Авиа вездеходная экспедиция, памяти Никифора Бегичева. Ямал, Таймыр 2015

Гусеницы для снегоходов и спецтехники

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Ну, а мы в Дудинке, с Алексеем Белянкиным с утра и до позднего вечера, продолжаем заниматься мелочевкой, накопившейся по самолету. Поменяли клеммы на аккумуляторе, усилили подвес багажника, который успешно тащит под самолетом всякого рода барахло и т.п
Уже поздним вечером, 25 апреля, мы с нашим московским координатором экспедиции, Александром Савинковым подали план полета в Новосибирский зональный центр и после я вылетел и сделал маленькое путешествие "вокруг хвоста" самолета.

Ночью 26-го получил информацию от нашего вездехода, мужики благополучно пробились к юго-западной оконечности озера Пясино и пересекли его. Сегодня днем они отдыхали и к вечеру подготовив мне запасную посадочную площадку у истока реки Пясино (ориентир 2 домика на берегу), двинулись по ее руслу. Информация от них " Озеро ровное, место для посадки найти несложно."

Хорошо, что мы изначально двигаемся по маршруту Никифора Алексеевича Бегичева, поскольку дорога по зимнику, явно была бы не такой интересной и живописной.
Теперь моя задача отпустить вездеход на 150-200км и по их команде перелететь на подготовленную площадку, надеюсь далее уже разрыв между нашими единицами будет небольшой.

Ну а в летном отношении был красивый день.
К обеду, мы с Алексеем подав летный план полетов, были готовы на старт. Несмотря на свежий ветер 8 м/сек подготовили взлетку на Енисее

Для начала я сделал сам два круга, а после вылетели вдвоем. Алексей уже два раза готовит прием малой авиации в столице Таймыра по высшему разряду и вот сегодня сам первый раз поднялся в небо на маленьком самолете.
Нужно отдать должное, несмотря на сильный ветер, самолет отлично себя чувствовал в небе Таймыра под управлением Алексея. Поздравим товарища!

Вечером за мной заехал товарищ с Диксона и забравшись на самый верх города к рыбозаводу, нам удалось посмотреть на Енисей, на канал от кораблей и на рыбаков у пос. Левенские Пески. Поговорили за жизнь, повспоминали друзей и наш Диксон и сразу теплее стало на душе..

На обратном пути сделал фото маленького Дудинского монстрика, найденого нами в одном из гаражных сообществ. Очевидно умельцы его только обкатывали, поскольку рядом стоял мужик и записывал на видео
 

Вложения

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
27 го апреля, Алексей Белянкин проводил меня к самолету а работники Дудинского аэропорта, дай Бог им здоровья, помогли загрузиться и переместить самолет на взлетную площадку.
Погода последних дней, это влажный фронт с висящей низкой кромкой и периодической моросью. Несмотря на это, принимаю решение на вылет по появившемуся "окну"

Через 40 мин полета я уперся во фронт

пройдя до южной оконечности оз Пясино, чтобы не терять пройденного пути, совершил посадку с подбором возле балка.

Здесь еще была сотовая связь и удалось связаться с друзьями по телефону.
Начинаю готовиться к ночевке. Отрыл и открыл дверь в балок, растащил мусор и пустые бутылки, закрыл целлофаном отсутствующее окно. Иногда близость к цивилизации сильно вредит путешественникам.
 

Вложения

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Пока наводится порядок в балке, немного о посадке с подбором и с чем её едят. По другому- подбор посадочной площадки с воздуха.
Мой самолёт "Северок" на лыжах и, в данный момент, посадка с подбором производится на снег или лёд, её отличие от посадки на аэродром, в том, что ты должен сам и с высоты, правильно оценить состояние снежного покрова или льда. Если на аэродроме тебе готовят ровную поверхность, то здесь надежда только на подходящие участки от природы и на собственное везение.
Последнее весьма актуально, ибо при отсутствии ясной погоды и контрастов, снежный покров превращается в сплошное белое покрывало под самолетом и увидеть на нём снежные ропаки или наструги в момент посадки просто невозможно. Поэтому для посадки на участок реки или озёра, я обычно выбирал площадку подальше от берега
1Чтобы исключить попадание в береговую наледь
2 На открытых участках ветер выдувает снег и появление больших преград маловероятно.

