Иремель. Возвращение в Рай.

Запчасти на технику YAMAHA
Форумчанам 10% скидка!
Гусеницы для снегоходов

serg777

Активный участник
Регистрация
4 Апр 2008
Сообщения
450
Реакции
0
Возраст
57
Адрес
Уфа
Имя
Сергей
Техника
BRP Summit Everest 600 e-tec, BRP Scandic SWT 600 e-tec, CF 500A, BRP Out 650, Hundai Ix 35, MMC Pajero Sport New
«Эдемский сад - Иремель
Когда я закрываю глаза, то вижу вздымающиеся шапки белесых туманов Иремеля, когда засыпаю - то слышу звон горного ручья, исходящего из-под валунов каменной реки. Когда успокаиваются мысли, утихает внутренний шум, то пробуждается сердце и ... манит, и зовет туда, в край сбывающихся снов - к Иремелю. И никто, и ничто уже не в силах удержать...»



Иремель. Возвращение в Рай.


Поход готовился в течение двух месяцев как коммерческий проект, однако с самого начала гора Иремель внесла свои коррективы. Ну не допускает это место какой то коммерции, товарно-денежных и прочих меркантильных отношений. В-общем, московский клуб и народ на 23 квадроциклах без объяснения причин скрылись в туман и даже на мои звонки отвечать перестали. Не буду говорить какими словами в очередной раз я поносил столицу и её жителей. Думаю не один я попадал в такую ситуацию с москвичами. Ну да Бог им судья. А мне что-то надо было делать, чтоб усилия по подготовке похода не пропали даром. Мысль собрать друзей была единственная и самая правильная. И они собрались, не подкачали: Александр Моцный, г. Уфа – верный друг, неизменный соучастник всех авантюр, отличный пилот и механик, BRP800; Чередников Вадим, г. Уфа – пожалуй лучший уфимский штурман, пилот, неоднократный участник «Ладоги» , BRP800; Кривич Сергей, г. Омск – экстремальщик, организатор и участник десятков сложнейших походов и экспедиций, BRP800; Вырезков Олег, г. Омск – оператор экстремальных съемок офф-роада, водных, авиа, и прочих приключений, из десятка роликов на эти темы, выложенных в интернете, думаю хотя бы один точно его, Cameraman (оператор не может одновременно снимать и рулить, поэтому пассажир); Слуцкий Валера, г. Омск – опытный таёжник, охотник, участник многих походов, человек, готовый всегда подставить товарищу своё плечо, BRP800; Коннов Сергей, г. Белебей – неоднократный участник совместных покатушек, крепкий, надежный как гора, BRP800; Кондратец Юрий, г. Октябрьский – мастер спорта, неординарный, интересный человек, BRP800. Также для тест-драйва в условиях жесткой эксплуатации нового квадроцикла российской сборки был приглашен Василенко Сергей, г. Екатеринбург – представитель компании Stels – фирмы, собирающей, как показывает практика, весьма неплохую продукцию по привлекательным ценам (вело, мото, квадроциклы, скоро и снегоходы), единственный человек в команде, не понимавший во что он ввязался. Наивный, думал что эксплуатнем мы его Stels 700 по лесным дорожкам, как летом в Краснодарском крае тестили, живя в 5-звездочных гостиницах. Не тут то было. И спасла его только армейская закалка – все ж подполковник ВДВ в отставке. Не смог ехать с нами по причине неисправности техники, но принял активное участие в подготовке похода Габбасов Мурат, г. Уфа – неоднократный участник квадро и снегоходных походов, человек обеспечивший заброску бензина на маршрут и предоставивший в распоряжение участников отличного качества номера и баню на турбазе в п. Тюлюк. Не смогли ехать с нами, но проделали большую работу по разведке маршрута Степанов Владимир, г. Уфа и Иванов Андрей, г. Уфа. Последним троим выражаем большую благодарность – без них такого маршрута бы не получилось. Спонсор похода – магазин-салон «Барс» (техника для активного отдыха), г. Уфа, директор Колодко Андрей.
Маршрут проходил по самым диким местам Южного Урала – мимо наивысшей его точки - г. Ямантау, по краю Южно-Уральского заповедника, между г. Белорецк (Башкирия) и г. Юрюзань (Челябинская область).
30.09.2009г.
Итак всё готово, база «Малиновка» в п. Отнурок заказана, Серёга из Белебея и Юра из Октябрьского бьют копытом, омичи выдвинулись на двух машинах в сторону г. Белорецк. У нас с Моцным все попытки выехать пораньше не удаются. Город не выпускает из своих цепких объятий, производственные вопросы решаются даже в дороге и прекращаются только волевым выключением телефона.

260 км от Уфы, на одном дыхании – вот и Отнурок. Омичи на базе отоспались с дороги, увязались и отпарились в бане. Радость встречи – расставались мы ровно год назад в тайге, в болотах в 400км севернее Омска на озере Чартолы. И вот снова вместе! Виски текут рекой, ужин, воспоминания, но сон берет свое – да и завтра тяжелый день. До утра, парни!

01.10.2009г.
День второй – встали рано, мы с Моцным начали утро с шуточных побудок участников – Юра всерьез подумал что проспал, пытался в спешке затолкать ноги в одну штанину. Дружеский гогот. Увязка квадров, отличился Кривич – бар с таким разнообразием продуктов и в городе поискать!

А насколько хватит этой бутылки вискаря?

Неизменен и флаг Омска – где он только не побывал с владельцем!

