Мухтар-15 консервация

Гусеницы для снегоходов и спецтехники

Fidel

Ветеран
Команда форума
Регистрация
2 Ноя 2012
Сообщения
4.457
Реакции
1.938
Возраст
62
Местонахождение
Томск
Имя
Фидель
Техника
TLC-78, Solar-480 jet-tonnel + Tohatsu-40-jet + Тунгус-500
После сезона провел осмотр Мухтарки для выявления и устранения всех возникших проблем с последующей консервацией до следующего сезона. Консервация необходима, чтоб потом не пришлось расклинивать подшипники роликов, долго и мучительно запускать движок и т.д. За сезон накатал под 40 моточасов. Пробег, естественно, не скажу.
По лыжному модулю вопросов меньше всего. Пыльники тяг целые, смазка в них в норме. Пришлось прогнать резьбы крепления балки подвески к пОлику лыжного модуля, чтоб велоболты легче закручивались. Стойки лыж смазал даже не разбирая - сжал пружины лапчатым съемником, нанес смазку ШРУС на стойки и прогнал их туда-сюда несколько раз. Кстати, одна стойка уже подклинивала во втулках, т.к. началось образование ржавчины. Смазал рулевой вал во вкладышах УЛМ и смазал сам штырь руля. Для того, чтоб было удобнее хранить, снял тормозной механизм с моторного блока в сборе с колодками (колодки еще походят), между колодками проложил штатный пластмассовый вкладыш и несколько раз сжал. Теперь УЛМ может храниться отдельно от моторного блока.
В моторном блоке проблем оказалось побольше. Но все они связаны с вариатором.
По двигателю никаких вопросов - завел, прогрел, слил старое масло, залил немного масла в цилиндр через свечное отверстие, прокрутил, ввернул свечу. Слил бенз из бака и из поплавковой камеры карбюратора, прочистил сеточку в баке. Надеюсь движок не подведет и в дальнейшем.
По вариатору - с большим трудом снял ведущий диск, Даже обломал длинный фиксирующий болт. Хорошо, что обломок удалось выкрутить из выходного вала двигателя без высверливания. Болт выточу из подходящего болта от Нивы.

Снимал не зря - по валу двигателя коррозия поползла. На фото видно.
Хотел располовинить ведущий шкив для смазки резьбы, но не стал - слишком большое усилие надо было приложить. Побоялся и тут что-нибудь сломать. Если припрет - располовиню. а так смазал выходной вал и шпонку смазкой для ШРУС и поставил на место.
Вал ведомого шкива с зимы еще больше подъело, да еще ржавчины добавилось. Тут проблема в том, что распорная втулка подшипника оказалась чуть короче, чем надо, поэтому внутреннее кольцо подшипника не зажалось торцовым болтом и сточило вал ведомого шкива.

В самом подшипнике вала тоже вода и ржавчина. Отсюда очень тугое вращение и "грызня" вала.

Заменил смазку в подшипнике, он стал вращаться как пложено, под втулку подобрал подходящую шайбу, вал и корпус подшипника пришлось накернить для большего натяга посадки, С доп. шайбой подшипник затянулся как надо. Подшипник ведомого шкива со стороны звездочки в норме, посадка плотная, никакой пробуксовки нет, ржавчины и воды тоже нет. Вал, шпонки, шлицы смазал смазкой ШРУС, собрал ведомый шкив, вращение плавное, как положено, центровка не изменилась.
Кожух вариатора в местах крепления пошел трещинами. Пришлось ставить накладки и заваривать.
Что хотелось бы непременно пожелать в дальнейшем улучшении Мухтара-15 - это доработать кожух для максимально герметичной и надежной защиты вариатора от снега. Это необходимо и для облегчения жизни подшипникам, и для устранения пробуксовки ремня при попадании в глубокий снег с гружеными санями.
 