Здесь на фото выше, самолёт уже прошёл от места посадки с подбором на озере, не менее сотни метров.
 

ua1pao

RIP
RIP
Регистрация
20 Апр 2008
Сообщения
2.836
Реакции
24
Возраст
65
Местонахождение
Amderma NAO
Имя
Сергей Васильевич
Техника
ГТС ГАЗ-34034, CF-X6, мерк 15, НИВА-2121, прохор 2013
Витя привет.... нормально так прокатилмсь.
 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Сергей, приветствую и рад видеть! handshake
Спасибо, прокатились не плохо, действительно! Работаем на перспективу теперь :)
 

ua1pao

RIP
RIP
Регистрация
20 Апр 2008
Сообщения
2.836
Реакции
24
Возраст
65
Местонахождение
Amderma NAO
Имя
Сергей Васильевич
Техника
ГТС ГАЗ-34034, CF-X6, мерк 15, НИВА-2121, прохор 2013

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Отлично, спасибо за ссылку, Сергей. Посмотрел фотки, как дома побывал :)
Сейчас самолет на ревизии после Арктики, осенью думаю закончить, обсудим планы.
 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Продолжаю отчет.

Пока прибирался и начал растапливать печь в балке, слегка похолодало и вдалеке над горами Хараелах появились небольшие просветы. Откладываю процесс ночевки, притушиваю печку и плотно закрыв балок, быстренько готовлюсь к вылету.

Взлет!
Пройдя несколько десятков километров, снова погружаюсь в серое месиво дымки, только теперь остатки дня совсем скрадывают ориентиры. Поднявшись на 600 метров, не вижу никаких улучшений и вернувшись из приборного полета у самой земли, цепляюсь за темные островки гряд камней и растительности. Лечу на север вдоль берега озера Пясино, огибая мыс Голый и далее на бреющем полете, скольжу над серым снегом покрывающим озеро. Вот и точка посадки от вездехода, но где же полоса, обозначенная маркировочной лентой. Нет ее!

Делаю пару кругов для верности и иду на посадку точно по указателю GPS. Все четко, сел!
До берега и виднеющихся домов не менее полкилометра. Превращаю самолет в аэросани и открыв дверь, прикрывая лицо от бьющего от винта ветра со снегом, быстро двигаюсь к цели.

Вижу человека у берега, знакомимся с Виктором и обменявшись парой фраз про стоянку, определяем самолет на крутой склон у избы, прочно швартуя его за крылья к торчащей по обе стороны арматуре.

Здесь находится база ионосферной станции Исток и с техником Виктором мы дружно прожили два дня в старенькой зимовке
отапливаемой углем, поскольку нано-технологичный дизель с генератором находился на ремонте в Норильске.

К сожалению, в этом районе озеро очень мелкое и все два дня мы питались вместо свежей рыбы, запасами консервов :)

Погода: северо восточный ветер под 8-10м/с без конца тянул с гор в составе Путоран, мелкую снежную пыль с отсутствием видимости

Наконец давление начало расти и вечером поймав кусочек погоды за хвост, вылетел на точку Кресты, где наш вездеход наметил мне посадку.

До Крестов я летел полтора часа и с третьей попытки благополучно приземлился на льду слияния рек Пясина и Дудыпта.

Меня тепло встретили семья Турдагиных, работающие и на промысле рыбы и на метео. Здесь я остаюсь на ночь..
 

Вложения

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Кресты. 29-30 апреля
На фото, Кирилл, метеоролог. прошедший курсы и передающий фактическую погоду через каждые 3 часа.
Буксировка самолета к поселку, радушно встретившей меня молодежью
Швартовка самолета на горе, на заднем плане метеостанция



Семья Турдагиных у которых я остановился, нганасанская семья родом из Авама, живущие в Крестах Таймырских, (есть еще Кресты в хатангском районе) До экспедиции штудируя интернет, я не мог получить ответ, есть ли тут хоть кто то живой. Раньше-то понятно, как и везде на Севере, тут кипела жизнь и была жилая метеостанция.
Вот, кстати дядя Василий(справа) старожил и в Крестах живет с 1971 года

Вечер был плодотворный, мы ели рыбные котлеты и пили чай- было очень интересно послушать, Василия, о былом величии поселка. Ну, а после молодежь смотрела по Триколору фильм про Джеки Чана и т.Насте не удалось увидеть любимый "Дом-2" :)
Здесь энергию получают от маленького на 1 киловатт немецкого генератора, и у всех есть снегоходы.
 

Вложения

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Дневник вездехода 28 апреля

Снова идем круглосуточно, меняясь за рулем, по Дудыпте. Это широкая река с многочисленными песчаными косами, с которых сдут снег, и ветром песок разносит по всей реке, из-за чего снег на ней подтаял кусками, образовав лунки и крошево. Ехать неприятно.


Ночью растяжение цепи превысило некий порог, после чего она стала проскальзывать с грохотом через направляющую звездочку.
Сделали для нее " успокоитель" из дощечек..