Завтрак, прощание с гостеприимной т/б «Малиновка» и в путь. Погода пасмурная, но пока сухо. Едем. Слева остаются горы Золотые Шишки, Яланасык – всё действительно в золоте под лучами восходящего солнца. Первые километры показывают неподготовленность пилота Stels – вещи, канистры с бензином вываливаются из-за плохой увязки и штатного, непригодного для походов кофра, а Сергей оказывается второй раз в жизни за рулем квадроцикла (в конце похода на его примере можно было писать книгу «Как закалялась сталь 2»). Еду сзади, собираю выпадающие вещи, один раз Моцному пришлось вернуться за потерянной канистрой. Пытаемся как-то поддерживать скорость. Кривич сел за руль Stelsа, проехал – нормальный аппарат! Можно гнать! Но пилот едет потихоньку. Несколько слов на «чисто русском» взбадривают. «Взбодрился» и Юра Кондратец – и на одном из поворотов влетел на скорости в глубокую колею. Переворот. Выставленная нога – грубое нарушение безопасности. А эти правила писались кровью. Результат – перелом. Беглый осмотр показывает, что сломаны обе кости голени, дело худо. Пока накладывается шина, проводится антишоковая терапия (в очередной раз спасибо ВЦСПС и школе спасателей за науку) решаем вопросы транспорта пострадавшего и его техники. Юра держался молодцом.

Хорошо, что пройдено всего 7 км без особого бездорожья. Вадим едет в Отнурок вызывать «скорую», Саша с Кривичем медленно транспортируют пострадавшего на квадре. Операция прошла успешно. Пострадавшего отправили на скорой в больницу г. Белорецк, а мы продолжили путь. Пытаемся нагнать время и на развилке в спешке уходим дорогой, что слишком забирает вправо, в сторону Шушпы. Понимаем это примерно через полтора километра, удалившись от Журавлиного болота на два километра. Возвращаться – плохая примета. Поэтому принимаем попытку идти напрямую к Журавлиному по старой просеке. Stels застряв между стволов упавших деревьев блокирует трансмиссию и на вывернутом руле дает газ. Результат известен многим «гризловодам» - щелчок, сепаратор гранаты пополам и привод на улице. Еще одна ошибка начинающего пилота.

Выдергиваем привод из внутренней гранаты. Теперь Stels стал моноприводным. Разведка показывает, что идти дальше только на заднем приводе будет тяжело. Чтоб не тратить понапрасну силы и время, решаем все ж вернуться на дорогу, разведанную Bastionом и And108 (В.Степановым и А.Ивановым). Эта дорога через болото оказалась довольно приличная, проскочили быстро. Прохождение отметили.

Журавлей не встретили, но места очень красивые



(фото не наши, их делали ребята при разведке маршрута). Проходим вдоль каменной реки – гости такого никогда не видели, очень удивлены

Забираем левее, под г. Осиновая, южную оконечность хр. Инзерские Зубчатки. Темнеет. Дорога превращается в тропу. Несколько бродов ручьев с крутыми берегами. Пара переворотов. Стволы упавших деревьев. Где-то потеряли бутылку виски.
Алкоголь – причина многих увлекательных приключений. Так и мы не можем позволить валяться трем оставшимся литрам виски в тайге! Моцный с Кривичем уезжают на поиски. Остальные тоже в поиске. Так случайно находим спальник Bastiona, потерянный им неделю назад. Кипятим чай. Проходит час. Экспедиционеры не появляются. Пытаемся их вызвать, но они не взяли рацию! В голове картина – сидят эти двое под елочкой и допивают бутылку без закуси. Нет, не дам случиться такому безобразию! Закуску в карман – и на поиски. Доехав до первого брода обнаруживаю оставленный квадрик и отсутствие людей. Ручей метра три шириной, берега крутые, на дне притопленные стволы. Переезжали его с трудом. Перевернуться можно на раз. При перевороте один на колеса не поставлю. Чё делать? К счастью вижу свет – экспедиционеры возвращаются. Сильно расстроенные. Виски не нашли, его будет допивать местный мишка. Кривич седлает оставленный квадрик, возвращаемся. Навстречу едет Вадим – видимо ему тоже привиделась картина теперь уже трех собутыльников под елью. Вадим, не переживай, пустые. От полноты нахлынувших чувств (Вадим ярый борец за трезвость!) при переезде очередного полена, коих тут валяется в достатке, он переворачивается и упирается лицом в предмет наших поисков! Радость и крики папуасов, добывших прокорм на всё племя! Вадим погрустнел. Группа снова вместе. Пошел дождь со снегом. Температура быстро понижается. Дальнейшее рубилово в темноте не приводит к нужному результату – рубимся, натыкаемся на завал, возвращаемся, всё повторяется снова и снова. Не помогают даже ксеноновые фары рабочего света, установленные на всех уфимских квадрах. К тому же все уже очень устали и голодны.
Решено вставать на ночлег. Разбиваем лагерь. Разжигаем костер.

Поход Вадима и Сергея Коннова за водой не принес желаемого ответа о наличии дороги, тропы или прохода. Готовим ужин и спать – утро оно мудренее.
Запланированный на этот день подъем на хр. Инзерские Зубчатки из-за потери такого количества времени придется отменить. В утешение (или наоборот, на растраву для планирования будущих поездок) вот несколько фото того, что мы пропустили (фото не мои, взяты из открытого источника - с сайта www.nedoma.ru):






ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
 

and108

Участник
Регистрация
27 Янв 2009
Сообщения
163
Реакции
3
Адрес
Уфа
Имя
Андрей
Техника
SUV 600
Да уж...красавчики :up: ...
П.С.Вот парочка фот с Зубчаток.





