Проливом Югорский Шар в полярную ночь.

Гусеницы для снегоходов и спецтехники

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Друзья, привет от Малой Полярной авиации.

Что же, Рождество встретили и помолясь начнем..

Отчет об экспедиционном предновогоднем одиночном перелете в полярную ночь по маршруту: Воркута - Каратайка - Амдерма - пролив Югорский Шар - п,ст. Белый Нос - Каратайка - Воркута.
На сверхлегком самолете Северок.

22-2.JPG
 
Последнее редактирование:

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Огромное спасибо, всем вам моим друзьям - кто читает страничку, отмечает комментариями, поддерживает полеты!

Прежде чем мы начнем интересный, непростой разговор о полетах в Полярную ночь, предлагаю посмотреть нашу новую работу.
Для тех, кто ценит природу Арктики и свободный полет. Обратите внимание на интереснейшие ледовые образования на замерзающих озерах.

В таких пустынных и необжитых местах, вид слегка потрясает..

P.S Подготовка к выпуску календаря от самолета Северок в 2020 г. завершена.

 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Как все начиналось..

Всегда бывает старт. Старт начинается в начале пути. И в этот раз, начало пути перешло в пассажирский поезд: Москва - Воркута.

Изучая историю крайних точек нашего перелета, нахожу редкие строчки, например как с Москвы в военные годы добирались до Воркуты и пролива Югорский Шар наши предки. Иногда читая хочется грустить, а иногда и радоваться.

Так в июле 1941 года, группа ответственных товарищей, проводивших геологические изыскания и аэрофотосъемку в Большеземельской тундре, добиралась из Москвы до г. Абезь, что на реке Усе и 160 км. южнее Воркуты в течении двух недель. Они сменили три поезда и два парохода. Но зато из Абези сразу были переброшены в Нарьян-Мар через Кожву самолетом.
А вот в наш бурный век уже не осталось такой возможности. Нет уже ни аэродромов в Абези, ни чудесных летающих лодок типа Каталина и т.п.

Наш нынешний поезд на Воркуту идет двое суток.
Делает крюк через архангельский Вельск, а в Коноше до этого меняет электричество на дизель, только потом уходя на восток.
Напомню, что свой маршрут: Сергиев Посад - Воркута на самолете Северок я проделал от Грязовца, Вологодской обл., напрямую уйдя на Котлас, выбросив эти лишние 140 километров.

" Вагонные споры - последнее дело, когда больше нечего пить.."
А у нас было (между нами) что выпить, но спорить не хотелось, ибо не так часто в вагоне встречается и интересная компания и интересный человек, которого затаив дыхание слушает вагон.
Надежда ЧернАя. Ехала с санатория в районе Минеральных Вод в Ухту со своей коллегой.
Надежда много лет проработала помощником начальника по ж.д. станции Ухта. Обладая профессиональной памятью и творческим талантом она участвует в местной городской самодеятельности, также часто их коллектив ездит по окрестным селам с выступлениями. Так вот обладая отличной памятью, Надежда собирает и помнит наизусть множество интереснейших стихов своих современников.
Вашему вниманию потрясная запись чтения юморески (посмотрите- не пожалеете), которую по моей просьбе повторно прочитала Надежда!


А еще в нашем плацкартном купе ехал в Усинск, Пантелеич, который сам из Воркуты и много лет работал в тундре. Он неожиданно оказался напарник и помощник моего друга, Сергея Павловича Берстнева в Воркуте. Мы отправили фото и позвонили Палычу из Котласа и было слышно, что связь друзей обоим очень приятна!

Павел, спокойный парень, также из нашего купе ехал до Ухты и несмотря на предстоящий Новый год и большую семью, собирался на вахту в удаленном месторождении больше трех месяцев!
1.JPG


Имея семью и маленьких детей, я сам уезжаю на полеты подчас на один, полтора месяца. Редко на два месяца, но тогда это становится серьезным испытанием и такой образ жизни может позволить себе далеко не каждый и то, только, если только очень любить север. Ну, или иметь хороший заработок.
Для меня важнее первое и пусть у меня, как и большинства из нынешней Малой авиации карман частенько пуст и она не в фаворе нынешних недальновидных руководителей и страны и отраслей, но лично я занимаюсь любимым делом.
Бывает, что иногда от моих друзей, всех неравнодушных, приходит поддержка на полеты.

Именно так нам удалось совместными усилиями провести интереснейшую летнюю экспедицию "К становищу Хабарово". Тогда же, Северок впервые в истории авиации смог сесть на каменной гряде у поселка Варнек на Вайгаче.
Подробнее: http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1356642516/1650
Спасибо вам огромное, друзья!
Владимир Б., Максим М и Анастасия З., Александра Н., Борис С., Ольга С., Сергей Р., Татьяна В., Илья К., Владимир Ш., Михаил В.

Так и в этот раз, перед началом экспедиции помог копеечкой Алексей Р. из Воронежа , а я как раз покупал ж.д. билет до Воркуты. А Михаил К. поддержал неожиданно, когда я по погоде уже неделю сидел с Северком в далеком поселке близ Баренцева моря и был в простонародье на подсосе.

Уверен, что может и не в ближайшее время, но к Малой авиации повернется лицом государство и она будет почетной в нашей стране и об частных авиаторах будут показывать фильмы и приглашать на передачи на ЦТ, вместо этих нынешних, бесконечных и бестолковых токшоу с высосанными из пальца сюжетами и приглашенных пересыпанных тальком звезд.

На фото: немеркнущий лик вождя на горе Ветлосян. Ухта.
Стоянка поезда 17 мин

3.JPG



После Печоры еще встречаются небольшие участки двух путей, а вот от Инты до Воркуты идет одна колея!

Ну, а теперь о погоде.))
Выезд из Московской области - 0 град. Котлас -8, Сыктывкар -15, в Воркуту прибыли в 12 40 - 13 град.

Ст. Юнь-Яга перед Воркутой

4.JPG


В этот же день я с поезда на машине с Володей забросил на базу к Северку набор с инструментами и редуктор, привезенный после ревизии. Спасибо моему другу, конструктору Александру Чернову из Белоруссии за внеплановый осмотр.
Но вначале пришлось брать в руки БСЛ (кто служил, тот знает)) и работать, откапывая ворота ангара.

5.JPG


Продолжение интересное впереди!
 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Спасибо, свой124 и толстый чукча

Воркута встретила метелью.
В первый день я приведший себя в порядок с поезда, минут 20 стоял на остановке, хотел чуток поработать, но не дождался ни маршрутки в сторону Воргашора, ни сердобольной попутки, задубел. Ушел. С километр обратно топал обратно домой, в район Тиман.

Толком не успел начать работы по переводу самолета стоящего на колесном шасси в ангаре на лыжи, как в Воркуте начался Праздник Севера.
Не попасть на праздник я не мог.
Удалось с праздника коротко собрать сюжетики в один ряд и после создать маленький, но весьма позитивный клип ))

 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Часть 2

Начало работ по самолету.
Первые пробежки.
О грустном..


Одну поврежденную лыжу, которая честно вернула меня еще прошлой весной из талой тундры, нужно разобрать, снять с нее кабанчик, что одевается на ось и боковые уширители, аккуратно все переставить на новую лыжу привезенную в октябре. Установочных сверлений на ней нет, а потому и подгонять и засверливать нужно по новой - аккуратно и не торопясь.

