Электропривод на третье колесо мотовездехода

Гусеницы для снегоходов и спецтехники

fishingmobile

Участник
Регистрация
22 Ноя 2019
Сообщения
138
Реакции
52
Возраст
45
Местонахождение
Россия, Ульяновск
Имя
Сергей
Техника
Снегоход из мотоблока
Приветствую всех форумчан и самоделкиных с наступлением зимы! В общем решил создать отдельную тему, которую я «рожаю» уже два года в дополнение к моей основной - самодельный мотовездеход из мотоблока для зимней рыбалки. Уже начал воплощаться потихоньку в металле и понял, что будет дополна всяких нюансов, вопросов к советам и разных других мучений - поэтому и вынес за основную.

IMG_20220414_130146.jpg


Немного конкретики. Собрал я себе, значит, из обычного мотоблока трёхколёсный пневмоход. Ну как собрал - техника ездит уже четвертый год, рыбачу зимой на нем за островами аж за 20 км от дома, только вот все покрасить его руки никак не дойдут, то обшить раму дюралькой все никак не обошью, то тут, то там что-нибудь на потом оставляю. Короче, самоделка живёт в процессе эксплуатации. За снежный сезон наматываю на нем за тыщу километров и вроде доволен, но вот прошлая очень снежная зима показала, что привода двух передних колес немного мне не хватает. 30 и даже 40 см свежевыпавшего снега он осиляет, накатываю себе дорогу прогулкой, а потом использую. Но вот за 40 - уже проблема. Ясно что сплошняком по сугробам я ездить к черту на куличики не собираюсь, а вот чтобы он такие буераки местами топтал - желательно, ибо не везде и не всегда сплошь, а тока местами.

IMG_20210326_174421.jpg


Вот и решил я всё-таки сварганить себе не постоянный, а подключаемый на сложных участках привод третьего заднего колеса. Была идея сделать привод на колесо гибким валом на задний редуктор, но отказался от этой идеи - она потянет слишком много финансовых затрат и дополнительных самодельных узлов в виде разных угловых редукторов, шкивов под ременную передачу отбора мощности и прочее и прочее, что выйдет ещё и по весу не мало и по надёжности сомнительно. От этой темы я отказался окончательно, хотя может быть и поэкспериментирую ещё как-нибудь, когда можно будет использовать часть готовых узлов электрического.

На этом закончу вводный пост. Сейчас работа уже идёт, буду потихоньку добавлять и конкретизировать. Некоторые нюансы, чувствую уже, вызовут негативную критику, но заострю ещё раз внимание - привод будет не постоянный, а подключаемый на небольшие промежутки времени и поэтому в некоторых узлах предпочтение мной будет отдано простоте, а не долговременной надежности. В любом случае некоторые спорные узлы будут потом переделаны когда станет ясно, что овчинка выделки стоит.

Заранее спасибо за внимание и понимание.

ЗЫ. Основная моя страница в ВК » Пневмоход трицикл из мотоблока » здесь будет больше конкретики.
 

fishingmobile

Участник
Регистрация
22 Ноя 2019
Сообщения
138
Реакции
52
Возраст
45
Местонахождение
Россия, Ульяновск
Имя
Сергей
Техника
Снегоход из мотоблока
Из того, что уже имеется и стоит на каракате - щелочной аккумулятор. Так как он уже есть, то веса мне он уже не добавит практически. Правда я его решил перебрать в другую форму - из вытянутой на 8 банок и почти 12 вольт в квадратный на 10 банок 13,5-14 вольт и весом чуть более 10 кг.

IMG_20221201_140606.jpg


Собрал я его из авиационного щелочного аккумулятора 20НКБН-25-У3 на 20 банок и 27 вольт. Вообще этот аккумулятор «зверский» - имеет довольно приличную ёмкость в 25 А*ч при относительно малом весе. Рабочий ток непрерывного разряда - 100 А, кратковременный пусковой - 600 А, не боится мороза и кратковременных коротких замыканий.

