Авиа вездеходная экспедиция, памяти Никифора Бегичева. Ямал, Таймыр 2015

Гусеницы для снегоходов и спецтехники

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
16 мая, вылетел обратным маршрутом.
Нижний край двести пятьдесят метров, ветер северо-восток. Первую сотню километров шел над тундрой на бреющем, далее распогодилось, пусть и ненадолго.

Сделал посадку на СопКарге для дозаправки, здесь у меня оставлен "полтинник"- канистра с 95м бензином.
Перед Сопкой, наши переговоры с начальником станции услышал ледокол Вайгач, уходящий из Енисея крайним рейсом, меня узнали и очень тепло приветствовали по рации. Пригласили подлететь на пару часов в гости, но поскольку ледокол был уже позади и восточнее меня на 100 км в проливе Овцына за островом Сибирякова, я из-за соображений безопасности отказался.


От АПС Алексея Быстрова отзвонился на Диксон в диспетчерскую, хотя они сами беспокоясь, несколько раз выходили на связь по телефону. Спасибо Владимиру Алексееву, это его смена была.

С полярной станции, вылетел только через несколько часов. Пока я шел от Воронцово до Байкаловска, погода превратилась в ничто, землю и Енисей окутало туманом и для привязки я летел вдоль зимника в тундре, через вахтовые поселки и скважины, более трех часов.
 

Вложения

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Когда пришел к Дудинке сменил курс на 90 градусов и пошел на восток к аэродрому Валек, на реку Норильская. За все это время так и нераспогодилось.

На реке наши друзья экспедиции с Таймырского заповедника разметили посадочную полоску на снегу, куда я благополучно сел.


Теперь мне нужно оставить часть снаряжения, взять запасные части и заправку и готовиться к вылету на Большую Землю.
 

Вложения

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Вскоре у самолета собралась группа авиа энтузиастов, во главе с Виталием Большаковым, пилотом самолета Че-22, Владимира, летающего с ним вторым пилотом, Николая Тарасенко и Михаила Пономарева. Они взяли на себя помощь в ремонте тормозного суппорта шасси, сломанного лыжей при пробеге и за ночь восстановили его у себя в мастерской!
Помимо этого перед моим вылетом на реке, сделали объезд на снегоходах, найдя безопасный участок для моего взлета, хотя сами при этом провалились в наледь.

За эти дни провел ревизию редуктора, сделал переоснастку снаряжения, заправил бак и доп канистру.
Все эти дни жил в Кайеркане у Александра и Елены Чащиных. Саша работал диспетчером на Диксоне, а после перешел в Алыкель. Также большую помощь и поддержку в Норильске, оказал наш диксончанин Михаил Яцышин, а в Кайеркане, Олег Савва.
На фото Олег Савва и Саша Чащин

Спасибо огромное, всем кто был со мной эти дни!
 

Вложения

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Спасибо! :up:
Отчет о перелете, река Норилка -Дудинка -Тухарт -Мессояха, 18 мая.

Итак, обозначив небольшой участок твердого наста на напитанном водой снегу реки, наш Скайренджер благополучно оторвался от поверхности и в наборе сделал прощальный вираж над провожающими меня малыми авиаторами Норильского района.
Совсем немного времени и самолет идет над южной оконечностью озера Пясино, здесь мало снега и очагами встречается чахлая поросль деревьев. Войдя в зону аэродрома Алыкель, меняю по команде диспетчера курс, не приближаясь к зоне глиссады рейсового самолета и также по его указанию, ложусь на прежний, через десяток минут.

Скорость неплохая и вскоре перевалив через пару возвышенностей, спускаюсь к Дудинке и Енисею, наблюдая свободные ото льда берега, снегоход с нартами без признаков людей у фарватера, и катер на воздушной подушке, направляющийся от середины реки. Очень надеюсь, что там все прошло благополучно..


Курс на пос.Тухарт по прямой, здесь мне удается дать расчетное время прохождение поселка и прибытие на Мессояху и связь из-за удаленности пропадает.
Здесь много растительности и дорога с остатками снега вдоль трубопроводов на случай посадки по метеоусловиям весьма успокаивает..

Пока же причин для беспокойства нет и в 16 22 точно в расчетное время выхожу к реке Хете, поселок Тухарт остается справа.

Ветерок подгоняет и теперь я иду вдоль прямого зимника на Мессояху. Немного распогодилось и проблески Солнца подсвечивая талый снег, наполняют полет новыми красками
В эфире появляется, идущая где то рядом вертушка Ми-8, авиакомпании "Таймыр". Зимник и переправы закрыты и у парней полно работы.
Через борт передаю информацию диспетчеру Норильск-район о прибытии через 15 минут на Мессояху и благодарю экипаж за поддержку!

Вот и поселок.
Сложная задача, не имея подсказки с вездехода, найти на уходящем снегу надежную твердь. Выбираю для посадки зимник с запада и на обратном встречном, северо-восточном ветре, максимально снизив скорость, касаюсь колей.

