"Проходимец" двухгусеничный. Мечты и реальность. От наброска до реализации в металле.

Гусеницы для снегоходов и спецтехники

Romich

Ветеран
Регистрация
5 Фев 2007
Сообщения
11.731
Реакции
1.925
Возраст
50
Местонахождение
Пермь
Имя
Роман
Техника
SnowВихрь + Снегопед
Геннадьич, долго набирал текст? :)
 

аркадий 1951

Старожил
Регистрация
15 Окт 2011
Сообщения
1.506
Реакции
629
Возраст
72
Местонахождение
Пермский Край с. Бершеть
Имя
Аркадий Геннадьевич
Техника
снегоходы и Аэросани - всё самодельное.
Геннадьич, долго набирал текст? :)
Да уж . Конечно долго, но если кому то будет интересно , то могу продолжить.
Хотел рассказать ещё про одного экспериментатора , который задался вопросом какую мощность нужно иметь для поворота танкетки?
Для движения вперёд она преодолевает сопротивление и тратит на это мощность , а вот какая мощность нужна для поворота на месте и на ходу . Вопрос? Какова её доля в общей мощности?.
Построил человек экспериментальную танкетку на гусеницах бурана и поставил два редуктора от Муравья, один над другим , соединив их полуоси , одну цепочкой , а вторую через шестерни. При движении сателлиты у верхнего
редуктора крутятся в разные сторон, а корпус дифференциала неподвижен. Для осуществления поворота он подключил тихоходную реверсивную дрель 600 вт к этому редуктору. На танкете в багажнике установил электростанцию
1 кв 220 в. Для движения вперёд-назад был установлен двигатель Лифан с вариатором .Как обычно , привод к нижнему редуктору, а с него на звёздочки.
Видел я видео , как он лихо катался летом у гаражей. Управлялся поворот джостиком (реверс электродрели).
Развороты были плавными на разных радиусах . Разворот на месте любой , вплоть до поворота вокруг своей оси с вращением гусениц в разные стороны.
Мощности электродрели оказалось достаточно для поворотов . Вот этот эксперимент мне очень понравился.
Не удержался ,- поделился с вами в этой теме.
 

Sett

Участник
Регистрация
7 Фев 2013
Сообщения
119
Реакции
28
Возраст
40
Местонахождение
Свердловская обл. г. Красноуфимск
Имя
Иван
Техника
Нива, Nissan np-300, собираю снегоход "Кучер" 2021 год
На просторах инета нашел несколько фото этого снегохода. Судя по всему выпускался серийно до 1980 года. Осталось несколько штук в Финляндии.
Нашел тоже вот такой ребята сделали - назвали "буран питон"
 

Viktori

Активный участник
Регистрация
20 Дек 2019
Сообщения
932
Реакции
221
Местонахождение
г. Пермь
Имя
Андрей
Техника
Мотособака EXPERT-MOTO
Поворот танкетки, трактора хорошо изучен до нас. Есть там свои проблемы и закономерности.
Именно так!
Конструкций трансмиссии придумано несколько и я вижу задачу в разумном выборе одной из них для наших лёгких танкеток.
Один из вариантов, предложил и я на рассмотрение.
Маневры танкетки на скорости- это уже совершенно иные варианты управления гусеницами.
 

Viktori

Активный участник
Регистрация
20 Дек 2019
Сообщения
932
Реакции
221
Местонахождение
г. Пермь
Имя
Андрей
Техника
Мотособака EXPERT-MOTO
Снегоходу "Проходимец" этот механизм не нужен.
Не стоит решать за всех. В силу своей простоты, ременный реверс со всеми его недостатками, может быть установлен на любой не тяжелый снегоход, включая проходимец.
Всё зависит от желания и возможностей того кто строит аналогичную технику.
 

Михаил Акулов

Ветеран
Регистрация
7 Июн 2013
Сообщения
2.836
Реакции
1.042
Местонахождение
Пермь
Имя
Михаил
Техника
Мотособака, Минитрактор, "бочка".
Я имел в виду механизмы поворота, а не ременный реверс.
Лучше сразу рисовать схему трансмиссии, обсуждение будет более предметное.
 

Viktori

Активный участник
Регистрация
20 Дек 2019
Сообщения
932
Реакции
221
Местонахождение
г. Пермь
Имя
Андрей
Техника
Мотособака EXPERT-MOTO
Я имел в виду механизмы поворота, а не ременный реверс.
Мной предложен был один механизм поворота. Ременный реверс на каждую гусеницу. (Видео с трактором на цепных гусеницах)
Танкетка с фрикционами, относится к разговору о кабине.
Танкетка на ременной передаче, относится к разговору о модерницации трансмиссии в реверсивную.