IMG_20221201_140705.jpg


Я его пока использую для светодиодного освещения и звукового сигнала. В прошлом сезоне зарядил его трень-брень с осени и все-же прокатал до весны. Понятно, что он б/у и побит временем, но всё-таки надеюсь, что мне получится выжать из него поимерно 50-60 ампер разряда на кратковременные подключения заднего привода по 5-10 секунд.

Вообще рассчитывал электродвигатель примерно в 1 кВт и этого бы мне хватило как по мощности, так и потреблению тока для этого аккумулятора. Но силовой агрегат уже нарисовался другой.
 

fishingmobile

Участник
Регистрация
22 Ноя 2019
Сообщения
138
Реакции
52
Возраст
45
Местонахождение
Россия, Ульяновск
Имя
Сергей
Техника
Снегоход из мотоблока
Ну, видимо, вот и будущий импровизированный электродвигатель для привода заднего колеса на мой Рыбомобиль. Лежал в гараже нулячий электрический стартер 42.3708 из запасов на мой бывший УАЗ. Стартер производства Беларусь 1988 года выпуска.

IMG_20221201_140008.jpg


У стартера только почему-то сломана силуминовая часть - та, где втягивающий, но она мне вроде как и не нужна, потому что все-равно буду мудрить с переделкой втулок на подшипники, да и ответная часть уже будет частью самого корпуса понижающего редуктора. Есть нюансы как в плюс, так и в минус. Из плюсов - 1,65 кВт рабочей мощности при 1200 оборотах в минуту, что немного больше планируемого, из минусов - вес 5,5 килограмм этой части с обгонной муфтой, рабочий ток 85-100 ампер. Вот по току я как раз и не влезаю под свой б/у аккумулятор. Что-то буду мудрить, а может что и само собой, так сказать, выгорит. Данные рабочей мощности взяты для 2 проворотов коленвала в секунду с редукцией 9 к 144, т.е. 1 к 16. Но у меня редукция планируется примерно 1 к 36-40, т.е. крутящий момент на колесе ожидается примерно в 2,5 раза выше, чем на ручке кривого стартера, а это уже не мало. Хотя момент подключения в работу привода заднего колеса на скорости около 8-10 км/ч может и рановат, то, возможно, сделаю редукцию в районе 1 к 40-45, что будет соответствовать примерно моей первой скорости караката на уровне 7-8 км/ч, но зато крутящий момент на заднее колесо немного увеличится. Ладно, будет видно исходя из того, что буду дальше использовать и, в любом случае, редукцию можно будет потом изменить подбором ведущей звёздочки под цепь. Главное, что уже закусился и пошел мой любимый процесс лепить из того, что под руку попадается.
 

fishingmobile

Участник
Регистрация
22 Ноя 2019
Сообщения
138
Реакции
52
Возраст
45
Местонахождение
Россия, Ульяновск
Имя
Сергей
Техника
Снегоход из мотоблока
А щелочной акб разве способен стартер крутить?
А почему нет? У меня он был целый 20 банок. Я из 9 сделал себе на УАЗ - ездил года три, не постоянно ездил, а так в деревне по полям, по разным хозяйственным нуждам - то в лес, то за грибами, то на озеро, то за песком в карьер. Только вот УАЗ продал и те 9 банок ушли с ним - забыл снять. Теперь печаль. Осталось 11 - вот здесь теперь фактически все.
 
Регистрация
15 Сен 2008
Сообщения
5.125
Реакции
1.193
Возраст
69
Местонахождение
Сузун НСО
Имя
Валентин Владимирович Федотов
Техника
снегоходы "рыбак 2м",дискоход "Поиск" ,Форд-Гранада-турнир.
Лучше поставить триммерный движок с соотв-щим редуктором .Как вариант-быстрая замена колеса на лыжу
 
Регистрация
25 Ноя 2021
Сообщения
825
Реакции
292
Местонахождение
моск. обл.
Имя
сергей
Техника
мелкие бойцы
если на движок вкорячить допгенератор и от него привести заднее колесо? не лучше будет чем просто АКБ?
 

