: зимник

    Солнечное утро. Выехали на маршрут около 9 утра. Опять зимник со всеми прелестями: то глубокая колея, то ровные участки, то снежные переметы. Добрались до поворота на Сузунское месторождение, по пути обогнав коллег-путешественников на «Емелях». Их скорость передвижения составляет 20-30 км/ч, наша же – 40-50 км/ч.

    Однако после быстрой езды последних дней лопнуло крепление короба на одних санях. Встаем на ремонт, перекладываем вещи, закрепляем короб по-новому. К такого рода поломкам мы готовы. В ближайшем поселке полностью устраним проблему с помощью сварки.

    Заночевали опять в палатке. Холодно, ночью температура упала до 22 градусов мороза. Но в палатке тепло и уютно. От двух примусов даже жарко, можно даже сушить подшлемники и перчатки под потолком. Но у пола прохладно. Это ничего, у нас прекрасные спальники. На ночь примус, естественно, выключаем. В палатку входит зима, а на небе включают в нашу честь Северное сияние. Красота.
     

    Вложения:

    • 5.jpg
      5.jpg
      Размер файла:
      30,2 КБ
      Просмотров:
      5.781
    • 5.1.jpg
      5.1.jpg
      Размер файла:
      27,4 КБ
      Просмотров:
      5.761
  9. ViTaLiY_R Участник

    Регистрация:
    8 окт 2010
    Сообщения:
    59
    Адрес:
    Москва
    Имя:
    Виталий Михайлович
    Вернуться к началу
    День седьмой

    БОЛЬШАЯ ХЕТА

    Маршрут: зимник на Сузун – левобережье Большой Хеты
    Пробег: за день 270 км, общий 1400 км
    Характер поверхности: зимник, река

    Дежурный проснулся в 3:45 по салехардскому времени. Решили встать пораньше, чтобы не терять светлое ходовое время прекрасных погожих дней. Выезжаем в 6:15. Движемся медленно, помня о сломанных санях. Однако, через 15 километров точно также ломаются вторые сани. Что делать – очень неровные дороги и большой груз. Опять обходимся фанерой и стяжными ремнями, которые прекрасно удержат короба на санях до самого Норильска, где нас ждет короткий отдых и возможность проведения ремонтных работ.

    Проехали нефтяное месторождение Сузун, которое разрабатывает концерн ТНК-BP. Дорога закончилась на пристани у Большой Хетты. Именно отсюда возят грузы, доставленные во время летней навигации. Дальше движемся по реке. Снег у берегов очень глубок, на середине реки – заструги. Выбираем оптимальный маршрут. Но река сильно петляет, вынуждая нас проходить «лишнее» расстояние.

    На ночевку встаем на левом берегу реки уже в полной темноте, при свете налобных фонарей. Разбиваем палатку и варим ужин очень быстро, на пятый день научились делать все практически на ощупь.

    Жаль, что в нашем навигаторе нет поселка Тухард, который, мы знаем, должен быть где-то недалеко. Могли бы заночевать в тепле. Ну, да ладно, к палаточной жизни мы уже почти привыкли.

    Перевели часы на 2 часа вперед, так как въехали в Красноярский край. Теперь разница с Москвой и Рыбинском составляет 4 часа.
     

    Вложения:

    • 6.jpg
      6.jpg
      Размер файла:
      27,3 КБ
      Просмотров:
      5.751
    • 6.1.jpg
      6.1.jpg
      Размер файла:
      30,2 КБ
      Просмотров:
      5.727
  10. ViTaLiY_R Участник

    Регистрация:
    8 окт 2010
    Сообщения:
    59
    Адрес:
    Москва
    Имя:
    Виталий Михайлович
    Вернуться к началу
    День восьмой

    ЕНИСЕЙ-БАТЮШКА

    Маршрут: левобережье Большой Хеты – Дудинка
    Пробег: за день 179 км, общий 1579 км
    Характер поверхности: лед реки

    Восьмой день пути подарил массу новых впечатлений. Чего только стоит встреча с Енисеем – самой полноводной рекой России! Его ширина в районе поселка Усть-Порт (месте впадения Большой Хеты) – километра четыре. А если Енисей огибает острова и отмели своего левого берега – и все восемь. Это значит, что в морозной мгле противоположный берег реки едва различим.

    Однако в этот день наш маршрут был не труден. Километров через 20 после ночевки на левом берегу Большой Хеты мы увидели Тухард – поселок норильских газовиков и таймырских оленеводов. Решили свернуть и запечатлеть снегоходы «Русской механики» на фоне поселковых пейзажей. Оказалось, не зря – разведка окрестностей вывела нас на администрацию поселка. Его глава, Александр Викторович Желтяков, почти насильно усадил нас выпить чаю-кофе, оперативно организовав доставку свежих булочек и вкуснейшего тухардского хлеба из соседнего магазина. Слово за слово, подошел Александр Горовой, водитель администрации, заядлый снегоходчик и знаток окрестностей. Подробно описав и разрисовав нам на листе бумаги дорогу до Дудинки, он даже вызвался проводить нас пару первых километров пути. Александр заторопился домой, к ребятишкам, которых у него с женой Юлей восемь. Дескать, ждут, просили покатать на снегоходе. Расстались мы с Саней почти друзьями, подарив ему на память моторное масло от «Русской механики».

