ПРОДОЛЖЕНИЕ.
«Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды... Пропал Ершалаим – великий город, как будто не существовал на свете. Все пожрала тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме и его окрестностях. Странную тучу принесло с моря к концу дня, четырнадцатого дня весеннего месяца нисана.»
Та же тьма накрыла и наш маленький поселок, поглотив в чреве своем хрущевки-клетушки, утонувшие в снегу дома-деревяшки, пожарную каланчу и маленькую заправочную станцию, заканчивающую свой безрадостный век…..для северян наступил период размножения – Полярная ночь!
И в то время, когда зайцы, расшибая лбы о деревья в кромешной темноте, бегали в поисках зайчих, мы поговорим о световых приборах новенького Skandica, они без всякого сомнения, вызывают уважение и восхищение. Луч яркий и мощный, для движения в обычных условиях достаточно ближнего света, а когда включаешь дальний – малая авиация сбивается с курса – уже были жалобы! Но есть одно пожелание к производителю, касаемо данного прибора. Хочется, чтобы свет фар можно было отключить. Предвидя вполне справедливые возмущения, что данная функция может сыграть на нечистую руку браконьера, я попытаюсь объяснить свое желание. Браконьер, чтобы удрать от инспектора или проскочить незаметно и так давно уже приспособился – кто фары светонепроницаемой тканью закрывает, кто выключатель врезал, не особенно пугаясь порчи реле (штраф за лося 250 тыс.руб + конфискация снегохода и оружия дороже 8 тыс.руб. за релюху). Но те путешественники, кто выбрал для себя утилитарный снегоход BRP, скажут производителю большое спасибо за такую функцию. Три-четыре месяца (октябрь, ноябрь, январь, февраль) в основном мы передвигаемся в темноте. Ну, не совсем в темноте, бывает, что выглянет «лопарское солнце» и зальет голубым маревом окрестности, создавая причудливые пейзажи на снегу, вытягивая фантастические тени от деревьев или гоняя черные, пугающие воображение, пятна туч по голой тундре. Это в идеале. И так бывает не часто. А чаще – задует низовой ветер, потащит позему, скроет все следы, или еще хуже – повалит густой плотный снег, закружит хлопьями, и в свете фар видишь только снегопад, красивый, но такой не нужный в дальней дороге. И если в тундре можно вполне обойтись навигатором, то, «свалившись» в лесную зону, без визуального контроля приходится долго кружить у леса, тыкаясь вслепую, ибо свет фар упирается в белую снежную стену. И чтобы сориентироваться, приходится выключать двигатель, высматривать направление и пытаться снова попасть в нужную «дырку». Кому приходилось попадать в подобные ситуации, меня поймет. Если ваш путь составляет 30 километров, то еще куда ни шло, а если ехать 300 – и непогода застигла вас на середине пути и до ближайшего домика сотня, а спать под снегоходом не охота? Почему нельзя врезать выключатель самому? Как бы ничего сложного. Но где уверенность, что реле-регулятор напряжения не сдохнет? Это был самый слабый узел в прежних моделях нашей любимой марки. До сих пор сосед Василич мастерит приборы для стареньких Турингов, Скандиков и 5900-ых. И весьма успешно. И если по моторам 2-тактным как бы все более-менее понятно, влепил свое реле «от Василича» , врезал выключатель и катайся на здоровье, то по 4-т даже думать страшно – резанул не тот провод и получи чугунной сковородочкой по балде от любимой супруги за порушенный домашний бюджет!