Romich

Ветеран
Регистрация
5 Фев 2007
Сообщения
11.731
Реакции
1.925
Возраст
50
Местонахождение
Пермь
Имя
Роман
Техника
SnowВихрь + Снегопед
Лучше поставить триммерный движок с соотв-щим редуктором .Как вариант-быстрая замена колеса на лыжу
Вариант с электроприводом интересен тем, что нужно всего лишь в нужный момент нажать кнопку на руле.
С ДВС же скорей всего придется остановиться, завести доп. двигатель... ну в общем некоторые неудобства, хотя и преимущества конечно тоже есть.
 

Romich

Ветеран
Регистрация
5 Фев 2007
Сообщения
11.731
Реакции
1.925
Возраст
50
Местонахождение
Пермь
Имя
Роман
Техника
SnowВихрь + Снегопед
если на движок вкорячить допгенератор и от него привести заднее колесо? не лучше будет чем просто АКБ?
Таким образом сделано на некоторых японских автомобилях. (у меня почти такой).
Кстати, неплохой вариант. Такой доп генератор, не тяжелее аккумуляторов. Пристроить его к мотоблоку думаю не составит труда. Электродвигатель наверное можно найти на авторазборках и особо городить ничего не надо.
 
Регистрация
25 Ноя 2021
Сообщения
825
Реакции
292
Местонахождение
моск. обл.
Имя
сергей
Техника
мелкие бойцы
вот и я так думаю. вдобавок свет можно сделать хороший.
 

fishingmobile

Участник
Регистрация
22 Ноя 2019
Сообщения
138
Реакции
52
Возраст
45
Местонахождение
Россия, Ульяновск
Имя
Сергей
Техника
Снегоход из мотоблока
Поехали дальше. Что я ещё имею в наличии и на что мне не надо тратить финансы? Опять же в гараже завалялся автомобильный генератор на 12-14 вольт и ток до 65 ампер - б/у, но рабочий, надо будет только, скорее всего, заменить подшипники. Если бы на моем установленном на мотоблок двигателе Subaru EX17 была катушка освещения ампер так на 5-7, то надобность в генераторе отпала автоматически - этих ампер хватило бы «за глаза» и на зарядку аккумулятора, и на освещение. Но такой катушки у меня нет, а заряжать аккумулятор в дороге, который будет давать ток на вспомогательный привод заднего колеса, надо.

IMG_20221202_140333.jpg


Тут возникают опять как минусы, так и плюсы. Из минусов: 5 килограмм дополнительного веса одного только генератора со шкивом, излишество по характеристикам - на зарядку аккумулятора мне надо всего 10-20% от его ёмкости в 25 А*ч, т.е около 3-5 А. Из плюсов: если сделать работу генератора постоянной, то в процессе холостого вращения его можно будет попробовать использовать как дополнительный маховичок, т.е. как аккумулятор механической энергии вращения - да, не очень много, но для моего маломощного двигателя это будет добавка к работе в разгон, появится только небольшая инертность к оборотам, но я итак стараюсь цепи не дергать.

В планах заменить мой 15-летний двигатель на Лифан 8-9 лошадиных сил - когда дело дойдет, то буду брать с катушкой освещения, а пока придется ставить что есть.

ЗЫ. Генератор правого вращения на авто, а у меня двигатель левого. Хотя, вроде как, генератору, как трёхфазной машине, без разницы куда вращаться, лишь бы щетки позволили, а в крыльчатке охлаждения может вообще нужды нет.
 

fishingmobile

Участник
Регистрация
22 Ноя 2019
Сообщения
138
Реакции
52
Возраст
45
Местонахождение
Россия, Ульяновск
Имя
Сергей
Техника
Снегоход из мотоблока
если на движок вкорячить допгенератор и от него привести заднее колесо? не лучше будет чем просто АКБ?
Я думал, но тока не хватит - тогда, когда нужно подключить дополнительный привод, то основной двигатель итак уже работает в нагрузку с просевшими оборотами. Так что накопитель нужен.
 