    Дальнейший путь не вызвал труда. Солнечный морозный денек, отличная видимость порядка двух-трех километров. Выскочили на фарватер – место, где с завидной регулярностью проходят ледоколы-атомоходы с караванами судов, везущих грузы в Дудинку для «Норильского никеля». Затем прижимались к орографически левому берегу, уходя из зоны застругов в зону ровного снега и льда.

    К вечеру были в Дудинке. Встретил нас давнишний знакомый – замечательный друг и товарищ Павел Царьков. Ихтиолог по образованию, всю жизнь посвятил он Крайнему Северу. Много лет отдав научной работе, он стал прекрасным телеоператором и фотографом, работал на Таймырском телевидении, сейчас он трудится в Большом Арктическом заповеднике. Вместе с друзьями, фермерами Николаем и Иваном Шуманами, он определил наши снегоходы и сани в теплые гаражи практически в центре города. Сами мы разместились неподалеку в гостинице.
     

    Вложения:

    • 7.1.jpg
      7.1.jpg
      Размер файла:
      39,4 КБ
      Просмотров:
      5.724
    • 7.2.jpg
      7.2.jpg
      Размер файла:
      25,1 КБ
      Просмотров:
      5.736
  11. ViTaLiY_R Участник

    Регистрация:
    8 окт 2010
    Сообщения:
    59
    Адрес:
    Москва
    Имя:
    Виталий Михайлович
    Вернуться к началу
    День девятый

    ГОНКА ПО НОРИЛЬСКУ

    Маршрут: Дудинка – Норильск (Оганер)
    Пробег: за день 110 км, общий 1689 км
    Характер поверхности: автодорога

    Этот день был еще более богат новыми впечатлениями, чем предыдущий. До обеда мы совершили визит к Главе Дудинского района Алексею Михайловичу Дьяченко. Тепло пообщавшись и заручившись поддержкой при нашем продвижении по территории района, мы получили в память о встрече целый пакет сувениров.

    Затем отправили очередные путевые заметки и фотографии в ОАО «Русская механика», поскольку подозревали, что посетители сайта russnegohod.ru давно заждались новых сведений об экспедиции. Это немудрено – четыре предыдущих дня мы находились вне зоны действия сетей операторов мобильной связи, а, значит, и без доступа в Интернет. Единственным средством связи с внешним миром был спутниковый телефон…

    Выехали в Норильск под вечер. Дорога была в целом нормальной. Только местами, на перегибах рельефа, суровые норильские ветра выдували снег до грунта. На других же участках обочины снег и лед еще держался.

    До поворота в аэропорт Алыкель долетели быстро. Мороз под 30 почти не чувствовался – снегоходы исправно обогревали рули и обдували теплым воздухом лица своих седоков.

    На подъезде к Норильску мы изведали на себе, за что жителям Норильска платят «полярки» и северный коэффициент. Минус 28 градусов с ветром под 20 м/с – нормальная мартовская погода. Приключений решили не искать и двинулись через город. Улица Нансена, Хантайская, Лауреатов – и вот мы на дороге в Талнах. Еще пяток километров и поворот на Оганер – город-спутник Норильска. Налево лыжная база, где нас давно поджидает Александр Викторович Кудрин – директор этого беспокойного хозяйства, альпинист и турист с огромным стажем.

    Это значит, что на базе мы получим все условия для проживания и профилактических ремонтов – тепло гаражей, домов и тепло человеческих сердец.
     

    Вложения:

    • 8.jpg
      8.jpg
      Размер файла:
      32,9 КБ
      Просмотров:
      5.715
    • 8.1.jpg
      8.1.jpg
      Размер файла:
      35,4 КБ
      Просмотров:
      5.725
  12. ViTaLiY_R Участник

    Регистрация:
    8 окт 2010
    Сообщения:
    59
    Адрес:
    Москва
    Имя:
    Виталий Михайлович
    Вернуться к началу
    День десятый

    САНИ НЕ ЕДУТ САМИ

    Пробег: за день 0 км, общий 1689 км

    Этот день мы практически не вылезали из гаражей. Снегоходы почти не требовали ремонта — так, профилактический осмотр и плановое ТО. А вот нашим саням досталось! От долгого движения по автодорогам Западной Сибири практически совсем стерлись подрезы — металлические направляющие, благодаря которым сани сохраняют прямолинейное движение за снегоходом. В двух местах лопнули пластиковые полозья — груз на санях у нас запредельный.

    В ремонтах нам помогают директор лыжной базы Александр Кудрин и механик Владимир Назаренко. Сварка, электроинструменты — все к нашим услугам.

    Надеемся, что подобный капитальный ремонт саней нам проводить больше не придется, ведь дальше на восток асфальтированных автодорог нет. Это значит, что нагрузка на полозья наших саней будет меньше.