 

cameraman

Старожил
Регистрация
14 Окт 2008
Сообщения
1.905
Реакции
10
Адрес
Омск...
Имя
Олег.
Техника
RZR 570
serg777 написал(а):
"... Радость встречи – расставались мы ровно год назад в тайге, в болотах в 400км севернее Омска на озере Чартолы. И вот снова вместе! ..."


Привет Serg!
Привет всем участникам пробега! Год назад, в болотах севернее Омска, мы и представить не могли, что вновь увидимся, да еще на маршруте в пробеге по Уралу. Искренне были рады встречи и новым знакомствам! :beer:

А к вышесказанному приклею пару, тройку фоток по теме ..."ремонт" и "утро в горах"
 

Вложения

ВАГОН

Ветеран
Регистрация
3 Мар 2006
Сообщения
12.285
Реакции
7
Возраст
53
Адрес
Новосибирк
Техника
SUV 600
Переворот. Выставленная нога – грубое нарушение безопасности. А эти правила писались кровью. Результат – перелом.
:yes: устал уже говорить об этом....
 

cameraman

Старожил
Регистрация
14 Окт 2008
Сообщения
1.905
Реакции
10
Адрес
Омск...
Имя
Олег.
Техника
RZR 570
ВАГОН написал(а):
Переворот. Выставленная нога – грубое нарушение безопасности. А эти правила писались кровью. Результат – перелом.
:yes: устал уже говорить об этом....
Надо отметить, что Несмотря на серьезный перелом в нескольких местах, Юрий был выдержан и спокоен. Держался геройски ... :!:

Когда шина уже наложена, и шок прошел, для поддержания пострадавшего и боевого духа команды, вход пошли шутки и некоторые из них были с топором в руках ... :)
 

Вложения

Ильич

Новенький
Регистрация
9 Сен 2008
Сообщения
18
Реакции
0
Адрес
Уфа
Имя
Виктор
Техника
Skandic WT550
Давай Серега!
Ждем продолжения!
 

int

Активный участник
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
552
Реакции
0
Возраст
59
Адрес
Москва/Горки
Имя
Павел
Техника
Для души
Молодцы!!!!!!!!!!!!!!!!! :up:
 

serg777

Активный участник
Регистрация
4 Апр 2008
Сообщения
450
Реакции
0
Возраст
57
Адрес
Уфа
Имя
Сергей
Техника
BRP Summit Everest 600 e-tec, BRP Scandic SWT 600 e-tec, CF 500A, BRP Out 650, Hundai Ix 35, MMC Pajero Sport New
Ну что ж, продолжение...


02.10.2009г.
День третий. Всю ночь шел дождь. Вещи не просохли. Будем сушить у костра, а досушивать на себе. Поход на реку за водой совмещаем с разведкой дальнейшего пути и при дневном свете быстро находим проход. Что ж – быстрее завтракать и в путь! Правда квадр Кривича пришлось подшаманить – двиг работает на одном цилиндре, комп выдает ошибки. Замена свечи поправляет ситуацию, но не до конца. Выдвигаемся. Вокруг – царство Берендея, с веток свисают мхи, костром пылают березы и рябины


Встретилось «заколдованное озерко». Не хватает только сестрицы Алёнушки (была бы очень кстати – единое мнение участников)

Пару километров из шести, которые мы должны пройти вдоль р. Тирлян до заброшенной деревни Мисели, проходим, лихо петляя между деревьями. Дальше упираемся в завал. Уходим от реки вверх по склону, проходим полторы сотни метров, снова завалы. Разведка показала, что единственно возможный вариант прохода – по руслу реки. Правда она местами глубока для квадров. По крайней мере там, где мы утром набирали воду, была глубина около полутора метров. Пилим проход к реке

К счастью выходим на перекат, глубина до половины колеса, несмотря на крупные камни идти можно.

Метров триста проходим без проблем по реке. Дальше камни начинают расти и достигают уже размеров сначала табуретки, а затем автомобиля и больше. Река течет внизу между булыганами. Всё, приехали. Пора на берег. На берегу не лучше – нечто между каменной рекой с размером камней со стол и болотом между ними. Всё это сверху обильно устлано упавшими стволами деревьев. На камнях мох, при неверном шаге он соскальзывает с камня, и ты падаешь. Как повезет. Можно провалиться и между камнями. И тогда... Очень не хочется еще одной спасательной экспедиции. Бережём ноги! Квадры, хоть и на четырех колесах, спотыкаются тоже, переворачиваются. Да еще озаднепрившийся Stels, которого часто просто тащим. Серега просит сесть за руль при переездах через препятствия, несколько раз сажусь, что-то переезжаю, где-то застреваю, но не могу же ехать на двух аппаратах сразу! Объяснение с применением непереводимых выражений правил переезда препятствий и предложение бросить Stels в тайге, в этот раз попавшее на благодатную почву измученного Серёгиного организма, дало результат – отчаянно дав шпоры своему скакуну он взлетел над очередным камнем. Наверное многое пронеслось в этот момент в его голове, вспомнилось и десантирование с особо малых высот без парашюта. Как бы то ни было приземлился он на четыре колеса, подвеска уцелела (научились производители ковать рычаги!), и дальнейшие препятствия он брал только так, с отчаянием и злостью, шел на препятствия каждый раз как в последний бой. Вот так закалялась сталь. Результат: четыре километра пройдено за семь часов. «Рекорд скорости». (К сожалению, фотографий этого прохода не оказалось ни у кого – водителям было не до съёмок, а Олег снимал видео. Так что с нетерпением будем ждать фильма.) Усталость и голод заставляют сделать остановку, да и погода этому способствует – заметно потеплело, градусов до 12-14, ярко светит солнце. Нашли хорошее место, остановились. Пока кипятится вода раздеваемся, сушимся, загораем



Перед Миселей начала появляться сначала просека, затем заросшая тропа, постепенно превратившаяся в дорогу. Покос. Дом.

