Консервация снегохода

Гусеницы для снегоходов и спецтехники

Viking

Активный участник
Регистрация
13 Янв 2004
Сообщения
342
Реакции
51
Местонахождение
Москва
Техника
Snow: SUV 600
Зима в этом году надоела окончательно. Как, впрочем, и в предыдущем, и три года назад… Хочется тепла, зелени и… нет, комаров не хочется. Но - вместе с зимой кончается и столь любимый нами снегоходный сезон. Уже в ближайшие выходные мы все будем делать крайние выезды, после которых сразу же встает вопрос сохранения "нажитого непосильным трудом", а именно консервации снегохода.

Не надо откладывать. Наибольшего результата и наилучшей сохранности можно достичь, если провести консервацию техники сразу же после того, как она ездила, пока все прогрето, расшевелено и не успело прикиснуть и заржаветь. Большинство инструкций рекомендуют консервировать снегоход не позднее недели со дня крайней поездки.

Можно, конечно, ограничиться только консервацией двигателя, можно не ослаблять гусеницу, можно вообще ничего не делать - перестоит и так. Выбирать вам. Полная консервация снегохода включает в себя следующие пункты:

0. Выбор места для хранения
1. Мойка и чистка
2. Консервация двигателя
3. Консервация ходовой
4. Консервация шасси

0. Выбор места для хранения

Первым делом надо выбрать тихое сухое темное место,в котором снегоход перестоит лето. В это место ни в коем случае не должны попадать прямые солнечные лучи, поблизости не должно быть нагревательных приборов, не должно быть сырости, но желательна вентиляция. Немаловажным пунктом является отсутствие посторонних (особенно женщин, детей и наемных работников) в месте стоянки снегохода. Когда он будет стоять под чехлом, у этих недалеких людей всегда будет соблазн на него встать, сесть, что-нибудь положить или уронить, чем-нибудь облить (чехол высохнет быстро, но внутри все сгниет). Я знаю снегоходы и мотоциклы, на которых растили рассаду и выбивали гвозди из старых деревяшек. Даже если вы скажете со всей строгостью "К снегоходу не прикасаться!", все равно велика вероятность сняв осенью чехол неприятно удивиться. Лично я буду сколачивать каркасы из реек и накрывать снегоходы так, чтобы до них было совсем сложно добраться.
Не забывайте про кошек: если техника стоит в сарайчике, куда эти твари могут залезть, то по осени можно обнаружить снегоход обоссаным, а сиденье - распоротым когтями. Птичье же дерьмо не отмывается вовсе, а кожу проедает как кислота.


1. Мойка и чистка

Перед консервацией снегоход должен быть уже доставлен к месту хранения. После процедур он потеряет подвижность, поэтому все, пожалуй, кроме мойки и чистки, надо делать непосредственно на окончательной стоянке.
До начала всех работ категорически рекомендую снять стекло, завернуть его в мягкую ткань и засунуть дома в самый дальний угол на самом высоком шкафу. Дополнительно можно облепить наклейками "Яд!" и "Радиация!" :)
Мыть снегоход надо теплой водой с обычным хозяйственным мылом. Можно пользоваться автомобильными моющими средствами, но их надо очень тщательно смывать (что непросто), потому что иначе на пластике от них могут остаться очень въедливые разводы. Кожаные покрытия можно мыть ТОЛЬКО мылом или очищать без воды средствами для ухода за кожей (только не рук и лица, а ботинок и курток :)).
Мыть лучше не из шланга, или не дай бог, при помощи "кархера", а из ведра с губкой. Надо следить, чтобы вода не налилась в приборы, разъемы и переключатели, а так же в сокровенные места двигателя.
Бензином и прочими растворителями ни в коем случае нельзя чистить пластиковые и окрашенные поверхности. Краска отслаивается, особенно от алюминия, а пластик перестает блестеть и иногда тоже расслаивается.
Моторный отсек надо освободить от веток, листьев и прочей шелухи, собранной за зиму. Не надо пытаться вычистить из моторного отсека черную пыль, образующуюся от износа ремня: кроме того, что перемажетесь и перемажете все вокруг, ничего хорошего не получится. :) Проверено. Крупные потеки масла и топлива надо стереть тряпкой, чтобы потом было видно если потечет снова.
Из подвески и шасси тоже надо удалить посторонний мусор и глину (это тем, кто катался до последнего :)), если снегоход с водяным охлаждением - особо тщательно надо прочистить ребра радиаторов в подножках или за гусеницей. Не рекомендуется мыть радиаторы с моющими средствами: несмытые остатки запросто прожрут дыру в алюминии, особенно в местах соединений. Радиаторы потом надо просушить и пробрызгать WD40 или протереть тряпкой, смоченной моторным маслом.
После мойки снегоход желательно завести, слегка прогреть на месте и оставить посохнуть на час-два, прежде чем продолжать забавы с консервацией.