11:50 Ушли с реки, взяв азимут на поселок Усть-Авам и через 2 часа вышли на зимник, идущий в поселок

15:30 Подошли к Усть-Аваму
397 жителей, из которых четверо русских. Есть больница, в конце прошлого года сгорела школа и теперь дети учатся в интернате в Дудинке. Детей очень много — 5 классов.

Люди занимаются охотой на оленей и продажей мяса. Есть успешные и те, кто не пьет. Завоз солярки и угля раз в год, 2 недели после ледохода.
Магазин, дизельная электростанция, проводная телефонная связь. Очень грязно, угольная пыль и шлак из печей прямо перед домами.

Вот у детского городка на берегу красивее

18:20 Вышли из Усть-Авама в сторону Волочанки.
 

Вложения

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
29 апреля.
12:30 Начали движение от места ночевки.

Пришли в поселок Волочанка.

Очень древнее место, старое, находится примерно в месте волока из реки Пясино (Западный Таймыр) в реку Хету(Восточный Таймыр). Место известное еще поморам. Современный поселок Волочанка находится примерно в 30 км. от места старой Волочанки. Это дома 50-х годов — двухквартирные барачного типа. Сейчас в поселке живет 509 человек, из которых 22 человека — русских, остальные, примерно поровну долганы и нганасаны. Это место компактного проживания нганасан. Их всего примерно 800 осталось, из них 250 живут тут в Волочанке.

В Волочанке есть школа, на 509 человек населения примерно 300, несовершеннолетних.

Очень много многодетных семей. Школа в двух зданиях, 80 человек — в школе, 65 человек — в детском саду. Дети любознательные, очень ловкие.

С малых лет, еще дошколята умеют управлять снегоходами и квадроциклами.
Техники в селе очень много. Село живет исключительно охотой и немножко рыбалкой. Нганасаны, испокон века именно охотники, никогда не держали ни оленей, ни какого другого животного — так и продолжают жить. Но, народ обрусевший, говорит только на русском, забыли практически родной язык. Русский директор школы пытается их учить нганасанскому языку.
В поселке есть больница — два врача, одна ставка вакантна. Заработная плата врача — 150 000 рублей, кто хочет — можно поехать в Волочанку :)

Зарплаты высокие, цены в магазине тоже высокие, но тратить деньги особенно не на что, потому что мясо здесь свое, дармовая рыба. Но и бытовые условия тяжелые — вечная мерзлота, канализации в домах нет. В домах принята система "ведро", которые выплескиваются просто на помойку. Вода завозится из реки в бочках, и это считается коммунальной услугой. Отопление углем. Уголь тоже завозится по навигации вместе с соляркой. Примерно одну неделю в год сюда может зайти баржа из Хатынки по Хете, которая привозит уголь в мешках. Мешки лопаются, и весь поселок усыпан угольной крошкой.

Вместе с тем дети счастливы.

При нас произошел интересный случай — Волочанской школе выделили 30 бесплатных путевок для детей на лето на юг Красноярского края в пансионаты. Согласились поехать только трое, больше желающих нет. Ни родители, ни дети никуда не хотят ехать, считают место своей жизни идеальным, ничего не хотят, кроме охоты и рыбалки, и живут совершенно здорово, счастливо и богато.
 

Вложения

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
30 апреля
День провели в обществе учителей. Денис Николаевич — директор школы и преподаватель географии, один из немногих русских.
Мэр — Алексеенко Нина Федоровна, родом из Курска. Еще есть участковый. И 1 рейс вертолета в неделю в Дудинку.

Вот такой замечательный поселок.
Очень радушный прием, много встреч с учителями и детьми. Дети облепили вездеход, не слазили с него до трех часов ночи, пытались залезть, поковырять, очень любознательные, очень ловкие. Совершенно замечательные детишки!

Много времени провели с местными жителями, затянули с регламентными работами и выйти смогли только в четыре часа ночи.
 

Вложения

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Дневник самолета. 30 апреля.
Утром в Крестах ярко светило Солнце и подав заранее план полета, я вылетел благополучно на Усть-Авам. Расстояние по прямой до поселка, около 120 км. Самолет преодолел их за час с небольшим, пустынной красоты под крылом, хотя внизу попадались и огромные речные долины и каменистые гряды, а уже ближе к завершению полета пошли редкие участки деревьев. Погода радовала большей частью, лишь дымка временами заставляла держаться настороже.

