Мотолыжи "Степняк", или Ларвен Тобогганович

Гусеницы для снегоходов и спецтехники

kassandr

Активный участник
Регистрация
29 Мар 2011
Сообщения
535
Реакции
56
Местонахождение
Тульская обл.
Имя
Юрий
Техника
буханка, снегоход Битюг, мотосучка Жучка, мотолыжи Степняк и прочая мелкая бензиновая нечисть
гайк написал(а):
большое ли усилие нужно прилагать пяткой,чтобы повернуть?и какой радиус разворота(приблизительно)?
Нет, по такому снегу, как сейчас, совсем небольшое. При этом, если хорошо упереться, вертишься практически на месте, как циркуль.
 

kassandr

Активный участник
Регистрация
29 Мар 2011
Сообщения
535
Реакции
56
Местонахождение
Тульская обл.
Имя
Юрий
Техника
буханка, снегоход Битюг, мотосучка Жучка, мотолыжи Степняк и прочая мелкая бензиновая нечисть
Федотов Валентин написал(а):
Юрий,я впечатлён! То,чего мне-увы!- не хватает из-за недостатка времени:проверки оригинальных идей и конструкций.Браво!
Вопрос по-стариковски)всё-же имеется:при падении и тп ситуациях ноги могут попасть между лыжей и гусеницей,а сзади-рычаг...?
Спасибо, Валентин Владимирович! Я польщен!
Что же касается описанной ситуации, то мне такое даже представить трудно. В любом случае, между лыжей и гуськой гаранированный зазор, ногу не придавит. Вот когда на ларвене с охотничьими лыжами едешь, да еще по пересеченке (пробовал!), тогда стремно. Они то и дело норовят под гуську попасть со всеми вытекающими...
Пока упасть мне не удалось :) Но, возможно, в глубоком снегу я и этой высоты достигну. Бли-и-н, это сколько ждать-то теперь!
 

kassandr

Активный участник
Регистрация
29 Мар 2011
Сообщения
535
Реакции
56
Местонахождение
Тульская обл.
Имя
Юрий
Техника
буханка, снегоход Битюг, мотосучка Жучка, мотолыжи Степняк и прочая мелкая бензиновая нечисть
ДядьСаш написал(а):
Перенёс обсуждение этого, очень важного аспекта снегоходостроения, сюда,
И правильно! Всегда буду рад видеть Вас в своей теме.
Кстати, для данной темы этот разговор весьма актуален. Эта конструкция дает уникальную возможность перераспределять вес между лыжами и гусей в очень широких пределах. Думаю, подобные эксперименты позволят многое понять и существенно повысить проходимость данного ТС за счет адаптации к конкретным снежным условиям. Жду не дождусь!
 

шнивовод

Старожил
Регистрация
12 Сен 2011
Сообщения
1.216
Реакции
285
Возраст
50
Местонахождение
москва
Имя
олег
Техника
самодельный вездеход и тракторок
Юрий класный мопед на рыбалку самый раз.
 

Leший

Новенький
Регистрация
18 Фев 2013
Сообщения
9
Реакции
0
Возраст
54
Местонахождение
Вологда
Имя
Юрий
Техника
уаз 31512
А что если лыжи убрать? будет типа снежный мотоцикл...
 

kassandr

Активный участник
Регистрация
29 Мар 2011
Сообщения
535
Реакции
56
Местонахождение
Тульская обл.
Имя
Юрий
Техника
буханка, снегоход Битюг, мотосучка Жучка, мотолыжи Степняк и прочая мелкая бензиновая нечисть
Вообще невозможно будет ездить.
 

PVA59

Ветеран
Регистрация
22 Янв 2012
Сообщения
6.685
Реакции
4.854
Местонахождение
ХМАО, НВ
Имя
Vyacheslav
Техника
есть
kassandr написал(а):
PVA59 написал(а):
когда сопротивление движению пассивных площадей опоры низкий (чем выше скорость, тем меньше сопротивление движению)
Слава, просвети, откуда это следует? (про переход на глиссад не говорим!)
Чтобы не напрягать дискуссией любителей практического познания мира, прошу ответить в моей теме ("мотолыжи степняк"), там это приветствуется :)
Юрий, я как раз про глисс и говорил, при движении в режиме бульдозера, разницы нет с какой скоростью вы едете, только "малыши" так ездить не умеют. По серьезному СНЕГУ "малыши" либо передвигаются в глиссирующем режиме, либо никак не передвигаются. Причины вы сами знаете :)
Извиняюсь за запоздалый ответ - был на рыбалке 2 дня :rolleyes:
 

