Здравствуйте!
Часто просматриваю ваш сайт, а написать решил впервые.
Зовут меня Фомичев Михаил Анатольевич.
Первую мотособачку мы с отцом Фомичевым Анатолием Васильевичем сделали в 1975ом.
Идея пришла через пот и усталые ноги. После 15- 20км по рыхлому снегу на охотничьих лыжах лежа на нарах в избушке хорошо думается о механизации охотничьего промысла.
Если собачка лаечка весом 25-30кг легко тащит за собой по лыжне охотника , то ,наверное, возможно придумать небольшой, весом около 40-50кг, буксировщик. Вот примерный ход мысли.
Прототипом послужили-собачья упряжка используемая охотниками Карелии и публикация в журнале \\ Техника молодежи\\ о буксировщике с винтовым движителем.
Немного сообразительности и через пол года ночью, за сараями ,чтобы не засмеяли соседи прошли испытания мотособачки ,кстати тогда же в процессе работы появилось и собственно название МОТОСОБАКА. Надо сказать , что испытания прошли успешно.
Первая мотособака весила 35кг, имела гусеницу шириной 360мм и длиной по осям валов 660мм, однако в силу своих конструктивных особенностей, умудрялась таскать за собой одного человека по рыхлому снегу и двоих по насту. Двигатель от бензопилы УРАЛ, редуктор от бензопилы ДРУЖБА-60 (сейчас не выпускается) с передаточным числом 3. 6.
Гусеница-транспортерная лента с наклепанными алюминиевыми уголками и прорубленными окнами для зубьев. После первых поездок , было замечено , что при движении по рыхлому снегу небольшое уплотнение , в виде заячьего следа, позволяло двигаться легче, тогда появился ковш-лыжа , что увеличило габариты на 250мм, но прибавило проходимости при езде по рыхлому снегу.
Эта мотособачка жива и сейчас с небольшими переделками ездит в деревне Кадь Архангельской области.
Дальше были усовершенствования, менялись конструкции корпусов,валов ,
гусеницы, ставились и убирались поддерживающие катки, делалась мягкой подвеска. По типу мотособаки сделан и испытан болотоход и снегоход весом по150кг.
Первая заявка на изобретение была подана в июле 1979 года ,а патент на полезную модель получен в1997ом.
В 1997ом руководство Архангельской геологии предложили организовать выпуск мотособак на Краснофлотском механическом заводе в Архангельске . Так появилась РАЙДА. Отдать должное подвеску на Райде сделали свою привязав ее к бурановской гусенице, чем определили для себя и своих последователей вес снегохода приблизительно сто 100кг. РАЙДА , РЕКС , ЛАЙКА (фирма ВЕГА г.Вологда),Пашин ПАХУС и др. ВЕЗДЕ СТО И БОЛЕЕ !!!
Кстати лучшим из перечисленных может считаться ПАХУС, немного не хватает дизайна, но по проходимости и надежности, особенно трансмиссии, даст фору всем остальным.
Я считаю, надеюсь имею на это право, что веса в50-60 кг и длины 1200мм достаточно для выполнения мотособакой своего предназначения , а все стокиллограмовики надо называть по аналогии с другими вьючными животными ( мотомул или кто там еще весит 100кг?)
Хочу похвастаться на чем остановился я.
вес мотособаки-50\60кг ( в зависимости от двигателя)
длина-1180мм
ширина-450мм
высота-600мм
длина
гусеницы по осям-850+50мм на натяжку
ширина
гусеницы-420мм
привод на задний вал (звездочки от Бурана, работают через зуб)
на переднем валу звездочек нет, установлены три катка диаметром 130мм
вместо поддерживающих катков металлические полозья из профиля 15\15мм, внизу три , вверху два.
натяжка
гусеницы производится путем перемещения ступиц переднего вала вдоль пазов на боковых щеках снегохода.
двигатели-аналоги ХОНДЫ от5ти до10л\с
привод через механический редуктор с инерционной муфтой сцепления ( при весе снегохода 60кг сцепление работает надежно , для гарантии можно сменить диски сцепления на фирменные –ХОНДОВСКИЕ.
Стоимость изготовления снегохода в зависимости от устанавливаемого двигателя ( самая дорогая позиция) от14 до24 тыс . рублей плюс работа.
Совет для тех кто эксплуатирует мотособаку по рыхлому снегу и в лесу (по льду и насту можно ездить и в корыте) меняйте корыто на сани из охотничьих лыж подклеенных пластиком.