    Вечером общались с норильскими спасателями и Светланой Гуниной — заядлой туристкой, снегоходчицей и, по совместительству, журналистом «Заполярной правды».
     
  13. ViTaLiY_R Участник

    Регистрация:
    8 окт 2010
    Сообщения:
    59
    Адрес:
    Москва
    Имя:
    Виталий Михайлович
    Вернуться к началу
    День одиннадцатый

    РЕМОНТ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

    Пробег: за день 0 км, общий 1689 км

    Еще один день ремонтных работ. Хочется максимально усилить сани сваркой и подстраховаться перед дальней дорогой. Такой удобной ремонтной базы, как в Норильске, у нас, возможно, не будет на протяжении многих тысяч километров, до самого Тикси.

    Попутно закупаем недостающее снаряжение, материалы и продовольствие.
     
  14. ViTaLiY_R Участник

    Регистрация:
    8 окт 2010
    Сообщения:
    59
    Адрес:
    Москва
    Имя:
    Виталий Михайлович
    Вернуться к началу
    День двенадцатый-восемнадцатый

    ХАТАНГА НА ГОРИЗОНТЕ

    Пробег: 0 км, общий 1689 км

    Случилось так, что наша экспедиция прочно засела в Норильске. Мы сами не ожидали такого развития событий. Но при ближайшем рассмотрении состояния наших саней, пришли к выводу, что лучше потратить день-другой-третий на ремонт, чем заниматься тем же самым, но посреди голой тундры.

    В Норильске на лыжной базе, можно сказать, у нас отличные условия: пара теплых гаражей, холодный бокс, двухэтажный домик с горячей водой и электричеством. Есть даже сауна… Но, поверьте, мы ей не пользовались и вряд ли воспользуемся. Так нам хочется быстрее выехать на маршрут! С утра до вечера мы в гараже, с гаечными ключами и электроинструментом наперевес.

    Так вот, о наших санях. Видимо, собираясь в предстартовой спешке, мы не до конца проконтролировали процесс их изготовления. Теперь проводим работу над ошибками – добавляем 1500 заклепок на короба, усовершенствуем их крепление, реставрируем подрезы и заменяем погибшие накладки на лыжи на полозья из пластиковых труб. Кроме того, усиливаем сани металлом и навариваем крепление для дополнительной канистры. Что делать – нас ждут многие тысячи километров арктической безлюдной тундры…

    Нам помогают директор базы Александр Кудрин и его «правая рука» Владимир Назаренко. В ущерб своему свободному времени, выходным, они работают над усовершенствованием саней рядом с нами: сваривают, режут, шлифуют металл, носятся по норильским магазинам в поисках расходных материалов, гаек, болтов и заклепок. Что бы мы делали без них? Без дружеского участия и ремонтной базы?

    Работая не покладая рук, мы лелеем мысль, что столь тщательный ремонт позволит нашим саням преодолеть весь маршрут без серьезных поломок, а, значит, и внеплановых остановок.

    Ненадолго отвлекаемся на общение с прессой, друзьями и просто любопытными норильчанами-снегоходчиками – рассказываем об экспедиции, новой технике «Русской механики» планах на ближайшее будущее.

    В среду в газете «Заполярная правда» вышла статья Светланы Гуниной «Корабли снежных пустынь» (http://www.gazetazp.ru/2011/34/7/). Взяла у нас интервью и Ирина Даниленко… Часто отвечаем на звонки телевизионщиков. Для ГТРК «Норильск» и телекомпании «Северный город» мы назначили выездную пресс-конференцию на раннее утро субботы – время нашего предполагаемого отъезда из Норильска.

    Думаем, что успеем собраться и закончить сборы, получить необходимые документы в пограничной службе Дудинки. Лишь один момент огорчает – мы так и не дождались посылки с моторным маслом с завода, она «зависла» где-то в воздухе на полпути между Москвой и Норильском. Что делать, проблемы российской почты мы решим своими силами и закупим масло в Дудинке у дилера «Русской механики».

    Ждите следующих заметок с маршрута!
     

    Вложения:

    • 9.jpg
      9.jpg
      Размер файла:
      30,1 КБ
      Просмотров:
      5.716
    • 9.1.jpg
      9.1.jpg
      Размер файла:
      25,7 КБ
      Просмотров:
      5.713
  15. wilDTatar Дикий Тип

    Регистрация:
    19 мар 2007
    Сообщения:
    31.348
    Адрес:
    Сургут
    Имя:
    Альберт
    Техника:
    Pro-Rmk 800'14 , LYNX Rave RE 600HO E-TEC,YAMAHA FZR
    Вернуться к началу
  16. ViTaLiY_R Участник

    Регистрация:
    8 окт 2010
    Сообщения:
    59
    Адрес:
    Москва
    Имя:
    Виталий Михайлович
    Вернуться к началу
    День девятнадцатый

    ДО СВИДАНИЯ, НОРИЛЬСК

    Маршрут: Норильск (Оганер) – зимник на Волочанку
    Пробег: за день 105 км, общий 1794 км

    Наконец-то мы на маршруте! Ремонты последних дней закончены, сани готовы к дальнему пути. Нагрузив на них 1100 литров топлива (до Хатанги и про запас), все походное снаряжение, запчасти, инструмент и продовольствие, мы двинулись в бескрайние просторы Таймыра — самого северного полуострова в мире.