PVA59

Ветеран
Регистрация
22 Янв 2012
Сообщения
6.685
Реакции
4.854
Местонахождение
ХМАО, НВ
Имя
Vyacheslav
Техника
есть
ДядьСаш написал(а):
kassandr написал(а):
таежник 2 написал(а):
PVA59 написал(а):
Площадь лыж (или другая не активная площадь опоры) должна составлять не более половины активной площади опоры (гуси)....

Vyacheslav ! ....а вот с этого места можно подробнее? почему половина площади? а если больше(себе я сделал на толкаче почти 1:1)? как понять что на что влияет в этом случае?
Насколько я понял, Слава говорит о данной конкретной конструкции. В общем случае это не так: у толкачей и тобогганов может быть и поболе - у них лыжи выполняют дополнительную функцию, уплотняют снег под гуськой, и она меньше проваливается.
Я полностью согласен с этим. Но, для, неподготовленных (только начинающих разбираться в снегоходах), читателей, надо сделать, ещё раз, уточнение, что не надо путать загруженность лыж с их площадью. По загруженности (это вес приходящийся на единицу площади) Вячеслав всё рассказал верно, а площадь лыж может быть и больше площади гусеницы (как правильно указываешь ты, Юрий). Я, в своём посте выше, не догадался сразу сделать акцент именно на этом. В общем-то, я продублировал твоё сообщение ещё раз, своими словами, чтобы заострить внимание именно на этом.
РS. Перенёс обсуждение этого, очень важного аспекта снегоходостроения, сюда, так как для jeka41 это является пустой болтовнёй. :dread:
Нет, я говорил не про данную конструкцию, а про общие правила, при условии что вес равномерно распределен на всей площади опоры. То, о чем вы Юрий говорите, это исключение из правил, компенсируемое развесовкой, так мне видится :)
 

kassandr

Активный участник
Регистрация
29 Мар 2011
Сообщения
535
Реакции
56
Местонахождение
Тульская обл.
Имя
Юрий
Техника
буханка, снегоход Битюг, мотосучка Жучка, мотолыжи Степняк и прочая мелкая бензиновая нечисть
PVA59 написал(а):
Нет, я говорил не про данную конструкцию, а про общие правила, при условии что вес равномерно распределен на всей площади опоры. То, о чем вы Юрий говорите, это исключение из правил, компенсируемое развесовкой, так мне видится :)
Есть одно существенное обстоятельство, не имеющее отношения к развесовке: при одном и том же соотношении активных и пассивных площадей гусеничному движителю гораздо легче работать по снегу, уплотненному лыжами - во-первых, выше сцепление, а значит, и возможная тяга, а во-вторых, меньше лобовое сопротивление самой гуси.
Когда лыжи движутся по траекториям, сильно отстоящим от траектории гуськи (классический двухлыжный снегоход), они лишь создают дополнительное сопротивление движению (об устойчивости тут речи нет). В этом случае Ваши рассуждения справедливы и указанный оптимум соотношения площадей выглядит вполне правдоподобно.
Если же они уплотняют снег под гусей, они перестают быть в полном смысле пассивными площадями, т.к. участвуют в работе движителя, и ситуация радикально меняется. Кстати, для этого они вовсе не обязаны располагаться перед гусей - можно просто вплотную сбоку. Я шутя назвал свои мотолыжи "Ларвен Тобогганович", но на самом деле главное достоинство тобоггановской лыжи в моей конструкции потеряно: мои лыжи слишком далеко отстоят от гуськи и не уплотняют снег под ней, о чем скорблю. Но пришлось пойти на эту жертву ради устойчивости.
В силу сказанного никак не могу согласиться с утверждением, что изложенное Вами правило является общим.
 