Навстречу выходит мужик. Местный житель, не старый, лет сорока. У него крепкое хозяйство, конные приспособления для уборки сена,

скотина, несколько собак, спутниковая тарелка, генератор. На нас смотрит как на праздно шатающихся (что в принципе и верно), рассказывает, что месяц назад здесь проезжали на квадрах Самаритяне. Короткий расспрос про дорогу на Верхнеаршинский (через лес, чтоб не выходить по грунтовке на Тирлян). Удачи тебе, товарищ! А нам счастливого праздношатания.
Дороги сходятся-расходятся. Старые и новые. Разрушенный мост. Брод. Выбрали направление по GPS и пошли по очередной из них. Но через три км дорога стала отклоняться влево к хр. Кумардак, всё дальше отходя от р. Миселя. Готовя поход мы видели её в Гугле, она подходит под хребет и заканчивается под перевалом. Перевал – сплошная курума, проходимая только пешком. Необходимо сказать, что многие вершины и перевалы на Урале состоят из камней разного размера, иногда небольших, иногда просто огромных, причудливо, но монолитно составляющих единое целое. Это и есть курумы. Ведь Уральские горы — самые старые на планете, а курумы – это разрушение когда то очень крепких горных пород, здесь каждый камень хранит память о рождении Земли. Но в тот момент нам не до изысканий и размышлений - скоро начнет темнеть. И это - не наш путь. Может быть в другой раз. Разворачиваемся. Решаем идти по грунтовке на Тирлян, но по дороге Вадим замечает дорожку вроде бы нужного направления и как штурман настаивает идти по ней. И в очередной раз оказывается прав. Дорога ведет в куда надо и даже через некоторое время появляется на карте GPS как проезжая. Находим дом, да не дом – хоромы. Есть даже баня. Хорошие большие нары с матрасами, печь. Кто-то здесь крепко обосновался. Наносим на GPS – пригодится для зимних походов. Быстро темнеет. Выезжаем на заболоченное поле – вдоль него идут глубокие колеи, вынужденно разъезжаемся. Вдруг из темноты появляются силуэты животных, бегущих наперерез. Целое стадо. Кто это? Лоси, кабаны? Только осветив фарами подпрыгивающих на кочках квадров понимаем – лошади. Мустанги, млин, перепужали. Вдали появляется свет человечьего жилья. Это Верхнеаршинское. Это дорога. Для нас практически асфальт. Через десять минут выезжаем на бывшую узкоколейку. На сегодня бездорожье закончено, но не путь. Ехать еще около 50км. Держим путь на Аршу. Въезд в Ужно-Уральский заповедник. В домике егерей пусто. Открываем загородку и без проблем и оплаты проезжаем. Холодает. Явно минус. Через несколько километров слева появляются скалы. Днем это красивейшее место. Но сейчас темно. Спешившись освещаем скалы фонарями. Молчим. Когда-то здесь кипела жизнь. Узкоколейка десятки лет была единственной транспортной магистралью для этих мест. Тишина. Кажется вот-вот, и издав пронзительный свисток, прорезав темноту прожектором, вся в клубах дыма и пара из-за поворота появится «кукушка». Дежавю? Нет, это фары Вадима осветили лес. Пора ехать. Переезжаем р. Юрюзань по мосту, который построен в 1914г., поднимаемся в гору. Станция Юрюзань (не путать с современным городом Юрюзань!). Здание разрушается, а ведь это памятник архитектуры. До сих пор оно красиво, я бы даже сказал помпезно в этой глуши. Короткая лекция Вадима и едем дальше. Вот и поворот на Александровку, еще немного лесной дороги – и мы ошарашиваем местных жителей проехав колонной по деревне. На стоящих авто – толстый слой инея. Ехать еще 18 км. Вперед, вперед! Но быстро не получается – у Кривича квадр не выдает мощность, еле тащится. Тем не менее едем. Еще шесть, пять, четыре км, вот мост через Юрюзань, три, два, один км. Вот и п. Тюлюк! Тюлюк в переводе с древнетюркского – «желание». Как же удивительно устроен мир! Как желали мы в эти минуты тепла, отдыха, еды! И желание исполнилось. На т/б у Мурата нас ждет с любовью и знанием дела построенный деревянный дом, баня, сушилка для вещей, стол и друзья! На выходные сюда приехали покататься Ильшат и Сергей с семьями. С обоими не раз катались вместе, и нам есть что рассказать о пройденном маршруте, им будет интересно. Баня. Еда. Разговоры далеко за полночь. Кто когда ушел спать?

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
 

Фил

Старожил
Регистрация
9 Дек 2005
Сообщения
1.826
Реакции
3
Возраст
47
Адрес
С-Петербург (родной город-Тюмень)
Имя
Руслан
Техника
TLC200 Brownstone, Maverick max 1000r (маршрутка)
А что с товарищем и его ногой :doctor: , что -нибудь известно... :mellow: ?
С нетерпением хочеца продолжения. Красиво излагаешь!!! :up: :beer:
 

serg777

Активный участник
Регистрация
4 Апр 2008
Сообщения
450
Реакции
0
Возраст
57
Адрес
Уфа
Имя
Сергей
Техника
BRP Summit Everest 600 e-tec, BRP Scandic SWT 600 e-tec, CF 500A, BRP Out 650, Hundai Ix 35, MMC Pajero Sport New
Фил написал(а):
А что с товарищем и его ногой :doctor: , что -нибудь известно... :mellow: ?
С нетерпением хочеца продолжения. Красиво излагаешь!!! :up: :beer:
Ну что? Известное дело. Операция, несколько железок. Уже шутит: теперь говорит, ежели чё, то можно при подобном случае меж двух берез ногу зажать, выпрямить и дальше ехать. Ну а если честно, перелом довольно тяжелый, период восстановления будет не маленький.
С вашего позволения, продолжу рассказ.