Прочтите нашу переписку с Аркадием Генадьевичем и вам будет понятна вся суть разговора.
Лучше сразу рисовать схему трансмиссии, обсуждение будет более предметное.
Согласен- учту!
 

Romich

Ветеран
Регистрация
5 Фев 2007
Сообщения
11.731
Реакции
1.925
Возраст
50
Местонахождение
Пермь
Имя
Роман
Техника
SnowВихрь + Снегопед
Не стоит решать за всех. В силу своей простоты, ременный реверс со всеми его недостатками, может быть установлен на любой не тяжелый снегоход, включая проходимец.
Всё зависит от желания и возможностей того кто строит аналогичную технику.
А чем интересен ременный реверс? Он также отключает одну гусеницу при повороте, как и фрикционный и планетарный...
Ну позволяет её быстро пустить в обратный ход... На ходу это не особо нужно. Нужна тяга в повороте. А её нет.
 

Viktori

Активный участник
Регистрация
20 Дек 2019
Сообщения
932
Реакции
221
Местонахождение
г. Пермь
Имя
Андрей
Техника
Мотособака EXPERT-MOTO
А чем интересен ременный реверс? Он также отключает одну гусеницу при повороте, как и фрикционный и планетарный...
Ну позволяет её быстро пустить в обратный ход... На ходу это не особо нужно. Нужна тяга в повороте. А её нет.
Тем что он позволяет совершать маневр вокруг центральной оси корпуса, а не вокруг оси гусеницы, которая как выразился Александр ломает снег.
Это два совершенно разных разворота, поворота, для ограниченного пространства, или маленькой скорости. Реверсивный с одинаковой скоростью гусениц в разном направлении и наименьшими затратами мощности. В этом и лежит плюс такой трансмиссии. Что касается обычной скорости, тут маневры как и на обычной трансмисии. Но! В отличии от диффиренциальной, в движении прямо, реверсивная как и фрикционная, всегда в зацеплении на обе гусеницы. То есть, не "блуждает" по дороге.
 

аркадий 1951

Старожил
Регистрация
15 Окт 2011
Сообщения
1.506
Реакции
629
Возраст
72
Местонахождение
Пермский Край с. Бершеть
Имя
Аркадий Геннадьевич
Техника
снегоходы и Аэросани - всё самодельное.
Интересное слово "блуждает" я услышал от Андрея. По сути оно тоже верное. Я обычно говорю "рыскает". Этот недостаток поворотов на дифференциале сильно проявляется на твёрдой , обледенелой дороге у коротких гусениц.
Длинные гусеницы в мягкой и глубокой колее сидят плотно и для того , чтобы их повернуть надо приложить не мало энергии для разрушения бровок. У современного танка , где применяется в механизме поворота двойной дифференциал для этих целей стоит реверсивный гидромотор мощностью 30 кв. Правда весит танк много больше наших самодельных танкеток , значит и мощности для поворота будут соответствующие. (эксперимент любопытного самодельщика, о котором я говорил раньше, тому пример).

Реверс на ремнях усложняет конструкцию , НО (внимание Роман!) он упраздняет тормоза !. Необходим только тормоз стояночный.
В показанном видео Андрея мы видим вполне работоспособную конструкцию. Если её редуктора выполнить с закрытыми цепями , работающими в масле и более компактно, добавить понижающую передачу, ТО будет вполне...!
На двигателе редуктор с центробежным сцеплением хорошо бы заменить на вариатор, ведомый шкив которого сидит на валу редуктора имеющего два быстроходных выходных вала , вращающихся в разные стороны.
Шкивы не надо делать малого диаметра и желательно чтобы они были на фанерными ,( лучше лёгкие штампованные из стали). Профиль ремня можно взять побольше (если потребуется).

На этом этапе, нашего обсуждения управления танкетками, можно и закончить ...
Спасибо всем собеседникам :handshake2:.
 

Riper69

Ветеран
Регистрация
30 Ноя 2013
Сообщения
2.429
Реакции
362
Возраст
55
Местонахождение
Радужный, ХМАО
Имя
Игорь Петрович
Техника
Танкетка Полигон
Ну вы же понимаете, что даже если обе гусеницы будут сидеть на одном валу, то все равно танкетка прямо ехать не будет ни по кочкам, ни в снегу.
На этом этапе, нашего обсуждения управления танкетками, можно и закончить ...
Зачем начинали?
 