PVA59

Ветеран
Регистрация
22 Янв 2012
Сообщения
6.685
Реакции
4.854
Местонахождение
ХМАО, НВ
Имя
Vyacheslav
Техника
есть
kassandr написал(а):
Если же они уплотняют снег под гусей, они перестают быть в полном смысле пассивными площадями
handshake Мы же не называем лыжу в движетеле Неждановского доп. площадью опоры :) Да и зачем эти тонкости новичку, кто поймет тот спросит :) . Кстати, такие лыжи жестко по бокам гуси, я устанавливал на "Хаски" (эта доп. площадь опоры двигалась по траектории гуси) - в глубоком снегу улучшения проходимости нет. Гуся просто виснет на них и свободно перемалывает снег, правда снегоход не проваливается, но и не едет. Вот тогда я и сформулировал такое правило для себя 50% - 50%.
Пойдем дальше :) Затем я жестко закрепил лыжи параллельно гусе, с возможностью подниматься и опускаться на снег при вставании на них - эта схема работает, при условии если у вас имеется 15-20 м для разгона, затем в пухляке вы встаете на лыжи и ездите до следующей остановки. Если вы остановились в пухляке без площадки для разгона, то вы уже никуда не поедете - отсюда выросло второе правило - чем больше скорость, тем меньше сопротивление движению (естественно я говорю про глисс)
 

mehatronik-68

Ветеран
Регистрация
1 Дек 2010
Сообщения
8.659
Реакции
2.672
Возраст
55
Местонахождение
Пермский край г.Горнозаводск
Имя
Александр
Техника
Всяконькая по немножку.
Когда снег отсырел, но был еще достаточно глубок, ехать сидя на Ларвене у меня не получилось совсем. Он тонул. Пришлось встать, пару раз шагнуть в лыжах, и он поехал. Я ехал стоя, а он двигал меня упираясь спинкой сиденья в опу. Вот так и прокатился.
На жестко закрепленных лыжах такого не получится. Но Юрий расставил условия сразу, обозначив, что снегоход - степняк. Т.е. для надутого, плотного снега. У нас такого нет. И все же, я бы рекомендовал поставить впереди хоть и маленькую, но рулевую лыжу. От нее будет много пользы, это и пред.уплотнение, и адекватное руление. Тормоза на лыжах, это дополнительные сложности. Да и не представляю я, как это будет работать, когда нога не зафиксирована на лыже, да еще и в рыбацких сапогах типа Ети, которые совсем не гнутся.
 

mehatronik-68

Ветеран
Регистрация
1 Дек 2010
Сообщения
8.659
Реакции
2.672
Возраст
55
Местонахождение
Пермский край г.Горнозаводск
Имя
Александр
Техника
Всяконькая по немножку.
Если бы двигатель был вариаторный, а управление дроссельной заслонкой - рычажком под палец, то можно было поставить управление бортовыми тормозами на руль. Установить рычаги, троса, и скребки на лыжи.
Впрочем надеюсь что завтра встретимся, и обсудим этот момент в живую. :beer:
 

