Из ЕНИСЕЯ в ОБЬ

Гусеницы для снегоходов и спецтехники
Регистрация
25 Авг 2008
Сообщения
5.403
Реакции
62
Возраст
61
Местонахождение
Сургут
Имя
Путешественник
Техника
Трактор ДТ-75, Газ - 66
Итак , немного начну.
Начало XVII века ознаменовалось мощным рывком русских на Восток.
Это продвижение проходило преимущественно по водным путям. Наиболее проторенный путь проходил по реке Кеть и связывал Тобольск с Енисейском.
Из Тобольска спускались по Иртышу до Оби. Затем уже по Оби шли вверх. У Нарыма входили в Кеть и дальше, мимо Кетского острога поднимались к поселению Маковское, где имелся волок, открывающий дорогу к Енисею (волок, участок суши, через который перетягивали груз до реки, впадающей уже в Енисей).
Кетская дорога в XVII, XVIII вв. была необычайно оживленной. На этом пути были построены опорные пункты и Нарымский, Кетский, Маковский остроги. Как ни трудна была Кетская дорога, но она была самой удобной на Восток. По реке проплывали и послы, и принцы.
С этими местами связано имя человека известного, пожалуй, каждому. Это Витус Беринг, знаменитый мореплаватель и первопроходец. Родившийся в Дании, Беринг в 1704 году был принят на службу в русский флот, а спустя 27 лет, по распоряжению Петра I, он стал начальником первой Камчатской экспедиции. Но чтобы добраться до Камчатки, Берингу и его команде пришлось проделать огромный путь через всю Сибирь.
Идея гидроциклетного перехода родилась в моих мозгах в 2006 г. после того как я узнал о существовании канала , но на то время команда единомышленников была весьма туманна. Рывок в организации случился после того как были найдены партнеры со стороны Енисея , которые часть забот по организации взвалили на себя . Это Юрий Краськов ООО "Авто дом на Королева" г. Красноярск. Именно он организовал и замкнул цепочку в организации экспедиции по Енисею. По каналу и Оби организацию и культурную программу готовил сам связав во едино очень много народу , за что им отдельное спасибо. Во время подготовки мною была изучена почти вся информация о канале , фото и видеосъемки добытые из разных источников. Встречи с теми кто прошел этот маршрут на байдарках .Только тогда , когда все стало понятно была назначена дата. Должен сказать , что начиная от Енисея и до п. Белый Яр на Кети полностью отсутствовали заправки , а это почти тысяча км. при среднем расходе бака 130 км. Топливо по точкам на канале завозили зимой.
Грузим в фуру на Красноярск 6 гидров из Сургута и 23 го мая вылетаем самолетом.
Команда подбиралась из 10 чел. + съемочная группа ТВ 2 г. Томска работающая по каналу параллельно с нашим прохождением. Еще по 2 чел . из Новосибирска и Красноярска. Должен сказать , что за неделю до старта ПАНАВТО Новосибирск отказалось в участии. Пошли в восьмиром. Погода стояла далеко не теплая. По Енисею из Ангары плыл лед , на берегах тоже лежали льдины. Приняли решение сократить маршрут стартовав из Енисейска , но лучше от этого не стало. Часто вспоминал про трусы Максима Кевлова при его переходи из Питера в Сочи. На это не грозило , хорошо хоть снег не шел.
 