Бросает немного вправо-влево, но управляя передней лыжей парирую броски и после снижения скорости посадки выруливаю на возвышенность к поселку.
Еще одна посадка с подбором, в копилку моего маленького и надежного самолета!

Отдохнул и поужинал в отличной столовой Мессояхи.
Отправляюсь к самолету и придерживая его за крыло, встречаю Ми-8 с вахтой.

Ближе к ночи отправляюсь на поиски тверди земной, для смены лыж на колеса и подготовки к перелету на Уренгой. Но это уже совсем другая история..
 

Вложения

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Фото и комментарий из дневника, после посадки в Мессояхе.

"Ура, я прилетел в Мессояху! Маршрут Валек-Дудинка-Тухарт- Мессояха расстояние 250км, время в пути 2 15, расход топлива 25л.,скорость средняя110км/час. Спасибо всем кто принимал, провожал и переживал!"
 

Вложения

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Итак я в Мессояхе.
По часам скоро ночь, но вокруг светло, наступающий полярный день входит в свои права, дует плотный северо-восток. Ночью уже нет мороза и меня все больше беспокоит риск вылета на колесах с рыхлого снега.

Еще в первый прилет сюда со стороны Тазовского, обратил внимание на озеро круглое как блюдце, в распадке возвышенностей.
Приходит мысль о том, что лед там может быть достаточно прочен и не весь покрыт водой. Одев сверху на ботинки непромокаемые сапоги хим защиты, отправляюсь в путь
http://www.reaa.ru/yabbfiles/Attachments/IMG_2834_001.JPG
 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Свернув с зимника в тундру, сразу проваливаюсь в сырой снег.
Местами тундра совсем открыта от снега, местами в низинах его по пояс не меньше, частенько слышно квохтанье куропаток.

Озеро я не нашел.
Походив по округе и поняв что, то, что с самолета кажется близко, на самом деле может стоить мне не одного часа барахтанья в снегу, принял решение возвращаться.

Спустившись напрямую к зимнику, пониже увидел озеро в пологом месте с небольшим участком открытой воды и множество чаек. Найдя шест от разметки зимника, осторожно спускаюсь на лед через выступившую воду у берега и уже выйдя на ровную поверхность, настроение резко прибавляется. Размер чистой ледяной поверхности, позволит мне стартовать с колес!

Как только вернулся к самолету, отрулил подальше и взлетел на лыжах, по малому кругу и сразу на посадку.
Озеро за излучиной оказалось больше чем я предполагал, но узкой частью против ветра. На картинке видно точку со СПОТа базирования и перелет на озеро стрелкой.

При касании самолет потянуло боком по льду в сторону наледи, но удалось справиться. Несколько часов работы на пронизывающем ветру, то не мог поднять самолет, для смены лыж, пока не использовал рычаг, под конец, при пуске двигателя, отказал аккумулятор, заряжавший все это время носимую аппаратуру на холоде. Пришлось все выключать и ждать еще минут 15.

В 2 часа ночи было все готово, даже умудрился прокачать тормоза на шасси.
Две лыжины заняли все свободное место за топливным баком, а третью я установил под углом к пассажирскому сиденью. Все это безобразие, в последствии вылилось в положительный тангаж при прямолинейном полете.
 

Вложения

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Отзвонился диспетчерам в Норильск и сообщил вылет через 20 минут. Была понятна озабоченность на том конце провода, интересовались знаю ли я прогноз и расчетное время не менее нескольких часов, вряд ли добавляло им спокойствия. Спасибо большое диспетчерам, за их работу!

Скинул сообщение своему товарищу Виктору Талызину на базу в Уренгой и несмотря на глубокую ночь, с сотовой вышки Мессояхи пришло короткое смс, "Ждем!"

То что полет окажется сложный я понимал.
И в моральном плане на колесах над раскисшей тундрой и в погодных условиях, он оказался очень не прост. Вылетел в 02 25 и сделав глубокий вираж с попутным ветром устремился на юго-запад.

Через 30 минут полета, нижний край облачности начал меня прижимать к земле, но к тому времени я уже зацепился за зимник без признаков жизни и полетел на бреющем вдоль него, выписывая все возможные кренделя
 

Вложения

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Почти 300 километров пути. Под самолетом река, и на моих глазах с берегов в воду летят огромные глыбы подмытого снега.
Тазовская губа.

Сам поселок на возвышенности, видно как факел от сжигаемого газа, пробивается через висящую завесу сырости, по памяти сразу зацепляюсь за нитку автодороги и выдыхаю..

Над автодорогой, самолет на колесном шасси, чувствует себя спокойнее, хоть у нас не Аляска, но чем мы хуже!
Временами, петляя трасса поднимается на возвышенности и пальцы на РУСе сжимаются мертвой хваткой. Сверху меня накрывает белесый мрак и в любую секунду готовлюсь развернуть самолет для посадки..
 

Вложения

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Дорогие, друзья!
Пока публикуется отчёт, подошло время поднять стопочку!
Поздравляю нас всех с юбилеем родного поселка Диксон, которому сегодня исполняется 100 лет!
С момента основания радиостанции и появления первых домиков, Диксон превратился в тёплый уютный мирок на берегу Карского моря.
Для каждого из нас, он разный, этот мир Арктики и для всех - близкий и дорогой.
Здесь прожиты лучшие годы и здесь мы узнали как может быть сурова и беспощадна над человеком, природа.