Пока новенький снегоход катит себе неторопливо по снежной равнине, приближая нас к концу обкатки и к началу захватывающих дух приключений и полноценных отчетов, потрачу ваше драгоценное время на обсуждение еще некоторых проблем утилитарных снегоходов. Движение задним ходом порождает иногда массу ругательств. Первое – брызговик. Соседи-финны придумали уже давно – подвязывают веревочкой (цепью, проволокой) этот девайс и в ус не дуют! Но практика показывает, что в особо глубоком снегу, с тяжелым возом «за плечами», никакие веревочки не помогут, если идет настоящая битва за выживание, брызговик, находясь в первой линии на передовой, погибает. Там уже не до него, когда скрюченные от мороза пальцы едва могут на газ давить, а сани, зацепившись за проклятый пень ехать никуда не хотят, а вымороженный снег, как сахарный песок, вперемешку с ягелем сыпется бестолково по траку, брызговик теряет свою стоимость до нуля. Потом-то уже, в боксе теплом, жалеешь и считаешь - дорого! В общем, остается брызговик проблемой. Еще один маленький, но нужный девайсик я бы «прилепил» на утилитарник. На задний фонарь добавить луч белого света, направленный вниз, на прицепное устройство. Опять же на примере можно рассмотреть. Вода под снегом – беда для снегохода и его владельца. А если в метель, а если глубоко? Современный утилитарный снегоход, SWT 600 E-Tec, например, засадить тяжело, но все-таки возможно, что уж говорить об обычном вайдтраке с воздушкой? И начинается тогда ползание в снежной жиже, сани отцепил, сани прицепил, без налобного фонаря не обойтись, обмороженными руками лезешь в карман, достаешь, включаешь…куда денешься, надо! А представляете – просто переключил рычаг на задний ход и пространство за снегоходом осветил мощный прожектор!?
Ну и вспомним «болячку» 600 АСЕ, в прошлом году себя проявившую на всех без исключения снегоходах (это около полтора десятка машин) с таким мотором в нашем районе – засорение фильтра в корпусе насоса. Я в своем отчете о Е-Тес коснулся мальца этой проблемы и даже описал возможность ремонта своими силами в полевых условиях. Вот здесь -
viewtopic.php?f=101&t=54311&start=175 . Не думаю, что проблема эта решилась сама собой, топливо как попадалось плохое, так оно и попадается. Мнений на этот счет много, кто говорит, что это присадки забивают фильтр, кто говорит, что попадает при заправке грязь, но факт остается – чистить приходится. Поломка такого характера никакой, даже самой развитой инфраструктурой сервиса не решить, ибо происходит она неожиданно и непредсказуемо и может случиться далеко за пределами зоны покрытия сотовой связи, и решать ее вынужден владелец самостоятельно. Поэтому совершенно резонное предложение к производителю – упростить процесс очистки элементов топливной системы у 600 АСЕ. Как? Ну, тут, наверное, инженеры БРП придумают сами. На мой взгляд, необходимо вынести фильтры наружу, либо установить еще один, но тоже снаружи, либо, чтобы фильтр можно было достать через горловину бака, или установить дублирующую линию, ну масса вариантов. Сегодняшняя схема и сложна и трудоемка и в полевых условиях одному, да в мороз градусов в -35 …..ноу комментс.
Современный снегоход просит современного, грамотного, вежливого и понятного сервисного обслуживания! (вступил я сейчас на скользкую дорожку!) У нас в деревне такого нет! А снегоходов – тьма не тьма, а в каждой семье не по одному экземпляру. А народу с деревнями окрестными тысяч 12 душ наберется! Это со стариками да дитятями неразумными. Вот и считай. И все больше теперь народ на новую технику смотрит, ибо правильно это и с точки зрения экономии и с точки зрения собственного здоровья. И в долги лезут и ссуды берут, чтобы на новеньком четырехтактнике провентилироваться, а не изофлекс лопатой под капотом собирать. А хорошее сервисное обслуживание некоторые проблемы выше озвученные решить способно. Засоряется топливная – загоняй снегоход на профилактику вовремя! Сломался в тундре – вызывай техничку из того же сервиса! Пришло время ТО – милости просим! И в квитанции там все расписано грамотно и подробно: сняли глушитель – 200 рублей, поменяли подшипник – 500 рублей, подтянули гусеницу – 300 рублей! И мастер владельцу объяснит, где и как тот накосячил и что делать, чтобы не повторилось. Вот тогда заживе-е-ем!!!!!!!! А потребность в сервисе есть и еще какая! В селе ребята некоторые умеют ремонтировать, один моторы собирает с гарантией, другой в коробках подшипники меняет, третий сезонное обслуживание проводит – и у них очередь! В Мурманск снегоход отвезти – 4000 рублей отдай за машину, да в сервисе 5-8! Особо не наездишься.
Если команда «Газ до Отказа» разрешит мне осветить процесс проведения ТО-1 после периода обкатки, то я с удовольствием опишу, и как проводятся регламентные работы, и сколько это стоит, и за что я заплатил. И фото приложу, конечно.
Ну, поплакались в жилетку, теперь о хорошем – сгоняем на рыбалочку!