03.10.2009г.
Утро. Пасмурно, но не льёт и не сыплет. Правда погода в этих местах обманчива. Будем надеяться на лучшее, ведь сегоня нас ждет кульминация нашего похода и незабываемое приключение – восхождение на гору Иремель. Рассматриваем базу – везде рука мастера. Первый раз вижу чтоб так до мелочей с деревом работали – какой потолок на втором этаже, какие наличники! Вокруг – шикарные виды


А из окна туалета открывается просто картинный вид на хр. Зигальга – освобождать не охота! Поселок Тюлюк одно из самых удобно расположенных мест для создания индустрии туризма. Отсюда можно прокладывать различные по способу передвижения (пешие, квадро, снегоходные, авто и проч.) маршруты на расположенные вблизи горы и хребты, на Тыгынское болото, в национальный парк Зюраткуль и одноименное высокогорное озеро, возможны сплавы по р. Юрюзань, а по весенней бурной воде по р. Березяк (пороги 4 кс). Но сейчас нас интересует Иремель, остальное оставим на будущее.
Иремель — вторая по высоте вершина южного Урала, величественный и вместе с тем гостеприимный, он похож на великое здание — памятник красоте, сооруженный самой природой. Необыкновенно все: от состава лесов, до формы вершины. Иремель входит в состав массива Иремельская подкова с тремя ключевыми вершинами: Б.Иремель Кабан (стог - башкир.)1582м, М.Иремель 1449,4 м, и г. Жеребчик 1183.8м. Протяженность с Ю.-З. на С.-В. 12 км, с Ю.-В. на С.-З. 8 км. Вершина Бол.Иремеля и в самом деле напоминает каменный стог посреди травянистого луга. Наверху вытянутое плоское плато, сплошной покров острых скальных обломков. Снег на вершинах Иремеля не тает до июня. Высокогорное плато окружают красивейшие уральские леса, которые охватывают «священную гору» тремя кольцами. Первое — состоит из светлых смешанных лесов с пихтовыми кущами и полянами, на которых летом полыхает кипрей. Второе кольцо состоит из вековых елей и лиственниц. Третье — это высокогорные поляны, на которых летом царит уральское разнотравье. У подножья Иремеля берут начало две знаменитые реки - Белая и Урал. Здесь снятся фантастические сны, а купание в ручьях, стекающих с Иремеля, снимает усталость и заряжает энергией.
В названии этой красивой горы нет единого мнения: – в переводе с древнетюркского Иремель означает место, дающее силу человеку («Ер-эмэ-иле»), а деревня, находящаяся у подножия горы, называется Тюлюк, как я уже говорил, это в переводе с древнетюркского – «желание». Отсюда идет легенда об исполнении желаний на вершине Иремеля. А в ряде туристических путеводителей утверждается, что в переводе с башкирского языка Иремель – «Священная (гора)» от башкирско-татарскиих слов ырым – «заклинание», «колдовство», ырымлы – «заговоренный», «заколдованный». И как вариант, слово Иремель переведено как «Привольная», в современном персидском языке это слово может также иметь значения «спокойствие», «тишина». Но мне больше импонирует объяснение (и есть тому подтверждения), что название Иремель более древнее и происходит от индо-иранских племен, заселявших эту местность задолго до прихода тюркских народов. Так вот «Ир» в переводе с древнеиранского есть РАЙ. Таким образом гора Иремель – это врата Рая.
Иремель у башкир и народов, живших здесь намного раньше, считалась святой. На её вершину к концу ХІХ в. едва поднялось десяток человек. Восходить запрещалось неписанными законами. Иремель фигурирует прямо или косвенно во многих легендах. И не только народов, проживавших здесь. Так по древнегреческой мифологии Геракл добыл золотые яблоки (10-ый подвиг), исследователи сходятся во мнении, именно здесь. По преданиям в недрах горы спрятаны несметные сокровища, рассказывают и о снежных людях, о людях, живущих внутри горы (чудь, дивьи).
Иремель называют одной из точек выхода положительной энергии, есть даже сведения о людских жертвоприношениях на этой горе, проведенных «черными магами» для «перекрытия» связи с космосом. Уфологи уверяют, что именно у подножия Иремеля находится одно из самых аномальных мест, расположенных на территории России. НЛО видит каждый второй...
Вода в реках, берущих начало с Иремеля считается священной, она дает энергию и силу человеку, а ночью в определенный час светится. По некоторым легендам гора может исполнять загаданные желания. В 1942 году на одно из озер, окружающих Иремель приземлился немецкий самолет. НКВДешники ждали диверсии на Белорецком заводе, но целью десанта было восхождение на Иремель – тибетские монахи сказали Гитлеру, что для победы в войне ему нужно покорить несколько священных вершин, в том числе и Иремель. Но в том же году старейшины башкирских родов также собирались на его вершине и молились за победу. И то ли ламы ошиблись, то ли покорить священные вершины нужно было Гитлеру лично, то ли молитва башкир оказалась сильнее, но случилось то, что случилось. Еще говорят, что плохого человека Иремель плохо встречает, существует много рассказов о проделках батюшки Иремеля и над неопытными туристами.
Что-то подобное произошло и с нами. Попытка с наскока «покорить» Иремель была встречена сопротивлением горы – сначала квадр Кривича отказался заводиться и он поехал на Stelse, а Сергей Василенко стал пассажиром. Потом, при подъезде к подножию, задул очень холодный ветер, пошел дождь. При подъеме на плато ветер стал сбивать с ног, туман (а вернее облачность, в которую мы въехали) стал таким, что ничего не было видно дальше собственного носа,

дождь превратился в снежную метель. На счастье мы встретили двух замечательных людей – Александра Сидельникова и Геннадия Букреева, альпинистов, ученых, интересных собеседников, так много знающих об Иремеле. Они ждали участников марафона на гору, организованного Магнитогорским альпклубом. Разговорились, получили столько интересной информации!