Хотелось бы поблагодарить лично, всех Северян, друзей, частных пилотов за внимание и участие к путешествиям на Диксон и Арктику! Особенно тех, кто принял непосредственное участие в подготовке перелёта!
Диксон, объединяет!
Всех с Днём Диксона, ура!!!
 

Вложения

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Продолжение..

В 5 10 утра по вылетному красноярскому времени, меня уже засыпающего за управлением, выносит за поселок Ново Заполярный.
Неожиданно вся "низовуха" растворяется и самолет скользит в первых лучах Солнца.

Еще десять минут и я вижу друзей встречающих меня внизу на пустынной автодороге.
На реке Пур идет ледоход и машин на трассе Уренгой-Тазовский нет.

Сложная посадка со сдвигом ветра..
Ура! Мы сделали это!


Наши друзья из телекомпании Луч-Уренгой, сделали сюжет о завершении экспедиции.

http://trk-luch.ru/news/expedition-fund ... se_id=9144
 

Вложения

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Путь домой с "Северком".

После прилета на базу, недалеко от Уренгоя, передо мной стояла непростая задача, выбрать вариант возвращения в центральную часть России.
Можно было бы разобрать и оставить самолет до восстановления паромной переправы на реке Пур, а после отправить его на грузовом автомобиле до Москвы. А можно было рискнуть и пройти весь этот путь своим "крылом", чтобы самолет был в своей стихии.

По масштабу, пройденные в экспедиции около 3500 километров в Арктике над снегом на лыжах, с поддержкой вездехода и больше 3000 км. полета одному над лесотундрой, тайгой и лесом с полями и реками в придачу, пугали и манили одновременно..
Погода на базе у Уренгоя, испортилась. Сильный северо-восточный ветер так удачно принесший меня сюда, усилился до неприличных 15 метров в секунду.
Первый день я отсыпался, спасибо моему другу и малому авиатору, Виктору Талызину, давшему все условия для моего отдыха. Второй и третий день, мы с Виктором, просчитывали маршрут, я связывался с друзьями с экспедиции, короче взвешивали все варианты.
В результате я решил продолжить перелет и не оставлять свой маленький и верный самолетик в одиночестве.
23 мая, утром, максимально разгрузившись, но оставив в багажнике, необходимый запас НЗ и выживания, попрощавшись с отличными ребятами вахты и после отмашки, Виктора, наш самолетик начал разбег.

Свести риск к минимуму и только вдоль автодороги, несмотря на лишние сотни километров! К сожалению, это требование не всегда удавалось соблюсти и тогда оставалось только полностью положиться на работу железного сердечка СкайРейнджера.
Все тот же северо-восток и почти по пути. Ветер, в погожий солнечный день поддержал долгий и интереснейший маршрут первого дня.

Поданный план полета в зональный центр Екатеринбурга. предусматривал дневной перелет по маршруту геоточка базы экспедиции - геоточка город Тарко-Сале - аэродром Боровая, Сургут - аэродром ДОСААФ Уват, Тюменской обл.
Больше тысячи километров проложенных вдоль автодороги Уренгой - Тюмень. Вход и выход в несколько диспетчерских зон аэродромов, местные ограничения полетов и постоянное общение с диспетчерами

По всему маршруту поработали с Виктором Талызиным, наладили контакты.
Через полчаса после вылета с базы, прошел поселок Уренгой и реку Пур.

Выхожу на связь с Тарко Салинским ЦПИ, голоса диспетчеров и фамилии уже знакомы по дням работы в их зоне, спасибо им за позитивное отношение! Уточняю маршрут, даю расчетное входа в зону круга С города, а после и расчетное время посадки.

Первая точка маршрута, Тарко-Сале для меня была показательной, Посадка в незнакомой местности на геоточке на колесах и по заданным координатам.
Вылет с базы в 9 20, прилет в Тарко Сале 10 58
Пройдено больше двухсот километров.

Надо отдать должное местному малому авиатору, Сергею Петрову, который дал полную информацию по посадочным условиям и хотя сам не смог по работе присутствовать в моей встрече, сделал все от него зависящее для успешного продолжения нашего перелета.
Пока я работал с навигацией, подъехал Александр, подвез топливо от Сергея. После, приехал Евгений и тоже привез топливо.

Вот это да, теперь я спокойно дойду до Сургута
Отличная работа, мужики!
 

Вложения

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
После корректировки времени вылета с диспетчерами, стартовал из Тарко-Сале в 12 35.
От точки взлета выхожу на маршрут. Под самолетом, завлекающими живописными мазками раскинулась топь и инстинкт самосохранения тянет на себя ручку управления и прибавляет режим до взлетного. Высотомер перегруженного самолета, медленно, но верно начинает вращение по часовой стрелке и с каждой сотней метров становится легче.

Наверно, на эти места никогда не устанешь смотреть - бесконечное количество воды и воздуха.

