6-й день, 03 апреля 2016 (оз. Манумакли - р. Нёрал)
Общий пробег за день 55 км
Утром встали выспавшиеся и отдохнувшие. Специально проснулись очень рано, чтобы успеть за день дойти до Нёральского водопада и до наступления темноты найти обход каньона. В 07:25 уже стартанули от избушки.
Выскочили на озеро Манумакли. И тут один из наших снегоходов начал греться. В ходе осмотра выявлено, что бежит радиатор охлаждения расположенный по тоннелю снегохода, вся
гусеница в зелёном атифризе. Вернулись к избе, принялись за ремонт. Откинули на снегоходе подвеску с гусеницей. Обнаружилось следующее: на радиаторе в центральной части трещина длиной около 15 сантиметром и шириной 1-2 миллиметра. Как её заделывать - абсолютно непонятно. Пробовали зубилом и молотком спрессовать трещину, но это не получилось. Перебирали в голове и пробовали другие всевозможные варианты, но ничего не действенно. Клей эпоксидный, холодная сварка - не держатся на этом сплаве. Стандартный герметик радиатора не забивает такую большую трещину. Позвонили по спутниковому телефону на большую землю, есть у меня друг Илья Диденко - на все руки мастер, в любой технике разбирается и много опыта по ремонту. Он дал зацепку к гениальной идее, подсказал, что раньше для ремонта радиаторов охлаждения автомобилей использовали яичный белок, который забивался на место течи и при нагревании сваривался и герметизировал радиатор. А мы уже развили эту тему дальше. Решено было мочить во взбитом яйце медицинский бинт и максимально плотно забивать в трещину радиатора. После запуска двигателя и прогрева радиатора яичный белок должен был зафиксировать бинт и полностью устранить течь. Надо заметить, что взбитые куриные яйца у нас были в достаточном количестве для приготовления яичниц и омлетов на завтраки.
Принялись за дело. Тщательно промокали бинт в яичном белке и отвёрткой плотно набивали бинт в трещину радиатора. Когда закончили, озадачились вопросом что заливать радиатор. Антифриза в нужном количестве не было. Была идея залить спирт, но тут же вспомнили, что спирт вступит в реакцию с белком. Поэтому не оставалось ничего, кроме как лить воду в радиатор. Предварительно натопили снег, нагрели, и залили в радиатор. Запустили двигатель. Поначалу забитая трещина текла обильно. Но, как только радиатор прогрелся, течь почти прекратилась - одна капля в десять секунд. Ура, получилось!
В 13:48 повторно тронулись от избы. Проехали насквозь озеро Манумакли. Небольшой лесной перешеек и мы выскочили на реку Бургул. Опять глубокий рыхлый снег. Большие наледи, иногда от берега до берега реки, глубина от по щиколотку до по колено. Несколько раз подсаживаемся, но без особых усилий вылезаем и движемся дальше. На реке и по берегам бессчётное количество свежих оленьих следов. Видно, что их здесь пасётся стадами очень много. Отремонтированный снегоход исправно работает. Погода изменчива, то пасмурно тёмная, то ослепительно солнечная.
Добрались до реки Нёрал. Тут начались другие сложности - сухой лёд. Это когда уровень воды в реке упал, а лёд равномерно остался висеть над пустотой. Внешне ничто не предвещает опасности, ровная поверхность льда на реке от берега до берега. Но проезжая на снегоходе, лёд от нагрузки обрушается, а под ним пустота. Глубина от полуметра до двух метров. Иногда там внизу вода, а иногда сухие камни. Жуткое дело, если провалиться туда. На скорости лёд под снегоходом с санями проваливался, это чувствуется всем телом, но успеваешь выскочить, если не тормозить. А за снегоходом образуется огромная дыра. Опасно следующему снегоходу, влететь на скорости в такую зияющую дыру - это может быть фатально. Поэтому двигались быстро, чтобы не провалиться, но держа дистанцию, чтобы последующему снегоходу успеть сориентироваться и отвернуть от обрушенного льда. Помогала интерком-связь, своевременно удавалось предупредить об опасности.
Адреналина выплеснули много на этом участке пути. Но удачно проскочили все сложные моменты и в 18:09 были на Нёральском водопаде. Искать объезд Нёральского каньона было уже поздно. Остановились на ночёвку в палатке. Погода холодала, -15С. Снегоход с водой в радиаторе загнали в сугроб и накрыли пологами, периодически прогревали, чтобы не разморозить радиатор.
На озере Манумакли
На озере Манумакли
Ремонт радиатора снегохода
Ремонт радиатора снегохода