    Провожала нас корреспондент «Заполярной правды» Ирина Даниленко, ставшая за эти дни нам доброй подругой и ангелом-хранителем. Творческая группа ГТРК «Норильск» тепло и основательно пообщалась с каждым членом нашего экипажа, запечатлев наш непростой старт с тяжело гружеными санями. До свидания, Норильск!

    Проводить нас до зимника на Волочанку вызвались Саша Кудрин с Володей Назаренко, наши добрые друзья и помощники во всех делах с лыжной базы «Оганер».

    Путь лежал по реке Норилке, затем ушел в холмы правобережья и вывел нас на едва заметные следы вездеходов и тяжелых колесных машин. Это и есть зимник на Волочанку и Хатангу, проходящий наискось через весь Таймырский полуостров. Он огибает и оставляет южнее отроги гор плато Путорана — мало изученного и практически безлюдного. Кроме десятка сотрудников Путоранского заповедника там не живет никто, хотя площадь плато равна площади Франции…

    Держимся зимника. Дорога трудна. Первые полсотни километров от Норильска то и дело приходится пробивать снежные надувы, оставшиеся после метелей последних дней. Затем зимник поднимается выше и идет по холмам. Здесь таймырские ветра нарезали снежные заструги из плотного снега. Скорость упала. Вечереет. При ураганном ветре ставим палатку, привязав растяжки штормовой грани к двум снегоходам. Их-то точно не унесет! После получаса борьбы с хлопающей на ветру палаткой и непослушными стойками в ней воцаряется тепло и уют. Деловито жужжит примус, на ужин макароны с тушенкой. Не холодно, но метет страшно. Таймыр, однако… Завтра встанем пораньше и продолжим путь.
     

    Вложения:

    • 10.jpg
      10.jpg
      Размер файла:
      29,2 КБ
      Просмотров:
      5.716
    • 10.1.jpg
      10.1.jpg
      Размер файла:
      12,5 КБ
      Просмотров:
      5.719
  17. ViTaLiY_R Участник

    Регистрация:
    8 окт 2010
    Сообщения:
    59
    Адрес:
    Москва
    Имя:
    Виталий Михайлович
    Вернуться к началу
    День двадцатый

    ТАЙМЫРСКИЕ СЮРПРИЗЫ

    Маршрут: зимник на Волочанку – слияние рек Авам и Чопка
    Пробег: за день 217 км, общий 2011 км

    Дежурный проснулся в 4 утра. Через сорок минут готов завтрак и чай, термосы заправлены. Общий подъем. Выходим рано. Погода шепчет. Ветер, как по заказу, утих за 15 минут до подъема. Правда, видимости нет совсем. В поле нашего зрения – снежная белизна, редкие кустики высотой не более 20 сантиметров да черные камни на вершинах холмов. Видимость метров сто, не больше. Дальше — неизвестность.

    Временами ощущаем себя героями фантастического фильма, вокруг нас лишь сюрреалистические декорации, выкрашенные одним цветом — белым. Нет ни неба, ни земли, видны лишь ближайшие заструги и три снегохода в белом вареве из тумана, снега и ветра. Скорость снегоходов падает до 15-20 км/ч.

    Идем по навигатору. Зимник давно потерян. Достаем карту и понимаем, что слишком сильно ушли вправо, в холмы путоранских предгорий. Сворачиваем на север и через несколько километров снова выходим на зимник. С каждым часом погода все лучше. Уже проглядывает солнце, видимость увеличивается до километра. Временами выходим на озера, покрытые совершенно голым голубым льдом. Красотища!

    Встречаем колонну грузовых автомашин и бензовозов. Через пару километров за ней – команду на джипах с московскими номерами. Наши коллеги прошли всю Якутию и идут навстречу нам, в Норильск. Обмен новостями и дальше в путь!

    К вечеру совсем прояснилось — солнце на голубом небе. Зимник вышел на реку Чопка, идти по ней намного приятнее, чем по холмам. Местами попадаем в тяжелый глубокий снег, но зато иногда встречаются участки твердого ровного снега и льда, по которым удается разогнаться до 50 км/ч.
    На одном из застругов отрывает болты, которыми крепится крюк на «Варяге». Тяжеленные сани мгновенно подскакивают и зарываются в снег. Следующая за ними «Атака» с огромным трудом уворачивается от них, все же цепляя сани правым бортом. Повреждения незначительны, быстро правим крепление канистры на санях и продолжаем путь.