2. Консервация двигателя

ВНИМАНИЕ: Я описываю только общие процедуры. Конкретные двигатели могут иметь необходимость в специальном обслуживании (типа замены мистической неведомой смазки в коренных подшипниках некоторых Ротаксов), некоторые моторы могут иметь процедуры консервации, прямо противоположные описанным здесь. Если есть сомнения, лучше отправить снегоход на консервацию или ТО в мастерскую дилера.

Если пришла пора смены эксплуатационных жидкостей - охлаждающей, тормозной, масел в коробке и в картере четырехтактника, то замену лучше произвести до отправки снегохода на хранение. На надо давать возможности старым жидкостям отстаиваться и образовывать отложения шлаков в каналах двигателя. Тормозная жидкость, помимо этого, еще и очень гигроскопична - набирает в себя воду, поэтому на тормозных цилиндрах при долгой неподвижности ржавчина может проесть нешуточные каверны.

Перед консервацией мотор надо прогреть до рабочей температуры.
Только на двухтактном двигателе: После прогрева надо включить нейтральную передачу (у кого есть, у кого нет - выжать тормоз), газом установить обороты на 1500-1700, полностью открыть пусковой обогатитель и дождаться (не дольше 5 секунд), пока двигатель заглохнет или пока не начнет работать с сильными перебоями. Это создаст сильный перелив, но вместе с тем как следует смажет коренные и шатунные подшипники, полость картера под поршнем, лепестковые клапана и золотники газораспределения (у кого что есть).

Цилиндры.
Внимание! Некоторые инструкции к отечественным (да и импортным) снегоходам гласят, что в конце сезона обязательно надо снимать головки цилиндров и очищать камеры сгорания и поршни от нагара. Не берусь спорить, насколько это необходимо, но для себя определяю так: ставлю поршень в ВМТ и через свечное отверстие тонкой отверткой пытаюсь аккуратно процарапать донце поршня. Если полоска остается алюминиевая, светлая - чистить не надо. Если отвертка скребет по нагару - увы…

Вывернуть свечи. Проворачивая коленвал, поочередно установить поршни в нижнюю мертвую точку и в каждый цилиндр залить (шприцом, так чтобы разбрызгивалось) по 30-40 грамм автомобильного минерального моторного масла или распылить специальный консервирующий спрей из баллончика (WD40 и К17 не годится! Залягут кольца!). Дать маслу стечь 1-2 минуты, после чего медленно провернуть ручным стартером коленвал на 5-10 оборотов чтобы масло равномерно распределилось по зеркалам цилинлров. Свечи очистить от нагара, смазать резьбу Литолом или графитной смазкой и завернуть на место ключом, но не туго. Свечные колпачки не одевать. В начале следующего сезона свечи настоятельно рекомендуется заменить на новые.