аркадий 1951

Старожил
Регистрация
15 Окт 2011
Сообщения
1.506
Реакции
629
Возраст
72
Местонахождение
Пермский Край с. Бершеть
Имя
Аркадий Геннадьевич
Техника
снегоходы и Аэросани - всё самодельное.
Ну вы же понимаете, что даже если обе гусеницы будут сидеть на одном валу, то все равно танкетка прямо ехать не будет ни по кочкам, ни в снегу.

Зачем начинали?
От чего же , Игорь Петрович, можем и продолжить. Если у вас есть свежие мысли по устройству механизма поворота танкеток, то пожалуйста.
Насчёт того , что танкетка будет поворачивать на прямой даже если не трогать фрикцион я соглашусь частично. Поворот будет происходить плавно в сторону наименьшего сопротивления. Именно ПЛАВНО.
Мне пришлось поездить на тракторах разных марок и увод с прямой траектории я наблюдал всегда. На пахоте тракторист постоянно поправляет направление движения, выжимая один и тот же фрикцион.
При замене на одной стороне старую вытянутую гусеницу на новую , трактор заметно уводит в сторону. На косогоре тоже есть увод , но это всё происходит плавно.

А теперь посмотрим на ходовую снегохода Буран. Ведущие звёздочки обоих гусениц сидят на одном валу. При повороте возникает очень большое сопротивление изменению траектории , так как нет дифференциала.
Снегоход едет прямо , как трамвай. Спасает только то , что гусеницы расположены рядом. Если их развести по шире , то поворот за счёт лыжи будет невозможен.
Вот мне например , для повышения боковой устойчивости Проходимца, хочется увеличить ширину гусеничного модуля с 1 м до 1,2м. Кабину надо соорудить. Но терзают сомнения, как он себя поведёт на поворотах.
Для поворота снегохода правда будет использоваться третья управляемая ведущая короткая гусеница вместо лыжи. (это главное отличие Проходимца от танкеток и прочих снегоходов.)
Вот я и думаю не придётся ли ставить дифференциал (блокируемый в тяжёлых условиях) ? или так обойдётся ?

Видео про Буран - питона есть на первой странице этой темы.
 

Riper69

Ветеран
Регистрация
30 Ноя 2013
Сообщения
2.429
Реакции
362
Возраст
55
Местонахождение
Радужный, ХМАО
Имя
Игорь Петрович
Техника
Танкетка Полигон
Отошёл я пока от темы снегоходной, но на форум все равно заглядываю, кто ж ещё за вами присмотрит). Просто вроде начали, и тут бац, закончили. Ваш вопрос требует очень глубокой проработки, бессонных ночей и творческих страданий). Я вот прикупил лазерный гравер, станочек распиловочный мастерю. Скажу я вам, что вал пильный правильно рассчитать оказалось ничуть не проще, чем трансмиссию танкетки. Хорошо хоть вариатора на нем не будет)))
 

4elovek XXX

Участник
Регистрация
13 Июл 2020
Сообщения
185
Реакции
35
Местонахождение
Бахта
Сегодня разговаривал с Алексеем Комаровым. Он попросил выложить видео о Проходимце-3. С удовольствием это делаю.

Можно рассказать какие подшипники звезды переходники и т.д. использовались.
Аплодирую стоя!!!
 

