Как и обещал – расскажу немного о своих наблюдениях за снегоходом Skandic WT550 на REV-XU 2012, на котором мне привелось проехать полторы тысячи км с хвостиком, за время болезни моего подопечного.
Конечно, сначала пристальный осмотр. Что там и как. Платформа нам уже знакомая, с пружинами квадратного сечения, фиксируемой пяткой и прочими приятными и не очень изменениями.
Подвеска.
Про «не очень» можно сказать сразу. Слишком маленькие зазоры между катками (натяжными и верхними) и гусеницей породили неприятный скрипящий звук, особенно проявляющий себя в поворотах и что самое главное - износ бобышек
гусеницы вкупе с резиновой частью вышеназванных катков. Ни у Тундры, ни у СВТ на новой платформе такой беды нет. Пресловутые заклепки, так неудачно стоящие на СВТ600Е-Тес и WT600АСЕ, на этом снегоходе гусю не лохматят, что радует.
Гусеница.
Протектор злющий, ширина 50, на вид качественная.
Бак
в отличие от двух, более мощных и технологичных собратьев на 5 литров меньше, 40 против 45. И это странно, учитывая аппетит 550-го мотора. Кстати, на этой модели уже нет буквы «F», что это значит?
Посадка
Как и на всех моделях REV-XU великолепная, можно ехать и сидя и стоя одинаково комфортно. Приборная панель куценькая, резерв топлива, «кончитто» масла и дальний свет, подсветка приборов матово-желтая, но тахометр в стоке – хорошо.
Под капотом.
Доступ к свечам зажигания более менее нормальный, а вот к карбюраторам все подходы тщательно перекрыты, казалось бы – правильно, нехрен там делать, есть сервис и баста! Ну, проверим в полевых условиях, требуется или не требуется вмешательство в регулировки топливной аппаратуры этого снегохода.
С правой стороны стоит массивный глушитель, спрятавший своим туловищем доступ к масляному насосу, так что увидеть, что там происходит без демонтажа этого монстра невозможно. А нужно? Практика показывает, что да, нужно, на некоторых Скандиках прежних моделей насос начинал мокрить маслом и мы их отключали, во избежание поломок и пожара.
Багажничек.
Как и на СВТ маленький, но уютный, входит без труда литровый термос,
сумка с необходимыми вещами, фотоаппарат, ножовка, нож, запасные шапки и рукавички.
Розетка 12 Вольт.
В отличие от своих технологичных собратьев, у которых напряжение появляется от 3000 оборотов в минуту, розетка на WT550 работает постоянно и даже при выключенном моторе. Это очень хорошо. Ну представьте ситуацию: мотор сдох, телефон спутниковый сел, что делать, если розетка включается только при работающем моторе? Ляпи проводки к аккумалятору? А если снегоход провалился в ручей по руль??? И вам срочно требуется помощь? Не станем вдаваться в полемику, просто работающая розетка – это хо-ро-шо!
Снегоход прошел обкатку, но так как приехал из северной столицы, то, ясное дело, не обслуживался. Поэтому я заранее прикупил масла, бензина с запасом. В деревне 550-ых воздушников много, в том числе и новых, и нам известно, что после обкатки приходится регулировать топливную и масляную системы, потому что винты и иглы установлены заведомо на «обогащение» смеси и насос на добавочную подачу масла.
Запуск.
Обогатитель на полную, ключ на страт! Ничего нового и шокирующего. Мотор заводится с пол-пинка, на холодную надо играть немного обогатителем, при падении оборотов ниже 1000 стрелки приборов нервно прыгают по кругу, лампочки судорожно моргают и если не поднять на пару секунд флажок подсоса, двигатель глохнет. Но и заигрываться с подсосом не стоит, как только обороты стали устойчивыми, начинаем движение.
После «танка» SWT600Е-Тес, 550-ый кажется легким и подвижным. Так, впрочем, оно и есть на самом деле. В повороты он входит просто фантастически, горки-спуски, небольшие прыжки даются легко и без напряга, в общем, разница в весе чувствуется. И кажется, на кой тогда нужен 115-сильный мотор???? Но радужное настроение рассыпается как камушки в калейдоскопе, когда вы прижимаете гашетку. После Е-Тес на карбюраторном 2-т просто скучно. Это я в смысле «драйва», его в этом утилитарнике нет. Просто рабочая машина с красивой внешностью. Прицепив сани с грузом, и отправившись в первое свое путешествие на «старом знакомом» воздушном 550-ом моторе в новом обличье, я испытал двойственное чувство: с одной стороны платформа REV-XU в комбинации с зубастым протектором новой
гусеницы дает неоспоримое преимущество в проходимости. Новая коробка с таким, безусловно, удобным рычагом переключения передач, новая система охлаждения, призванная уберечь от перегрева двигатель. Посадка водителя, поднимающая настроение, каждый раз, когда забираешься на коня. Свет фар, позволяющий вязать нахлыстовые мухи без увеличительного стекла.