Вот наш самолет "Северок" проходит над рекой Пурпе и двумя мостами ж/д и автомобильным. Несмотря на ровный гул мотора BMW R-1200, взглядом постоянно проверяю наличие свободных участков на шоссе, готовлю себя в любой момент к посадке. Это, уже не раз выручало при стремительном развитии событий по техническим или метеоусловиям.

Почти час полета.
Компактный и яркий поселок Пурпе при отличной погоде, почти сразу за ним промелькнул город Губкинский.
Скорость СкайРейнджера около 120 км/час, высота полета 300-400 метров. Внизу по трассе легковушки, частенько устраивают "веселые старты", видя маленький самолетик летящий параллельно.
Время идет..

Ноябрьск испещерен схемами работы беспилотников. Сам город виден слева от маршрута и я уже иду в зоне Сургутского диспетчерского района, постоянно взаимодействуя по радиосвязи, а в ее отсутствие по телефону.

Когалым обхожу по автодороге, практически двигаясь на рубеже зоны одноименного аэродрома и, также постоянно общаясь с девушкой диспетчером.

Когда до аэродрома Боровая в Сургуте остается чуть больше 70 км, трасса делает резкий сворот на восток, а я продолжаю полет напрямую
На самом деле волновался, когда летел. Шансов на ошибку здесь нет.

Все ближе солнечный Сургут и я направляюсь на площадку Боровая

По линии заданного пути(ЛЗП), мой "Северок" проходит практически рядом с городским аэродромом и получая команду диспетчера, пройти в двух километрах западнее торца ВПП, выполняем команду.

Вскоре рация переключена и работает на частоте Боровой. Прохожу над центром аэродрома, делаю фото с воздуха для наглядности. Отличная полоса, отличная живописная местность вокруг.

Прилет в Сургут в 17 08, полетное время от Тарко-Сале 4 часа 30 мин расстояние 500 километров, расход топлива 40 литров.

После остановки двигателя знакомлюсь с местными авиаторами и заправляю самолет топливом, взятым в Тарко-Сале.
Меня тепло встречают угощают кофе и даже делают яичницу со шкварками. Спасибо, мужики, постепенно прихожу в себя!
Александр Лушаков, начальник площадки, помогает спланировать оптимальный маршрут до аэродрома Уват, что юго-западнее еще на 350 километров.
:blink:
 

Вложения

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Отдохнул немного у радушных авиаторов Сургута и к 18 50 стартую на Уват.
Не рассчитал, конечно поздний вылет, что из этого вышло, вскоре увидим.

После взлета пересекаю полноводную Обь. Выхожу к Сургутскому мосту.
Монументальное сооружение, один из самых длинных мостов в Сибири: длина составляет 2110 метров.

Трасса уходит резко вправо на Нефтеюганск, а после метнется обратно уже намного восточнее.
Я прощаюсь с ней, на приличное время, выходя на 100 километровую прямую.
Самолетик Северок, скользит в пасмурном пустом небе, а где то вдалеке слева у Пыть-Яха, видны огни факелов буровых.

Ближе к поселочку Куть-Ях и далее к Салыму на автодороге прекращается нормальное движение, фары машин кучкуются и медленно движутся друг за другом.
Здесь и мы потеряли несколько часов при перевозке прицепа с самолетом, из-за ям и рытвин.


Больше двух часов полета, неожиданно небо начинает стремительно темнеть, его затягивает хмурой пеленой. Еще чего не хватало! Мне лететь еще не менее часа и тут такие метаморфозы.

Телефон в кармане оживает: СМС из Сургута от Александра Лушакова. "В Увате волнуются, можешь с ними связаться?"
Звоню в Уват сообщаю расчетное время прибытия по навигации и сам начинаю волноваться. Прилет, почти в 10 вечера и здесь уже нет такого длинного светового дня!
На вопрос про освещение, короткий ответ.
"Света на аэродроме нет".

Меняю планы и закладываю крен влево, уходя от автодороги и максимально спрямляясь. Вскоре по полету идет просека занятая силовой линей с мачтами, наполняя меня слабым утешением.

Появляется связь с Уватом, получаю вводные по посадке, давление, ветер. Вот уже впереди и огни поселка показались.
"Торцы Вам подсветим", слышу голос в наушниках.
-Огромное спасибо!

Сразу по ходу вижу ВПП и вижу огни!
Алексей Носырев, начальник аэродрома помогает мне благополучно произвести посадку, включив фары автомобилей, как ориентиры.
Еще на глиссаде, снижаюсь.

Ориентируюсь выглядывая слева через сдвижное окно, посадка сложная, подхожу выравниваясь на уровне света стоп-сигналов машин.
-Молодец, слышу в наушниках.
На гофролист я еще не садился, им покрыта полоса в Увате. При пробеге и езде чувствуется дрожь по всему самолету, от перекатывания по его ребрам.