К сожалению в Авам я не попал, поскольку поспешил при подготовке к маршруту и неправильно нанес в навигацию всего одну цифру. Результат, вместо Усть-Авама увидел красивую излучину реки и большую избу. Покружив, обнаружил на севере от маршрута в чистой тундре какие -то строения и через несколько минут совершил посадку на базе геофизической станции. В 15 20 дружный коллектив напоил меня чаем и прослушав историю о переходе Бегичева и нашей экспедиции, написали благодарственный отзыв на своем бланке и торжественно вручили мне свежее яблоко :)

Теперь после взлета Авам остается немного правее, я иду мимо и до встречи с вездеходом и нашей экспедицией в Волочанке, мне нужно пройти не более 70 км.
Лесной массив становится все гуще и близость к горам Путорана, сказывается на частых возвышенностях.

Выхожу на связь с вездеходом за 50 км до прибытия, меня встречают и размечают посадочную. Заход, наблюдаю вертолет Ми-8 на стоянке и вертолет наблюдает меня, довольные друг другом я совершаю посадку, а вертолет взлетает. Горячая встреча участников экспедиции, местная школа с детишками - занавес :)


После встречи закрываю самолет, собираемся за столом у радушного директора школы Дениса Теребихина.
На фото они слева с супругой Настей

Теплый дружный разговор, ну а после вездеходная экспедиция продолжает сборы для продолжения маршрута, а я иду в душ в котельную школы.

Все здесь очень просто, в поселке нет центрального отопления, кроме административных зданий. А также напрочь отсутствует канализация и водоснабжение, зато у многих во дворах стоят снегоходы и квадроциклы.
По вечерам экспедицию смущали сильно пьяные личности различного возраста и радовали многочисленные выводки детей, прыгающие на камерах вездехода, как на аттракционе. В поселке на 500 жителей около 300 человек ребятни!

Нам выделили комнату в больнице отдельно от всех, там чисто и тепло и поскольку вездеход ушел глубокой ночью, я ночевал без задних ног.
Сегодня 1 мая я занимаюсь проработкой маршрута, заправкой самолета

и выяснением корней личности, местного Валерия Бегичева. С помощью, Дениса прояснилось, что общей взаимосвязи Валерия с экспедицией нет и это не фамилия, а прозвище :)
Погода солнечно и высокое давление, надеюсь она немного продержится, чтобы успеть догнать вездеход через сотню километров.
 

Вложения

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Дневник вездехода
1 мая
18:00 находимся в 50-ти км. от Волочанки, идем строго на север путем Бегичева.
Дом самого Бегичева был в селе Литовье, там ничего не сохранилось. Но именно оттуда он собирал свою спасательную партию на оленях в сторону Карского моря.

Идем тяжело, хоть ночью и хорошо подмораживает, но наст не успевает схватится, а днем очень жаркое солнце, градусов +10. Идем медленно, проваливаемся. Кроме того, зона около Волочанки — это зона леса, тяжело по лесу выбираться, постоянные проколы колес, езда между деревьев.

Но надеемся, что через 30-40 км., это закончится, мы выйдем в тундру, где будет холодно, морозно, и мы полетим под всеми парусами!

00:10 Вышли на реку Дудыпта у впадения в реку Каменная.
 

Вложения

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
2 мая

11:00 Начали движение от места ночевки на Дудыпте на север — к месту приема самолета Виктора и точке начала поиска пропавшего в 1947 году Дугласа.

Отвлекусь от дневника Василия Киреева и расскажу чуть подробнее об этом самолете и драматичной судьбе его пассажиров.. Вот выдержка из книги "Над Арктикой и Антарктикой"

...13 апреля 1947 года радиостанция аэропорта Хатанга приняла обычную радиограмму пролетающего самолета: “Борт Л-3072. Прохожу вашу точку. Высота 3000 метров. Все в порядке, только отказал генератор правого мотора. Берегу аккумуляторы”.
Отказ одного из генераторов не говорит о необходимости прекращать полет: есть еще генератор на левом моторе, который обеспечивает безопасное продолжение полета. Так что особого волнения "для диспетчерской службы не было, тем более до пункта первой посадки в аэропорту Дудинка лететь не более двух с половиной часов, по пути есть запасной аэродром. Но через час аэропорты Игарка, Дудинка, Хатанга приняли тревожную радиограмму: “Всем... Всем... Всем. Борт Л-3072. Отказал левый мотор... идем со снижением. По расчету впереди Волочанка... связи с ней нет. Берегу аккумуляторы. Следите...”

Через двадцать минут были приняты обрывки радиограммы и... только Хатангой. Сигналы очень слабые — видно, все, что могли дать слабеющие аккумуляторы: “...идем... посадку... нами заснеженная... дра...” Больше радиосигналов принято не было.
Среди пассажиров пропавшего самолета были шахтеры, нефтяники и другие специалисты угольной промышленности и нефтеразведки, женщины и дети. Все торопились в отпуск, воображая себя уже на солнечном Юге или у бабушки в деревне и не представляя, какая судьба ждет их через несколько часов...