Справился постепенно, ну и до кучи привел в порядок покрасил две остальные лыжи.
Установил, выставил, выровнял резину натяжения и тросы.
Перешел к бедненькому, заиндевевшему в железном ангаре двигателю. Ставил редуктор, проверял заменял тех. жидкости.

6.JPG


Неспешно текли дни в кропотливой работе. Все короче становился день и все реже можно было увидеть на открытых местах затянутые дымкой горы Полярного Урала. Ослабевшее солнце еле волоча ножки выглядывало стыдливо меж домов и производственных строений, перекатывалось и копошилось вздыхая по обледеневшим кустам и с облегчением падало в стылую землю..
Тут же наступала темнота..

9.JPG


11.JPG


На базе у нас спокойно.
Сергей еще едет с отпуска, Александр поправляет здоровье в Екатеринбурге, а Григорий совсем недавно вернулся с тундры и теперь мне хоть веселее, да и есть пару слов с кем перекинуться, где то как то подсобить друг другу.
Гриша поправляет технику - гусеничный Газон. Ковыряется с ним неподалеку от нас с Северком.

10.JPG


Вскоре я начал выходить в окрестности с разведкой снежного покрова. Одев охотничьи лыжи, без которых в тундре в нынешней теплой зиме и шагу ступить нельзя, одновременно натаптывал хоть небольшую, но колею для самолета.
Впрочем, это особо не помогло.

12.JPG


Мой первый выход на базе аэросаней #самолет_Северок, еще без крыльев, показал что отпущенный пухляк вообще не хочет никого держать, ни на каких широких лыжах))
Несмотря ни что, сделал благополучно две пробежки несколько сот метров по старой заснеженной дороге, обкатав винто-моторную установку.

14.JPG


Вечером с рыбалки приехал мой товарищ Игорь. Ему удалось не только поймать чуток рыбы, но также наковырять с нее баночку икры. Поэтому дома была и уха и небольшие посиделки под настоечку.
Следующим днем благополучно пристыковал крылья, благо на базе был и помог Раис. Отзывчивый парень любящий технику.
После проверки всех систем, я решил сделать новую вылазку в тундру на аэросанях Северок в полной амуниции. Уже с крыльями. Лётной погоды нет.
Погода: ветер юго-восток 6 м/сек, температура -6 град., ливневый снег.

Выйдя на заснеженное болото, заросшее повсеместно кустами невесомый Северок даже с минимумом топлива валился то вправо то влево зарываясь так, что и лыж не было видно над мягкой снежной поверхностью!
Выход был только один - выходить из этой западни. Выставил самолет. Натоптал лыжами небольшую окружность, где здорово накувыркавшись смог потихоньку развернуть его на 180 град. и уже по своим следам вернулся на базу.

18.JPG


Вечером дома встретились с Виктором Богино.
Мы уже несколько лет знакомы, он и встречал наш первый прилет в Воркуте с Надей Кожевниковой и Сергеем Щербаком, готовил посадочную площадку на геоточке, прикатав ее снегоходом.
Витя единичный пилот, кто летает в районе Воркуты на параплане.

16.JPG


Еще позже просматривая новости от Малой авиации и вспоминая непростой выход самолета сегодня, я не мог сдержать горькой усмешки.
Сколько же сил, средств и умения требуется чтобы подготовить и вывести даже на один экспедиционный полет по Арктике маленький самолет.
Низкий поклон команде Bask и В.Богданову поддержавшим наше нынешнее стремление!

Мало того, что нужно быть и пилотом и штурманом и борт-инженером в одном лице, нужно еще и заранее прогнозировать погодные условия, быть готовым к посадке черт знает где.
Быть готовым к спасению себя и техники.

Сколько интересно частных одиночек в России сейчас вот также готовят свою технику на таежных площадках, полях и огородах и летают на свой страх и риск? Ибо нет ни малейшей поддержки для нас со стороны государства.

Налог на мой сверхлегкий самолетик, пустой массой 270 кг, тяжелее которого даже самая задрипанная малолитражка, теперь рассчитывается в 250 руб на л.с. и присланный сразу за два года, составил более 40 тыс руб. Уже в течении трех месяцев я постепенно гашу его, но конца пока не видно.
Сертификат Летной Годности, который позволяет легально подняться в воздух для любого вида ВС тяжелее 115 кг., уже давно стал бутафорией. Ни его стоимость под 100-200 тысяч(!) руб., ни сроки изготовления в несколько месяцев, не устраивают никого, но деваться некуда.
Связанные обязательствами легальные авиаторы кормят построенную росавиацией прогнившую систему и тех кто в ней существует..
Напомню, что эта очень дорогая бумажка, открывающая дорогу в небо дается только на один год!

Нам с Северком удалось получить ее только один раз за всю историю полетов, но для этого мне пришлось перегнать сверхлегкий самолетик из региона Арктики через полстраны в Московскую обл. Летел весной на лыжах над тайгой и лесами с немалыми трудностями и затратами. Да и то, смог получить этот гребанный СЛГ, только благодаря помощи и поддержке друзей по всему маршруту следования самолета, фонда ОДВФ и лично Олега Бондарева. Огромную поддержку в получении этой бумаги оказал, Игорь Никитин. Которого уже нет с нами..
---------
ВЛЭК для частных пилотов продолжает заградительный кошмар. Чтобы получить заветную справку, не так много есть мест в городах России, а пару дней вычеркнутых из жизни, завышенные требования и цена с дорогой до ВЛЭК в 8-20 тыс. руб. так и останутся для очень многих и курсантов и частных российских пилотов непреодолимым барьером.

И наконец о главном.
В преддверии замечательного празднования 75 лет Победы, хотелось бы вспомнить о ярком выступлении частного пилота Л.Якубовича, на Первом Конгрессе АОН, прошлой весной.
Так вот, Леонид Аркадьевич прямо провел взаимосвязь между безопасностью страны и количеством частных пилотов. Сами сравните ниже количество частных пилотов в России и других странах - людей готовых подняться в небо на своих ВС или в короткий срок быть переученными на военный или транспортный самолет.
Данные еще 2017г (из Википедии);
"...Великобритания (2016) Всего 29,900 пилотов. (1 на 2,200 человек населения)
Германия (2017) 89,000 пилотов(1 на 930 человек населения)
Франция (2017) Всего 41,200 пилотов (1 на 1,600 человек населения)
Южно-Африканская Республика (2017) — Всего 9,600 пилотов(1 на 5,700 человек населения)
Россия (2017) — выдано за год 340 пилотских, включая 180 в частных АУЦ / Всего выдано 4,200 пилотских из них действующих ~2,500. В числе выданных числятся все курсанты гос.обр. учреждений, которые не входят в активный пул частных пилотов (1 на 35,000 человек населения)."

Так вот, кому-то наверно выгодно, чтобы Россия стала авиа колоссом на глиняных ногах?

А после мы в школьной программе читаем, как храбрый русский летчик один сражался против двадцати самолетов.
Не получится ли так, что некого будет поднимать в воздух на подмогу храбрецу, в не дай бог такой ситуации?
----------

Впереди первый экспедиционный вылет самолета Северок!

Продолжение следует...
 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Часть 3

Вылет.