    Только вот на небе появляются перистые облака — предвестник изменений погоды. Наверное, ночью пройдет атмосферный фронт. Жителю средних широт это кажется странным, но погода на Севере меняется по несколько раз на дню. Это нормально. Север — это «кухня погоды», большинство циклонов и антициклонов, бороздящих просторы нашей необъятной страны, рождаются именно здесь. Вот и мы попали на эту «кухню» — вечером полный штиль, звезды и северное сияние в полнеба. А ночью — ураганный ветер, рвущий палатку, наглухо привязанную к снегоходам, и флаги «Русской механики» на флагштоках…
     

    Вложения:

    • 11.jpg
      11.jpg
      Размер файла:
      19,6 КБ
      Просмотров:
      5.702
    • 11.1.jpg
      11.1.jpg
      Размер файла:
      24,5 КБ
      Просмотров:
      5.727
  18. ViTaLiY_R Участник

    Регистрация:
    8 окт 2010
    Сообщения:
    59
    Адрес:
    Москва
    Имя:
    Виталий Михайлович
    Вернуться к началу
    День двадцать первый

    ПОГОДНЫЕ АНОМАЛИИ

    Маршрут: слияние рек Авам и Чопка – правый берег реки Хета I
    Пробег: за день 123 км, общий 2134 км

    Подъем дежурного — в 6.30 по времени красноярского часового пояса. Утро дня посвятили профилактическому осмотру и ТО снегоходов и саней. Вышли на поселок Волочанку. В стародавние времена здесь русские купцы перетаскивали свои лодки через водораздел рек Хеты и Пясины, водораздел Карского моря и моря Лаптевых… Пушнина дорого ценилась, однако, во все времена…

    Через 22 км пути зимник ушел на правый берег реки Хеты. Снегоходы идут неплохо, вот только самые тяжелые сани «Патруля» проваливаются больше обычного.

    Тепло. Утром минус 3 градуса. На эту температуру приходится регулировать карбюратор — опускать иглу. Ветер пока в спину, а солнце — в правый глаз. Значит, следуем точно на восток.

    Заехали в Волочанку — ровно полпути между Норильском и Хатангой. Встретила нас глава поселка Нина Федоровна Алексеенко. Кстати, личность легендарная, ее знает вся Дудинка и пол Таймыра. У нее учился в школе Глава Дудинского района Алексей Михайлович Дьяченко и соседствовал с ней наш добрый друг Паша Царьков, который тепло принимал нас в Дудинке. Как выясняется, Таймыр очень тесен…

    В Волочанке решили не задерживаться — покатили дальше. Местные жители проводили нас пяток километров до реки, мимо заброшенной воинской части. Через 20 километров нас встретила темнота — проехали немного в свете фар и поставили палатку на правом берегу реки. Тепло и тихо. Старожилы говорят, что такого мартовского тепла они не помнят на Таймыре уже много лет. По средним показателям, нас должен был встретить мороз порядка минус 20-30 градусов, либо оттепель с добротной такой метелью…

    Второй день подряд видим вечером северное сияние. То светящееся покрывало, то мерцающая занавеска, то млечная дорога через весь небосвод. Перед остановкой точно на востоке зажглась звезда, да такая яркая, какой не бывает в средних широтах. Через минуту она погасла, видать, закрыло ее облако. Но, все равно, впечатлило!
     

    Вложения:

    • 12.jpg
      12.jpg
      Размер файла:
      24,7 КБ
      Просмотров:
      5.703
    • 12.1.jpg
      12.1.jpg
      Размер файла:
      43,7 КБ
      Просмотров:
      5.703
    • 12.2.jpg
      12.2.jpg
      Размер файла:
      36,3 КБ
      Просмотров:
      5.720
  19. ViTaLiY_R Участник

    Регистрация:
    8 окт 2010
    Сообщения:
    59
    Адрес:
    Москва
    Имя:
    Виталий Михайлович
    Вернуться к началу
    День двадцать второй

    КУРОРТ НА ХЕТЕ

    Маршрут: правый берег реки Хета I – правый берег реки Хета II
    Пробег: за день 110 км, общий 2244 км

    Утром тепло и тихо. Минус 2 градуса. Курорт, да и только. Весь день можно было ехать без варежек, время от времени пользуясь подогревом рукояток руля, если вдруг задует боковой ветер.

    Весь день наш путь пролегал по реке Хете. Не по Большой Хете, которая впадает в Енисей в районе Усть-Порта, а просто по Хете. Кстати, эта Хета никак не меньше Большой… И впадает она в Его Величество Северный Ледовитый океан, по пути следования меняя наименование на Хатангу.

    Длинная река, однако. Путь тяжелый. Груженые сани глубоко проваливаются в снег, особенно у берегов. На середине реки ехать проще, так что стараемся держаться фарватера. В вечернем сумраке едва не угодили в ловушку прибрежной трещины. Ее глубина, по крайней мере на глаз, составляла более трех метров. Вытащить из нее груженые сани было бы большой проблемой. Слава Богу, обошлось.

    На ночевку встали, по традиции, на орографически правом Бергу Хеты.
     