Самолет, как узнали позже, был перегружен сверх меры. Кроме законных пассажиров на борту самолета оказались шесть безбилетных — шесть “пушистых зайцев” (так раньше они назывались), “охота” на которых началась только весной 1950 года. Из экипажа потерпевшего аварию самолета помню только фамилии командира корабля Тюрикова и бортрадиста Смирнова. В экипаже был еще второй пилот и бортмеханик.
...В поисках пропавшего самолета участвовали экипажи Красноярского управления гражданской авиации, но безрезультатно. Из Москвы был направлен экипаж опытного полярного летчика Владимира Васильевича Малькова на самолете, оборудованном лыжным шасси. Со стороны Хатанги поиски поручили известному в Арктике летчику, Герою Советского Союза Федору Анисимовичу Шатрову. С его слов я и знаю эту историю подробно.

Уже в течение двадцати дней шли упорные поиски по всем вероятным направлениям...
— Ну, Володя, предлагаю сегодня пройти с галсами по курсу девяносто градусов, вроде везде обшарили, — советует Шатров своему штурману Владимиру Тулину, — погода хорошая. Да, какой это у нас полет по счету?
— Двадцать первый, Федор Анисимович.
— Двадцать первый, говоришь? " Может, на этот раз повезет. Не могли же они провалиться сквозь землю!
Вылетели, как всегда, из Хатанги. Погода отличная, ярко светит солнце, от белизны снежного покрова спасают светофильтровые очки. По кустикам, обрамляющим извилистые берега, угадываются русла небольших речушек. Озер на карте множество, но их трудно различить под снежным покровом.
Километров сто прошли по прямой, затем начали ходить галсами по сорок километров в ту и другую сторону от генерального курса. Пока ничего подозрительного не просматривается, а ведь в этом белом безмолвии Севера любая черная точка должна быть хорошо видна...
В полете приняли участие двое синоптиков — представительницы прекрасного пола Хатангского метеобюро. В пилотской кабине шел обмен мнениями об изменчивости погоды в Арктике, о хороших погодах в весеннее время и о микроклимате района Хатанги У полярных летчиков есть убеждение, проверенное на деле, что если нет погоды для посадки в аэропортах, а с Хатангой нет даже радиосвязи, то все равно направляйся в Хатангу — погода для успешного приземления будет обеспечена. Молодые синоптики начали этот феномен доказывать с теоретической точки зрения... но тут в беседу вмешался штурман Тулин:
— Товарищи летчики, следующий курс — триста тридцать пять, галс номер семь, на горизонте чисто, даже куропаток не видно. Видно, Тюриков исчез, подобно Леваневскому. Загадка?

Не прошло и пяти минут полета с новым галсом, как вдруг — сколько же этих “вдруг” в жизни летчиков! — бортмеханик Лев Голутвин (между прочим, всегда почему-то бортмеханики видят первыми то, чтс нужно увидеть), которого в данный момент не интересовала, видно, лекция по метеорологии, как-то спокойно докладывает, одновременно указывая вперед
— Командир! С вашей стороны, смотрите вперед и левее, наблюдаю три темные точки!
— Где? Ага, вот, вижу! Молодец! А вообще, не кусты ли? Нет, не может быть, на кусты не похоже... Снимаю управление с автопилота, — продолжает Шатров, — и со снижением направляю самолет к увиденным черным точкам, которые быстро превращаются в машущих руками людей. Слышу за спиной хоровое “ура!”. Присутствующие в пилотской кабине вразнобой подсказывают: “Это же люди, да, конечно, люди с самолета — других быть не может! Командир, давай по их следу, он хорошо просматривается.. ” Сделав круг над тройкой и покачав им крыльями, направился по их пути. Кто эти трое? Члены экипажа? Пассажиры?.. И через пять — семь километров на белом фоне снега темной громадиной вырисовывается целый, стоящий на колесах самолет.

Прохожу низко над ним, развернулся и уже сам про себя кричу: “Ура!” Из самолета начинает высыпать народ. Живы! Эх, жалко, что у нашего самолета колеса, вот когда лыжи нужны — сели бы сразу. Что делать, сбросим, что есть на борту. Сбросили несколько спальных мешков, три запаянные коробки НЗ (неприкосновенного запаса). Бортрадист Павел Докторов связался по радио с Волочанкой, доложил о находке. Тулин взял пеленги у Хатанги и Волочанки и, определив координаты найденного самолета, сообщил Хатанге. Та в свою очередь сообщила о нахотке в Диксон для экипажа Малькова.
Для визуальной привязки решили выйти на реку Хету, на ее характерный изгиб у впадения реки Большая Романиха. В аэропорту Хатанга нас встречали как победителей, только без оркестра — не нашли такового.
Главное сделано: пропавший самолет найден. На другой день экипаж Малькова по полученным координатам места вынужденной посадки самолета Тюрикова без труда нашел пострадавших. Показал свое искусство штурман Иван Кухарь — произвели посадку вблизи находки и подрулили вплотную.