Заруливаю на стоянку, знакомимся. Я благодарю, Алексея начальника и его помощника, тоже, Алексея, встречающих меня за помощь, прошу дать информацию по окончанию полета для зонального центра.
А вокруг теплая духота обволакивает и впервые со всех сторон набрасываются комары.
Ночую в общежитии парашютистов, цена 250 руб. условия спартанско-отличные и кровать и кухня и душ, есть.
Ребята-парашютисты радушно делятся готовой едой.

Еще немного и я уже сытый и чистый, исчезаю с головой в объятьях Морфея..

Перелет одного дня закончен.
База экспедиции- Тарко-Сале- Сургут- Уват. Расстояние 1040 километров, полетное время 8 часов 30 минут, средняя скорость 120км/час, ветер попутно-боковой. Часовой расход топлива, около 12 литров.
 

Вложения

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Утром проснувшись обнаружил пустую комнату без признаков парашютистов, хотя гул двигателя Ан-2 неподалеку, выдал их с головой :)
Позавтракал и занялся работой с навигацией и подачей плана полета до Тюмени. Созвонился заранее с Сергеем Карповым, базирующимся на аэродроме Плеханово на гидропланах Орион. Ну вот пора и к самолету.

На аэродроме Уват и в небе над ним кипит жизнь. Погода опять радует отличной видимостью и попутным ветерком. Парашютисты периодически сыплются с неба, стараясь попасть на большой квадрат мягкого материала и не всем это удается.
Инструкторы в микрофон подсказывают куда надо рулить и за какие веревочки дергать. Занятное представление и очень красочно со стороны выглядит!

С Алексеем поехали на заправку недалеко от аэродрома, заправил тридцать литров 95го бензина, спасибо ему большое!
Теперь до Тюмени мне хватит спокойно.

Пока Ан-2 работает в небе, мне открывают коридор, и я взлетаю. Прохожу обратным курсом над аэродромом и качая крыльями прощаюсь. Попутно делаю фото площадки Уват.

Взлетая и занимая курс на Тюмень, я в очередной раз спрямляю маршрут и ухожу от автодороги Р 404 Тюмень - Ханты-Мансийск. Цена вопроса 50 "лишних" к 300 километрам по прямой. Пожалел ли я после?
 

Вложения

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Забегая вперед, на аэродроме в Тюмени, подошли двое техников из АТБ Ан-2 и узнав, что я прилетел с Увата, один из них произнес, "да много мы оттуда (с маршрута) бортов вытащили".В просторечии, отстыковывали от самолетов крылья и по частям, вертолетами вывозили.
Над озерами и болотистым лесом, мой маленький самолет на колесах не имел бы ни малейшего шанса остаться целым при посадке.


Ровно двести километров по прямой и, наконец-то, первый поселок Антипино.

Далее, уже чуть веселее начались дороги, дачи.
В 15 10, через 2 часа 20 минут полета, заходил на посадку на аэродроме Плеханово в Тюмени.


Сел, прозвонился диспетчеру Тюмени сообщил посадку.
Позже мне позвонил руководитель полетов, очевидно бывший на смене, во время моего "исчезновения" в Арктике и шутливо прокричал в трубку " О, Михайлов, привет, брат!" и я понял, что моя популярность в авиации повысилась :)

Пока разбирался с самолетом, закреплял его на стоянке, прилетел Сергей Карпов на своем, проверенном полярными реками и озерами гидроплане Орион. Вместе заправили мой самолет Северок уже заготовленным бензином, не пришлось мудрить с доставкой на аэродром. Спасибо, Сергей!

Сначала планировал уйти сразу на Екатеринбург, площадку им Кузнецова. Но после подачи плана, позвонили с РЦ Тюмени и дословно "Мы связались с Екатеринбургом, у них сложные метео условия и по Вашему плану, приход к сумеркам"
- Спасибо, Вам большое, информацию принял.

Почти не раздумывал, план отменяю, дорога дальняя и торопливость не в моих интересах. Закрываю самолет и сдаю под охрану, звоню Сергею Карпову и по его наводке, отправляюсь перекусить в кафешку и гостиницу неподалеку.

Сел отдохнуть и перекусить.
Интернет шустрый, через "Одноклассников" нашел своих земляков по Диксону, Ольгу(на фото слева) и ее маму Нину Мешкову. Сколько радости слышу по телефону в голосе Оли, знакомой мне с еще с первых классов школы на Острове Диксон!
Через час, Оля с дочкой, забрала меня и вскоре, у наших замечательных северян, поднимали стопочку за встречу, после многих лет расставания!
 

Вложения

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Тюмень. Ночь.
В уютной квартире на седьмом этаже, когда все уже отдыхали, еще раз проверил маршрут и прогноз погоды. Вечером мне позвонили с Питерского зонального и просили скорректировать маршрут в районе ограничений полета. В результате линию заданного пути проложил близости населенных пунктов и автодорог в первой части и далее уже по схеме обхода.

Утром, теть Нина Мешкова накормила вкусным завтраком и после на машине завезли меня на аэродром, вручив на прощание памятный подарочек от семьи. Обнялись.
Теперь, я знаю, что в далекой Тюмени, есть близкие люди и островок тепла и домашнего уюта.

