самодельные аэросани

Гусеницы для снегоходов и спецтехники

Михаил Акулов

Ветеран
Регистрация
7 Июн 2013
Сообщения
2.826
Реакции
1.032
Местонахождение
Пермь
Имя
Михаил
Техника
Мотособака, Минитрактор, "бочка".
При одинаковой тяге , диаметр самодельного винта больше , значит, кпд меньше.
 

Надворный советник

Активный участник
Регистрация
4 Окт 2018
Сообщения
291
Реакции
173
Возраст
69
Имя
Андрей Алексеевич
Техника
Аэросани
Андрей Алексеевич я давно наметил себе сделать универсальный стенд для испытания разных винтомоторных установок. Основу его я тоже вижу в виде плоской платформы на колёсиках, чтобы было можно на ней закрепить
винтомоторную установку или даже её вместе с рамой аэросаней. Так вот длина платформы должна быть длинной , чтобы снизить момент опрокидывающий её . Аэросани клюют носом и задирают задок от этого момента.
На моих аэросанях происходит перераспределение нагрузки между передними и задними лыжами. Конкретно в моей конструкции, нагрузка с задних лыж в 36 кг переходит к передним. Если бы у меня была одна лыжа впереди , то
она бы точно зарывалась в снег от перегруза. Я на форуме об этом говорил ранее , но многие игнорируют этот факт. ,Берут за основу трёх лыжную схему , садятся близко к передней лыже , что бы можно было рулить ногами , а потом вынуждены делать гигантских размеров лыжу, что бы она не тонула. Распределение общего веса по лыжам нужно учитывать заранее и не надо забывать про влияние тяги винта.

На аэролодке сегодня ещё раз измерил тягу на приготовленном для земляка винте Ф=1,5 м. Рычаг газа примотал проволокой понадёжней в положении максимум и пошёл смотреть тягу на динамометре. Был я один.
Возможно вчера я не так туго привязал и от вибрации моя проволочка ослабла , поэтому обороты были меньше на 100 об/мин. Сегодня двигатель держал 3580 об/мин и винт выдал ровно 50 кг тяги. Уже лучше для мотора в 15 л.с.
Другой винт Ф=1,5 м , но с большим щагом Ш= 0,8 м ...... Двигатель раскрутил почти до тех же оборотов 3540 об/мин , а тяга подросла всего на 1 кг стала стабильно = 51 кг.
Ещё один винт попробовал Ф=1,6 м , Ш=0,8м ......Обороты двигателя упали уже заметно больше, до 3240 об/мин , а тяга осталась = 51 кг .
Вывод делаю такой , что возможности двигателя почти реализованы винтами Ф=1,5 м. Для винта с увеличенным шагом и винта большего диаметра нужна большая редукция. Тогда тяга ещё подрастёт.
Ещё можно на моторе заменить глушитель и карбюратор , но это уже не относится к испытанию винтов. Подобные изменения делал Андрей Логунов и Иван Пикулик . Результаты у них чуть получше.
.
Много людей творческих подходят к строительству аэросаней с упрощённым понятием. Кажется на первый взгляд чего тут сложного : куплю мотор, куплю винт (казанский) , куплю лодку и как нибудь всё это поженю.
Или сварю простенькую раму и будут у меня аэросани. Но на деле получается совсем не ТО , что ожидал . Руки опускаются и , сделав неверные выводы, люди бросают начатое.
Но мы-то упорные , надеемся что найдём наилучший вариант и поделимся с другими.
Аркадий Геннадьевич, спасибо за то, что так щедро делитесь своими идеями и результатами испытаний. Мне особенно понравилось сообщение о том, что в третьем варианте испытаний понизились обороты мотора, а тяга осталась прежней. Это то, о чем и говорят нам производители 4-х тактных моторов: максимальный крутящий в районе 3000. Правда, пришлось ставить винт уже 1,6м. Это небольшое неудобство ради перевода мотора в более приемлемый для него режим. Я вот в молодые годы удивлялся зачем часто рекомендовали расчитывать винты на обороты, составляющие примерно 80% от макс. Теперь я к этому отношусь с пониманием.
 