Вложения

Регистрация
25 Авг 2008
Сообщения
5.403
Реакции
62
Возраст
61
Местонахождение
Сургут
Имя
Путешественник
Техника
Трактор ДТ-75, Газ - 66
Обь-Енисейский канал проектировался как составная часть водной системы, призванной объединить реки открытой Ермаком Сибири и через Обь, Енисей, Ангару, Байкал, Селенгу, Шилку и Амур обеспечить России выход к Тихому океану. Активные поиски возможного устройства канала, который бы объединил Обь и Енисей, начались во второй половине 19 века по
инициативе иркутского генерал-губернатора Н.Н.Муравьева, поддержанной енисейскими купцами. Собственно, на деньги последних и были организованы первые экспедиции, повторившие один из путей русских землепроходцев из Оби в Енисей, открытый в 1605г. В ходе строительства канала выяснилось, что путь этот значительно древнее. При земляных работах на водоразделе были обнаружены археологические находки, которые показали, что осваиваемый русскими маршрут существовал уже 5 000 лет назад. Когда-то здесь стояла тунгусская караульная застава. В западной части путь остяков и селькупов, а позднее и русских казаков, проходил по речкам Кеть, Озерная, Ломоватая, Язевая и озеру Водораздельное (Большое). Затем купцы добирались волоком до р.Малый Кас, сплавлялись в Большой Кас и по нему попадали в Енисей. Об
этом уже давно забытом пути и узнал енисейский купец П.К.Фунтосов от местных жителей. Летом 1872г он посылает на водораздел изыскательскую партию. Действительно, в разлив озеро (Калто) на водоразделе соединяет реки Язевую (Чарай-Кыкке) и Малый Кас. Названия рекам даны участниками экспедиции. Остяки (ханты) утверждали, что озера Большое, из которого вытекает Язевая и Касовское (начало Малого Каса) - не разные озера, а светлые окна в огромном болоте, и что во время разлива болото это очищается и открывает свое большое плоское лицо. Фунтосов отправил проект в Министерство
путей сообщения и обещал пожертвовать 10 тыс руб серебром первому капитану этого канала. Авторы проекта Обь-Енисейского пути обещали государству и купцам значительные прибыли от торговли чаем из Китая и Индии. Был составлен проект канала для пропуска судов грузоподъемностью до 18000 пудов (почти 300т). Но Госсовет вместо 10 млн руб выделил всего 3 млн. Бесплатно использовался росший здесь государев лес и добывалось в болотах "крачное" железо. Кроме того, шлюзы значительно укоротили, заузили, а ширину канала уменьшили в 3 раза (13м вместо 30). Ходатайства на разрешение участвовать в строительстве частным акционерам (енисейским купцам и китайским чаеторговцам) также одобрены не были -
стратегический объект. А проще говоря - бесхозяйственность. Как в наше время, лес по берегам Ангары косят и кладут, не дают никому вывозить. Работы по строительству велись с 1883 по 1898гг. Строили канал крестьяне-землекопы из Барнаула, Томска, Колывани и енисейские плотники. Все вольнонаемные кроме одного инженера - польского революционера,
отбывавшего на канале ссылку. Использовался ручной труд, применялись топоры, тачки, окованные железом деревянные лопаты, из механизмов - копры с ручным приводом для забивания свай и архимедовы винты для откачивания воды. Был прокопан участок 7,8 км, несколько участков рек расширены и спрямлены. Было построено 14 шлюзов - по 7 с каждой
стороны озера. Чтобы сделать систему пригодной для эксплуатации, необходимо было построить еще 29 шлюзов, несколько плотин, спрямить извилистые участки Кети, углубить русло, увеличить размеры имеющихся шлюзов и канала. В таком же виде путь оказался малопригодным и летняя навигация оказалась короткой. А после того, как была построена Транссибирская ж/д, водная система была окончательно заброшена. Всего по кану прошло 25 самоходных и 40
несамоходных судов с чаем, солью, графитом, мукой и цементом. В годы гражданской войны наземные сооружения и гати Баронского тракта были разрушены и сожжены белогвардейцами. В
1926г. по каналу прошел пароход "Тобол", в 1928г. суда экспедиции, в 1942г. 3 парохода и 1 газоход с Енисея. В настоящее время на прилегающей к каналу территории Томской области расположен Кеть-Касский заповедник, а на Енисейской стороне проживают потомки старообрядцев, бежавших из Томской области.
 

a-s-86

Старожил
Регистрация
20 Ноя 2009
Сообщения
1.763
Реакции
15
Возраст
51
Местонахождение
сургут
Имя
алексей
Техника
BearCat 660 WT. Казанка 5М2 + Сузуки 50 DF