аркадий 1951

Старожил
Регистрация
15 Окт 2011
Сообщения
1.506
Реакции
629
Возраст
72
Местонахождение
Пермский Край с. Бершеть
Имя
Аркадий Геннадьевич
Техника
снегоходы и Аэросани - всё самодельное.
Можно рассказать какие подшипники звезды переходники и т.д. использовались.
Аплодирую стоя!!!
На заданный вопрос можно отвечать долго , если Вам хочется повторить конструкцию без изменений. Мы же допускаем любые изменения не ухудшающие идею конструкции.
Главной целью создания двухгусеничного снегохода было желание увеличить проходимость , убрав пассивную опору в виде лыжи, заменив её на активную гусеницу. Она , гусеница , также является управляющей и делает
свою работу лучше , чем лыжа. Снегоход весом 160 кг, при небольшом расходе топлива , довезёт водителя до труднодоступных мест без особых проблем. Проходимость такого снегохода выше чему у Бурана стандартного.
С длинным Бураном у нас не было возможности сравнить. Вес нашего Проходимца вдвое меньше Бурана , аналогично как и в цене.
Покупные детали ; Двигатель квадроцикла с реверсом. 9 л.с. Гусеницы Райда мини и Райда лонг. (короткая для управления , а длинная - основная, для увеличенной площади )
Ещё два конических редуктора от роторной косилки Заря. Карданчики от рулевых колонок легковых машин (достали на разборе). Звёздочки капроновые со щеками от снегохода Буран.
Куплены также цепи и звёздочки.
Поскольку обороты выходного вала двигателя были для нас маловаты (1500 об/мин ) , мы с целью уменьшить крутящий момент на карданах и конических редукторах , повысили обороты вдвое на первой же цепной передаче.
На первый взгляд карданы и редуктора выглядят миниатюрными , а значит слабыми. Но за всё время эксплуатации (третий сезон) отказов не было . На конечных бортовых передачах понижение в три раза 12/36.
Мощности двигателя с такой передачей как раз хватает для преодоления тяжёлых крутых подъёмов.
 

chaldon

Ветеран
Регистрация
28 Янв 2017
Сообщения
2.632
Реакции
1.196
Возраст
61
Местонахождение
Алексеевск
Имя
Пётр
Техника
Тойота харриер, Буханка, Крым+сузуки 30, снегоход "Чалдон"
Она , гусеница , также является управляющей и делает
свою работу лучше , чем лыжа
В плане управления?В плане обеспечения устойчивости? В остальных случаях ,сравнивать лыжу и гусеницу, на мой взгляд, не правильно. Какова общая площадь контакта со снегом управляющей и основной гусеницы "Проходимца"?
 

аркадий 1951

Старожил
Регистрация
15 Окт 2011
Сообщения
1.506
Реакции
629
Возраст
72
Местонахождение
Пермский Край с. Бершеть
Имя
Аркадий Геннадьевич
Техника
снегоходы и Аэросани - всё самодельное.
В плане управления?В плане обеспечения устойчивости? В остальных случаях ,сравнивать лыжу и гусеницу, на мой взгляд, не правильно. Какова общая площадь контакта со снегом управляющей и основной гусеницы "Проходимца"?
Основная площадь опоры от гусеницы Райда-Лонг , считаем по длине контакта = 1,4 м и ширине = 0,5 м, будет равна 0,7 м2 .
Площадь короткой управляющей гусеницы Райда-Мини ,при длине = 0,9 м и ширине = 0,5 м, будет равна 0,45 м2.
Всего активной площади опоры получается 1,15 м2
При полном весе снегохода с водителем в 100 кг получается удельное давление на снег 260/1,15 =226 кг/м2. Считаю этот показатель хорошим.

Для устойчивости снегохода на твёрдой поверхности или при малой глубине снега ширины гусеницы = 0,5 м вполне достаточно , но в более глубоком снегу (более 0,3 м) уже приходится активно балансировать телом ,
вставать на подножки. Одним словом управление получается таким же как и на обычном снегоходе. Преимущество заключается в том, что снегоход едет послушно туда , куда повернёшь. Гусеница в отличии от лыжи управление снегоходом обеспечивает чётко.

Вот и рождается мысль после этих испытаний построить устойчивый снегоход на трёх гусеницах , две из которых дадут большую площадь опоры и устойчивость , а третья добавит опорной площади и главное обеспечит надёжный и плавный поворот снегохода (без применения сложных трансмиссий поворота танкеток).
Думаю , что максимальной ширины в 1,2 м для устойчивости будет достаточно.
 

аркадий 1951

Старожил
Регистрация
15 Окт 2011
Сообщения
1.506
Реакции
629
Возраст
72
Местонахождение
Пермский Край с. Бершеть
Имя
Аркадий Геннадьевич
Техника
снегоходы и Аэросани - всё самодельное.
Пример танкетки , у которой проблемы с проходимостью в глубоком снегу .
Поворот в глубоком снегу почти невозможен . Полное отключение одной гусеницы приводит к остановке танкетки и закапыванию второй гусеницы. Получается трудный поворот рывками и по большому радиусу.
Эта танкетка имеет не правильное распределение веса . Водитель поставил кресло задом наперёд .
Забавно видеть как мучается он управляя своим аппаратом , который едет только назад немного , а вперёд копает и встаёт. Водитель откидывается назад , но шикарное кресло мешает. Наклоняется вперёд, вставая с кресла,
но тут ему мешают длинные рычаги управления. Кругом проблемы.