    Вложения:

    • 13.jpg
      13.jpg
      Размер файла:
      15,1 КБ
      Просмотров:
      5.705
    • 13.1.jpg
      13.1.jpg
      Размер файла:
      39,2 КБ
      Просмотров:
      5.710
  20. ViTaLiY_R Участник

    Регистрация:
    8 окт 2010
    Сообщения:
    59
    Адрес:
    Москва
    Имя:
    Виталий Михайлович
    Вернуться к началу
    День двадцать третий

    ТАЙМЫРСКИЕ ПОСЕЛКИ

    Маршрут: правый берег реки Хета II – правый берег реки Хета III
    Пробег: за день 124 км, общий 2368 км

    Подъем дежурного в 6.20. Осмотр снегоходов, легкий ремонт. Стартуем в привычном направлении, на восток, по Хете. Временами река делает такие изгибы, что направление приходится менять на северное и даже северо-западное. Пытаемся срезать путь, где возможно. Правда, временами попадаем в глубокий свежий снег нехоженых никем проток. С трудом тропим маршрут без саней, корпусом «Патруля» или «Атаки», возвращаемся за грузом, наматывая «лишние» километры и теряя драгоценное световое время.

    Но вот поселок Катырык. Очень дружелюбное население. Вопросы-расспросы. Скромно рекламируем технику «Русской механики». Может, оно и не надо — в каждом поселке есть одна-две «Тайги», которые верой и правдой трудятся наравне со ставшими уже классикой северных широт рыбинскими «Буранами». Есть, правда, у местного народа претензии к «Тайгам» выпуска прошлых пяти-десяти лет. Но, как говорится, много воды утекло с тех пор и в Хете, и в Волге. Однако, все давешние претензии мы аккуратно записываем, чтобы передать потом на завод…

    В 19.30 встаем на ночлег в красивейшем месте — на слиянии основного русла Хеты и правой протоки — на своеобразной стрелке меж двух широких рек. Опять нам «показывают» северное сияние. Подумать только — уже в третий раз! Наверное, завтра все же похолодает.
     

    Вложения:

    • 14.1.jpg
      14.1.jpg
      Размер файла:
      21,9 КБ
      Просмотров:
      5.716
    • 14.2.jpg
      14.2.jpg
      Размер файла:
      23,6 КБ
      Просмотров:
      5.698
  21. ViTaLiY_R Участник

    Регистрация:
    8 окт 2010
    Сообщения:
    59
    Адрес:
    Москва
    Имя:
    Виталий Михайлович
    Вернуться к началу
    День двадцать четвертый

    НАКОНЕЦ-ТО ХАТАНГА

    Маршрут: правый берег реки Хета III – Хатанга
    Пробег: за день 143 км, общий 2511 км

    С утра мороз. Это видно по испарениям на наших спальниках и изморози на палатке. Значит, что стойки палатки придется отогревать зажигалкой или голыми руками. Но это — дело привычное, так же как и вытряхивание из палатки льдин, снежной изморози и сугробов. Это легче сделать, вывернув наш «дом» наизнанку. Чем мы и прилежно занимаемся каждое утро.

    Стартовали рано. Наша цель — Хатанга. Вот поселок Хета, вот Новое. В каждом из них — вопросы о пробеге, о новой технике «Русской механики». Терпеливо отвечаем, дарим сувениры и рекламную продукцию.

    Ясно, что местное население нашу технику после пробега зауважает. Осталось дело за малым — дойти до Уэлена. Но если серьезно, то наш пробег от Салехарда (порядка 2400 км) уже вызывает у местных охотников и рыболовов уважение. Но то ли еще будет!

    И вот показалась Хатанга. Визит в местную администрацию, заселение в гостиницу… И возможность отмыть, наконец-то, почерневшие руки и лица, позвонить домой не по спутниковому, а по обычному — мобильному — телефону.

    Кстати, отдельное спасибо за приют наших снегоходов в теплом гараже ЖКХ Анатолию Александровичу Андрощуку. Завтра, как пить дать, познакомимся поближе с жителями Хатанги, и теплых слов в их адрес будет еще больше. Северяне, однако!..
     

    Вложения:

    • 15.jpg
      15.jpg
      Размер файла:
      24,2 КБ
      Просмотров:
      5.698
    • 15.1.jpg
      15.1.jpg
      Размер файла:
      43 КБ
      Просмотров:
      5.710
  22. ViTaLiY_R Участник

    Регистрация:
    8 окт 2010
    Сообщения:
    59
    Адрес:
    Москва
    Имя:
    Виталий Михайлович
    Вернуться к началу
    День двадцать пятый – двадцать девятый

    ХАТАНГА НЕ ОТПУСКАЕТ

    Пробег: 0 км, общий 2511 км

    Эти дни экспедиция провела в замечательном заполярном поселке Хатанга, обслуживая снегоходы, ремонтируя сани и общаясь с гостеприимными местными жителями.

    Снегоходы по распоряжению местной администрации мы разместили в гараже МУП ЖКХ. Руководитель предприятия Семен Бауков и, особенно, Сергей Колесников оказали нам поистине теплый северный прием, помогая нам во всех делах и заботах.

    К сожалению, погода испортилась. Запуржило не на шутку. Ураганный ветер, снегопад, почти полное отсутствие видимости… Погода нелетная. Поэтому заказанное нами фирменное моторное масло с завода прибыло только 29 марта.