KENT

Участник
Регистрация
28 Окт 2009
Сообщения
153
Реакции
0
Местонахождение
Томская область
Имя
Влад
Техника
работает!
А у нас в Колпашево уже 2 дня только вас и показывают по телеку ! :up:
 

Sever

Ветеран
Регистрация
22 Окт 2007
Сообщения
5.581
Реакции
8
Возраст
54
Местонахождение
Сургут
Имя
Марк
Техника
Был Bearcat 660 turbo, Skandic SWT 550F, Summit 800 154, есть Polaris 600 IQ, Polaris PRO RMK
Андрей Прудников -ЕЩЁ!!!! :clap:
 
Регистрация
25 Авг 2008
Сообщения
5.403
Реакции
62
Возраст
61
Местонахождение
Сургут
Имя
Путешественник
Техника
Трактор ДТ-75, Газ - 66
Grand написал(а):
Фильм то хоть пришлют посмотреть?
Права на фильм Томского ТВ 2 у нас , но это долго. Фоток вообще около 6 000 шт. Времени нет. Продолжим.
Ночевка в Енисейске , утром сборка , разгрузка фуры , сбор продуктов и вообще очень много всего. Времени на это ушло 7 часов.
 

Вложения

Регистрация
25 Авг 2008
Сообщения
5.403
Реакции
62
Возраст
61
Местонахождение
Сургут
Имя
Путешественник
Техника
Трактор ДТ-75, Газ - 66
К вечеру второго дня , а это 24 мая все приобрело законченный вид. Техника и мы готовы к старту.
Несмоторя на просто очень холодную для перехода на гидре погоду , время выбрано верно. Еще бы неделю и по каналу от Малого Каса до Водороздельного озера все тащили бы на руках. Очень быстро ушла вода.
 

Вложения

Регистрация
25 Авг 2008
Сообщения
5.403
Реакции
62
Возраст
61
Местонахождение
Сургут
Имя
Путешественник
Техника
Трактор ДТ-75, Газ - 66
Репортаж по СТВ перенесли на завтра 20-00. Не вошел по объему. Очень много информации.
 
Регистрация
25 Авг 2008
Сообщения
5.403
Реакции
62
Возраст
61
Местонахождение
Сургут
Имя
Путешественник
Техника
Трактор ДТ-75, Газ - 66
25 го утром , СТАРТУЕМ. Погода 5 гр. , но настроение :up:
Небольшое общение с прессой , фото перед стартом и ВПЕРЕД.
 

Вложения

Регистрация
25 Авг 2008
Сообщения
5.403
Реакции
62
Возраст
61
Местонахождение
Сургут
Имя
Путешественник
Техника
Трактор ДТ-75, Газ - 66
По берегам ледок веет холодом. Догоняем кромку льда выходящего из Ангары.
 

Вложения

wilDTatar

Дикий Тип
Регистрация
19 Мар 2007
Сообщения
32.347
Реакции
7.678
Возраст
61
Местонахождение
Сургут
Имя
Альберт
Техника
Pro-Rmk 800'14 , LYNX Rave RE 600HO E-TEC,YAMAHA FZR
медленно отчитываетесь Андрей Михайлович :popcorn:
 
Регистрация
25 Авг 2008
Сообщения
5.403
Реакции
62
Возраст
61
Местонахождение
Сургут
Имя
Путешественник
Техника
Трактор ДТ-75, Газ - 66
ДТ старший написал(а):
медленно отчитываетесь Андрей Михайлович :popcorn:
Хорошо , сегодня не иду к тебе на денюху. Буду строчить отчет. Так ?
 