аркадий 1951

Старожил
Регистрация
15 Окт 2011
Сообщения
1.503
Реакции
629
Возраст
72
Местонахождение
Пермский Край с. Бершеть
Имя
Аркадий Геннадьевич
Техника
снегоходы и Аэросани - всё самодельное.
При одинаковой тяге , диаметр самодельного винта больше , значит, кпд меньше.
В формуле, кроме указанных тобой Миша диаметра и КПД есть ещё один показатель , это мощность. А её величина на разных оборотах нам не известна. Я не могу найти графика , где указаны изменения мощности и крутящего момента в зависимости от оборотов. Возможно в диапазоне изменения оборотов от 3600об/мин до 4200 об/мин мощность увеличена . Присутствует какой-то форсаж. К сожалению , мы сказать не можем насколько.
Для чистоты эксперимента следовало бы уровнять обороты . Как я писал выше , нужно изменить редукцию , чтобы двигатель вышел на 4200 об/мин . Тогда мощность будет точно одинаковой в обоих случаях.
Спешишь Миша делать выводы. !!! А винт Казанский лёгкий , гладенький такой , весь блестит. Я да такой чистоты поверхности свои винты никогда не доводил. На КПД это кстати влияет.

Лопасти винта к сожалению не переставные и не позволяют увеличить шаг , чтобы больше загрузить двигатель до 3600 об/мин.
Маленькое изменение возможно применением конусных прокладок , но оно слишком мало. Да и у меня сейчас нет подходящих болтов с утончённым стержнем после резьбы , стандартные болты сидят слишком плотно и не
дают сделать перекос . Но достать болты или обточить - это не проблема. Приходи Миша в гости в субботу и крутанём винты вместе. И твой винт попробуем. Будешь знать его возможности с 15 сильным мотором.
 

Romich

Ветеран
Регистрация
5 Фев 2007
Сообщения
11.729
Реакции
1.925
Возраст
50
Местонахождение
Пермь
Имя
Роман
Техника
SnowВихрь + Снегопед
В сети гуляют только характеристики прототипа этих моторов Honda GX200 и Lifan 168, они естественно 6,5 лс.
168f Характеристика.gif gpaph-honda-gx200.gif

Возможно характеристики "старших" китайцев примерно повторяют своих предшественников (её форма конечно).
 

Надворный советник

Активный участник
Регистрация
4 Окт 2018
Сообщения
291
Реакции
173
Возраст
69
Имя
Андрей Алексеевич
Техника
Аэросани
В формуле, кроме указанных тобой Миша диаметра и КПД есть ещё один показатель , это мощность. А её величина на разных оборотах нам не известна. Я не могу найти графика , где указаны изменения мощности и крутящего момента в зависимости от оборотов. Возможно в диапазоне изменения оборотов от 3600об/мин до 4200 об/мин мощность увеличена . Присутствует какой-то форсаж. К сожалению , мы сказать не можем насколько.
Для чистоты эксперимента следовало бы уровнять обороты . Как я писал выше , нужно изменить редукцию , чтобы двигатель вышел на 4200 об/мин . Тогда мощность будет точно одинаковой в обоих случаях.
Спешишь Миша делать выводы. !!! А винт Казанский лёгкий , гладенький такой , весь блестит. Я да такой чистоты поверхности свои винты никогда не доводил. На КПД это кстати влияет.

Лопасти винта к сожалению не переставные и не позволяют увеличить шаг , чтобы больше загрузить двигатель до 3600 об/мин.
Маленькое изменение возможно применением конусных прокладок , но оно слишком мало. Да и у меня сейчас нет подходящих болтов с утончённым стержнем после резьбы , стандартные болты сидят слишком плотно и не
дают сделать перекос . Но достать болты или обточить - это не проблема. Приходи Миша в гости в субботу и крутанём винты вместе. И твой винт попробуем. Будешь знать его возможности с 15 сильным мотором.
Да, Роман, похоже, прав. В сети нашел только графики для своего мотора lifan168-2. Но что интересно, производители обнародовали характеристики только до 3600об/мин. Это говорит о том, что они категорически против эксплуатации двигателей при более высоких оборотах. Посчитал мощность этого мотора при 3600об/мин, получилось 5,8л.с. Получается тяга теоретическая при такой мощности 34,3кг с винтом 1,6м при кпд 0,65. У меня при этих оборотах получилась тяга 33,6кг.
 