Регистрация
15 Сен 2008
Сообщения
5.125
Реакции
1.193
Возраст
69
Местонахождение
Сузун НСО
Имя
Валентин Владимирович Федотов
Техника
снегоходы "рыбак 2м",дискоход "Поиск" ,Форд-Гранада-турнир.
Регистрация
25 Ноя 2021
Сообщения
825
Реакции
292
Местонахождение
моск. обл.
Имя
сергей
Техника
мелкие бойцы
Я думал, но тока не хватит - тогда, когда нужно подключить дополнительный привод, то основной двигатель итак уже работает в нагрузку с просевшими оборотами. Так что накопитель нужен.
так я и не предлагал батарейку совсем снять.
 

fishingmobile

Участник
Регистрация
22 Ноя 2019
Сообщения
138
Реакции
52
Возраст
45
Местонахождение
Россия, Ульяновск
Имя
Сергей
Техника
Снегоход из мотоблока
Теперь пошла всякая требуха на самодельный понижающий редуктор, что пока удалось насобирать в гараже по разным углам и коробкам. Из шестеренок донорами идут коробка мотоцикла ИЖ и редуктор мотороллера Муравей - ничего не разбирал, есть и та, и другой, а это всякая уже разобранная б/у солянка. Покатал шестерёнки друг по другу - вроде бы подходят идеально, похоже, что модуль у них одинаковый - не стучат, не грызут.

IMG_20221202_140823.jpg


Шестерёнки по зубьям слева направо от стартера до цепи: 14, 52, 17, 47. Последние пошире первых - все как по-феншую) Пересчитал передаточное число для этого варианта, получилось 1 к 10,2 т.е. понижение в 10 раз.

Теперь пошли проблемы, ухищрения, упрощения конструкции в ущерб надёжности непрерывного использования:

Первую самую маленькую шестерню 14 зубов из-за ее маленького диаметра я вряд ли смогу посадить на часть обгонной муфты стартера - если в ней выточить отверстие 25 мм, то там останется внутреннее кольцо металла 4 мм толщиной - фиг приварить получится хорошо и аккуратно, все наверняка перегреется, заплюется. Ну, может попробую попрошу знакомого спеца полуавтоматом приварить. Или выточить под посадку на горячую? - да кто ж возьмётся заморачиваться. В общем, если не получится, то надо будет ставить шестерню 17 зубов или даже 19. Последняя изменит редукцию аж до 1 к 7,5.

Промежуточный вал хочу сделать из пальца от УАЗа. Шестерни объединю и сделаю посадку в хороший натяг, а вот подшипники 25 мм внутреннего диаметра не болтаются, но скользят. Короче, хочу попробовать гальваникой на нем восстановить медь из хлорного железа - я в нём платы для своих электронных самоделок травлю иногда. Думаю, что не будет особых проблем налепить меди, там надо-то всего по 0,05-0,1 мм добавить.

Ведомый вал под звёздочку - есть варианты, но пока не трогаю, дожить ещё надо. Все будет видно от того куда у меня цепная передача ляжет - ближе к диску или же к вилке. Не хотелось бы его укорачивать, он у меня запасной на этот каракат в передний привод.
 

fishingmobile

Участник
Регистрация
22 Ноя 2019
Сообщения
138
Реакции
52
Возраст
45
Местонахождение
Россия, Ульяновск
Имя
Сергей
Техника
Снегоход из мотоблока
так я и не предлагал батарейку совсем снять.
С аккумулятором в паре пока обороты генератора ещё большие, то, думаю, можно использовать для компенсации большого пускового тока стартера.
 

fishingmobile

Участник
Регистрация
22 Ноя 2019
Сообщения
138
Реакции
52
Возраст
45
Местонахождение
Россия, Ульяновск
Имя
Сергей
Техника
Снегоход из мотоблока
Ну и, наконец, из основного необходимого, что тоже есть в загашниках - большие ведомые звёздочки на заднее колесо моего Рыбомобиля. Тут у меня широкий диапазон получается, зато все они под цепь ИЖ, которые у меня тоже в наличии есть.