KornHoolio

Старожил
Регистрация
27 Дек 2008
Сообщения
1.464
Реакции
2
Возраст
43
Местонахождение
Красноярск
Имя
Антон
Техника
Разная

Василич

Активный участник
Регистрация
3 Дек 2008
Сообщения
221
Реакции
8
Местонахождение
Россия
Имя
Александр
Техника
Бураны
Андрей Прудников написал(а):
Хорошо , сегодня не иду к тебе на денюху. Буду строчить отчет. Так ?
Ну коли так, Альберта с днём рождения!
1032.gif
1033.gif
1034.gif
ну а это подарок от нас
1035.gif , что бы не скучал :D
1036.gif
1037.gif
 
Последнее редактирование модератором:

Чубайс

Ветеран
Регистрация
8 Фев 2009
Сообщения
2.114
Реакции
2
Возраст
57
Местонахождение
г.Сургут
Имя
Эдуард
Техника
всякой насобирал
Привет Василич!!!!!!!! Раздел техника пора редактировать.
 
Регистрация
25 Авг 2008
Сообщения
5.403
Реакции
62
Возраст
61
Местонахождение
Сургут
Имя
Путешественник
Техника
Трактор ДТ-75, Газ - 66
Василич написал(а):
Андрей Прудников написал(а):
Хорошо , сегодня не иду к тебе на денюху. Буду строчить отчет. Так ?
Ну коли так, Альберта с днём рождения!
1032.gif
1033.gif
1034.gif
ну а это подарок от нас
1035.gif , что бы не скучал :D
1036.gif
1037.gif
Василич , привет. Где курицу надыбал ? Дикому в окурат :laugh: Его тема. :shutup: Бля , балерина. :up:
 
Последнее редактирование модератором:
Регистрация
25 Авг 2008
Сообщения
5.403
Реакции
62
Возраст
61
Местонахождение
Сургут
Имя
Путешественник
Техника
Трактор ДТ-75, Газ - 66
Продолжим. Пока еще Енисей. Прохладно , но радует что нет ветра и дождя.
 

Вложения

Регистрация
25 Авг 2008
Сообщения
5.403
Реакции
62
Возраст
61
Местонахождение
Сургут
Имя
Путешественник
Техника
Трактор ДТ-75, Газ - 66
Сегодня из новостей узнал , что оказывается этот пробег организовал ГАЗПРОМ. Был очень удивлен. Теперь господину Иванову не отвертеться и придется финансировать очередной мой замут. За слова надо отвечать. :ohmy:
 

dimon-1

Участник
Регистрация
20 Мар 2009
Сообщения
59
Реакции
0
Возраст
43
Местонахождение
Ханты-Мансийск
Техника
ремонт техники
приветствую Андрей Михалыч , сам бы поехал но жаль нет техники пока а так на следующий год коль что я с вами :beer: :beer: :beer:
 
Регистрация
25 Авг 2008
Сообщения
5.403
Реакции
62
Возраст
61
Местонахождение
Сургут
Имя
Путешественник
Техника
Трактор ДТ-75, Газ - 66
Памятник природы «Обь-Енисейский соединительный водный путь» образован в 1991 году с целью сохранения уникального гидротехнического объекта, расположенного на территории Енисейского района.

Обь-Енисейский канал был построен для соединения двух великих сибирских рек – Оби и Енисея. Старинный водный путь проходит по территории двух сибирских регионов: Томской области и Красноярского края. Часть канала, расположенная в Енисейском районе Красноярского края, объявлена памятником природы. В настоящее время Обь-Енисейский соединительный водный путь – объект познавательного и этнографического туризма.
Обь-Енисейский канал - уникальное инженерное сооружение, построенное русскими мужиками в глухой болотистой тайге. На строительстве, которое современники сравнивали со строительством Суэцкого канала, практически не было никаких механизмов - лишь один паровой копер для забивки свай. Можно смело сказать: почти все сооружения были сделаны топором, лопатой и кувалдой!
В тайге еще раздавались голоса строителей канала, а саму идею его прокладки уже нещадно высмеивали современники. Так, в газете «Сибирский вестник» от 11 августа 1898 года читаем убийственную характеристику: «Обь-Енисейский водный путь - мертворожденное дитя: неизвестно, когда его зачали, во время беременности исковеркали, изломали, а когда оно появилось на свет, то увидели, что не для мира сего оно сотворено».
Тем не менее Обь-Енисейский канал мог бы стать крупнейшим архитектурно-инженерным сооружением в стране. Это был «суэцкий канал» России, превосходивший знаменитого собрата по длине на несколько десятков километров. Общая протяженность канала (между устьями реки Кеть со стороны Оби и реки Большой Касс со стороны Енисея) – более тысячи км.

