Электрика 150СС

Тема в разделе "Самодельные снегоходы", создана пользователем Mik73, 16 сен 2014.

  1. Mik73 Старожил

    Регистрация:
    7 дек 2010
    Сообщения:
    1.221
    Адрес:
    Ульяновск
    Имя:
    Михаил Гаврилович
    Техника:
    Ниссан Кашкай, самоделки
    Вернуться к началу
    Добрый вечер господа форумчане. Решил создать новую тему про бортовую сеть с генератором двигателя 150СС. Какие то вопросы мы уже обсуждали, но мой собственный опыт эксплуатации этого двигателя на трайке привел к необходимости поиска новых вариантов реализации. Сезон еще не кончился, а новый аккумулятор уже заменил! :unsure: Пришлось исследовать по-подробнее и генератор и имеющийся реле-регулятор.
     
  2. Mik73 Старожил

    Регистрация:
    7 дек 2010
    Сообщения:
    1.221
    Адрес:
    Ульяновск
    Имя:
    Михаил Гаврилович
    Техника:
    Ниссан Кашкай, самоделки
    Вернуться к началу
    Про генератор - с подключенным РР (без акк.) нагружал нагревателем (примерно 15 вт), галогенками 25 и 55 вт и смотрел форму напряжения осциллографом. Получилось следующее - при нагрузке 70 вт на холостых уже выпрямленный синус, с увеличением оборотов начинается регулирование, в целом яркость лампочек меняется незначительно. При нагрузке 95 вт на холостых явно мало (яркость низкая), на средних повышается, но регулирования нет, и только на высоких начинается регулирование и яркость стабилизируется. Итого - реальная мощность генератора 150СС на моем двигателе (с учетом потерь в РР) 70 -75 вт. Немного, особенно с учетом потребления нагревателя карбюратора около 15 вт (вот уж изобретение - авторам бы :dread: ).
     
  3. Mik73 Старожил

    Регистрация:
    7 дек 2010
    Сообщения:
    1.221
    Адрес:
    Ульяновск
    Имя:
    Михаил Гаврилович
    Техника:
    Ниссан Кашкай, самоделки
    Вернуться к началу
    Про РР - купленный в Трайпорте реле-регулятор SMDT125-G2 жив и здоров, несмотря на мои эксперименты :D . Крепкая машинка! Но про аккумулятор он ничего не знает и знать не хочет! Поэтому первая схема на трайке, где АКБ была подключена через диод и использовалась только для заводки, привела к хроническому перезаряду акк. и его скоропостижной...
    Я потом переделал и пришел к классике - АКБ в буферном режиме. Но РР SMDT125-G2 на это наплевать - он вбухивает в акк. все, что может, а дальше все зависит от нагрузки: нагрузка небольшая -перезаряд, нагрузка высокая - разряд АКБ! Короче с этим РР (и многими другими) нам предлагается самим регулировать процесс заряда/разряда АКБ путем подключения/отключения нагрузок! :D
     
  4. ИЛ67В Вождь

    Регистрация:
    12 янв 2013
    Сообщения:
    4.095
    Адрес:
    Ижевск
    Имя:
    Валеев Ильгиз Раисович
    Техника:
    Снегоходные самоделки
    Вернуться к началу
    Михаил Гаврилович, а как же скутера, квадроциклы с такими движками у них тоже проблемы с зарядом, разрядом и аккумуляторы помирают?
     