И во время разговора куда-то постепенно ушел «покорительский» настрой, мы посмотрели на наше восхождение с какой-то иной стороны, открылись горе и она нас приняла. Александр и Геннадий сели пассажирами и поехали с нами. Вот и плато.

Самостоятельно, порой чуть не опрокидываясь (мастер-класс Кривича – езда на задних колесах) заехал и недоприводный Stels! На плато довольно сильный ветер, метель. Огромное плато сузилось для нас до круга 5-10м из-за отсутствия видимости. Но и при такой видимости можно наткнуться на чудеса природы

Идем дальше пешком верх по GPSу. Подъем по каменной осыпи.

Верхний цирк

и вот – вершина!

Вершина Большого Иремеля похожа на исполинскую трапецию, венчаемую площадкой в 1000 метров по периметру. С вершины в хорошую погоду открывается, наверное, лучший вид на горы Южного Урала. С одной стороны — высочайшая вершина Южного Урала Ямантау и хребет Зигальга, с другой стороны вид на хребты Нургуш и Аваляк. Все горы Южного Урала видны как на ладони! Но не сейчас. Сейчас Иремель проверяет нас на прочность.


И всё же старец Иремель хоть и хмурил брови, но видя, что поднялись мы с открытым сердцем, приподнес нам подарок – открыл родник! Это удивительное явление – родник практически на самой вершине горы (ну максимум в 5м от вершины). Расковыряв лед и подождав когда протечет муть мы испили этой по настоящему живой воды. Все, кроме наших сопровождающих, в первый раз. Не всем Иремель показывает это чудо. Опять поднимаюсь на вершину. Чувства переполняют. Подставляю лицо ветру, закрываю глаза. Холод отступает. Ощущение полного единства с природой, горой. Хочется разговаривать с камнями – свидетелями 250 миллионнолетней истории Земли. Ты – песчинка в этом мире. И ты сам - мир. Господи, прими меня заблудшего. Иремель – врата РАЯ. Не хочется уходить (так наверное и замерзают альпинисты), но народ зовет вниз.

Спуск вниз.

Мы что-то говорили, делали фото и видеосъемку, прощались с новыми знакомыми. Был ли в тот момент ветер? Снег? Что нас окружало? Всё стерлось. Не покидает лишь ощущуние вечности. Со мной такое на Иремеле случилось впервые. Остальные могут высказаться сами.
Из общего оцепенения вывела уже у подножия знакомая дорога в Тюлюк.
По дороге зазжаем в ущелье Ларкина – еще одно красивое место в окрестностях Тюлюка



Тюлюк. Он за последнее время сильно изменился. Строются турбазы.

Открылось кафе. Довольно приличное. В нем мы и отужинали.

А приехав на базу Мурата попарились в бане и легли спать. Каждый со своими мыслями. Я с такими:
В священной книги древних индоиранцев – Авесте золотая гора Хукарья идентифицируются с горой Иремель, и ей придается значение, сравнимое лишь с древнегреческим Олимпом богов. Такое вот её историческое предназначение – дом богов.
Или вот всплыла из памяти интересная легенда об ариях и Иремеле: наша планета входит в определенную программу высших сил, и когда в очередный раз наше беспутное человечество свернуло с верного пути духовного развития (около 5000 лет до н,э.) в совет космических цивилизаций было внесено предложение от планеты Собур (звезда Вега, созвездие Лиры) переселения достаточной группы «людей» в наш мир для того, чтобы заложить основы новой цивилизации на материале поднимающегося в развитии белого человека. Назвали все это космической миграцией, добровольцев насчиталось порядка двенадцати тысяч человек. Зийоты (арии) высадились в основном на севере Европе, далее, одним из центров расселения арий по Евразии и Азии стал Южный Урал, исток святой Ра-реки близ горы Иремель. Великая цель Ариев, дабы ее не забыли, была оформлена в религию, которая представляла собой «.. земной срез космической религии, всеобщего Закона устройства мира. Она была дана людям свыше для правильной организации нашего земного существования….», одними из известных носителей древнеарийского учения был Рама, потом основные тезисы в письменном виде выразил легендарный Заротуштра (Зороастра) - Зоратустра. Согласно древним источникам он оставил на горе Иремель сокровенные знания, записанные на золотых пластинах….
Так что, если приснятся черные дыры и синие пришельцы – генетическая память наверное…… Короче, Брэдбэри и палата номер 6 в одном флаконе….
Всё, спать...........

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
 

serg777

Активный участник
Регистрация
4 Апр 2008
Сообщения
450
Реакции
0
Возраст
57
Адрес
Уфа
Имя
Сергей
Техника
BRP Summit Everest 600 e-tec, BRP Scandic SWT 600 e-tec, CF 500A, BRP Out 650, Hundai Ix 35, MMC Pajero Sport New
Ну и окончание...