    Заправив снегоходы на долгий и трудный путь, мы наметили выезд на среду. Также запланировано и общение с журналистами.

    Нам предстоит один из самых длительных автономных переходов. Следующая гарантированная заправка будет только в Тикси, до которого около 1100 километров. Следующий репортаж будет тоже оттуда, поскольку возможности выхода в интернет в поселках практически нет.
     

    Вложения:

    • 16.jpg
      16.jpg
      Размер файла:
      31,5 КБ
      Просмотров:
      5.693
    • 16.1.jpg
      16.1.jpg
      Размер файла:
      14 КБ
      Просмотров:
      5.711
  23. ViTaLiY_R Участник

    Регистрация:
    8 окт 2010
    Сообщения:
    59
    Адрес:
    Москва
    Имя:
    Виталий Михайлович
    Вернуться к началу
    День тридцатый

    ПУРГА НА РЕКЕ ХАТАНГА

    Маршрут: Хатанга – правый берег р. Хатанга у Новорыбной
    Пробег: за день 160 км, общий 2671 км

    Мы снова на маршруте. В Хатанге дует не на шутку. Заряды пурги на короткий миг сменяет солнышко из-за туч. Погода неустойчивая. Куда-то ее повернет? Но мы трогаемся в путь. У гостиницы нас провожают хатангские друзья — Семен и Константин Бауковы, Сергей Колесников… Стартуем в неизвестность.

    За городом задувает всерьез. Фотографируемся у выездного дорожного знака и спускаемся на реку Хатанга. Где-то рядом должны быть следы грузовиков и вездеходов, которые возят грузы на север.

    Пуржит круто. Пожалуй, такого ветра на маршруте мы еще не встречали. Хотя, нечто подобное было на подъезде к Норильску, на Надежде. Но там ветер не нес собой столько снега. Здесь же разыгралась серьезная низовая метель. Хорошо хоть, не общая. Тогда — труба дело. Пришлось бы ставить палатку и пурговать. На Таймыре с погодой шутки плохи.

    Кстати, низовая метель отличается от общей тем, что первая несет только тот снег, что поднимает с поверхности, вторая — и тот, что летит с небес. Так что если временами сквозь пургу проглядывают участки голубого неба или различим солнечный диск, значит, пурга низовая. Так и у нас. Но дует страшно. Видимость — метров 30. Держимся зимника и упрямо прем вперед. Ветер меняется — сначала задувает слева, к полудню уже справа. Может, к смене погоды?

    Идем до позднего вечера. В сумерках находим снежную мульду (воронку на склоне) на правом берегу реки. Здесь дует поменьше. В мульду уместятся как раз три снегохода с прицепами и палатка. Подъем берем не сразу. Самые тяжелые сани тащим двумя снегоходами.

    Но вот и все, палатка установлена, ужин готов. Здесь веселее. Пурга уже не страшна. За день пройдено 160 километров. По такой пурге — очень даже неплохо.
     

    Вложения:

    • 17.1.jpg
      17.1.jpg
      Размер файла:
      35,3 КБ
      Просмотров:
      5.692
    • 17.2.jpg
      17.2.jpg
      Размер файла:
      3,9 КБ
      Просмотров:
      5.719
    • 17.3.jpg
      17.3.jpg
      Размер файла:
      24,7 КБ
      Просмотров:
      5.712
  24. ViTaLiY_R Участник

    Регистрация:
    8 окт 2010
    Сообщения:
    59
    Адрес:
    Москва
    Имя:
    Виталий Михайлович
    Вернуться к началу
    День тридцать первый

    ПОГОЖИЙ ДЕНЕК

    Маршрут: правый берег р. Хатанга у Новорыбной – балок в верховьях р. Попигай
    Пробег: за день 185 км, общий 2856 км

    Вчерашняя смена ветра нас не обманула. Погода изменилась. Утром тихо и холодно. После пурги наши снегоходы напоминают сугробы снега. Подъем в 6.00. Едем довольно бойко. Через 11 километров проезжаем поселок Новорыбная. О нем идет недобрая слава — местное население не прочь присвоить чужое имущество. Судьбу решаем не искушать, проходим мимо.

    Сразу за поселком поворот на реку Попигай. В месте слияния с Хатангой она очень широка, берегов практически не видно. Держим путь на балки — они-то уж точно стоят на берегу. Берем азимут по компасу и навигатору, и вперед!

    Местами движению мешают огромные заструги, их нарезало многочисленными таймырскими пургами. Но под берегом ровнее. Тщательно выбираем дорогу, от этого зависит скорость нашего передвижения. По застругам мы вынуждены прыгать со скоростью 15-20 км/ч, а по ровному снегу мы разгоняемся до 50 км/ч.

    Посреди реки встречаем удивительный агрегат. На шасси от ГАЗ-66 установлен кузов от пассажирской «Газели». Кстати, она битком набита оленьими тушами. Продажа рыбы и мяса — основной доход местного населения.

    Заметили старый след снегоходов, он идет, срезая меандры (повороты) реки Попигай. Значит, сократим общий километраж.