В САБе расписался за самолет, на пункте охраны проверили и вот я уже у своего "Северка"
Вылет у меня на 11 утра и есть еще полчаса времени. Все технические процедуры сделал еще с вечера, поэтому решил почистить и отполировать лобовое стекло.
Погодка красота, ветра нет и работать одно удовольствие.

Недалеко на ВПП облетывается ремонтный Ми-8, краска с него содрана и он сверкает на Солнце серебристым дюралем. Достаточно пошумев и повисев под различным углами, вертушка перелетела обратно к ремонтному ангару. Тут же взамен, тягач вытянул на рулежку здоровяка Ми-26 и все затихло

Сначала подошел парень, работающий по гидропланам Орион с Сергеем Карповым, много интересовался самолетом.
Через десяток минут внушительная процессия пилотов в форменной одежде устроила небольшую фото сессию у "Северка". Это, экипаж Ми-26 направлялся к своему кораблю.

Немного пообщались, узнав что я с Таймыра иду, мужики уважительно покачали головами.
Походив вокруг и заметив, что мой Скай, как нельзя лучше подходит для местной авиалесоохраны, пожелав мне удачи, пилоты ушли.

В 11 11 диспетчер Тюмени получил мой доклад о взлете и занятии курса на Екатеринбург.
Вначале самолет скользит в свежем воздухе вдоль дорог, железных и асфальтовых, но постепенно они остаются слева и какое-то время меня еще сопровождают возделанные участки полей и деревеньки.

Полтора часа и маленький прогулочный Скай Рейнджер тонет в красках зеленого леса и голубого неба

Мы в зоне екатеринбургского диспетчерского центра и близость к Уралу буквально растет на глазах. Слева, разработки Асбеста с громадными экскаваторами.

Самолет с трудом набирает 500 метров высоты над резко подступающим под шасси лесом и вдруг, висит над пропастью, далеко ушедшей вниз земли..

На высоте сильна турбулентность, иногда она начинает меня тревожить резкими бросками самолета и я снижаюсь, но тогда очень сильны влияния нисходящих потоков и реально сопереживаешь двигателю, долго работающему на повышенных оборотах.

Выхожу на связь с диспетчером и докладываю о спрямлении маршрута, честно говоря запарился, уже от этого непростого полета.
-Обходите поселок Красный
-Спасибо, зону наблюдаю.
Здесь уже тучки не редкость, а впереди по курсу очертания уральского хребта..


Ну-ка, ну-ка, с какой-же стороны здесь посадочная площадка?
Делаю разворот и после громадных елей, пускаю самолет в пикирование на посадку. Все отлично, я сел!
Пока катился на стоянку в нескольких сотнях метров от ВПП, вижу мотороллер Муравей несущийся от домиков. Ура, меня встречают!

Звоню в зональный и диспетчеру, сегодняшний план полета благополучно закрываем.
Полетное время 2 50, расстояние 306 км, расход топлива 25 литров.
 

Вложения

ua3mhf

Новенький
Регистрация
2 Фев 2010
Сообщения
16
Реакции
0
Возраст
65
Местонахождение
Рыбинск
Имя
Александр Алексеевич
Техника
Различные пневматики, мотобот 7.5 м(шрм), авто, Буран,
Отличный отчет, Виктор! Коротко, емко и ясно,с эмоциями.
 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Спасибо большое, Александр!

Еще немного и я знакомлюсь с Сергеем Дрютовым и Алексеем Алыбиным.
Осмотрелся и я уже восхищен этой площадкой, утопающей в зелени, мастерством здешних авиа умельцев и их гостеприимством.


Здесь, правило хорошего тона, сделать своими руками самолет с отличными летными характеристиками или купить подержанный и довести его до совершенства. Ну это все я узнал позже.


Для начала меня мужики накормили, а после мы съездили на машине в Верхнюю Пышму, заправили отличного бензина. После, разобрал и заменил пружину в обгонной муфте редуктора. Хорошо, что на Диксоне сделал несколько штук про запас.

Ну а в Верхней Пышме, под окончание технических работ пошел дождь.
Сергей и Алексей были рядом, а чуть позже подъехал мой коллега, летающий на Скай Рейнджере, Александр Калинин. Мужики и словом и делом помогали, спасибо им огромное!

Уже поздно вечером, занялся навигацией и подачей плана на Пермский край, но засидеться не удалось. Новенькая банька на территории окруженной деревьями радушно приняла гостя. Было так здорово посидеть в отличной компании, попить пива и послушать истории о полетах.. Уснули после, за секунду..

Утро порадовало ясной погодой с встречным ветерком по маршруту. В домике где я ночевал, уже полным ходом кипит работа.
Сергей с коллегой работают над изготовлением крыла самолета короткого взлета и посадки. Невооруженным взглядом видно, насколько аккуратно пригнаны все детали с использованием профессионального инструмента.
Алексей по сварке, Александр по своему самолету СкайРейнджер, все при делах, но как речь зашла про вылет, мужики моментально собрались мне помочь вытолкать самолет с ангара.