Теплые южные циклоны не прекращают свое постоянное движение вдоль Воркуты и наша задача найти в них окно, чтобы уйти с полной загрузкой на север.
Плюс этой погоды - в попутном ветре, а минус - в теплом насыщенном влагой воздухе, который плохо держит перегруженный #самолет_Северок и постоянно грозит туманами и обледенением.

С поддержкой команды Bask мы с Северком готовимся пройти проливом Югорский Шар в самое сложное и темное для полетов время.
Попробуем также оценить ледовую обстановку для будущих путешествий и доставить на полярную станцию перед Новым Годом свежие гостинцы и посылки.

Вечерняя Воркута народом полна. Настроение отличное, гирлянды радуют глаз, а в магазинах очереди за мишурой и мандаринами.

15.JPG


22.JPG


О людях.
Интересная встреча получилась с Татьяной Андреевой, возглавляющей в Воркуте группу "Туризм на Севере". Любитель природы и походов, Наташа Утробина познакомила нас.
Татьяна не только опытный организатор туров, она и сама нередко гид.
Уверен, что в будущем из таких встреч Малой Полярной авиации и туристических направлений вырастет целая замечательная индустрия от которой получат выгоду все. Но это скорее в будущем.
В нашем времени, как ни прискорбно, мы уже безнадежно опоздали.

21.JPG


С материка вернулся мой хороший друг, Вадим Повонский.
Несколько раз мы с ним организовали и выполнили непростые полеты в горы Полярного Урала на производственную базу.

19.JPG


Звонок у меня в ангаре.
- Вить знаешь дорогу на базу Южная? Приезжай, все объясним!

Спасибо Дмитрию Нурлееву он ведет отличную страничку "Экстремалы Воркуты" и на свой ДР маякнул мне. Я после работы с самолетом приехал на базу Южная и тут же мне досталось по полной.
Поставили меня на горные лыжи и я с десятой попытки, изорвав свои центровые перчатки (подарок от Александра Амеличкина с Усть-Кары) вознесся на подъемнике к середине огромной горы.
Под бодрящие крики, мы все восторженно ездили под разными углами по склону. Снега было мало, я периодически валился, но честно сказать и рядом народ сыпался не хило. Дима здорово гонял рядом и спасал нас всех по очереди.
Странно, но практически все остались живы))
Потом уже был классный чай с песнями под гитару!

26.JPG
 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
По вечерам я работал по прогнозным сайтам.

Надо в этих сумасшедших погодах и событиях все укорачивающихся дней, найти безопасную лазейку для долгого и безопасного полета. А за день до этого спорного момента еще закупить продукты и снаряжение, подготовить полностью и заправить самолет.
Здорово помогают мне на базе Григорий и Сергей Берсенев. Александр Абганеев постоянно держит связь, справляется о подготовке.

Если чуть подробнее, то задача маршрута пройти вначале к Карскому морю к поселку Амдерма. Здесь останется часть груза и будет израсходована часть топлива, далее налегке пройти на запад, срезав часть пути тундрой и вдоль пролива Югорский Шар выйти к п/станции Белый Нос.
Обратно уже уходить вдоль кромки Баренцева моря до п.Каратайка.

Как развивались события, узнаем ниже.
На фото, с помощниками..

23.JPG


Через неделю после наступления полярной ночи, Северок вылетел к берегам Карского моря.
Температура опустилась до минус 15, снег, слабый южный ветер.
Поскольку пришлось ждать максимального светлого времени и хотя бы частичного прекращения снега и дымки, вылетел только в 10 30.
О чем это говорит, да только о том, что я успеваю в Амдерму только к наступлению темноты!

Как обычно, полет первые тридцать минут на полностью выпущенных закрылках, пока самолет немного не израсходует вес топлива и с него не исчезнет изморозь за время стоянки под открытым небом.
Далее уже пошло легче.

Шел не теряя из видимости землю, в переменной дымке, но со скоростью чуть выше крейсерской от 110 до 130 км/час. Юг- попутный.
Самое большое напряжение, когда переходишь от одной видимой излучины реки к другой, от одной тундровой проплешины на другую. Малейшая потеря видимости без горизонта, это не уход в приборный полет на такой предельно малой высоте, а только возвращение!
Спасибо за видео маленькой видеокамере от Проектного офиса Развития Арктики (ПОРА).

В этом декабре была у нас одна, без преувеличения сказать страшная ситуация при такой погоде, но об этом чуть позже..
Поворотная точка маршрута. Пройдено 200 километров. Приподнялось и очистилось немного небо. Только по этой причине принял решение продолжать полет и идти далее над хребтом.

26.2.JPG


К Амдерме подходил уже к 13 часам.

Везение есть, что тут сказать.
Еще на 200 метров высоты началось падение мощности на двигателе. Троит, но работает!
Благополучно зашел на посадку и с длинной глиссады выбрал хорошее место на лагуне. Две посадочные ксеноновые фары здорово выручают.
Сел, но чуть в стороне, от того места которое готовили амдерминские друзья. Отжатие благополучной посадки на спутниковом трекере слежения.
Чуть позже подъехали на снегоходах знакомые с полярки Амдермы.

27.JPG


А я вот уже не смог запуститься ((
Так за снегоходом и притащили ближе к поселку. Привязался. Выгрузили весь необходимый груз и то что боится мороза.
Чуть позже снял обтекатель двигателя и почти сразу нашел неисправность. Переломился один из проводов на катушку зажигания правого цилиндра. Хорошо что на самом подходе к поселку!
Вытащил обломанный заподлицо контакт из разьема и вместе с куском качественного провода БМВ (всегда со мной в ЗИПе) забрал домой.

28.JPG


Благодаря тому, что запас по дню еще большой, я успел забежать в садик и проведать малышей - передал им по йогурту.
Весь садик в Амдерме на фотке
Честь и хвала воспитателям, что так красиво и тепло в нем маленьким полярникам!

30.JPG
 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Дома Елена Юльевна Кононюк вкусняцки накормила, а вечером я еще зашел к Юре Поповичу в гости, скоро он уезжает в отпуск и мы как всегда бывает у Юрика душевно поболтали.
Юра плеснул мне вкусного коньячку.

33.JPG


31.JPG


С работы приехал, Руслан Приказчиков и у себя в домашней мастерской надежно пропаял новый хвост к контакту. После пили чай всей семьей,
Был рад увидеть супругу Руслана, Наташу с маленькой Есенией и маму, Люду Максимову

Утро наступило.
Мы с Русланом пришли к самолету, принесли с собой посылки.

34.JPG


Пока разогревался двигатель от примуса, я надежно соединил два конца поврежденного провода через соединительную колодку(всегда есть в ЗИПе), загрузил и закрепил посылки..

Продолжение интересно последует...

Спасибо поддержке
https://baskcompany.ru/
https://www.aopa.ru/
https://porarctic.ru/

P.S. Наш новый календарь от самолета Северок, несущий красоту полета и путешествий в Арктике отправился:
В Воркуту и Москву
В НАО и ЯНАО
На Украину
Челябинск, Воронеж, Новороссийск и т.д!

Код для отслеживания на сайте почты России отправляю в личку!
Осталось несколько экземпляров, пишите!
 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger


Карское море.


Для меня Карское море, это Родина.

Остров и поселок Диксон расположены на Карском море и поскольку я сейчас на западной его начальной части на Югорском полуострове, то нашел минутку и вышел на обледеневший берег покрытый толщей снега и льда.
Нам часто нужны такие моменты в жизни..
Кто то приходит в церковь, кто то приходит на выходные к своим близким на погост, а я прихожу к Карскому морю.