Надворный советник

Активный участник
Регистрация
4 Окт 2018
Сообщения
291
Реакции
173
Возраст
69
Имя
Андрей Алексеевич
Техника
Аэросани
Вот еще интересная деталь. При 3000об/мин мощность остается такой же как и при 3600 -5,8л.с., так как крутящий момент резко понижается от 10,2Н*М до 8,5 Н*М. Увеличение оборотов только компенсирует падение момента. Спрашивается: Зачем гонять мотор на повышенных оборотах, если мощность не растет. Не зря производитель рекомендует эксплуатацию при 3000об/мин.
 

Надворный советник

Активный участник
Регистрация
4 Окт 2018
Сообщения
291
Реакции
173
Возраст
69
Имя
Андрей Алексеевич
Техника
Аэросани
Представляю как упадет крутящий при 4200об/мин.
 

Romich

Ветеран
Регистрация
5 Фев 2007
Сообщения
11.729
Реакции
1.925
Возраст
50
Местонахождение
Пермь
Имя
Роман
Техника
SnowВихрь + Снегопед
Вот еще интересная деталь. При 3000об/мин мощность остается такой же как и при 3600 -5,8л.с., так как крутящий момент резко понижается от 10,2Н*М до 8,5 Н*М. Увеличение оборотов только компенсирует падение момента. Спрашивается: Зачем гонять мотор на повышенных оборотах, если мощность не растет. Не зря производитель рекомендует эксплуатацию при 3000об/мин.
Всё как-то так, да. Но это же медленно! А нам же ж надо быстро!
 

Просто Мотоциклист

Активный участник
Регистрация
31 Окт 2018
Сообщения
499
Реакции
167
Возраст
27
Имя
Александр
Техника
Хонда
Аркадий Геннадьевич, не хочется огорчать, но все таки скажу. Логунов снимал 50кг с винтом 1300 на прямой вал с 15 сильного мотора. 3600 он не выкрутил. Винт самодельный. Не та крутка у покупных винтов и работать не будут они так как нам хочется на наших скоростях.
 

Надворный советник

Активный участник
Регистрация
4 Окт 2018
Сообщения
291
Реакции
173
Возраст
69
Имя
Андрей Алексеевич
Техника
Аэросани
Аркадий Геннадьевич, если не трудно, измерьте хорду сечения лопасти Казанского винта на радиусе 470мм. Хочу попробовать определить рассчетную линейную и угловую скорость для него.
 

Сергей Самара

Ветеран
Регистрация
2 Дек 2009
Сообщения
9.326
Реакции
2.261
Возраст
61
Местонахождение
САМАРА
Имя
Сергей
Техника
Снегоход НАША РАША
Вот еще интересная деталь. При 3000об/мин мощность остается такой же как и при 3600 -5,8л.с., так как крутящий момент резко понижается от 10,2Н*М до 8,5 Н*М. Увеличение оборотов только компенсирует падение момента. Спрашивается: Зачем гонять мотор на повышенных оборотах, если мощность не растет. Не зря производитель рекомендует эксплуатацию при 3000об/мин.
Интересно А почему тогда снегоход едет в полтора раза быстрее когда регулятор снимают если мощность не возрастает? Мощность от оборотов в прямой зависимости. Конечно крутящий момент влияет но не настолько к чтобы мощность не росла с оборотами.
Если бы мощность не выросла то винт не раскрутился до 4200.
 

Сергей Самара

Ветеран
Регистрация
2 Дек 2009
Сообщения
9.326
Реакции
2.261
Возраст
61
Местонахождение
САМАРА
Имя
Сергей
Техника
Снегоход НАША РАША
Ресурс двигателя начинает падать у китайца когда его крутят выше 5000..я их форсировал, испытывал поэтому в теме. На 4.200 ничего там не упадёт ресурс.
 

mehatronik-68

Ветеран
Регистрация
1 Дек 2010
Сообщения
8.659
Реакции
2.672
Возраст
55
Местонахождение
Пермский край г.Горнозаводск
Имя
Александр
Техника
Всяконькая по немножку.