С Александром Бушуевым, живущем в городе Очер, Пермского края, наладили постоянную связь. Мы уже давно друзья и по Диксону по общим интересам в Арктике.
Александр, полярник зимовавший на п/ст мыс Челюскин, остров Русский, Лескино на Енисейской губе и т.д.
Сейчас перед ним стоит непростая задача, найти мне площадку для посадки не имея должного навыка, ну в общем эта задача разделилась по ходу между нами обоими.

Совсем нешуточное расстояние более 400 км., беспосадочного перелета для моего самолета. Ветер встречный и мне понятно что запас топлива и путевая скорость буду постоянно раздражать мою истерзанную перелетом психику. Начнем с того, что идти через горы, желательно с минимальной нагрузкой, а у меня только бензина в баке должно быть не менее 60 литров. А ведь еще запчасти, одежда с Арктики, продукты, НЗ.
Перед стартом обязательная процедура запуска СПОТа, этому маленькому прибору, я доверяю, а он отвечает за передачу данных моего местоположения в пути

Вылетел в 10 40, попрощавшись с уютной площадкой и дружными авиаторами!
Принцип полета остается прежний, одиночный полет провожу ближе к автодороге и людям. Маршрут проложен с выходом на автодорогу Р 242 Пермь-Екатеринбург, в районе Ачита и далее через Суксун, Кунгур, вдоль трассы, далее спрямление участка до Нытвы и сворот на запад, конечный участок к Очеру.
Пермь, как лепестками семицветика окружена зонами ограничений и проход здесь будет постоянно под вниманием!
 

Вложения

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Перелет через Урал красив, но его никак нельзя назвать спокойным.
На фото Мурзинка, что на северном берегу озера Исетское

Ух ты, через 14 минут после вылета, компанию мне составляет СкайРейнджер Саши Калинина.
Здорово идти парой, чувствуя рядом дружеское крыло

Синенький Скай поддерживал мой полет до Билимбая, около 50 км., и вот покачав крыльями с левым креном просвистев мимо, коллега умчался домой, оставив меня наедине с воздушным океаном России.

1 час 10 минут полета, самолет подходит к населенному пункту Бисерть. От площадки имени Кузнецова я прошел 100км. Вот и вся скорость, против западного ветра

Еще 40 минут и вот он Ачит с трассой, можно немножко морально отдохнуть, от закончившегося зеленого массива под колесами самолета.

Из Вики "Первое поселение на Ачитке возникло в XVII веке во время освоения пути в Сибирь. В 1735 году на этом месте была построена Ачитская крепость для защиты русских поселений и заводов от кочевников. В 1754 году Татищевым построена деревянная крепость для защиты от набегов кочевников. "
 

Вложения

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Немного отворачиваю нос на Север и скорость тут же переходит с двух на трехзначные показатели.
Так проходят минуты, складываются в полетные часы. Меняются пейзажи вокруг, но неизменным остается гул мотора и пестрый самолетик в небе.
Перешел из Урал-информация 122.100 в зону Пермь-информация, переключаюсь на 123.400. Через 2 часа 53 минуты докладываю о входе в рубеж 50 километровой зоны Перми.
И понеслось..

Постоянная связь с диспетчером, доклад о курсе, доклад о выходе из зоны. Все коротко, емко, конструктивно.

Самолет на 300 метрах высоты, связь с перебоями, везде возвышенности, а моя рация не обладает большой мощностью: то меня не слышат, то я не разбираю речь. Пермь где-то справа, слева сумасшедшие военные, там же приличные высоты, самолет ползет над горами и лесам

Набираю 500 метров высоты по разрешению и следую на населенный пункт Ключики по указанию диспетчера. Он там попутно работает с каким то англосаксом.

-Подтвердите удаление 27км от аэродрома!
Одной рукой держать самоль, а другой быстро-быстро тыкать кнопки навигатора- нормуль! :)
-Подверждаю!

Ключики прошел, теперь обхожу крайнюю западную зону ограничений.
Бензина в баке мало, но еще есть. Поскольку курс сменил на встречный ветер, снова скорость падает, а мысли начинают крутится резвее.
Остаток 18 литров, до Очера 70 км, должно хватить. В моем баке есть два заборника топлива, поскольку дно разделено перегородкой. А если в одном заборнике топливо израсходуется быстрее?
Вот она, красавица река Кама, слева плывет пароходик, прямо по курсу п.Усть Нытва

Еще долгих двадцать минут полета, скорость опять меньше 100км/час и я поочередно переключаю забор топлива.
Наконец-то в 14 53 город Очер, пруд размером с приличное озеро и островок посередине.

Где же посадочная, прохожу по координатам точки, ничего не понимаю, это часть жилого поселка. Делаю еще круг с набором. При каждом крене так и кажется что двигатель хватанет воздуха и встанет. Звоню Александру, и по телефону он заводит меня опять на край поселка.

Теперь вижу людей, вижу машину на дороге, вокруг жилые дома, водонапорная башня и узкая полоска поля окруженная деревьями. Еще круг, ради приличия, сильно не снижаясь ухожу в набор- посадка здесь опасна!