Тут рядом с этой февральской стылой водой, я когда-то появился на свет.
В этой же воде нашел свое пристанище мой отец, когда я еще только шел в первый класс...

Примус под самолетом плавно наполняет теплом подкапотное пространство, ветер небольшой, но от моря облачность становится все плотнее.
Минус 19 С.

Этот единственный прогнозный день - шанс не только просчитать, но и выполнить благополучно полет тряпочного самолетика вдоль огромного пролива..

Это будет один из самых сложных полетных периодов в нашей с Северком истории.
И он только начался с этой фотографии..

35.JPG
 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Часть 4

Пролив и люди.[

Вылет с Амдермы.

32.JPG


Утро с небольшим светом пришло в 9 часов.
Пока запускал примус, грел самолет и ждал момент, чтобы скрутить провода катушки зажигания в небольшом тепле дошедшем от пламени горелки, сумеречный свет приготовился тускнеть. Еще немного и нужно отбивать вылет. Время сейчас работает против нас.

Для себя определил что если в 10 30 не вылетаю, то сообщаю об отмене полета.
Знаю, что за моим полетом, следят множество друзей, от самой Москвы до нашей Амдермы.
Эта нынешняя часть маршрута - основная в нашем перелете. В прошлом году в декабре Северок ушел на восток и с промежуточной посадкой на Ливаръяхе благополучно достиг Усть -Кары. Вернулся на Воркуту.

В этот раз мы попробуем пройти на запад, срезав выдающийся в море полуостров с оставленной поляркой Югорский Шар, далее полет близ огромного устья р. Великая(Нгою) и уже хорошо знакомого нам становища Хабарово, посетить п/ст. Белый Нос и передать полярникам свежие фрукты и посылочки. Этот полет стал возможен только благодаря поддержке компании Вask и лично Владимира Богданова.

Двигатель запустил, работают ровно оба цилиндра- это здорово.
Но на расчетный взлетный режим двигатель не выходит. На максимале обороты коленвала с 6100-6200 уменьшились на 200 об/мин.
Это потеря мощности и она идет от переохлажденного разреженного воздуха. Есть один плюс, Северок значительно облегчен и я запустив спутниковый трекер от АОПА-России, позволяющий видеть и отслеживать полет, легко ухожу в набор высоты.

Успеваю сообщить по основным номерам о вылете.
Слабая сотовая связь, это здешняя беда. В Амдерму часто по 2-3 дня нет возможности дозвониться- ни с Большой земли, ни обратно.
(Как я понял, виною тому единственная вышка МТС и та работает часто с перебоями)

С юга над горизонтом хорошо видны просветы и полет строю только по высотомеру и проблескам света в облаках. Дымка после вылета практически сразу закрывает все внизу, но Северок постепенно идет все выше.
300 метров, 500, 700..

3.JPG


Самое главное для нас перед вылетом было получить информацию с Белого Носа, что на полярной станции также хорошо просматривается небо. Это позволит нам с Северком благополучно спуститься с "небес на землю" выйдя над дымкой и нижним краем..
И еще.

Респект ребятам, семейной паре, которые ходили со мной пешком в Хабарово, Наташе и Саше Околович.
Наташа поддерживает связь по интернету, пишет замечательные заметки с фото в инстаграме и соц. сетях о природе и новостях с полярки.
Чтобы сейчас благополучно встретить наш Северок, они постоянно были на связи, приготовили и обозначили посадочную полоску на замерзшем и весьма неровном льду.
Саша срубал на полосе посадки ледяные заструги и знаю что они должны зажечь два ориентира посадки.
Фото Н.Околович

IMG-20191204-WA0000.jpg


После осеннего нашего непростого пешего перехода в становище Хабарово и моего возвращения в Подмосковье, мы встречались с Владимиром Богдановым и было принято решение отметить Наташу подарком. От компании Баск в хвостовом отсеке сейчас летит фирменная теплая курточка с брюками.

Перевалив выдающийся на север полуостров, Северок прошел 40 километров и уходя от дымки, постепенно достиг высоты 900 метров.

Вышел над устьем реки Великая. Интересное и одиозное место.
Во-первых, над огромной поймой неожиданно появляется видимость, дымка под самолетом начинает редеть и очень далеко внизу становится видна земля.
Почему то только правый подкос крыла обращенный к морю затягивает сильной изморозью, на левом - с южной стороны этого нет.

2.JPG


Во-вторых, откуда из небытия появилась сотовая связь. Вижу значок сети на планшете, вижу что доставлено сообщение по Вотсап. На удалении 40 километров!
То сообщение которое я отправил сразу после вылета - ушло к адресату только сейчас, через 20 минут полета!
Странно, если учесть, что даже иногда от озера Тоин-То - 15 км до Амдермы нет никаких шансов дозвониться с воздуха.
Очень странно..
 
Последнее редактирование:

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Еще десять минут полета. Снова внизу все затянуто.

Ефемерные волны дымки и облачности со всех сторон скрадывают очертания земли. Полет только по линии горизонта - слева в темных просветах открытой воды, справа в отблесках окончания дня.

Северок неожиданно оказывается над краем Югорского полуострова, даже искомая точка полярной станции уже подо мной. Смог определить ее только по данным спутникового определения.
Везде все белое и по инерции Северок уходит в Баренцево море.

5-1.JPG


Плавный разворот и снижение, снижение, снижение. Летучий самолетик издали идет над припаем, пересекает мыс и я разглядываю внизу приготовленную полоску.

5.JPG


Вот еле видны два зажженных факела и после разворота и на прямой увидел уже их в крайний момент. Сумеречный синеватый свет скрадывает всё..
(Тут на фотографии есть хоть немного контраст. Хорошо что по очереди снимки делал или фотиком или видеокамерой. Иначе огоньки на льду мы бы не увидели вообще..)

5-2.JPG


Волны снега, неровности, тут же получил "козла" взмывание и ..придержал.. Плавное касание второй раз. Короткая пробежка на соленом льду. Остановка. Выдох!

Вот уже рядом и мои встречающие! Обнялись.
- Ребята вы молодцы!

6-2.JPG


Перегнал Северок ближе к жилью.
После того как выгрузились, зачехлил самолет. Собрались всем составом в кают-компании. Начальник станции Николай с супругой Валентиной, механик Григорий, Саша с Наташей и я.
Продукты что привез с таким трудом и совершенно бесплатно для станции, все пойдет на общий стол, а может и до НГ часть сохранится.
Наталье передал ценный подарок, было очень приятно вручить знак внимания от замечательной российской компании Баск.
Ну а сейчас обед отличный! Я после сложного утра и напряжения полета взял НЗ из самолета и стопочку поднял, но без продолжения - день рабочий на станции, да и у нас с Северком еще много дел.

Этим же вечером сняли винт с самолета. Нужно чуть уменьшить угол атаки и мне здорово помог механик Григорий. Протянули удлинитель к самолету- удалось надежно спаять злополучный провод. В это время Гриша открутил все болты крепления винта

10.JPG


Утром минус 20, вместе с ветерочком. Крылья и подкосы покрыты бахромой свирепого инея.

14.JPG


На открытом месте у самолета в две секунды обмораживает лицо.
У меня есть замечательный туристический тент от БАСК https://bask.ru/catalog/tent-bask-canopy-silicone-3-4-5-3523s/
Им я и закрыл всю нижнюю часть самолета.