Корпус сделан лодкой и автор наверное мечтал плавать .Для глубокого снега гусеницы нужно иметь шире. А такие давят снег до твёрдого . Если снег будет глубже, то танкетка сядет на брюхо.
Центр тяжести высоко поэтому наплаву или косогоре можно легко перевернуться.
Пока что этот аппарат годится для лета и возможно для вспашки огорода.
 

silverr

Ветеран
Регистрация
22 Дек 2008
Сообщения
7.999
Реакции
5.075
Возраст
52
Местонахождение
ХМАО, Остяко-Вогульск
Имя
Сергей Михайлович
Техника
4х4, 4х2, 2х1.... а так же гусеничная

PVA59

Ветеран
Регистрация
22 Янв 2012
Сообщения
6.695
Реакции
4.882
Местонахождение
ХМАО, НВ
Имя
Vyacheslav
Техника
есть
Пример танкетки , у которой проблемы с проходимостью в глубоком снегу .
Я не верю в проходимость танкеток в снегу. Если есть прогал между гусянками, значит есть вероятность сесть на пузо и потерять сцепление гусянок с дорогой - а это полная ж...па для любого вездехода. Выложенный в ролике трактор - это недоразумение какое-то, способное передвигаться только по твердому грунту
 

сергей-73

Старожил
Регистрация
11 Янв 2017
Сообщения
1.233
Реакции
374
Возраст
50
Местонахождение
Архангельская обл.г.Вельск.
Имя
Сергей
Техника
сф500,самод.снегоход,самод.буксировщик.
Есть американские военные такие снегоходы,на двух гусянках.Т.Е. уже он был сделан.Примечательно катки там организованны-под углом к гусенице.То есть катки стоят не под 90градусов относительно полотна гусеницы, а под наклоном примерно 70градусов.Что по моему мнению обе гусеницы при нагрузке в снегу выгибает как днище килеватой лодки.Очень интересное решение для проходимости.Они эти снегоходы древние,но стояли на вооружении США.(счас поищу картинку)
 

аркадий 1951

Старожил
Регистрация
15 Окт 2011
Сообщения
1.506
Реакции
629
Возраст
72
Местонахождение
Пермский Край с. Бершеть
Имя
Аркадий Геннадьевич
Техника
снегоходы и Аэросани - всё самодельное.
Я не верю в проходимость танкеток в снегу. Если есть прогал между гусянками, значит есть вероятность сесть на пузо и потерять сцепление гусянок с дорогой - а это полная ж...па для любого вездехода. Выложенный в ролике трактор - это недоразумение какое-то, способное передвигаться только по твердому грунту
Проблемка с проходимостью !
Вот и хочется её порешать . Хотя до нас её частично решили и построили РАТРАК , у которого расстояние между гусеницами минимальное , а гусеницы имеют очень большую ширину. Удельное давление снижено , а пузо
имеет минимальные размеры .
Казалось бы чего мучаться , строй Ратрак и будет тебе счастье , а тему двухзвенного Проходимца закрывай.
Но есть всё же желание поработать над улучшением управляемости , ведь тема то Проходимца родилась после наблюдений над мучениями водителей снегохода Буран. Ведь у него тоже нет просвета между гусеницами ,
нет "пуза" на котором он может повиснуть . Он почти Ратрак . Но повернуть его одной лыжей невозможно. Только наклон снегохода, смещением центра тяжести, поможет в повороте , до и то по большому радиусу.
А если на Буран сделать тёплую , уютную кабину и сидеть смирно , то кто будет смещать центр тяжести ?
Можно конечно и отказаться совсем от управлением лыжей (или двумя) , усложнив конструкцию сделать трансмиссию на подобие танкетки. Получится конструкция - Маламут. Но там тоже ездят почти всегда стоя ,
так как он сильно раскачивается и клюёт носом. Кабина там не предусмотрена , а комфорта хочется.
Построенный "Питон" , тоже имеет эти недостатки , да в добавок ещё и узкий . Вырисовывается конструкция , где ходовая часть используется от Бурана МД с кабинкой , а сзади хвост "Питона" , для управления.
 

сергей-73

Старожил
Регистрация
11 Янв 2017
Сообщения
1.233
Реакции
374
Возраст
50
Местонахождение
Архангельская обл.г.Вельск.
Имя
Сергей
Техника
сф500,самод.снегоход,самод.буксировщик.
Гусеницы для снегоходов и спецтехники
Сверху Снизу