    От вибрации и прыжков по застругам открутилась гайка (самоконтрящаяся) верхнего крепления амортизатора передней стойки «Патруля». Быстро закручиваем ее на место, подтягиваем другие гайки — и снова в дорогу.

    Иногда теряем едва различимый после пурги снегоходный след. Он ровнее окрестной тундры и двигаться по нему можно значительно быстрее. Поэтому терпеливо ищем след, находим его и движемся к границе с Якутией.

    Ночуем в охотничьем балке — теплом и чистом. В нем есть печка, запас продуктов, умывальник и аптечка. Ночевка в балке экономит время, поскольку палатку не надо ставить и собирать. Даже при всей сноровке на морозе это занимает не менее двадцати минут вечером и получаса утром. По утрам приходится голыми руками или зажигалкой отогревать замерзшие стойки палатки и вытряхивать из нее изморозь, выворачивая наизнанку.

    Завтра – Якутия. Переводим часы еще на два часа вперед. Теперь разница во времени с Москвой – 6 часов.
     

    Вложения:

    • 18.jpg
      18.jpg
      Размер файла:
      43,7 КБ
      Просмотров:
      5.712
    • 18.1.jpg
      18.1.jpg
      Размер файла:
      25,5 КБ
      Просмотров:
      5.693
    • 18.2.jpg
      18.2.jpg
      Размер файла:
      11,5 КБ
      Просмотров:
      5.727
  25. ViTaLiY_R Участник

    Регистрация:
    8 окт 2010
    Сообщения:
    59
    Адрес:
    Москва
    Имя:
    Виталий Михайлович
    Вернуться к началу
    День тридцать второй

    ДВЕРЬ В ЯКУТИЮ

    Маршрут: балок в верховьях р. Попигай — рыбточка на р. Уэле
    Пробег: за день 210 км, общий 3066 км

    Утром тихо и тепло, всего минус 10 градусов. Видимость порядка километра. Солнце встает в рассветной дымке. Умываемся в балке из обычного рукомойника – какое счастье! В палатке такого комфорта у нас нет.

    За полдня пролетаем расстояние до первого якутского поселка Урюнг-Хая, что стоит на реке Анабар. Местное население живо интересуется нашей техникой, просит открыть капоты и засыпает вопросами. Заезжаем в администрацию. Глава поселка Канат Ускенбаевич Алькенов тепло принимает нас, интересуется, не нужна ли помощь. Здесь же нас ожидает прибывший на перекладных из самого Якутска спасатель МЧС, проводит краткий инструктаж по безопасности и просит расписаться в бумагах. Оказывается, в Якутии МЧС работает очень строго.

    Узнаем, что наши коллеги из группы «Северный десант» ночевали в поселке Урюнг-Хая и вышли в Тикси утром. Это значит, что мы движемся значительно быстрее них, ведь из Хатанги они вышли практически на три дня раньше! Так что заочное соревнование между «Русской механикой» и «Северным десантом», между российской и зарубежной техникой, продолжится, видимо, до самого Тикси.

    В середине дня погода шепчет – яркое солнце при 9 градусах мороза и полном штиле. Выходим по следу наших друзей-«соперников». Однако, идти по нему невозможно, их сани проваливаются в снег очень сильно и оставляют за собой глубокую колею. Это притом, что горючего везти им приходится почти вдвое меньше нашего, ведь у них на снегоходах моторы другой конструкции, да и маршрут у них другой. Так что хвала нашим груженым саням, идем собственным следом и довольно быстро.

    Рельеф местами холмист, приходится пересекать многочисленные долины рек и ручьев, большинство из которых течет здесь с юга на север. Мы же движемся с запада на восток. По следам видим, как тяжело приходится на подъемах снегоходам «Северного десанта». Часть машин забирается в них далеко не с первого раза. Мы же идем ходко. Наши «Тайги» прут в подъем неплохо. Снег довольно плотен и гусеницы хорошо тянут по склону тяжелый груз. Только на одном из подъемов мы прибегли к буксировке саней двумя машинами, и то, только чуть-чуть, в верхней части склона.

    На спусках порой бывает сложнее – с разгону влетаем в глубокую снежную яму, но снегоходы и сани хорошо держат удар, который довольно сильно смягчил и мягкий пушистый снег. Других приключений не было. Заночевали на рыбточке возле реки Уэле, как нам подсказал навигатор. Созвучно с Уэленом, конечной точкой маршрута, но мы не расслабляемся, до нее еще очень далеко. Только в Тикси будет примерно половина маршрута.

    Основное здание на рыбточке закрыто на замок, но вокруг достаточно незапертых балков. Правда, пришлось долго копать снег, чтобы войти внутрь… Печку не топили, вполне обошлись нашими примусами. Да и зачем – дрова в безлесной якутской тундре в большом дефиците. Вдруг они кому-то окажутся нужнее, чем нам?
     

    Вложения:

    • 19.jpg
      19.jpg
      Размер файла:
      23,6 КБ
      Просмотров:
      5.679
    • 19.1.jpg
      19.1.jpg
      Размер файла:
      31,4 КБ
      Просмотров:
      5.684

Поделиться этой страницей