12-1.JPG


Удалось прогреть подкапотное пространство, а вот с винтом и моими открытыми голыми руками пришлось повозиться. Контровочные гайки и шайбы под ними так и норовят выскользнуть из скрюченных пальцев ))
Несмотря на это веду постоянный фото отчет для вас и себя..

13-1.JPG


Чуть позже по моей просьбе начальник станции Николай Бибекин принес мне две канистрочки по 10 литров с бензином. На станции есть Буран и такое количество, ну никак не повлияет на самочувствие полярки.
Обратный путь предстоял с боковым ветром и запаса у меня нет. В обычной ситуации хватило бы и 10 литров.
Если бы знал как сложится ситуация дальше, то и этот бензин у Бибекина бы не брал.
 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
толстый чукча спасибо. И всем кто читает и отмечает нашу заметку!

В конце концов завершил подготовку к вылету. Уже когда прошли все сроки.

Вот на фото Наталья в новой курточке у самолета в день прилета (фото Н.Околович) но обратите внимание и на ледок посередине лопастей ))

15.JPG


В 11 57 вылет.
Замечательный вид в момент выруливания на старт. Вылет на всполохи давно не видимого солнца

16.JPG


Северок максимально облегчен и разогнавшись убираю закрылки, снизив влияние ветра иду по Югорскому полуострову на 170-200 метров, пока еще видимость позволяет.

17.JPG


Все как обычно, уходя от моря над холодной тундрой собирается дымка, снизу начинает все закрывать и Северок начинает карабкаться вверх.
Через 30 минут полета я уже иду напротив огромного мыса Бельковского на 650 метров, а вот ветер снизился на высоте и скорость путевая больше 120 километров в час.
До окончания сумеречного света десяток минут.

18.JPG


Никогда пилот Малой авиации не сможет привыкнуть к арктической погоде. Погода здесь как эсцентричная молодая женщина в которую влюблен. Она заставляет страдать от своих выходок, но на твои переживания ей абсолютно начихать. Сбросишься ли с моста или просто остановишь свой полет где то в бескрайних просторах, она просто пройдет мимо высоко подняв голову.

Вот так и сейчас.
22 километра до Каратайки. С высоты наблюдаю впереди черное марево. Позвонил в поселок, узнал, что полетов нет, никому не помешаю. Это обязательно в такой ситуации!

До поселка осталось 15 километров и лавинообразно на нас с Северком понеслась непробиваемая стена темной облачности! Ну что ты будешь делать!

19.JPG


Посыпались вниз с полкилометра высоты.. Вышел на 150 метров, но все также идем в дымке, начал обрасть изморозью. (см контр.подкосы)
На винте пошла вибрация. Скорость сразу упала на 30 километров в час.

20.JPG


90 метров, видимости нет! Иду на 60, плохо.. И еще ниже, спускаюсь на 50 метров. Есть привязка к пышному кустарнику, которым здесь поросли все берега. Огромный риск так лететь в любой местности, кроме той которую ты знаешь на отлично.
У нас не вертолет, мгновенной остановки не будет только до встречи с землей. Для себя определил, что при малейшем ухудшении ниже этой видимости, посадка немедленно перед собой. Включаю посадочную фару, без нее уже не видно будет рельеф снега при посадке.
Ух!
Впереди в сумраке появились и быстро приближаются огни поселка.

21-2.JPG


С такой высоты и зная местность, сразу с прямой сажаю самолет недалеко от домов..
Заруливаю и ставлю самолет на стоянку. Ого, на градуснике у дома минус 29!

22.JPG


Хватило сил зачехлить винт, укрыть тентом кабину и двигатель.
К сожалению в походных условиях нет возможности укрывать крылья, часто из-за перепадов температур они по утрам покрыты то льдом, то изморозью, то снегом.
Спасибо моим друзьям Нефедовым, вместе мы самолет выставили на подставки чтобы лыжи не примерзли, обогрели меня и накормили. Вырубился и спал после прилета несколько часов. Пришел в себя.
Блин не могу поднять правую руку - очевидно потянул сустав когда разворачивал самолет на Белом, переморожены пальцы и лицо.
Оказалось, что рейсовый Ми-8 из Нарьян-Мара отбили сегодня по погоде.

В таких вот непростых условиях мы летаем и работает Малая Полярная авиация России!
Загнанная в угол бестолковыми чиновниками, часто безденежная, бесправная, но много уже умеющая и со своим уникальным опытом.

В поселок я успел абсолютно вовремя. Погода следующим утром ушла в тепло, которое принес постоянный декабрьский южный ветер. Северок встал на долгий якорь.
Благодарю спутниковому провайдеру в Каратайке и у моих друзей в частности есть спутниковый интернет. Получил возможность выйти на связь с родными и получить сообщения по сети.

Одним из первых было от начальника станции Белый Нос, полностью дословно..
"Здравствуй.Виктор,Наше сотрудничество закончилась ,Перевалочная база закрыта,не люблю когда через меня перешагивают ,будь здоров.."

Честно говоря, я вначале просто не понял. Ломал голову над причиной такой записи.

Друзья, у кого какие версии будут, почему он это написал?
 
Последнее редактирование:

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
... А потом я узнал что на станции после моего отлета чета начальников, Николай и Валентина перестала разговаривать с Сашей и Наташей.
С теми, благодаря которым люди узнают про жизнь в Арктике, кто не боится трудностей и готов узнавать новое, кто своим трудом помогает развивать станцию, помогать новым маршрутам Малой Полярной авиации.

И в голове потихоньку началось прояснение..
Вспомнилось..
В марте 2018 двое друзей-кайтеров(лыжи и парус) вышли вечером к полярной станции Белый Нос. По плану шли они на Вайгач, а при невозможности далее по Югорскому полуострову.

Их так же дружелюбно принял этот начальник станции, дал им переночевать ни слова ни говоря, а вот на следующий день, объявил о том, что за проживание на станции требуется оплата. Денег у парней было в обрез, да и не рассчитывали они услышать такое в месте, где путешественников считанные единицы за год, а огромный старый дом где они переночевали все равно почти пустой и постоянно отапливается. На станции уже построен новый жилой модуль где живет четверо из пяти полярников..
Парни отдали тысячу рублей и на следующий день ушли со станции, неся в себе отвращение от встречи с этим человеком, который сидя полностью на гос обеспечении наверно просто вовремя где то в этой жизни не остановился или не получил.. северного воспитания.
 

retter29

Активный участник
Регистрация
9 Дек 2013
Сообщения
694
Реакции
20
Возраст
46
Местонахождение
(64 параллель)
Имя
василий
Техника
CAN AM XMR 1000 2014 м.г. LYNX 69 ARMY 600-Etec 2014м.г. линкс рэнджер 49 600 е тек(продан)
Как же так.....
Просить денег за ночлег на Севере????
 

retter29

Активный участник
Регистрация
9 Дек 2013
Сообщения
694
Реакции
20
Возраст
46
Местонахождение
(64 параллель)
Имя
василий
Техника
CAN AM XMR 1000 2014 м.г. LYNX 69 ARMY 600-Etec 2014м.г. линкс рэнджер 49 600 е тек(продан)
Четыре раза перечитал сообщения в теме..
Неукладывается.
 

nmzapolarie

Ветеран
Регистрация
14 Сен 2012
Сообщения
6.472
Реакции
1.829
Местонахождение
Нарьян-Мар
Имя
Илья
Техника
Буран, Хонда 50
Их так же дружелюбно принял этот начальник станции, дал им переночевать ни слова ни говоря, а вот на следующий день, объявил о том, что за проживание на станции требуется оплата. Денег у парней было в обрез, да и не рассчитывали они услышать такое в месте, где путешественников считанные единицы за год, а огромный старый дом где они переночевали все равно почти пустой и постоянно отапливается. На станции уже построен новый жилой модуль где живет четверо из пяти полярников..
Парни отдали тысячу рублей и на следующий день ушли со станции, неся в себе отвращение от встречи с этим человеком, который сидя полностью на гос обеспечении наверно просто вовремя где то в этой жизни не остановился или не получил.. северного воспитания.
Как зовут точно этого начальника станции? Страна должна знать таких уродов в лицо.!!!!
 