kassandr

Активный участник
Регистрация
29 Мар 2011
Сообщения
535
Реакции
56
Местонахождение
Тульская обл.
Имя
Юрий
Техника
буханка, снегоход Битюг, мотосучка Жучка, мотолыжи Степняк и прочая мелкая бензиновая нечисть
PVA59 написал(а):
Кстати, такие лыжи жестко по бокам гуси, я устанавливал на "Хаски" (эта доп. площадь опоры двигалась по траектории гуси) - в глубоком снегу улучшения проходимости нет. Гуся просто виснет на них и свободно перемалывает снег, правда снегоход не проваливается, но и не едет. Вот тогда я и сформулировал такое правило для себя 50% - 50%.
Спасибо за аргументированный ответ! Раз уж пошла такая пьянка, давайте копать глубже. Тут нужно сделать существенное уточнение, без которого наши дебаты про уплотнение лишены смысла: снег, в отличие от воздуха или воды, не является средой с определенными физическими свойствами, он настолько разнообразен по свойствам, что единой физической модели не может быть в принципе. В нашем случае характер движения определяется способностью снега к уплотнению: "фрикционно-связный" снег (пухляк) уплотняется, "гранулированный" или "сыпуха" - нет. Для неуплотняемого снега мои рассуждения едва ли приемлемы.
Я давно наблюдаю дискуссию между любителями предуплотняющих лыж и и их противниками. И те, и другие настаивают на собственном опыте - прямо противоположном! Как известно, два оппонента могут быть одновременно правы лишь в одном случае: они спорят о разных вещах :)
В данном случае их поделил снег - он был разным.
Поэтому кто-то гоняет на т.наз. толкаче с огромной площадью лыжи и вполне доволен, а кто-то виснет на лыжах.
Именно поэтому я отрицаю возможность каких-либо "общих правил" - в каких-то случаях оптимально одно соотношение пассивных и активных площадей, в каких-то другое. Причем определяется это как постоянными факторами (конструкция снегохода), так и случайными (снег).
ЗЫ: замечу, что у боковых лыж, стоящих вплотную к гусе, есть еще одно важное достоинство - они убирают боковое трение гуси, которое бывает весьма существенным. Поэтому, если уж лыжи есть, лучше ставить их так, чтобы их следы примыкали к следу гуси: и боковое трение снимем, и предуплотнение создадим при возможности. Правда, заплатим устойчивостью.
Пойдем дальше :) Затем я жестко закрепил лыжи параллельно гусе, с возможностью подниматься и опускаться на снег при вставании на них - эта схема работает, при условии если у вас имеется 15-20 м для разгона, затем в пухляке вы встаете на лыжи и ездите до следующей остановки. Если вы остановились в пухляке без площадки для разгона, то вы уже никуда не поедете - отсюда выросло второе правило - чем больше скорость, тем меньше сопротивление движению (естественно я говорю про глисс)
Вы уверены, что дело в низкой скорости движения? Я подозреваю, что вся проблема в трогании с места - трение покоя в снегу существенно выше трения движения. Лыжи при трогании тормозят, гуся начинает копать, а дальше - лавинообразно, даже если удалось тронуться.
 

kassandr

Активный участник
Регистрация
29 Мар 2011
Сообщения
535
Реакции
56
Местонахождение
Тульская обл.
Имя
Юрий
Техника
буханка, снегоход Битюг, мотосучка Жучка, мотолыжи Степняк и прочая мелкая бензиновая нечисть
mehatronik-68 написал(а):
Когда снег отсырел, но был еще достаточно глубок, ехать сидя на Ларвене у меня не получилось совсем. Он тонул. Пришлось встать, пару раз шагнуть в лыжах, и он поехал. Я ехал стоя, а он двигал меня упираясь спинкой сиденья в опу. Вот так и прокатился.
На жестко закрепленных лыжах такого не получится.
Саш, они ж не жестко закреплены, а шарнирно. Я тоже могу на них встать, сняв вес с гуси.
Кстати, вот раскладки по давлению:
1. весь вес на снегоходе, лыжи свободны: 53 г/см2
2. весь вес на лыжах, снегоход свободен: под гусей - 25 г/см2, под лыжами - 21 г/см2.
И огромная свобода в перераспределении веса между лыжами и гусей!
 

kassandr

Активный участник
Регистрация
29 Мар 2011
Сообщения
535
Реакции
56
Местонахождение
Тульская обл.
Имя
Юрий
Техника
буханка, снегоход Битюг, мотосучка Жучка, мотолыжи Степняк и прочая мелкая бензиновая нечисть
mehatronik-68 написал(а):
Если бы двигатель был вариаторный,
А в чем фишка?


Всё, пошел Пермь изучать - она того стоит!
 

mehatronik-68

Ветеран
Регистрация
1 Дек 2010
Сообщения
8.659
Реакции
2.672
Возраст
55
Местонахождение
Пермский край г.Горнозаводск
Имя
Александр
Техника
Всяконькая по немножку.
kassandr написал(а):
Саш, они ж не жестко закреплены, а шарнирно.
Это я неправильно выразился. Я имел ввиду, что прямолинейного движения лыж, относительно снегохода не будет.
Нет возможности двинуть лыжу вперед, без наклона снегохода.
Вариатор облегчит управление снегоходом. Дело в том, что и так нужно проделывать много манипуляций по управлению. Если выводить управление "бортовыми тормозами" на руль, просто не хватит места. А ножное управление, я считаю неприемлимым. Ноги и так участвуют в сохранении равновесия. Болшего наверное им, в этом случае, не дано.
 