Сколько было радостных слез! Незнакомые люди обнимали и целовали своих спасителей Обросшие мужчины, заплаканные женщины и дети. “Чуть самого слеза не прошибла от такой сцены”, — рассказывал мне Владимир Васильевич.
Что же послужило причиной случившегося? Об этом поведал бортмеханик найденного самолета
— Винт левого мотора при его отказе почему-то не вошел во флюгер. Мы стали снижаться. Правый мотор надрывался, но его сил не хватало для горизонтального полета. Связи с Волочанкой не было, и, естественно, не было и радиопривода. Под нами расстилалась заснеженная тундра. Тюриков рискнул садиться с выпущенными шасси в надежде исправить отказавший мотор и улететь, если повезет. Но, увы, не повезло.”

Сели удачно, даже на нос не потянуло, но где сели — не имели понятия. Во время снижения пересекли речку, приняв ее за Боганиду, которая недалеко от Волочанки впадает в реку Хета. Должен был появиться лес, но ни того, ни другого не произошло. Наша Боганида ушла куда-то влево, а вместо леса — белая тундра. Уточнив по карте, определили, что за Боганиду приняли реку Дудыпту — значит, приземлились севернее Волочанки, а сообщить о своем месте нахождения нет средств: аккумуляторы остались без электроэнергии, как говорят, “сели” полностью. После осмотра отказавшего двигателя убедились, что он не подлежит ремонту. Решили переставить на исправный мотор генератор с вышедшего из строя в надежде запустить мотор и передать свое предполагаемое место посадки, но... после всех стараний двигатель запустить не удалось. Осталась надежда, что нас будут искать и найдут. Как видим, мы не ошиблись, но как много на это потребовалось времени, времени томительного ожидания, времени сомнений, надежды и отчаяния — найдут ли?..
Ютились все в фюзеляже. Собрали у пассажиров продукты, получилось не густо. Питались из общего котла, продукты быстро таяли.

Тюриков с радистом Смирновым через неделю не выдержали и решили идти на юг к речке Дудыпта с расчетом выйти по ней к одному из населенных пунктов. Дудыпта впадала в большую реку Пясина, где в устье Дудыпты располагалось большое село Кресты. Мы настойчиво их уговаривали не уходить от самолета — об этом говорит опыт, опыт печальный. Но наши уговоры оказались безрезультатными, нас не послушали. К ним присоединились еще семь человек из пассажиров и ушли в никуда, пропали бесследно.
К концу второй недели кончились в основном продукты, начался голодный период. Прошла еще неделя, не выдержали еще трое из пассажиров, ушли в том же направлении. Их тоже убеждали не уходить, но они свое: “Дойдем до реки, наловим рыбы...

...После трогательной встречи люди беспорядочно потянулись к нам в самолет. И все (а их было двадцать восемь, считая тех, которые за рыбой пошли и вернулись, не успели далеко уйти со своими вещами). Пришлось объяснять, что наш самолет хотя и похож на их, но грузоподъемностью меньше и что возьмем всех, благо полных не осталось — как говорится, вынужденно прошли “лечение” голодом, — а вот вещи привезем вторым рейсом. Согласились. Все пассажиры практически были здоровы, у некоторых оказались небольшие обморожения рук, лица (в основном у детей). Всех двадцать восемь доставили в Волочанку— сели на замерзшее озеро в четырех километрах севернее поселка. Оттуда спасенных пассажиров ненцы доставили на оленях в поселок, где их накормили, обогрели...
Вот такая история с самолетом, найденным севернее Волочанки. Пропали без вести командир Тюриков, бортрадист Смирнов и с ними семь пассажиров. Закон Севера — покидать аварийный самолет нельзя, равноценно гибели!



Продолжим дневник
21:00 Спускаемся с "Камень Хэрбэй". Кристальный лед на озерах и удивительные виды. Забрались совсем на север. Минус небольшой, но ветер сбивает с ног и раскачивает наш вездеход, перед которым, недоуменно оглядываясь, бежит песец.



01:30 Встали на ночлег у р. Янгода на месте старого зимовья. Несколько брошенных домов, кругом валяются ржавые бочки.
 