Надворный советник

Активный участник
Регистрация
4 Окт 2018
Сообщения
291
Реакции
173
Возраст
69
Имя
Андрей Алексеевич
Техника
Аэросани
Интересно А почему тогда снегоход едет в полтора раза быстрее когда регулятор снимают если мощность не возрастает? Мощность от оборотов в прямой зависимости. Конечно крутящий момент влияет но не настолько к чтобы мощность не росла с оборотами.
Если бы мощность не выросла то винт не раскрутился до 4200.
Раскрутился до 4200 не винт, а мотор. Аркадий Геннадьевич использовал редуктор 2:1, то есть на валу винта было 2100. А до этого винт раскручивался всего до 1850. При таких оборотах винт не мог нагрузить даже 15 сильный мотор. Когда Геннадьевич загрубил регулятор, мотор раскрутился до 4200. По поводу снегохода, есть у меня подозрение, что здесь причина в том, как движитель ( гусеница , винт) нагружают мотор. Винт в этом плане более стабильно нагружает мотор. Зависимость, конечно, не линейно растет, но по четкому закону. Вот почему перед установкой автомобильных двс на самолеты их частично дорабатывали. Автомобильный двс не предназначен для длительной работы на больших оборотах. У ВМУ коробки передач нет. Конечно, мои рассуждения очень примитивны, но я использовал график внешней нагрузки, предоставленный изготовителем. Принцип взаимодействия винта с воздушной средой это его плюс и одновременно минус, с ростом скорости аппарата происходит аэродинамическое вырождение винта, а это потеря тягового усилия.
 

аркадий 1951

Старожил
Регистрация
15 Окт 2011
Сообщения
1.503
Реакции
629
Возраст
72
Местонахождение
Пермский Край с. Бершеть
Имя
Аркадий Геннадьевич
Техника
снегоходы и Аэросани - всё самодельное.
На графике характеристики двигателя ,представленным Романом, не хватает продолжения в поле больших оборотов. Хорошо видно как падает крутящий момент и перестаёт расти мощность. Но она ещё маленько подрастёт и
пойдёт на снижение. График слегка обрезан.
Составляются графики на основе данных полученных с нагрузочного стенда. Стенд тормозит двигатель работающий при полной подаче топлива . При этом нагрузка изменяется
уменьшением тормозного момента , который замеряют вместе с оборотами. Двигатель набирает обороты при уменьшении тормозного момента и это рисуется на графике. Автоматически происходит умножение
крутящего момента на обороты и также рисуется график мощности. Двигателю дают возможность раскрутиться до тех пор пока график мощности перестанет расти и пойдёт вниз. Дальше уже не интересно.
Для полноты измерений двигать обратно загружают тормозным моментом . Обороты падают и графики рисуются в обратном направлении. Линии должны совпадать. Результаты измерений заносятся в паспорт двигателя.
Мне например хотелось бы сделать такой стенд. Тогда можно было бы точно знать какая мощность подходит к винту. Но это мои фантазии и осуществлять их я буду видимо уже в другой жизни.

Видео с испытанием Логуновым винта ф=1,3 м видел. Тяга хорошая , НО подшипники коленвала двигателя не рассчитаны на такую осевую нагрузку. Сколько они проживут неизвестно. Да и тяжёлый мотор в 36 кг задирать высоко на лодке тоже не правильно.
 