С помощью этого водного пути предполагалось окончательно закрепиться на этой территории (опасались, что пустующие земли могут занять китайцы). Также планировали использовать путь в торговых целях. Канал функционировал недолго, сейчас даже в Томске и Красноярске немногие знают о его существовании, а местность вдоль канала заселена лишь немногочисленными старообрядцами.

В настоящее время это одно из самых безлюдных мест в Сибири. 53 процента местности – болота, на которых растут клюква и морошка, между болотами встречаются островки сухого соснового бора, заросшего багульником и ягелем. На шлюзах енисейской стороны живут староверы, с томской стороны эти места вообще не заселены, на некоторых шлюзах стоят избушки егерей. А в конце XIX века канал был самой оживлённой водной артерией в регионе.

История Обь-Енисейского канала началась в 1800 году, когда купцы организовали изыскания для соединения двух великих сибирских рек. В течение 12 лет были обследованы водоразделы между таежными речками Тым и Сым, Вах и Елогуй, Кеть и Кемь, чтобы выбрать наиболее удобную трассу соединения.
В 1872 году енисейский купец П.Е.Фунтусов узнал о том, что местные жители плавают на лодках с Кети на Малый Кас, а оттуда по Большому Касу на Енисей. Он за свои деньги снарядил экспедицию, которая установила: лишь несколько километров отделяют реку Обского бассейна от енисейских притоков. Фунтусов мечтал озолотиться, судоходный канал позволил бы наладить снабжение золотых приисков хлебом и припасами, а в перспективе открылся бы сквозной путь по рекам от Тобольска до Иркутска! Фунтусов публично объявил, что экипаж первого парохода, прошедшего по каналу, получит награду - 10 000 рублей. Купец стал в Енисейске самой знаменитой личностью, его даже избрали гласным в городской Думе. В 1875 году Фунтусов на свои средства снарядил экспедицию, которая определила наиболее удобное соединение: приток Оби – Кеть, и приток Енисея – Большой Кас, с использованием находившегося на водоразделе озера.
 

Вложения

Регистрация
25 Авг 2008
Сообщения
5.403
Реакции
62
Возраст
61
Местонахождение
Сургут
Имя
Путешественник
Техника
Трактор ДТ-75, Газ - 66
Министерство путей сообщения Российской империи поддержало енисейского купца и снарядило две экспедиции. Одна, под руководством инженера Синденспера, прошла из Оби по реке Кеть и ее притокам до водораздела и подтвердила данные, собранные Фунтусовым. Другую экспедицию возглавлял барон Аминов, он исследовал Ангару. Вскоре барон Бьорк Александрович Аминов - один из самых талантливых российских гидротехников - стал начальником Томского округа путей сообщения и руководителем строительства Обь-Енисейского канала. Дорога, проложенная по лесам и болотам вдоль трассы канала, до сих пор называется «баронский тракт».
Экспедиция Министерства путей сообщения России подтвердила результаты исследований, и в 1878 году был составлен проект канала. Он предусматривал расчистку и расширение рек, а также строительство 18 плотин и 29 шлюзов. Предполагалось, что здесь смогут проходить суда длиной 44 метра, шириной 7 метров и грузоподъемностью 300 тонн. Стоимость строительных работ, рассчитанных на 7 лет, составляла 8 млн. руб. Проект строительства Обь-Енисейского канала был рассмотрен в 1882 году на заседании Государственного совета и получил одобрение.

Работы на трассе канала начались в 1882 году. Но строительные работы продвигались очень медленно из-за недостатка финансирования. Министерство в целях экономии средств внесло изменения в проект канала: было приняло решение построить канал для судов длиной 20 метров и грузоподъемностью около 80 тонн. В этом случае судоходство было возможным только весной, а летом могли проходить только небольшие баржи.