PVA59

Ветеран
Регистрация
22 Янв 2012
Сообщения
6.685
Реакции
4.854
Местонахождение
ХМАО, НВ
Имя
Vyacheslav
Техника
есть
kassandr написал(а):
В данном случае их поделил снег - он был разным.
Поэтому кто-то гоняет на т.наз. толкаче с огромной площадью лыжи и вполне доволен, а кто-то виснет на лыжах.
Именно поэтому я отрицаю возможность каких-либо "общих правил" - в каких-то случаях оптимально одно соотношение пассивных и активных площадей, в каких-то другое. Причем определяется это как постоянными факторами (конструкция снегохода), так и случайными (снег
Совершенно согласен, снег это не воздух и не ваакум и все что я писал и пишу, применительно для моих местных условий (других не пробовал). Про наст не пишу - не интересно. "Общими правилами" наззвал потому, что 50% на 50% позволит вам ехать, останавливаться и опять ехать при любой консистенции снега. Самым трудным для трогания с места является сыпучий пухляк и если пассивная площадь опоры больше активной, мой снежик просто зависал и гуся теряла сцепление со снегом. Трудно трогаться с места в сыром, липком пухляке, такой снег обладает высоким сопротивлением движению пассивной площади опоры, поэтому ее увеличение может стоить больших проблем.
kassandr написал(а):
Я подозреваю, что вся проблема в трогании с места - трение покоя в снегу существенно выше трения движения.
Ну дык я про это и говорил, когда писал про скорость движения :blush:
 

Радоснег

Ветеран
Регистрация
16 Май 2008
Сообщения
21.168
Реакции
4.339
Возраст
58
Местонахождение
Пермский край, с. Сива
Имя
Ахметзянов Радик Газимович
Техника
Всё продал, и последний молоток сломался...

Конкрит

Участник
Регистрация
27 Мар 2021
Сообщения
57
Реакции
28
Возраст
52
Местонахождение
Пермь
Имя
Вадим
Техника
Снегокат
Снегокат все ещё ездит или уже нет
 

Aksay

Активный участник
Регистрация
6 Фев 2017
Сообщения
986
Реакции
186
Возраст
54
Местонахождение
Московия
Имя
Андрей
Техника
много разного.

Радоснег

Ветеран
Регистрация
16 Май 2008
Сообщения
21.168
Реакции
4.339
Возраст
58
Местонахождение
Пермский край, с. Сива
Имя
Ахметзянов Радик Газимович
Техника
Всё продал, и последний молоток сломался...
Борисыч вроде с ним общался более тесно, может он знает.
 

Aksay

Активный участник
Регистрация
6 Фев 2017
Сообщения
986
Реакции
186
Возраст
54
Местонахождение
Московия
Имя
Андрей
Техника
много разного.

kassandr

Активный участник
Регистрация
29 Мар 2011
Сообщения
535
Реакции
56
Местонахождение
Тульская обл.
Имя
Юрий
Техника
буханка, снегоход Битюг, мотосучка Жучка, мотолыжи Степняк и прочая мелкая бензиновая нечисть
Звиняйте, други! Сосем я совесть потерял - не появляюсь:)
Я жив, хоть и попался злобному ковиду в самый мороз. Еле выбрался из своей глуши на мотособаке. Сломайся она - и кранты бы мне в минус двадцать на степном ветру, дойти б я не смог, тяжело болел.
"Степняк" жив-здоров, радует хозяина. Но проходимости не хватает, езжу только по лёгкому снегу (горки у нас, вот беда - руками затаскивать приходится, если снега много). Делаю вариант с цельной гуськой от бурки. Посмотрим. Будет, что рассказать, отпишусь.
До зимы!
 

fsasnow

Участник
Регистрация
2 Мар 2012
Сообщения
81
Реакции
25
Возраст
71
Местонахождение
Иваново
Имя
Сергей Александрович
Техника
Снег, лед - Буран, дорога - MUSSO
Воодушевлен вашим аппаратом, приступаю к созданию аппарата в электрическом варианте, только с небольшой передней лыжей чисто для притаптывания снега. https://www.snowmobile.ru/forum/index.php?threads/172507/page-2

Ларвел.jpg
 
Гусеницы для снегоходов и спецтехники
Сверху Снизу