Первая, самая большая звезда - 87 зубов, диаметр 45 см, весит в том виде, что на фото, 4,5 килограмма. Зато она нулевая, не хоженная, из нее можно сделать цепную передачу с большим понижающим числом.

IMG_20221202_141219.jpg


Вторая, звезда поменьше - 56 зубов, диаметр 30 см, весит 2,5 кг. Но она прилично хоженная - стояла на промежуточном вале моего первого караката классического трехколесника из мото ИЖ.

IMG_20221202_141414.jpg


Вот этот выбор уже сейчас тянет по цепочке то, что можно бы было делать по редуктору. Если ставить большую, то у меня цепь не лезет между камерой колеса и вилкой - надо переделывать вилку. Если ставить поменьше, то может не хватить понижения передачи от стартера до колеса. В последнем варианте цепь ляжет немного внутрь колеса, но зато у меня получается, что из-за короткого редуктора его стартер лезет на колесо.

Пока цугцванг. Хоть жребий кидай.
 

fishingmobile

Участник
Регистрация
22 Ноя 2019
Сообщения
138
Реакции
52
Возраст
45
Местонахождение
Россия, Ульяновск
Имя
Сергей
Техника
Снегоход из мотоблока
Разобрал родную обгонную муфту стартера - мне нужна только одна полумуфта, в которой уложены ролики. И удача! На эту полумуфту подшипник с внутренним диаметром 25 мм садится просто идеально. Не болтается как на другой б/у, не с небольшим усилием руками насаживается, а именно напрессовывается с натягом обстукивантем молотком. До стопорного кольца можно насадить даже двухрядный подшипник.

IMG_20221203_001109.jpg


Т.е. можно однозначно сделать эту полумуфту с приваренной к ней шестерней неотъемлемой частью редуктора, а сам стартер заводить в нее на косые шлицы. Стартер будет передавать только крутящий момент, никаких поперечных валу усилий уже не будет. Вал стартера 12 мм. Теперь думаю на какие подшипники его посадить - на игольчатые или обычные. Вообще теперь думаю подшипник поставить на вал только со стороны редуктора, а со стороны щеток пока оставить втулку. Кстати, стартер правого вращения и при работе по косым шлицам сгоняет полумуфту на улицу. Но посадив ее на подшипник она будет теперь зафиксирована стопорным кольцом.
 

aussidler

Активный участник
Регистрация
24 Ноя 2012
Сообщения
542
Реакции
202
Возраст
46
Местонахождение
Алтайский край мамонтовский район
Имя
Андрей
Техника
уаз
Здравствуйте . Я конечно извиняюсь но зачем городить этот сомнительный электропривод из нечего . Может получится что пользы от него будет меньше чем вреда . Стартер 1.5 кв это 125 +- ампер плюс не какого охлаждения плюс ведро аккумуляторов плюс куча переключателей реле проводов большого сечения . Плюс его надо как-то изолировать чтоб менять вращение . Я конечно не против электроприводов но с других комплектующих . Может лучше просто пару цепочек да шрус
 

Вложения

fishingmobile

Участник
Регистрация
22 Ноя 2019
Сообщения
138
Реакции
52
Возраст
45
Местонахождение
Россия, Ульяновск
Имя
Сергей
Техника
Снегоход из мотоблока
Я конечно извиняюсь но зачем городить этот сомнительный электропривод из нечего
Приветствую. Ну почему из ничего? Все вроде хоть и солянка, но что в нулевом, а что в приличном состоянии - валяется в гараже, место занимают - хочется в дело пустить. По стартеру скорее да, что для меня он чуть великоват по характеристикам, навскидку как планировал с самого начала 1 кВт - было бы достаточно по мощности и по току ближе к возможностям. Пока под этот сделаю, подвернётся киловаттный - сделаю переходник. Привод будет быстросъемный блоком, вешать буду только в снегопад - он мне нужен не постоянный, а на 5-10% от пути, греться критически вряд ли он будет в таком режиме работы. Вашу схему думал, но это надо делать на постоянку, плюс все эти узлы нисколько ни проще, ни легче получатся. Да и все эти цепи под жопой и между ног не хочется. Мой вариант мне только задний блок съемный добавит, а аккумуляторная часть итак уже есть и нужна - свет, компрессор, зарядка, переноска.
 