Завершение работ и открытие судоходства планировалось на 1892 год. Несмотря на то, что работы шли полным ходом, в чиновных кругах не прекращались споры о целесообразности строительства канала. И хотя проект пользовался поддержкой Александра III и впоследствии сменившего его на престоле Николая II, все же у него было много противников, прежде всего в лице части сибирских предпринимателей, связанных с извозным промыслом, опасавшихся, что со строительством канала изменение направлений грузопотоков приведет к подрыву их доходов. В результате к 1902 году финансирование строительства было прекращено.

Канал строили десять лет. Стройка была эпохальной: только что закончилось строительство первого на планете Суэцкого канала, началось строительство Панамского канала. Это был важный стратегический проект – тогда в Сибири еще не было железной дороги. В отличие от «строек социализма» грандиозный проект Обь-Енисейского канала обошелся без привлечения подневольного труда. На стройке не было каторжан, кроме одного – политического ссыльного, 24-летнего польского революционера Ф.С.Балицкого. Весной в сибирских губерниях нанимали из числа ссыльнопоселенцев, крестьян, мещан и деклассированных личностей, причем выбиали самых крепких мужиков, в мае привозили их на стройку, а осенью рассчитывали и увозили обратно. В 1891 году одновременно на трассе канала в невероятно тяжелых условиях необжитой труднопроходимой тайги работало 2000 человек, в остальные годы меньше. Чтобы сократить затраты, использовали местный строевой сосновый лес, самородное (так называемое «болотное») железо. В отдельные годы на строительстве было занято до 2 тысяч землекопов и плотников - селькупов, эвенков, хантов, русских крестьян.
В 1893 году Обь-Енисейский водный путь был открыт, хотя фактически еще пять лет достраивались шлюзы, плотины и прочие сооружения. Однако практическое использование канала так и не началось, лишь несколько раз за навигацию по нему проходили пароходики и баржи. «Могильщиком» Обь-Енисейского канала стал Транссиб - железнодорожная магистраль «оттянула» на себя все грузы. Только в 1905 году по каналу перевезли 50 тысяч пудов рельсов, и опять над Кетью, Водораздельным озером и Малым Касом наступила тишина. Про водный путь практически забыли. Канал утратил свое значение и был заброшен.
 

Вложения

msa-n

Активный участник
Регистрация
5 Фев 2007
Сообщения
587
Реакции
2
Возраст
54
Местонахождение
Новосибирск
Имя
Сергей
Техника
YAMAHA VK Professional, FX Nytro MTX ;Suzuki KingQuad-700X, 750 AXi ; QUICKSILVER
Регистрация
25 Авг 2008
Сообщения
5.403
Реакции
62
Возраст
61
Местонахождение
Сургут
Имя
Путешественник
Техника
Трактор ДТ-75, Газ - 66
Всего на канале было построено 14 шлюзов: 7 шлюзов на территории Красноярского края (Александровский, Безымянный, Георгиевский, Мокряки, Марьин, Налимный, Касовский) и 7 – в Томской области (Николаевский, Генеральский, Новый, Ильинский, Красный Яр, Веселый, Ломоватый). Стены шлюзов были срублены из бревен лиственницы, скрепленных коваными болтами, которые по вертикальным пазам опускались и поднимались специальными устройствами.
Александровский шлюз – первый шлюз на канале. Сегодня здесь стоит деревня староверов (более 30 дворов), . Хорошо сохранился Георгиевский шлюз. Впечатляет масштабность древней постройки, качество подгонки бревен. Все они одинакового диаметра, прогонялись через калибровочное кольцо, собраны в шип без гвоздей. Ворота армированы четырехметровыми болтами с квадратными гайками. Дно шлюза выстелено тремя слоями толстых досок с прослойкой из кирпича. Около шлюза стоит заимка Василия Земзеева, в которой он проживает с двумя своими сестрами.
Здесь сохранился дом, где проживали руководители строительства: Аминов, Бобьенский, Ченцов и другие. На шлюзе Новом можнго увидеть остатки литейной мастерской, кузницы и кладбища. Недалеко от шлюза Бызымянный располагается крупный поселок староверов (около 30 семей). На шлюзе Налимном живет одна доброжелательная и приветливая многодетная семья. Шлюз Марьина Грива – обитель старообрядца Федора Королева.