04.10.2009
Утро началось с реанимации квадрика Кривича. Ну не хочется его здесь бросать. Проверили подачу бензина от бензонасоса, искру, снова заменили одну свечу, отвернули и проверили форсунки. Все без результата. Дальше пошли по датчикам, разъемы открыты, продуты, перепроверены. Чуток «калоши» в цилиндры, свечи на место – и двиг оживает. С неохотой, с пропусками вспышек, но все уверенней набирает обороты. Будет жить! Дальше обычные сборы, увязка, завтрак и выезд. Направление – на Николаевку. Вот слева остается Жеребчик. Погода улучшается, начинает проглядывать солнце, хотя иногда и сыплет мелкий дождичек.

Отъехав около 8 км в одной из колей в жидкой грязи передним левым нижним рычагом натыкаюсь на большую каменюку. Удар очень жесткий. Меня кидает на руль, Олега подкидывает и он падает мне на спину. Рычаг согнут, ушки его крепления вывернуты, в-общем он держится на честном слове. Была бы цела рама! (Потом, в Уфе, в сервисе «Барса» раму все ж пришлось резать, править, усиливать). Квадрик жутко тащит влево. Упираюсь в руль левой рукой, а правой тяну на себя. На каждой кочке аппарат резко бросает влево. Но мы продолжаем путь. Небо всё чище. Слева открывается прекрасный вид на хр. Аваляк – он весь в золоте берез, темно-зеленых пятнах елей.

Где-то внизу течет речка Тыгын, а чуть выше по её долине расположено Тыгынское болото – удивительно красивое и редко посещаемое место с озерками и мхами, прогибающимися под ногой как персидский ковер (да наверное и персы не сделают такого ковра). Мхи растут очень медленно, и можно только догадываться сколько им сотен (тысяч?) лет. На квадриках туда нельзя – слишком ранима эта чудная растительность. Мы едем по дороге. Начали попадаться отметки красной краской на деревьях – это маршрут марафона на Иремель, а вот и бегун – человеку явно за шестьдесят, но он бодр, бежит уже обратно. Бежит трусцой, иногда переходя на быстрый шаг, преодолев уже более 30 км, совершив восхождение. Можно только завидовать – чтоб и у нас в таком возрасте было столько здоровья. На предложение подвезти он отказался – говорит нельзя, это святое. И бежит он вне зачета из-за возраста. А вот намного более молодые леди на наше предложение не отказались, подобрали мы двух. Они обеспечивают марафон – готовят по пути следования чай, еду, при необходимости могут оказать и медпомощь. Пригласили и нас к столу – самое время! Кривич открыл свой бар – сгущенку, сало и сыр на стол. Вот и славненько.

Поев, довозим барышень до финиша и едем дальше – до Николаевки меньше километра. А за Николаевкой – грунтовка. Налево через 23км п. Тирлян, направо через 17 км Верхнеаршинский, после которого можно также доехать по бывшей узкоколейке до Тирляна. Время есть – ну чё ездить по дорогам! Едем по узкоколейке. Рельсов давно нет – сдали на металлолом, саму насыпь отгрейдеровали, но все же кое-где сохранились остатки шпал. Сама дорога то высоко вздымается над овражками, то практически теряется в полях и зарослях.

Вот бывшая станция Рудник. Хутор. Над домом развивается флаг Советского Союза. Видать не дошли сюда вести о его распаде 18 лет назад. Не будем и мы ничего говорить, а то объявят врагами народа, и так на нашу технику смотрят косо – явно не российского происхождения. Лучше стороной объедем и без остановки. Переезжаем брод через речушку без названия – рядом мост, который вполне мог быть памятником, но время безжалостно, а нашему государству «до лампочки». Выезжаем на грунтовку, что идет параллельно насыпи. До Тирляна – рукой подать. Поселок Тирлян зародился как и многие подобные поселения на Урале как железоделательный завод. Сейчас от него остались развалины. Мне этот поселок близок как прародина – отсюда наша семья ведет родословную. Когда-то в 18в. переселили откуда-то из-под Тулы сюда целую деревню, а с ней и моих предков. Впоследствии в конце 19в. один из предков был управляющим Белорецким заводом, фото его и его семьи хранится в Белорецком краеведческом музее. Моя бабушка и шестеро её братьев и сестер родились в Тирляне, а её родной брат жил и умер там в конце 80-х годов. В 83-ем я был у него в гостях и на тогда еще работавшем сталепрокатном заводе, где он проработал всю жизнь. Тогда мне показалось, что технология проката там не менялась со времен Демидова. Через 26 лет я не узнал этого места. Жаль. Мы постепенно превращаемся в «цивилизованную нацию» - людей без родины. Как америкосы – дом там, где работа. Кто из нас помнит ФИО хотя бы прадеда, где он похоронен?
-Где твоя Родина?
-А что такое - родина?
Пруд, с десяток лет назад принесший столько несчастья. Развалины завода. Что-то грустно. Едем. Дальше два пути – по асфальту до Белорецка и Отнурка - и через час мы пакуемся домой, или опять через лес на свой трек и через Журавлиное болото на Малиновку. Выбираем второе. Видать еще не накатались.

Немного поплутав и порубившись, ища дорогу, выходим на нужное направление. Тропа в лучах заходящего солнца удивительно красива.