гайк

Ветеран
Регистрация
15 Мар 2011
Сообщения
2.426
Реакции
643
Возраст
44
Местонахождение
с.половинное новосибирская обл.
Имя
andrei
Техника
мопед.мотороллер.мотособака.
Стартер поможет, но в кратковременном режиме, может перегрется и акб.надолго не хватит,как то тоже эксперементировал со стартером, на холостом ходу(без нагрузки) обороты бешеные, может выбросить обмотку, короче надо пробовать, в журнале Моделист-Конструктор (номер не помню) делали электрокарты именно на двигателях стартера.
 

fishingmobile

Участник
Регистрация
22 Ноя 2019
Сообщения
138
Реакции
52
Возраст
45
Местонахождение
Россия, Ульяновск
Имя
Сергей
Техника
Снегоход из мотоблока
Стартер поможет, но в кратковременном режиме, может перегрется и акб.надолго не хватит,как то тоже эксперементировал со стартером, на холостом ходу(без нагрузки) обороты бешеные, может выбросить обмотку, короче надо пробовать, в журнале Моделист-Конструктор (номер не помню) делали электрокарты именно на двигателях стартера.
Выписывал в детстве этот журнал, точно помню на стартерах был электромобиль с зарядкой от солнечных батарей и инвалидное кресло. Ну, посмотрим, что будет получаться. Сейчас все пока в токарку уперлось, а пока буду аккумулятор с генератором ставить. На днях с другим таким же стартером поэкспериментирую, пока шунт ищу где-то валялся, хочу посмотреть что там на ХХ.
 

алексаа

Новенький
Регистрация
11 Сен 2021
Сообщения
49
Реакции
0
Возраст
64
Местонахождение
москва
Имя
Александр Владимирович
Техника
автоколяска С-3-А
По поводу привода
Вам подойдёт, ЭлектроУсилитель руля, от Тойота Королла 120.
Предохранитель, там на 50 ампер.
 

fishingmobile

Участник
Регистрация
22 Ноя 2019
Сообщения
138
Реакции
52
Возраст
45
Местонахождение
Россия, Ульяновск
Имя
Сергей
Техника
Снегоход из мотоблока
По поводу привода
Вам подойдёт, ЭлектроУсилитель руля, от Тойота Королла 120.
Предохранитель, там на 50 ампер.
Ну, купить что-то подобное это уже проблема, ещё большая проблема раздобыть подобное в дар. А хочется использовать то, что уже есть и валяется в гараже мертвым грузом без дела - а то как бы не сдать в металлолом. Пока попробую с этим стартером, а там видно будет. Рабочие токи для него все дают с учётом втягивающего электромагнита, который мне не нужен, а это минус 50-70 ампер, ещё минус по току - я заменю втулки на подшипники и уберутся все сопутствующие перекосы, включая бендикса, которого тоже не будет. Я этот стартер буду крепить так и там, чтобы потом можно было вместо него поставить или другой стартер/э.двигатель, либо поставить угловой редуктор для гибкого вала - всё-таки хочу поэкспериментировать и продолжить свою другую тему здесь. Думаю, что 20 мм наружного диаметра по бандажаюу гибкий вал до 10 Н/м пойдет, он будет фактически прямой, только в узле перелома будет изгибаться по большому радиусу максимум 30 град.
 
Гусеницы для снегоходов и спецтехники
Сверху Снизу