МИХА 163

Ветеран
Регистрация
21 Июл 2015
Сообщения
2.695
Реакции
3.872
Возраст
41
Местонахождение
самара
Имя
михаил
Техника
BRP
Мда,подонков хватает еще!
 

NordNick

Активный участник
Регистрация
27 Июл 2015
Сообщения
435
Реакции
82
Местонахождение
Когалым Тюменская обл.
Имя
Дмитрий Николаевич
Техника
Своя
Виктор желаю тебе сил и здоровья в твоих путешествиях, и поменьше таких людей на пути. Очень интересно читать твои рассказы!
 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Друзья, привет и огромное вам всем спасибо за комментарии, поздравления в личку (второго днюха была), за неравнодушие!
Кстати по соц сетям много тоже шума наделал мой пост. Несколько человек написало, что на станции порядок, чистота и т.п.
Я честно говоря не очень хотел озвучивать эту историю, но потом решил написать, чтобы люди сделали выводы.
И было очень отрадно что вчера нашим парням пришло сообщение от Николая начальника станции с извинениями.

Кстати, не так давно сменилось руководство Северного УГМС и по всем станциям была отправлена служебная записка о взаимоотношениях с туристами и путешественниками. С понедельника буду уточнять как выглядит договор о посещении и какая будет цена. Вот такие вот новости.
Очень надеюсь что в любом случае всегда полярники примут гостей бесплатно, которые с таким трудом идут на север!

 

хохол76

Участник
Регистрация
28 Дек 2013
Сообщения
192
Реакции
13
Местонахождение
НАО п. Амдерма
Имя
Юрий
Техника
Проша
Управление запретило пускать посторонних на полярные станции. Витя с прошедшим тебя, ты к нам собираешься?
 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Друзья, спасибо большое всем кто читает и оставляет отзывы!

Юра, привет. Март обещает быть насыщенным на события.
Двое моих друзей-лыжников собираются обойти Вайгач.


Проливом Югорский Шар в полярную ночь

Каратайка

Стоянка в поселке по погодным условиям продлилась аж четыре дня. Чуток мороз с дымкой- ни хрена не видать.
Потом по обычаям нынешним теплым зима резко посыпалась вниз и ..
Запись из путевых заметок "Я недавно из бани, у нас дождь идет и сосули висят. Сосульки! После минус 29. Северок обледенел!"

Приехали с тундры мои друзья и привезли немного рыбки. И угостили и дали с собой. Эдик, Андрей, Толик спасибо!
Наконец то смог насладиться свежей жарехой.

23.JPG


Ну а потом засучил рукава и под руководством Беллы Нефедовой, которая и сама готовит отлично, но тут дело особое (я снимал чешую сразу со шкурой ) разделал эту (с)щуку, ибо раньше не имел каюсь с ней опыта.

Мы с маленькой Виолеткой после пропустили ее через мясорубку и намололи сухарей. Вот это получились котлетки! Пальчики оближешь! Остальные заморозили и в запас в морозилку.
Забегая вперед, эти котлетки со мной впоследствии и до Вркт долетели.

29.jpg


Поскольку связь с Амдермой была, мы созвонились с Юрой и Русланом. Парни всегда выручают меня в поселке.
- Вить если соберешься к нам, привези рыбки. С заправкой поможем.
Юра скоро едет в отпуск, у Руслана недавнее прибавление в семействе.
Всегда очень рад видеть и саму Амдерму, куда летаю постоянно с 2016 года и каждого из немногочисленных жителей. С советского периода из двенадцати тысяч человек, осталось двести с небольшим. Вот и весь показательный российский север.
Если у вас нет нефти, газа или на худой конец конец угля в открытых месторождения, то вы особо никому в этой стране не нужны...

Отменил полет в Воркуту и начал готовиться к Карскому морю.
В еще более темное время суток полярной ночи и более сложные метеоусловия.
Там же на обратном пути и попал в передрягу. Об этом чуть позже.

Вечерний поход по поселку.
Подъехал Костя Смирнов. Тепло поздоровались. Здесь в поселке Костя работает ветеринаром, он хороший товарищ. Познакомились мы с ним еще весной 2017 года, когда Северок шел с севера Вайгача и садился у полярной станции Белый Нос. Там по работе и был тогда Костя.

28-2.JPG


В гараже у Андрея

Эдик с братом ремонтируют Ямаху. Замена гусеницы. Попутно выявился износ подшипника редуктора. На этом снегоходе творятся просто чудеса. Он и везет груза в 2-3 раза больше нашего Бурана и расходует бензина в половину меньше. Но куда ни плюнь в поселке либо Бураны, либо импортные снегоходы с бурановским мотором. Объясняется просто. При выходе из строя либо двигателя либо ходовой импортного снегохода, человек сразу попадает на приличную сумму. И потому на время ремонта или пересаживается на Буран или делает замену двигателя на бурановский.
Благо кулибиных у нас всегда хватало.

30.JPG


На улицах сиреневая завеса из снега и сумерек. Поселок живет своей жизнью.

26.JPG


Захожу в магазинчик к Андрею Беркуту. На витринах нет большого разнообразия, но чисто и светло. Есть новая теплая подсобка и это не может не радовать. Видно, что человек старается.
Так сейчас в любом магазинчике здесь. С погодами не сладко и вездеходы из Воркуты идут не всегда легко и быстро. 200 километров в одну сторону для гусеничной техники, много это или мало?

Малая авиация, которая могла бы отчасти закрыть этот пробел, сама еле дышит в нынешнем одиночном полете в сложнейших погодных условиях, обложенная завышенными требованиями и налогами.
Андрей угощает меня весьма приличной размером рыбкой и передает такую же посылочку в далекое Подмосковье для наших общих друзей Бориса и Сергея завершивших в поселке свой самостоятельный неповторимый переход по реке Море-Ю летом 2017 года. Мы же с Северком участвовали в выброске этих отважных путешественников из Каратайки в Воркуту

27.JPG


На обратном пути встречаю двух мальчишек.
Ага, это же Илюша с пос. Варнек острова Вайгач со своим другом. Сейчас они учатся в интернате, поскольку на Вайгаче нет школы.
Забавные симпатичные ребятишки улыбаются, здороваются. Уверен, что в их жизни уже навсегда остался самолет Северок пробившийся летом к островному поселку на колесном шасси.