Пока крутился приглядел пару мест для посадки. Переваливаю лесополосу и на цветущее поле падаю с низкой глиссады. При пробеге небольшая рытвина, самолет козлит и взлетает. Рулем высоты придерживаю и смягчаю второе касание, вот же летучий козлик! Остановился, заглушил, выключил СПОТ и рацию.
КРАСОТА, я на твердой Земле! :clap:

Пока друзья меня нашли, пока доехали, успел закрыть план полетов, и немного адаптироваться к жаркому дню на поверхности.

"Северка" оставили на ночевку здесь же, в тихом, прохладном месте.

Перелет, Екатеринбург-Очер, расстояние 411км, полетное время 4 часа 15 минут, расход топлива около 45 литров
 

Вложения

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
После поистине домашнего отдыха и превосходного стола у Бушуевых, мы с Сергеем, сыном Александра и Натальи, кстати рожденным на Диксоне, проехали по улицам Очера, прогулялись по парку и набережной пруда.
Ну, а вечером попарились в домашней баньке.

Ночью вооружившись Серегиным ноутбуком и быстрым интернетом, от которого уже отвык, набросал план полета на Казань. Расстояние для "Северка" уже привычное, около 400км.
Четыре диспетчерские зоны и пусть, почти весь полет в зоне G, нужно быть внимательным и не создавать людям головняка, тем более к моему полету имеет место быть - внимательно-дружеское отношение.

Утром загрузили бензин для самолета, заботливо заправленный на фирменной заправке. Прозвонился в Казань, аэродром Куркачи.
-Подавайте план и пожалуйста, прилетайте!
В Казань, еще несколько лет назад я собирался пойти учиться на пилота к Василю Ханафиеву в клуб Авиатор. После, принял решение о более близком ко мне Челавиа, но позитив от общения с казанцами остался.

Едем с Александром и Натальей к самолету, по дороге забрав корреспондента местной очерской газеты. Молодцы, изъявили желание сделать небольшой репортаж о нас с "Северком"

Заправка и подготовка к вылету заняла порядочно времени, солнышко уже жарит вовсю. На авто прокатились по полю, выбрав площадку для разбега самолета, в соответствии с направлением ветра.

С затянутым жарким взлетом, груженный самолетик поднялся в небо и без десяти минут час, сделал круг над провожающими в Очере.
Занимаю высоту 400 метров и со встречным ветерком, согласно курсу, начинаю полет сегодняшнего дня.
 

Вложения

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Тридцать километров и с Пермь-информация переключаюсь на Ижевск-Подход. Поскольку я достаточно далеко на севере от Ижевска, то общение скупо,
-Сообщите расчетное выхода нашей зоны.
Сообщил.
И только через почти 200 километров
- Работайте Киров-контроль 125.2
Благодарю за общение и прощаюсь, уходя все дальше от цивилизации. Это общение наполняет полет ответственностью и постоянной работой с навигацией.

Скорость у меня опять оставляет желать.
В прекрасный солнечный день самолетик чертит линию пути со скоростью иногда менее 90 километров в час.
По фото заметна рябь воды от встречного ветра


Киров-контроль, вклинился в мой маршрут 70-ти километровой гипотенузой треугольника и по прошествии нескольких десятков минут канул в прошлое
У населенного пункта Калинино, вошел в зону МДП-Казань, переключился на частоту и тут сразу стало ясно, что народ вокруг, вполне себе активно летает.
Сообщил о себе диспетчеру и расчетное прибытие в Куркачи, получил данные по давлению и установил на высотомере. Дал информацию о смене высоты и приподнялся на 450 метров, для лучшей слышимости
Был рад услышать учебный борт с Куркачей, шедший на маршрут. Вертушка идущая мне навстречу, взаимно предупреждена, повышаю бдительность и следую дальше.

Еще 90 километров и вот я над КТА(контрольная точка аэродрома) Куркачей,
с диспетчером позывной "Винитель" связь на 124.500 отличная, прошу сделать проход и фотографирую ВПП во всей красе.

Разворот, заход, все отлично, посадка в 16 58.
Прозвонился начальнику площадки, приняли великолепно, заправили в порядке исключения, не пришлось никуда ехать на машине за бензином и разместили в маленькой и очень уютной гостинице, напомнившей мне номера компании ЧелАвиа, где я учился. Здесь мы с пареньком из Ханты-Мансийска великолепно поужинали.
Очень надеюсь, что после получения им пилотского, в этом славном северном городе, начнется появление самолетов малой авиации.

Цены в Куркачах, очень демократичные на все, а за взлет-посадку с моего сверхлегкого "Северка" вообще не взяли денег!
Сергей Онучин, пилот-инструктор на 172й Цессне, спасибо ему огромное, посодействовал мне практически во всех вопросах на аэродроме и уже после всех дел, я спокойно сел в классе подготовки и поработал на компьютере, со сложным планом полета на завтра.

Перелет г.Очер, Пермский край - аэродром Куркачи, Казань
376 километров, полетное время 4 часа 10 минут, расход топлива 48 литров
 

Вложения

Гусеницы для снегоходов и спецтехники
Сверху Снизу