Вложения

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
3 мая

13:20 Начали движение в квадрате поиска места вынужденной посадки Дугласа в 1947 году.
Забурились в горы. Сильный ветер, низовая поземка, видимость ноль.

Витя тоже не смог к нам пробиться, сел в Усть-Аваме.

22:30 Встали на ночлег на льду кристально чистого горного озера. Выпили за чистоту. Поиски самолета ведем по схеме, нарисованной выжившим пилотом, которую сложно привязать к карте. Погода нелетная.

Ладно, завтра попробуем еще...
 

Вложения

G 999

Активный участник
Регистрация
11 Авг 2011
Сообщения
831
Реакции
34
Местонахождение
Челябинск
Техника
LYNX Brutal 850 Etek
Прочел на одном дыхании :up: Супер!
 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Спасибо, G 999

Продолжаю отчет самолета за 2 и 3 мая
Привет из пригорода Дудинки, поселка Волочанка! Несмотря на 400км. расстояния, так оформляется адрес на письме сюда :)
2го мая вечером занимались подготовкой вылету и приехав к самолету с Денисом Теребихиным и детворой, вокруг нас несколько местных собачек, размером с теленка, устроили веселую грызню. Короче они свернули и отломили нижний киль на самолете начисто, поэтому я занимался вместо вылета ремонтом.

Плюс нашего самолета в том что имея под рукой, дрель, отвертку и пару дюралевых трубок, восстановление обречено на успех.

Еще я успел заглянуть на концерт местной самодеятельности. В школе был праздник и местный ансамбль из школьников очень здорово пел и танцевал национальные танцы
Погода у нас хорошая, высокое давление и ясно. Не могу упомянуть про местных мух, которые днем, на -5 градусах весело жужжат с подветренной стороны зданий. Это, прям, торжество сил природы, какое-то :)

Наш вездеход поздно вечером подошел к точке Янгода, здесь в этом районе мы встретимся и начнем работы в рамках Русского Географического Общества по поиску и описанию самолета Дуглас, севшего в этом районе на вынужденную посадку в 1947 году.
Очень надеюсь на то, что в дальнейшем этот самолет будет восстановлен и займет свое место в ряду заслуженных ветеранов
 

Вложения

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
3 мая.
Погода в Волочанке хорошая, но уже третью связь подряд с вездеходом, ребята передают о сильном ветре с гор и видимости около 50 метров. Они на сто пятьдесят километров севернее меня и потихоньку двигаются дальше.
Чтобы не сидеть на месте, принимаю решение пройти на Усть-Авам по погоде, это немного сократит разрыв по расстоянию между нами и позволит непосредственно посетить место сбора аргиша Бегичева и жизни его семьи в тундре.

Перед вылетом меня проводили местные мужики, отзывчивые и радушные.

Вылетел в 16 24, а приземлился в Аваме в 17 15

Действительно идущие с востока воздушные массы не позволили бы мне пройти Большой Камень Хэрбей ( 70км прямо на север) Видно было что в горах сильный ветер и снег клубится. Вечерняя связь подтвердила опасения, мужиков там здорово продолжает трепать.

Посадку рассчитал на ближние озера к поселку, по рассказам местных. На фото они впереди поселка, справа.
Сделал круг все проверил сначала..

Пока буду в Аваме, вышел в инет из кабинета участкового Дмитрия Белого. Он меня и встретил и помог разместиться как обычно в местной больнице :)

Самолет для спокойствия привязали прямо к дому ответственного непьющего товарища. Несмотря на это я сходил пару раз ночью на проверку.
Удивляют здесь, гуляющие до глубокой ночи детишки.
Вот например подхожу знакомлюсь с Романом Батьковичем. Время почти час ночи и на фоне луны парень сосредоточенно что то долбит лопаткой.. Один.

Май..Морозит..
 

Вложения

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
4 мая
День вообще был очень сложен для моего Скай Рейнджера. Ночью в Аваме было -18 и с утра уже после готовности к вылету, пришлось запускаться от второго аккумулятора. Связь по спутниковому телефону, дала надежду на погоду в предгорьях Таймыра, где находится наш вездеход, идущий по пути экспедиции Никифора Бегичева и я вылетаю с максимальной загрузкой на встречу, после отправки плана полета на Новосибирск.

На пути в несколько сот километров, мне необходимо преодолеть две большие возвышенности и наблюдая по горизонту горы выше моего полета, становится слегка боязно :)

Сначала подхожу к промысловой точке ЯнгОда
Видно, с воздуха, как сумасшедший силы ветер, рвет с тундры оттаявшую почву.