Неожиданно открывается вершина г. Малые столбища – 10м утес с вертикальными стенами, будто его вместо стола выточил какой-то исполин. Проехав его, с обратной стороны видим не очень крутой подъем на вершину – один в один «скала совета стаи» в мультфильме о Маугли. Только Океллы не хватает. Езда в лучах заходящего солнца по GPSу, с поляны на поляну, находя какое-то подобие дорог через болота, прорубившись уже в темноте по старой просеке, спустившись по крутому отрогу мы все же вышли на трек. Дальнейший путь известен – Журавлиное болото, вот место где мы «потеряли» одного участника, вдали свет – это Отнурок. Вот и база Малиновка. Время 23.00. Нас ждут, пока персонал греет ужин, грузим технику и шмурдяк. Ужин. Нам пора. Не хочется расставаться. Любые слова лишни. Просто – пока. До встречи, мужики!
КОМАНДА:










PS Уехали втроем – я, Моцный и Чередников. Время 00.30. В 9.00 нужно быть на работе. Остальные остались ночевать на базе.
За 4 ходовых дня пройдено около 430 км, из 7 прошедших маршрут квадров только два избежали поломок. Сделано первопрохождение на транспортных средствах по р. Тюлюк. Испытан в условиях реально жесткой эксплуатации новый квадроцикл российского производства (сборки) Stels – на удивление достойный аппарат, по крайней мере в сравнении с моим старым СF500A. Отснято 14 часов видео – Cameraman смонтирует один или два фильма. Ну и самое главное, была встреча с друзьями, людьми, которым можно сказать: «мы с тобой – одной крови!» Обменялись мыслями. Есть громадьё планов на будущее. Страна большая. Куда в следующий раз?
 

cameraman

Старожил
Регистрация
14 Окт 2008
Сообщения
1.905
Реакции
10
Адрес
Омск...
Имя
Олег.
Техника
RZR 570
Иремель ...квинтэссенция Уральской экспедиции .
Красивые и интересные места Башкирии. Окутанные как облаками, легендами и сказаниями. Каждая гора, каждая долина хранят свои древние истории. И то, что нам приоткрылось - маленькая толика красот Урала, к которым лежит свой индивидуальный, трудный и интересный путь...

Понравилась экспедиция, гостеприимный прием ребят, маршрут и слаженность коллектива ! :beer:

Спасибо за 4 дня кайфа
Всем Сергеям ... а их было (4) ...Serg 777, ( Уфа ), Сергей К ( Омск ), Сергей К ( Белебей ), Сергей В ( Екатеринбург ), Александр ( Уфа ), Вадим ( Уфа ), Валерий ( Омск ) ! Юрий ( Октябрьский ) .
 

Вложения

cameraman

Старожил
Регистрация
14 Окт 2008
Сообщения
1.905
Реакции
10
Адрес
Омск...
Имя
Олег.
Техника
RZR 570
...
 

Вложения

Стрелок

Активный участник
Регистрация
22 Дек 2008
Сообщения
825
Реакции
3
Возраст
48
Адрес
Челябинская обл. г.Трехгорный
Имя
Александр
Техника
Lynx yeti pro 550
А я то думал: Кто по "моим" брековским угодьям с таким апломбом гоняет? Надеюсь понравились наши места (Юрюзанка,Редкий лиственник,хр.Бакты,хр.Зигальга) Гостям рады,только по высокогорным болотам на квадрах по аккуратнее,они почти не восстанавливаются . :beer: А на Зубчатке ,Бог даст, я ваш пузырь найду :hypocrite:
 

cameraman

Старожил
Регистрация
14 Окт 2008
Сообщения
1.905
Реакции
10
Адрес
Омск...
Имя
Олег.
Техника
RZR 570
serg777 написал(а):
Ну и окончание...


Отснято 14 часов видео – Cameraman смонтирует один или два фильма. Ну и самое главное, была встреча с друзьями, людьми, которым можно сказать: «мы с тобой – одной крови!» Обменялись мыслями. Есть громадьё планов на будущее. Страна большая. Куда в следующий раз?
...Не могу избавиться от музыки Майкла Олфрида, как самой потрясающей для экстрима и путешествий...Но как бы не стучали колеса поезда, пейзаж за окном меняется ... :) Это несколько минут "Возвращения в РАЙ". и пусть ролик живет своей жизнью, у будущего фильма она своя ...

http://video.mail.ru/mail/280424/3/96.html#
 

serg777

Активный участник
Регистрация
4 Апр 2008
Сообщения
450
Реакции
0
Возраст
57
Адрес
Уфа
Имя
Сергей
Техника
BRP Summit Everest 600 e-tec, BRP Scandic SWT 600 e-tec, CF 500A, BRP Out 650, Hundai Ix 35, MMC Pajero Sport New
Стрелок написал(а):
А я то думал: Кто по "моим" брековским угодьям с таким апломбом гоняет? Надеюсь понравились наши места (Юрюзанка,Редкий лиственник,хр.Бакты,хр.Зигальга) Гостям рады,только по высокогорным болотам на квадрах по аккуратнее,они почти не восстанавливаются . :beer: А на Зубчатке ,Бог даст, я ваш пузырь найду :hypocrite:
А это не ты на УАЗке навстречу попался перед выходом к Тыгыну?
Кста на высокогорные болота, типа тех же тыгынских, мы и не суёмся на технике, и про это в отчете написано, как и то, что виски в тайге искать поздно - сами потеряли, сами и нашли. :happy:
 

serg777

Активный участник
Регистрация
4 Апр 2008
Сообщения
450
Реакции
0
Возраст
57
Адрес
Уфа
Имя
Сергей
Техника
BRP Summit Everest 600 e-tec, BRP Scandic SWT 600 e-tec, CF 500A, BRP Out 650, Hundai Ix 35, MMC Pajero Sport New
Запчасти на технику YAMAHA
Форумчанам 10% скидка!
Гусеницы для снегоходов
Сверху Снизу