31.JPG


Пошел четвертый день моей стоянки.
Взял прогноз на завтра. Ну если только рискнуть.

В 3 часа утра температура была равна нулю.
Что такое риск в полетах Малой Полярной авиации? Да ничего. На самом деле повседневная рутина. Просто читаем дальше..

Самолет загружен заранее и подготовлен. В 9 утра температура составила - 3 градуса. Ждем еще. Ждем максимального света и мороза.
Если учесть что весь насыпавшийся снег в округе напитался сыростью и намок, ничего удивительного, что такой же обледеневший и полностью загруженный самолет не смог оторваться от грешной земли.

К 12 часам дня температура понизилась до минус 5. Но. Одна пробежка, вторая. Не могу оторваться от целины. Снегоход идущий впереди и трамбующий мне взлетку также валится, делая огромные ямы на снежной поверхности.

Вот и все. Светлое время кончилось.

Возвращаемся домой..

25-2.JPG
 

hamster

Активный участник
Регистрация
4 Мар 2009
Сообщения
229
Реакции
19
Возраст
57
Местонахождение
Санкт-Петербург
Имя
Максим
Техника
BRP

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Спасибо за комментарии и тем кто следит за темой!

Синее. Черное и белое.

Припай.
Столкновение.

Следующий день был ничуть ни лучше предыдущего.
Мороза, развернувшийся мне в лоб легкий северный ветерок не принес, а вот скорости он потом украл прилично. Минус 6 градусов.
Снег как липучка. Мнется под любой тяжестью и держит сильнейшей хваткой. Хоть ногу не вытащить, хоть лыжу самолета не оторвать.
Чтобы не повторить ситуации прошлого дня, мы с Эдиком заранее запланировали переместить самолет на лед озера с северо-западной стороны поселка. Здесь постоянно дуют ветра и есть накатанный снегоходный след. Не лишне отметить, что озеро носит название, Аэродром-Ты.
Перевод надеюсь не требуется..

Полярной ночью постоянно синий цвет вокруг.
То индиго, переходящий в ультрамарин - тёмный ранним утром, а часам к 10-ти утра утренний, сине-голубой. Или в беспросветном небе, как на фото - мир уже васильково- блеклый. Что камера, что телефон нещадно просит больше света и натягивает весь кадр синим. Контраст и так очень слаб. Поэтому, иногда фото получаются черно-белые. Тем более, что речь пойдет о совсем непростых полетах..
Прилично времени отняла буксировка напитанного влагой и полностью загруженного самолета по снежной целине.

32.JPG


- Ну чего Черныш, попробуем?

Замечательная умная собачка Нефедовых не только проделала путь к месту вылета, но и сейчас уселась на хозяйский снегоход.
Обледеневший чубчик задорно топорщится и Черныш смотрит на меня проницательным взглядом, как бы спрашивая
- Ну и куда ты собрался в одиночку в такую хлябь? Неужто тебе всё фиолетово ?
Как же ты прав, Черныш!

33-1.JPG


Вокруг нас всё затянуто хмурым оттенком. Неба нет. Горизонтальная видимость оставляет желать. Оставляет желать!

Вылет в 9 45.
Двадцать минут мне еще удавалось держать высоту 100 метров, благодаря тому, что под самолетом шел огромный низменный район устья реки впадающей в Баренцево море и были переходящие из одного в другой очаги пышной поросли.
Вот и выглядываю во время полета впереди себя, эти темные очаги. Напрягаю безмерно зрение - веду самолет от куста к кусту. Видимость горизонтальная не больше пятисот - восьмисот метров.
Но, впереди довольно быстро начинаются возвышенности перед реками М.и Б. Талата. Темные очаги растительности неожиданно растворяются.. Никаких ориентиров впереди у меня нет!
Если я иду на такой высоте, когда земля идет мне навстречу и нет возможности подняться выше не уходя в приборный полет, значит только один путь.
На фото- момент принятия решения о развороте и смене курса.

34.JPG


Теперь запомним и прочитаем эти строчки еще раз!

Если вы не видите под самолетом заснеженной земли, тундры или льда, а полет идет на небольшой высоте и у вас нет приличного опыта полета по приборам, немедленно возвращайтесь к крайней точке наземного ориентира, не теряя его из глаз!
На этой теме - потеря пространственного ориентирования, от нас ушло уже много близких друзей. К этому еще вернемся ниже!

Так же и мне - либо домой, либо в море!
Постоянно сверяюсь с картой и меняю курс на курс на запад - туда, где еле заметна серая ниточка отсвечиваемой от облачности открытой воды.

Крутой вираж и не теряя темной полосы зарослей под самолетом, пошел вниз. Но, теперь вступает в действие какая то неведомая сила - периодически на самолете появляется и исчезает странная вибрация.

Бельковская губа.
Уже вставшая под ровный белый лед. Удалось сохранить визуальный полет на высоте 20 метров над льдом.

35.JPG


Пересек губу и вышел в открытое море.

Мы идем по границе открытой воды над огромными торосами или совсем молодым льдом, он весь темный непрочный. Вибрация начинается и неожиданно пропадает раз за разом.
Представляю если сейчас придется делать посадку. Либо ты разломаешь машину о тут и там торчащие глыбы торошений, либо при первом же восточном шторме нас унесет от берега. Если, конечно выдержит при посадке этот ледок.

36.JPG


Временами видимость скрывает дымкой и приходится скользить практически над верхушками торосов. Минимальная высота полета составляет 2 метра над уровнем моря!
Спасибо трекеру Иридиум от РАОПА-России четко фиксирующим все данные моего полета, через каждые 2 минуты.

Над припаем.JPG


Тут и там Северок наблюдает нерп, лежащих у лунок и с любопытством провожающих взглядом странную, низко летящую машину. Некоторые из нерпей (как интересно их называют мои друзья-ненцы) успевают укрыться в спасительной черноте лунки. Но основная масса валяется лениво под теплым ветерком.

Радость!
В нескольких километрах по правому крылу начинает появляться суровый обрывистый берег и тут же меняю курс ближе. Твердая земля, я вам скажу, это понадежнее живого океана ))

36-2.JPG


Зацепился к береговой линии и пошел на высоте 50 - 70 метров. Измотанный донельзя час полета позади. Подошел к п/ст. Белый Нос. Сел благополучно!

36-4.JPG


На станцию не пошел, нет времени - пройдено чуть больше пол пути. Светлое время уходит с каждой минутой!
Снял обтекатель винта и проверил затяжку и контровку болтов, крепящих винт к ступице редуктора - все в порядке.
Минус один причина вибрации.

Наташа Околович пришла от станции с собачками ко мне на берег, Саша после ночной отдыхает. Я ей вручил торжественно пакетик рыбки-наваги.
- Наташ, ты не стой, я сейчас винт проверю и полечу!
Тепло попрощались и Наталья ушла. Закончил спокойно ответственную работу.

37.JPG


Полчаса и вылет!

Несмотря на то что самолет потерял 14 литров - часовой расход топлива, не могу оторвать самолет от соленой бухты !
Только с пятой попытки, прикатав лыжами взлетку, с огромным трудом пошел в набор чуть не чиркнув лыжами по крутому берегу!
Температура воздуха на станции - 3 градуса Цельсия, вот и весь секрет моих мучений. Из Каратайки вылетал, было на три градуса ниже..
Вибрация продолжается и по прежнему носит знакопеременный характер.
Ладно - одну из возможных причин мы исключили!