Вложения

Fidel

Ветеран
Команда форума
Регистрация
2 Ноя 2012
Сообщения
4.457
Реакции
1.938
Возраст
62
Местонахождение
Томск
Имя
Фидель
Техника
TLC-78, Solar-480 jet-tonnel + Tohatsu-40-jet + Тунгус-500
Больше всего времени заняла консервация гусеничного блока. Оно и понятно - даже в склизовом варианте подвески остается 8 подшипников роликов и 4 подшипника звездочек.
Главное - гусянка в нормальном состоянии. Ни потери скоб, ни разрывов, ни трещин. :up:
И внутри все нормально
Гусеничный блок1.JPG

и с наружи
Гусеничный блок2.JPG

Склизы, конечно, подносились, т.к. я всю зиму проездил именно в склизовом варианте подвески. Износ на обоих склизах составил от 4 мм в более нагруженой передней зоне до 3 мм ближе к задней части. До шляпок крепежных саморезов осталось еще 3 мм. Видимо в следующем сезоне придется или поменять склизы, или поставить саморезы с головками в потай.
Неожиданую проблему при разборке поставили болты роликов. Оказалось, что они под головку на 16.
Болт на 16.JPG

У меня в арсенале ее не оказалось, а под головкой на 17, которой спокойно отворачивал эти болты осенью, грани болтов начали плыть. Видимо пустили корни после зимнего сезона.
Пожелание разработчикам или ставить болты на 17, или вкладывать в комплект инструмента головку на 16. Это в городе пошел да купил, а где ее найти в глубинке?
Не смотря на наличие сальников и резиновой крышки, т.е. на двойную защиту, вода проникает в подшипники и делает свое черное, вернее рыжее, дело. Больше всего достается роликам подвески
Ролик1.JPG

Ролик4.JPG


Капельки воды хорошо видно на фото. Некоторые подшипники после месяца простоя ржавчиной прихватило намертво. Пришлось прилагать немало сил для их оживления.
Ролик3.JPG

Ролик2.JPG


На мой взгдляд это происходит из-за недостаточной чистоты обработки поверхности под защитную кромку сальников. Там, где прошла вода, кромки сальников были сильно изношены.
Пожелание разработчикам - обрабатывать поверхность под сальники с положенной чистотой. Если это сложно технологически - напрессовывать правильно обработанные втулки. Тогда сальники прослужат гораздо дольше. Подшипники от воды будут защищены намного надежнее. На двух роликах сальники сидели криво, не в пазу, а я в начале сезона этого не заметил, и в тех роликах вода тоже прошла в подшипники, но это уже косяки сборки.
Кстати, для подготовки к следующему сезону, чтоб направить рукочес в правильное русло, можно и самому изготовить такие втулки и напрессовать их. Там вроде ничего сложного, а оси качания все одно надо вынимать для смазки, иначе сухое трение и ржавчина до добра не доведут.
Блок подвески1.JPG

Незащищенным подшипникам звездочек достается не меньше. Передние звездочки хоть немного повыше, а вот задние, в наледи, частенько идут под водой и вот результат
Звездочка1.JPG

Из всех подшипников удалил старую смазку и обильно заложил смазку ШРУС. Чем больше смазки набито в подшипниках - тем меньше места остается для воды.
А еще в гус.блоке с обеих сторон отвалилась по сварке жестянка под моторным отсеком.
Жестянка.JPG

То ли раму немного ведет, то ли сварка такая - не понятно. Эта жестянка совсем ненагружена, с чего ей захотелось оторваться - фиг знает. Пришлось подваривать.
Но в целом Мухтар-15 пережил первый сезон очень достойно. Никаких серъезных, а тем более фатальных последствий от тяжелой эксплуатации не случилось. Это радует и внушает хороший оптимизм перед следующим зимним сезоном.
 
Последнее редактирование:

Alexzeiss

Активный участник
Регистрация
23 Мар 2015
Сообщения
402
Реакции
44
Имя
Александр Евгеньевич
Техника
Буксировщик "Мухтар"
Fidel написал(а):
То ли раму немного ведет, то ли сварка такая - не понятно. Эта жестянка совсем ненагружена, с чего ей захотелось оторваться - фиг знает. Пришлось подваривать.
А разве на ней не стоит двигатель как на 7 мухе?
 

Fidel

Ветеран
Команда форума
Регистрация
2 Ноя 2012
Сообщения
4.457
Реакции
1.938
Возраст
62
Местонахождение
Томск
Имя
Фидель
Техника
TLC-78, Solar-480 jet-tonnel + Tohatsu-40-jet + Тунгус-500
На М-15 движок стоИт своим подрамником на подрамнике гус.блока. Жестянка лишь защищает мотор от снега из-под гусеницы.
 

Alexzeiss

Активный участник
Регистрация
23 Мар 2015
Сообщения
402
Реакции
44
Имя
Александр Евгеньевич
Техника
Буксировщик "Мухтар"
Понятно. У меня на 7-й тоже отлетала железка на багажнике, вибрация + некачественная сварка.
 