Карбюраторы.
Если карбюраторы оборудованы сливными пробками, то пробки надо отвернуть и слить топливо, после чего пробки завернуть на место. Если пробок нет - аккуратно снять корпуса поплавковых камер и вылить топливо. Если это сделать слишком сложно, то можно перекрыть подачу топлива из бака (снять или пережать шланги ДО бензонасоса) и выработать топливо досуха, но, соответственно, сделать это ДО консервации цилиндров.
Отвернуть крышки заслонок, вынуть заслонки, смазать поверхности заслонок и иглы автомобильным моторным маслом. Поднять заслонку на тросе вверх и шприцем залить 5-10 капель моторного масла под оболочку троса, одновремено выжимая и отпуская рычаг газа, чтобы масло смазало трос в рубашке. Смазать резьбу крышки заслонки Литолом и установить заслонку на место.
На снегоходах с несколькими карбюраторами процедуру производить поочередно, чтобы не перепутать заслонки. :) При возможности отсоединить трос газа от рычага на руле и залить моторное масло в трос. Ту же процедуру заодно проделать с тросиками обогатителя и тормоза, если тормоз тросовой.
Открыть воздухозаборник (воздушный фильтр, глушитель шума впуска, называйте как хотите. Воздухан в общем). Вычистить, желательно пылесосом, все сокровища, которые в нем накопились. Очистить решетки и сеточки, паралоновые фильтры вымыть теплой водой с мылом.
Заткнуть вентиляционные трубки карбюраторов болтами подходящего диаметра.
Заткнуть впускные отверстия карбюраторов. Я для этого делаю затычки из тряпки, положеной в полиэтиленивый пакет и затыкаю впускные жерла прямо внутри воздухана. Можно закрыть входное отверстие воздухана полиэтиленом и притянуть круглыми резинками. В любом случае, конденсату и тараканам с пауками там делать нечего. Просто тряпками не пользуйтесь: они пропускают и копят конденсат.
Точно так же заткнуть выхлопную трубу. На четырехтактном двигателе заткнуть вентиляцию картера (если есть). Заткнуть сапун (вентиляционное отверстие) коробки передач.

Вариатор.
Если вам действительно дороги ремни вариатора и вентилятора, снимите их, вымойте теплой водой с мылом, высушите, посыпьте детской присыпкой и положите в расправленном виде туда же, куда раньше спрятали стекло. Не забудьте отметить на ремнях фломастером направление вращения и потом ставьте назад соответственно.
Конуса вариатора очистите от остатков ремня. Для этого продается специальное средство, но можно постараться отмочить эти наслоения обычным бензином. Как следует пробрызгайте конуса и механику вариаторов WD40 или К17, не поленитесь сдвинуть конуса и пробрызгать оси под подвижными частями. (Перед установкой ремня в новом сезоне ОБЯЗАТЕЛЬНО надо будет как следует отдраить конусные поверхности чистым бензином!)

Прочее.
Резиновые трубки и детали обработать силиконовым спреем для резины (ни в коем случае не давать силиконовой смазке попасть на вариатор!). Открытые неокрашеные алюминиевые детали (включая карбюраторы снаружи)пробрызгать WD40.

3. Консервация подвески

Для начала надо положить снегоход на бок и внимательно осмотреть подвеску. Если что-то неисправно, за лето можно спокойно заказать нужную деталь и спокойно починиться, вместо того чтобы потом в начале сезона бегать с высунутым языком в поисках запчастей.
Установить снегоход на подставки так, как он будет стоять все лето. Желательно сделать это так, чтобы гусеница и лыжи не касались пола, а подставки упирались в жесткие металлические несущие конструкции рамы снегохода, которые не деформируются за время хранения.
Все регулируемые пружины подвески надо расслабить на максимум, предварительно записав, в каком положении что стояло.
Штоки амортизаторов густо смазать жировой смазкой или Литолом. Это по инструкции. Совсем бережливые еще оборачивают их поверх промасленой бумагой, я же обычно просто пробрызгиваю WD40.
Подвеску прошприцевать в предназначенных для этого точках.
Гусеницу ослабить наксолько позволяет натяжной механизм. Ее можно обработать, проворачивая вручную, силиконовым спреем или специальным составом для резины, предохраняющим от трещин.
Открытые шарниры, резьбу, коньки лыж, пружины и неокрашеные поверхности обработать WD40 или консервационным маслом К17.

4. Консервация шасси

Снять, полностью зарядить и хранить отдельно аккамулятор.
Очистить от грязи и обработать силиконовым спреем электропроводку.
По возможности снять сиденье, обработать средством для ухода за изделиями из кожи. Если место хранеия снегохода сырое, желательно хранить сиденье отдельно, там же, где уже лежат стекло, ремни и аккамулятор. :)
По возможности снять и промыть бензобак. Пластиковый бак оставить пустым, металлический бак заправить под завязку с добавлением стабилизатора топлива. Трубку вентиляции бака не затыкать: бак может деформировать атмосферным давлением.
Обработать автомобильным защитным полиролем (с воском) все блестящие части, пластиковые и металлические.
Закрыть комбинацию приборов по возможности чем-то твердым.
Как следует зачехлить снегоход, поклониться и попрощаться с ним до следующего сезона. :)
 
Гусеницы для снегоходов и спецтехники
Сверху Снизу