Темнеет быстро, начались сумерки. Иду теперь вдоль пролива Югорский Шар по береговой линии на восток.

40.JPG
 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Курс на Амдерму!

Ближе к становищу Хабарово пошел снег. Навсегда останется в памяти запечатленное маленькой видеокамерой - как на минимальной высоте полета, в летящем снеге появляется сопка с остатками строений и военными вышками. Северок здесь свой, и вновь отмечается постоянным маршрутом в этих местах. Эксклюзивное видео обязательно прикреплю в ближайшее время!

41.JPG


Устье реки Нгою (Великая), снова пришлось уходить далеко в море. К середине пролива и открытой воде. И все это из-за отсутствия видимости. Легких путей нам и не снилось..

Северок прошел прямо над островом Сторожевой на удалении 3 км от берега.

Над мысом Каменный поднялся на 50 метров и пошел над тундрой и устьем реки Черная. Два балочка знакомых промелькнули под самолетом. Еще чуть развиднелось, тут же и пошел дальше в набор, держа траверзом полосу черной открытой воды.

42.JPG


К 12 часам вышел к Амдерме.
За восемь минут до прилета успешно прозвонился, Ивану Петровичу Кононюку. Наш замечательный старожил, замполит, встречал меня на снегоходе, моргая фонариком со льда лагуны.
Ура, есть посадка!

43-1.JPG
 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Еще не заглушен двигатель.
Отжимаю спутниковый трекер и жду значка о отправленном сигнале на экране. Крутящийся черный шарик пискнул и остановился. Все, сигнал ушел..Теперь Иридиум можно выключить со спокойной совестью.

Не успел с Петровичем обняться, как идет телефонный звонок. Пограничники всегда на связи - первыми контролируют прибытие. Потом звонят из Екатеринбурга, Воркуты, Подмосковья. Друзья и родные.
Александр Абганеев практически всегда следит за точкой посадки по треку и сразу звонит уточняет насколько все благополучно. В свое время Аркадьевич летал с Игорем Шпектором над Воркутой на дельталете и тот будучи главой города предполагал сделать постоянный осмотр и контроль за районом с воздуха. Ну а после к Абганееву пошли придирки, предписания о незаконных полетах от прокуратуры. И все.
Нет теперь ни дельталетного кружка в Воркуте, насчитывающем в те времена больше 100 человек, да и от Воркуты той цветущей осталась только память.

Северок переместился ближе к поселку и я надежно закрепил самолет. Запомнил остаток топлива, закрыл тентом кабину и чехлом ПВД. Выгрузились и Петрович отвез меня в поселок.
Рад, что теперь и Юра поедет в отпуск повезет с собой рыбные гостинцы друзьям и у Руслана будет дома всегда в охотку жареная навага. О том, какая это вкуснятина, многие знают не понаслышке.

46.JPG


Вечером еще заправился, заходил в магазинчик к друзьям, а после, Елена Юльевна сделала и дома фаршированного рыбца. А мы с Иваном Петровичем подняли по стопочке за успешный перелет!

Хотел рассказать и еще об одном показательном случае произошедшем в этот день. Понятно, что был уставший и измотанный полетом и вечером разбираясь с бумагами, хватился открытого кармана комбинезона. В него убраны и личные документы и единственные финансы. Если учесть, что и семья дома на весьма умеренном пайке во время моего отъезда, то ноги в руки и помчался по поселку попробовать найти выпавшие две купюры по 5 тыс по своим следам.
Упросил Юру зайти снова в гараж, где бензин заправляли в канистру и в магазин ходил спрашивал и к самолету пошел уже в ночь - ничего не нашел. Был очень расстроен!

Прошли сутки, я уже был очень далеко. Звонок. Позвонили из магазинчика и сказали, что мужчина нашел деньги прямо на улице в следе от обуви и занес вернул. Не поверил своему счастью! И уже значительно позже удалось повидать, Сергея Александровича сказать огромное спасибо и передать гостинчик. Крайним рейсом привез ему из Воркуты свежести.

48.JPG


Вылет в 10 30.
Иван Петрович, дорогой наш замполит амдерминского полка, проводил!

44.JPG


Минус 6 градусов. Ветер северо-западный 3 м/сек, горизонтальная видимость 4 км. Ни о каком полете напрямую на юг через высоты Пай-Хой Югорского полуострова нет и речи. Только не теряя визуального контакта с землей и только ближе к морю.
Бог с ним, с расходом топлива.
Помните, как-то я говорил о том, что в этом полете будет о чем вспомнить. Речь сейчас пойдет об одном из самых серьезных и сложных происшествий в моей полетной практике.

Столкновение

Итак, Северок направился вдоль северо-западного берега Югорского полуострова и пролива Югорский Шар надеясь выйти южнее к морю Баренца.

49.JPG


Полет против ветра напрямую со скоростью 90 км/час даёт приличную экономию топлива. Высота 90- 120 - 160 метров.
Держу от себя теперь траверзом правой стороны все дальше и дальше удаляющуюся тоненькую темную полоску открытого моря.
Все равно чрезмерно спрямил и подошел к географическим высотам.

50-1.JPG


Через 15 минут полета на высоте 180 метров, зацепил нижний край облачности, началось обледенение. Не имея видимости заснеженной тундры внизу из-за сплошной дымки, и ориентируясь только на высотомер и горизонт справа в виде минимальной темной полоски (до моря 20 км), неожиданно этот единственный горизонт также исчезает в дымке, всё единовременно и неожиданно становится вокруг серым и безликим. Как-то я говорил о такой ситуации выше..

Произошел моментально и непредсказуемо переход в приборный полет! Несмотря на свой личный опыт, мне нужны доли секунды, чтобы не потерять хладнокровия и не дать кричащему от ужаса организму начать действовать в панике.
С паникой пространственного ориентирования могут совладать очень и очень не многие, поверьте!

На нашем Северке работают сейчас четко все приборы и естественно авиагоризонт, но к переходу правил полетов по приборам(ППП) я всегда в полете настраиваюсь заранее. И не скрою, не люблю их- мне лично требуется очень прилично напрягать психику. Хотя иногда специально восстанавливаю навыки, заходя в облачность в простых условиях.
Итак. Для восстановления видимости, я не продолжаю длительный ППП, а плавно перекладываю ручку управления самолета вправо в сторону моря и потерянного визуального горизонта. Снижаюсь уходя от нижнего края и обледенения. Отвлекся от карты и местности, изменяя курс. Эти мгновения, впоследствии отпечатались в памяти на всю жизнь.
При выполнении крена в слепом полете происходит столкновение правой лыжей с поверхностью предгорий заснеженной высоты - горы Морпипэ (185 м)

Морпипэ.JPG


Пустой Северок подбрасывает правой стороной и я его подхватываю и выравниваю на абсолютном автомате. Проходит миг. Проговариваю про себя, может жестко, но точно - Бл..ть! Хороший урок!

Наверно в этой жизни не бывает по другому. Нас как котят жизнь тыкает в разные острые углы и результат выживания заранее предугадать невозможно. Но раз выжил, делай большие зарубки на своем лбу!

Вскоре открылась долгожданная темная полоска впереди! Курс меняю вновь на запад, уже в надежной видимости.

50.JPG
 
Последнее редактирование:
Гусеницы для снегоходов и спецтехники
Сверху Снизу