С другой стороны воздушник, силы которого тают как снег в июне, только стоит ввязаться в рыхлый блудняк. Расход топлива и масла нагоняют тоску, снова возить за собой цистерну в санях.
Есть, правда, от «воздушки» польза – это горячий воздух на подножках! Ноги в тепле и на душе хорошо!
Как раз с неба валило снежинками в изобилии. Казалось, что и космонавты там наверху помогают. Валит и валит, без остановки! Все это добро, падая на землю и лед водоемов, создает избыточное давление и вода пошла на поверхность, где смешиваясь со снегом устаивала снегоходолюбителям одну из самых неприятных ловушек.
Мы с моим приятелем по несчастью ( увлечением рыбалкой) Юрой как раз «влетели» в одну из таких засад.
Вообще-то, если быть внимательным, то объехать это препятствие можно. Воду под снегом выдают гладкие неровные по краям пятна с буграми снега из «взбитых сливок». Но это если вы внимательны. Я же наслаждался окружающим пейзажем и благополучно въехал в самую гущу….
А Юра, как верный товарищ, вслед за мной. Отчаянно газую, по большому радиусу пытаюсь выскочить из водяного плена, но мощности не хватает, я вязну. Юра доползает до меня и вязнет чуть позади…. Ситуация мерзкая, но поправимая. Все зависит от того, сможет ли снегоход самостоятельно вырваться из каши без прицепа. И сразу приятная новость – новая платформа очень высокая, сани отцепить удается, не заползая руками в ледяное месиво. Обтаптываю по бокам, становлюсь на лыжи – Скандик шевелится. Заодно проверяю, насколько глубоко заехал и не касается ли вариатор воды. Несмотря на то, что ведущий варик расположен низко, вода его не коснулась – передняя часть снегохода достаточно высока. Пускаю мотор, бью по подножками, раскачиваю вправо-влево и газую. Снегоход, сооружая сзади горку, достаточно легко вырывается из лужи на плотный сухой снег. Накатав площадку, возвращаюсь назад и раскатываю траншею для эвакуации саней и Туринга. По каше, освобожденный от прицепа WT550 rev-xu 2012 носится без всяких усилий (конечно на пониженной), легко раскатывая дорожку, до краев наполненную водой. Туринг, надсадно завывая 380-ым мотором, с честью для малыша самостоятельно выкарабкался из тисков западни, правда сильно пах жженой резиной и пришлось нажать «тапку в пол». Сани вырвали Скандиком, используя упругую чалку и способ «тянем-потянем».
Чистим подвески и полозья саней, мороз не сильный, но при помощи ветра цементирует ходовую достаточно быстро. Ну а если вовремя не очистить полозья – то сани превратятся в якорь из чугуняки.
Дальнейший путь прокладываем по вершинам холмов, старательно объезжая водные бассейны. Но встречаем другую печаль – в перелесках снег вовсе мягкий и мой снегоход сани тащить отказывается, копая глубокие траншеи и беспомощно зависая на дышле. Приходится расцепляться и тропить дорогу в особенно сложных местах. Потом возвращаюсь, выдергиваю чалкой сани, прицепляюсь и снова штурмую снежную целину на пониженной, с тревогой слушая мотор. Все-таки воздушка!
К обеду добираемся до небольшого ручья, метров двадцать в ширину, который преградил нам дорогу к заветному озерку. Перепрыгиваю «в одного» на противоположный берег. Через лед течет вода, скачу обратно – дорога получилась на первый взгляд нормальная. Я часто замечал, что чувство опасности притупляется у человека, если дело происходит недалеко от дома. Едешь к черту на кулички – стараешься в авантюры не ввязываться, а как километров 40-50, так обязательно влезешь в неприятность. Так случилось и в этот раз. Свободно проезжающий снегоход напрочь забурился с санями, едва лыжи приподнялись на твердое покрытие противоположного берега. Так плотно, что пришлось доставать лебедку. Она у меня подарочная, ручная и фуфлыжная. Однако, сантиметров двадцать мы отвоевали у стихии с ее помощью и снегоход вызволили. Потом очень долго дергали сани, рубили березки, рвали чалки и пр…. Эпопея преодоления ручейка растянулась на четыре часа. Когда, в итоге, мы сделали пару лунок в озерке, то ловить почему-то не хотелось.
Я поставил палатку, вскипятил чай и разогрел на сковородке немного мяса. Пока Юра безуспешно пытался поймать рыбу, перевернул сани и отколотил, насколько смог, их ото льда.
«Смеркалось.» /М.Задорнов/
Яркая заря расплескалась на западе, напоминая, что этот непростой денек подходит к концу.