Касовский шлюз – последний на енисейской стороне. Здесь живут три многодетные семьи. Сразу за шлюзом начинается канал шириной 7,5 км – затянутая тиной стоячая вода, переходящая в озеро Водораздельное. Из него вытекает небольшой ручей Язевый – это уже Томская область.

В 1910 году управлением водных путей и шоссейных дорог Министерства путей сообщения был принят пятилетний план исследования рек и водных путей. Цель этого плана заключалась в изучении предполагаемых направлений главных непрерывных магистралей водных путей, которые могли быть проложены на всей территории России. В 1911 году начались изыскания по сооружению Обь-Енисейского водного пути. Предстояло более углубленное изучение возможностей коренного переустройства созданной ранее соединительной системы между бассейнами Оби и Енисея. Эта работа проводилась в 1913-1914 гг. В результате возможность переустройства или окончательного устройства Обь-Енисейского соединительного пути представлялась вполне реальной.

В 1921 году Наркоматом путей сообщения канал был закрыт. Лишь во время Великой Отечественной войны – в 1942 году - енисейские речники повели по нему два каравана судов. После этого канал не использовался, обмельчал, заилился, земли вокруг превратились в болота, путь преграждают упавшие деревья.

Идея соединения Оби и Енисея вновь возникла в 1980-х годах. Трасса старого канала в 1983 году подверглась детальной аэровизуальной съемке, а с земли окружающую местность изучали полевые группы гидрологов. Исследования показали, что направление Кеть-Кас неблагоприятно для гидротехнического строительства из-за сильной заболоченности водораздела, а также необжитости территории.

Еще раз о канале вспомнили в 1984 году в связи с проектом поворота сибирских рек в Среднюю Азию. Предполагалось через водораздел перекачивать воду из Енисея в Обь. Однако многие ученые, побывав в этом уголке заповедной природы, впоследствии выступили против строительства.

В настоящее время Обь-Енисейский соединительный водный путь используется в туристических целях. Сохранилась система шлюзов, старинное кладбище, остатки Баронского тракта. С томской стороны на шлюзах стоят егерские кордоны, с красноярской – деревни староверов. Стены шлюзов и прокопанного канала и в наши дни поражают своей добротностью: многометровые лиственницы плотно подогнаны друг к другу, скреплены коваными вручную болтами, которые до сих пор не проржавели.

Жители кержацких деревень в большинстве своем никогда не выходили из тайги, не ездили на поездах, не смотрели телевизор. Время словно остановилось в этих местах. Они живут в согласии с природой, ведут натуральное хозяйство и считают себя счастливыми. Староверы поселились в этих местах еще в 1936 году. Они приплыли на лодках по каналу из Томской области, спасаясь от притеснений Советской власти. Миграция происходит и сейчас. Наиболее приверженные вере уходят вглубь тайги, а в их дома заселяются жители енисейских сел, на которые наступает цивилизация. Среди староверов не бывает конфликтов. Живут общиной, которой ненавязчиво управляет староста, объединяющий жителей на совместный труд. В поселках почти все родственники, поэтому жен выбирают в других деревнях.

Будущее канала предсказать нетрудно - пройдет еще 10-20 лет, и река поглотит последние его сооружения.
 

Вложения

Регистрация
25 Авг 2008
Сообщения
5.403
Реакции
62
Возраст
61
Местонахождение
Сургут
Имя
Путешественник
Техника
Трактор ДТ-75, Газ - 66
.
 

Вложения

Гусеницы для снегоходов и спецтехники
Сверху Снизу