PVA59

Ветеран
Регистрация
22 Янв 2012
Сообщения
6.685
Реакции
4.854
Местонахождение
ХМАО, НВ
Имя
Vyacheslav
Техника
есть
не хватает продолжения в поле больших оборотов. Хорошо видно как падает крутящий момент и перестаёт расти мощность. Но она ещё маленько подрастёт и
пойдёт на снижение. График слегка обрезан
Все верно, если оставлять штатной топливную систему, тогда именно так и происходит. Но кривая графика изменится, если поменять штатный карбюратор на более производительный. Вот только стенда нет что бы замеры производить.
Давным давно, когда только китайские моторы стали появляться в России, я заинтересовался их форсированием. Списался с американскими картингистами - эти ребята выкачивают 21 л.с., из 6.5 лс китайцев. В общем раскручивают их до 10 000 об\мин. Но это уже глубокий тюнинг с расточкой клапанов, со специальным карбом, итд. После такого тюнинга, двигатель показывал на стенде 21 лс. Только работал не долго - хватало на одну тренировку.
Эти ребята утверждают что до 5-5.5 тыс оборотов, штатного китайца можно крутить безболезненно и довольно долго. Для этого достаточно поменять штатный карб на более производительный, тогда изменится кривая момента в лучшую сторону.
 

СанычСан

Старожил
Регистрация
24 Янв 2012
Сообщения
1.318
Реакции
120
Возраст
72
Местонахождение
Санкт - Петербург
Имя
Александр
Техника
Вездеход "МЕЧТА" № 9
Вот еще интересная деталь. При 3000об/мин мощность остается такой же как и при 3600 -5,8л.с., так как крутящий момент резко понижается от 10,2Н*М до 8,5 Н*М. Увеличение оборотов только компенсирует падение момента. Спрашивается: Зачем гонять мотор на повышенных оборотах, если мощность не растет. Не зря производитель рекомендует эксплуатацию при 3000об/мин.
Если пересчитать Мкр при 3600 к оборотам 3000 ( !=1.2), то получится 10,2 (Мкр и обороты связаны).
 

аркадий 1951

Старожил
Регистрация
15 Окт 2011
Сообщения
1.503
Реакции
629
Возраст
72
Местонахождение
Пермский Край с. Бершеть
Имя
Аркадий Геннадьевич
Техника
снегоходы и Аэросани - всё самодельное.
Форсирование - это конечно интересно . Но снижение ресурса не желательно. До вот и расход топлива пострадает.
На графике обычно есть ещё и кривая удельного расхода топлива. Кривая такая , в виде коромысла , со впадиной в районе средних оборотов, где самый экономичный режим.
10 000 об/мин -это слишком круто. Клапана зависнут со штатными пружинами. Вот замена карбюратора и переделка глушителя нам уже больше подходит.
Колдуют ещё с опережением зажигания.
 

всеиспортил

Участник
Регистрация
20 Июл 2019
Сообщения
176
Реакции
54
Местонахождение
Владимирская область
Имя
Илья
Аркадий Геннадьевич, не хочется огорчать, но все таки скажу. Логунов снимал 50кг с винтом 1300 на прямой вал с 15 сильного мотора. 3600 он не выкрутил. Винт самодельный. Не та крутка у покупных винтов и работать не будут они так как нам хочется на наших скоростях.
Не дразни, з.бей. Тема здесь непопулярная, "вредная", не раскрытая, похеряная.
 

всеиспортил

Участник
Регистрация
20 Июл 2019
Сообщения
176
Реакции
54
Местонахождение
Владимирская область
Имя
Илья
пятнашка-мотор после установки старого ижевского, прям ожил! правда и жиклер поболее надо. В иж-карбе стоял 100, маловато, с другого взял 238 - многовато, в итоге выручил примус, его иголка, ею и добился нужного (регулировкой).
 

Вложения

всеиспортил

Участник
Регистрация
20 Июл 2019
Сообщения
176
Реакции
54
Местонахождение
Владимирская область
Имя
Илья
Расход не замерял, он конечно вырос, но не то чтобы в разы, меньше чем вдвое однозначно, но за удовольствие естесстно нужно платить.
 

всеиспортил

Участник
Регистрация
20 Июл 2019
Сообщения
176
Реакции
54
Местонахождение
Владимирская область
Имя
Илья
Глушак тоже - в сторону, тяжолый, стоит не там где надо. Пока просто к трубе вернулся, варианты были разные, с различными резонаторами, трубами, гофрами. Так и не решил, пока не решил, что было легкое (из мет. гофры) - отлетало при езде, легкие резонаторы шум понижали но недостаточно, нужно какое-то решение искать легкое и нешумное.
 

Вложения

Гусеницы для снегоходов и спецтехники
Сверху Снизу