Общим решением короткого, но сочного на матерные выражения, собрания сани и большинство вещей остались на озерке. Мы налегке поехали к зимовью. Усталость валила с ног, свет фар выхватывал из темноты «дорогу жизни» с выкопанными гусеницей воронками, я ехал и от чистого сердца благодарил снегоходы БРП, которым здорово досталось, но ни один из них не подвел, одежду и шлем, сохранившими способность после такой борьбы в снежной каше дарить тепло. И своего напарника, который приехал за полторы тысячи километров, не поймал еще ни одной рыбы, даже и поклевочки не увидел, натерпелся всласть горюшка, но ни слова упрека не сказал в мою сторону, ну и конечно Дениску, который приехал в домик раньше нас, растопил печь и ждал нас с горячим чаем!
Перед сном, проводя разбор полетов, я пришел к мнению, что снегоход мощный, но имеющий свои ограничения. И те сани, которые 600Е-Тес тащит играючи, ему все-таки не подходят. Особенно в таких тяжелых ситуациях.
Про расход топлива сказать ничего совершенно было невозможно, потому что первый бак (40 литров!) кончился на 53-м километре. Я свалил все на трудную дорогу и успокоился. А напрасно. Пару дней мы покатались по окрестным «заветным» местам, благополучно притащили к домику сани с вещами, половили мала-мала рыбки и я засобирался в поездку в Краснощелье. Попросили свозить девушку-француженку на Праздник Севера в село, максимально сохранившее традиции коренных народов Заполярья.
Чтобы поспеть к началу мы выехали в четыре утра. Снегопоезд наш состоял из WT550REV-XU, грузовых саней и прицепленных к ним пассажирских «Метелица». Селин сидела у меня пассажиром, а молодая семейная пара – в комфортабельных санках.
По твердой, но не ровной дороге Скандик тащил пассажиров и груз весьма бодро. Раннее утро щипало ноздри (и русские и французские), розовело щеки и не давало греться мотору.
Незаметно пролетев с песнями и плясками сотку, обнаруживаю на панели загоревшуюся лампу резерва топлива. На СВТ это значит, что в баке еще 20-ка как минимум. Здесь все оказалось драматичнее. Залил тридцать и в горловине все еще зиял голод. До села мы добрались без приключений, пониженную включать вообще не пришлось – на плотном покрытии этот снегоход справлялся с задачей очень и очень достойно.
Пока гости наслаждались зрелищем и вкушали экзотические явства, я занялся подсчетами. И был сильно раздасадован. На неполных 140 километров Скандик 550 сожрал 60 литров бензина и два литра масла!!!!!! Учитывая работу на три дня с поездкой в соседнее заброшенное село, мне запасов категорически не хватало! Звоню хозяину и получаю разрешение покопаться в чреве. Так как опыта в разборке этой модели тоже не было, я отвинчивал как и на 600АСЕ все подряд, в надежде добраться до заветных карбов. Пытливым пальцем и твердым умом добрался-таки я до винтов качества смеси и удивился – 1,25 оборота, все в пределах нормы. Масляный насос – риска к риске. Ну с маслом такое бывало и раньше, а вот бензин? Докопался до иголок. Обе на втором делении снизу. Перевожу на третье. И в таком положении мы катим в село, знаменитое своей историей и наскальными рисунками древних поселенцев. Туда-обратно почти сотня и мы уложились в тридцать литров. Уже небольшая победа! Звук у мотора стал ровнее, при перегазовках частично пропали провалы, неизбежно появляющиеся при переобогащении смеси. Но мне показалось этого мало и я на свой страх и риск опустил иголки еще на одно деление. Таким образом, расход составил примерно 25 литров на сотню. Хотя на сегодняшний день иголки установлены в среднем положении, а винты выкручены на полтора оборота. Масляный насос отключен ( в связи со своей прожорливостью) и смесь готовится вручную.
Вот вкратце и все, что я хотел вам рассказать о новом Скандике с 550-ой воздушкой.
Итог таков:
В положительную сторону можно отнести (в сравнении с предыдущими моделями) безупречную управляемость, очень комфортная возможность перевозить пассажира на заднем сидении, не оглядываясь на пружины в ходовой, замечательная внешность, эргономика, свет, продуманная и очень простая регулировка
гусеницы, простая операция по замене лампочек в фарах (не надо разбирать сами фары, как это было раньше), большой багажник, новая коробка с удобным рычагом переключения передач, отличная проходимость и красивый внешний вид.
В отрицательную – трудоемкость обслуживания двигателя, маленькие зазоры между катками и бобышками
гусеницы, отсутствие щупа проверки масла в коробке передач, щели в бардачке, недостаточно высокие носки накладок лыж (зарываются под корку снега).