Fidel

Ветеран
Команда форума
Регистрация
2 Ноя 2012
Сообщения
4.457
Реакции
1.938
Возраст
62
Местонахождение
Томск
Имя
Фидель
Техника
TLC-78, Solar-480 jet-tonnel + Tohatsu-40-jet + Тунгус-500
Насчет водостойкой смазки для подшипников катков. Всегда использовал смазку ШРУС, а нонче шприцевал водомет и подвес лодочного мотора спец. смазками. Амеровская http://www.eastmarine.ru/vcd-27655-1-8424/goodsinfo.html и яповская http://www.eastmarine.ru/vcd-27655-1-88290/goodsinfo.html
Смазка отличная! Шприцевал подшипники вала водомета и подвеску мотора, дык излишки смазки не смылись и не изменили цвет и консистенцию после восьми ходовых часов в воде. В плюсе цвет - не такая маркая как черный ШРУС.
Но цена, конечно, сердитая. ШРУС существенно дешевле.
 

Волк73

Активный участник
Регистрация
7 Сен 2016
Сообщения
208
Реакции
29
Имя
Александр Николаевич
Техника
ховер н5 мухтар 15
Надо катки сразу забивать смазкой, так как везде экономия. Буду разбирать, есть вопрос, как соосность валов соблюсти?
 

Fidel

Ветеран
Команда форума
Регистрация
2 Ноя 2012
Сообщения
4.457
Реакции
1.938
Возраст
62
Местонахождение
Томск
Имя
Фидель
Техника
TLC-78, Solar-480 jet-tonnel + Tohatsu-40-jet + Тунгус-500

Волк73

Активный участник
Регистрация
7 Сен 2016
Сообщения
208
Реакции
29
Имя
Александр Николаевич
Техника
ховер н5 мухтар 15
Ведущего и ведомого
 

Чистопольский

Новенький
Регистрация
10 Дек 2016
Сообщения
40
Реакции
7
Возраст
71
Местонахождение
г. Чистополь
Имя
Петрович
Техника
Мухтар 15
Сделал консервацию,поставил на колодки из кирпичей,откатал два сезона на очереди третий.
 

Вложения

Волк73

Активный участник
Регистрация
7 Сен 2016
Сообщения
208
Реакции
29
Имя
Александр Николаевич
Техника
ховер н5 мухтар 15

Alex123007

Участник
Регистрация
22 Ноя 2016
Сообщения
122
Реакции
30
Местонахождение
ХМАО-ЮГРА
Имя
Алексей Николаевич
Техника
Дастер 2.0,4х4,МКПП,Мухтар15, Tohatsu M 18, м/б Каскад, Shtil.
Я все никак не возьмусь, в воскресенье только отмыл от апрельской грязюки. Нужно полностью все проваривать, приваривать седло обратно, но амортизатор убрать. Он елозит при езде туда-сюда, от этого крепление отваливается впереди, на чем седло крепится. Рыбалка-лодка-мотор-машина, сын школу закончил младший, нужно везти поступать. Времени нет совсем...
 

Fidel

Ветеран
Команда форума
Регистрация
2 Ноя 2012
Сообщения
4.457
Реакции
1.938
Возраст
62
Местонахождение
Томск
Имя
Фидель
Техника
TLC-78, Solar-480 jet-tonnel + Tohatsu-40-jet + Тунгус-500
при нонешней консервации приятно удивило то, что смазка ШРУС в подшипниках катков отлично выдержала испытания зимой и наледью, не пустила воду в подшипники. Ни один подшипник не прихватило, не повело ржавчиной. И вообще прошедший напряженный сезон Мухтар пережил спокойно - гусянка целая, без признаков аварийного износа, движок без проблем, ходовая и лыжный модуль тоже. Кожух цепи опять пришлось варить-усиливать, опять пришлось подваривать листовую железяку под мотором. Мухтар разобран и сложен в уголок. К следующему сезону готов.
 

rahman72

Новенький
Регистрация
23 Сен 2014
Сообщения
47
Реакции
9
Местонахождение
Башкирия
Имя
НИКОЛАЙ
Техника
Мухтар 15
"Fidel есть какие новости по Мухтарам ?Что нового предложат Ирбис?
 

Fidel

Ветеран
Команда форума
Регистрация
2 Ноя 2012
Сообщения
4.457
Реакции
1.938
Возраст
62
Местонахождение
Томск
Имя
Фидель
Техника
TLC-78, Solar-480 jet-tonnel + Tohatsu-40-jet + Тунгус-500
Гусеницы для снегоходов и спецтехники
Сверху Снизу