PVA59 написал(а):
Кстати, такие лыжи жестко по бокам гуси, я устанавливал на "Хаски" (эта доп. площадь опоры двигалась по траектории гуси) - в глубоком снегу улучшения проходимости нет. Гуся просто виснет на них и свободно перемалывает снег, правда снегоход не проваливается, но и не едет. Вот тогда я и сформулировал такое правило для себя 50% - 50%.
Спасибо за аргументированный ответ! Раз уж пошла такая пьянка, давайте копать глубже. Тут нужно сделать существенное уточнение, без которого наши дебаты про уплотнение лишены смысла: снег, в отличие от воздуха или воды, не является средой с определенными физическими свойствами, он настолько разнообразен по свойствам, что единой физической модели не может быть в принципе. В нашем случае характер движения определяется способностью снега к уплотнению: "фрикционно-связный" снег (пухляк) уплотняется, "гранулированный" или "сыпуха" - нет. Для неуплотняемого снега мои рассуждения едва ли приемлемы.
Я давно наблюдаю дискуссию между любителями предуплотняющих лыж и и их противниками. И те, и другие настаивают на собственном опыте - прямо противоположном! Как известно, два оппонента могут быть одновременно правы лишь в одном случае: они спорят о разных вещах
В данном случае их поделил снег - он был разным.
Поэтому кто-то гоняет на т.наз. толкаче с огромной площадью лыжи и вполне доволен, а кто-то виснет на лыжах.
Именно поэтому я отрицаю возможность каких-либо "общих правил" - в каких-то случаях оптимально одно соотношение пассивных и активных площадей, в каких-то другое. Причем определяется это как постоянными факторами (конструкция снегохода), так и случайными (снег).
ЗЫ: замечу, что у боковых лыж, стоящих вплотную к гусе, есть еще одно важное достоинство - они убирают боковое трение гуси, которое бывает весьма существенным. Поэтому, если уж лыжи есть, лучше ставить их так, чтобы их следы примыкали к следу гуси: и боковое трение снимем, и предуплотнение создадим при возможности. Правда, заплатим устойчивостью.
Пойдем дальше
Затем я жестко закрепил лыжи параллельно гусе, с возможностью подниматься и опускаться на снег при вставании на них - эта схема работает, при условии если у вас имеется 15-20 м для разгона, затем в пухляке вы встаете на лыжи и ездите до следующей остановки. Если вы остановились в пухляке без площадки для разгона, то вы уже никуда не поедете - отсюда выросло второе правило - чем больше скорость, тем меньше сопротивление движению (естественно я говорю про глисс)
Вы уверены, что дело в низкой скорости движения? Я подозреваю, что вся проблема в трогании с места - трение покоя в снегу существенно выше трения движения. Лыжи при трогании тормозят, гуся начинает копать, а дальше - лавинообразно, даже если удалось тронуться.