Отсюда начинается район поиска Дугласа и через 20 минут наблюдаю небольшое озерцо и наш вездеход.
Половина посадочной дистанции приходится на жесткие, как бетон наструги, но самолетик справился

После приземления узнаю, что у парней случилась поломка и дальнейший маршрут под вопросом. Перегруженный вездеход с двумя прицепами в гористой местности, повторно приводит трансмиссионную цепь в негодность.

Теперь нужно вывозить обратно, Василия Киреева, который при нынешней ситуации не успевает к срочным делам на материк и находить и забрасывать парням новую цепь, вместо поврежденной.

Обедаем и я принимаю решение, отправиться на поиски Дугласа, прежде чем нам возвращаться в цивилизацию. По меньшей мере, 70 квадратных километров, нужно обследовать и по мере полета, мой оптимизм улетучивается со страшной силой - вокруг красивейшие бескрайние пейзажи небольших каменных гряд и каньонов рек и заснеженных долин. В любом из этих мест, может прятаться лежащий пластом на арктической тундре, небольшой самолет.
 

Вложения

Dim Leo

Активный участник
Регистрация
7 Мар 2013
Сообщения
244
Реакции
87
Местонахождение
ЯНАО Тазовский
Имя
Дмитрий и Леонид
Техника
Скандик SWT V-800,Фрегат 280 Тоха 5. казанка 5м3+ Honda 50. Фрегат 360+ Ямаха 15
Vi-kTo-R написал(а):
Короче,  Дмитрий, который нам помогал информацией по своему району, приехал сгреб меня в охапку, примчавшись поздно вечером из соседнего пос. Газ-Сале и дал возможность отдохнуть по-человечески. Огромное спасибо, Дмитрий тебе и супруге, Наталье, за приём!
Были очень рады знакомству с Виктором и участниками экспедиции.Действительно Герои Нашего Времени
 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Дмитрий, спасибо тебе еще раз за полную информацию по Тазовскому району, за радушие и гостеприимство. Все было на отличном уровне!
Ну а Ваши повседневные полеты в Арктике в "большой" авиации трудно переоценить. Молодцы!

Еще несколько фото в пос.Тазовском на Ямале
 

Вложения

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Продолжаем отчет

...Я в воздухе уже почти час, связи с вездеходом нет из-за удаленности, обследована часть территории поиска, без всяких результатов. Расстроенный, возвращаюсь через вторую точку возможной посадки Дугласа- опять ничего!

До вездехода около 50 км., связь установлена и наша команда, работающая по карте поиска, предлагает сменить курс на 90 градусов и пройти на запад. Запас топлива позволяет и я заложив вираж, веду самолет прямо на заходящее Солнце.

Через несколько минут полета, слева, меня настораживает небольшой холмик странных очертаний. Меняю курс на 90 градусов, в наушниках слышу голос напряженный голос, Олега Кажарского, потерявшего связь со мной.

- Олег, мы нашли самолет!!!
-Ура!!!

С этого ракурса, от самолета видны только чуть выступающие части крыльев и фюзеляжа. С расстояния в несколько километров разглядеть его было бы просто невозможно. На первом фото указал стрелкой



Делаю три круга вокруг занесенного снегом и такого беспомощного в огромной Арктике самолета, отдавая дань мастерству пилотов и мужеству пассажиров, спасшихся тогда 13 апреля 1947г. при вынужденной посадке и проживших возле самолета несколько недель, пока шли поиски...
К сожалению, через неделю после посадки Дугласа несколько человек вместе с командиром Тюриковым не выдержали и ушли на поиски людей в результате погибли..
 

Вложения

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Несколько фото Дугласа и ухожу к товарищам.
После недолгих сборов у вездехода и максимальной разгрузки самолета, еще несколько часов (!) летим при встречном ветре с Василием Киреевым на Волочанку..
Вылет от вездехода


Садились на зимник при сумерках, уставшие и замерзшие пилот и пассажир..
 

Вложения

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
5-6 мая.
Занимался ревизией.
Долго пришлось мучиться со снятием редуктора, очень плотно стоял вал обгонной муфты на подшипнике, но снимать было необходимо, поскольку обгонная включалась сразу соответственно было понятно что как минимум одна пружина лепестков сломана. Так и оказалось. Надо отдать должное, работоспособность узла в целом, осталась на высоте. Пружину сразу заменил на запасную

В Волочанке сильная оттепель и отличная погода.
\

Но в Усть- Аваме и у вездехода в районе Янгоды, бушует ветер. Вертолет не летит и мы соответственно тоже пока сидим на месте. Вездеход постепенно двигается к юго-западу район р.Пясина, по погоде буду вылетать к ним, когда провожу Василия Киреева на Дудинку. Билет уже купили..
 

Вложения

Гусеницы для снегоходов и спецтехники
Сверху Снизу