  5. Mik73 Старожил

    Регистрация:
    7 дек 2010
    Сообщения:
    1.221
    Адрес:
    Ульяновск
    Имя:
    Михаил Гаврилович
    Техника:
    Ниссан Кашкай, самоделки
    Вернуться к началу
    Что делать? Самое простое - найти :D РР, который рассчитан на нормальное управление зарядом АКБ. Они , наверное, существуют... Или сделать самодельный. Кстати, видел схему немецкого РР для переменки, в котором заряд осуществляется через специальную тиристорную цепь, отключающую акк. при достижении заданного напряжения. Нашел в инете информацию, что выпускался блок контроля заряда АКБ для мотоциклов Минск - в экспортном исполнении. Заводская разработка - выпускавшаяся ограниченным тиражом. Там тоже тиристорный ограничитель заряда. Так что проблема не нова!
    Вообще использование АКБ в буферном режиме (как на авто) при малой мощности генератора мне не нравится, особенно на снегоходе. Главная цель его присутствия - завести мотор, а для этого он должен быть ГАРАНТИРОВАНО заряжен. А мощность генератора маловата. Хочу применить такой алгоритм - после заводки двигателя зарядка идет по возможному максимуму. Для этого отключаются даже некоторые потребители (например подогрев ручек на снегоходе). После зарядки "до упора" акк. отключается от сети до следующей заводки. И сделать это с помощью дополнительной схемы.
    Хотелось бы узнать мнение форумчан.
     
  6. Mik73 Старожил

    Регистрация:
    7 дек 2010
    Сообщения:
    1.221
    Адрес:
    Ульяновск
    Имя:
    Михаил Гаврилович
    Техника:
    Ниссан Кашкай, самоделки
    Вернуться к началу
    Чаще перестают крутить стартер, а помирают потом...
    У меня на трайке получилась крайность - ездил в светлое время суток и кроме нагревателя карбюратора и акк. потребителей не было. Вот генератор и старался :D .
     
  7. Romich Ветеран

    Регистрация:
    5 фев 2007
    Сообщения:
    9.455
    Адрес:
    Пермь
    Имя:
    Роман
    Техника:
    SnowВихрь + Снегопед
    Вернуться к началу
    Я что-то не понял, что это за РР, если он не регулирует напряжение. А про генератор то да, согласен, что мощность их совсем не большая.
     
  8. Mik73 Старожил

    Регистрация:
    7 дек 2010
    Сообщения:
    1.221
    Адрес:
    Ульяновск
    Имя:
    Михаил Гаврилович
    Техника:
    Ниссан Кашкай, самоделки
    Вернуться к началу
    Большинство тиристорных мото регуляторов выдают на выходе импульсное напряжение сложной формы, у которого ЭФФЕКТИВНОЕ напряжение более-менее постоянно. Но его тестером померить нельзя - результат получается в "попугаях". Я смотрел на своем: при малой нагрузке почти прямоугольные импульсы амплитудой 20 - 30 вольт, при нагрузке средней укороченные (иногда по-разному) полуволны синусоидальной формы, при максимальной нагрузке - выпрямленный синус.
     
  9. mehatronik-68 Ветеран

    Регистрация:
    1 дек 2010
    Сообщения:
    5.875
    Адрес:
    Пермский край г.Горнозаводск
    Имя:
    Александр
    Техника:
    Всяконькая по немножку.
    Вернуться к началу
    Занимался этим вопросом, но поматросил, да и бросил. Начитавшись форумов скутеристов, полез увеличивать мощность генератора. Суть переделки заключалась в следующем: регулирующую обмотку, зацепил последовательно силовой. И вот тут началось увы и ах! Генератор давнул что есть силы, уже на оборотах чуть выше ХХ, и сжог лампу накаливания со скутерным РР прям мгновенно.
    Думаю, что можно было двигаться дальше в этом направлении, заменив РР на более мощный. Но чета не стал я.
    А может и не зря. Где тонко, там рвется. Сечение обмоток при этом не изменилось, мог погореть и генератор.
     
  10. Mik73 Старожил

    Регистрация:
    7 дек 2010
    Сообщения:
    1.221
    Адрес:
    Ульяновск
    Имя:
    Михаил Гаврилович
    Техника:
    Ниссан Кашкай, самоделки
    Вернуться к началу
    Коммутацию хочу сделать на реле - меньше потерь мощности в цепях зарядки да и второстепенных потребителей можно будет отключать автоматически при заряде. Сначала нарисовал с автореле, а сегодня зашел в магазин радиодеталей, а там махонькая релюшка на 12в коммутирует 10а при наших напряжениях. Завтра буду паять.
     

    Вложения:

  11. anr Участник

    Регистрация:
    10 сен 2012
    Сообщения:
    136
    Адрес:
    Москва
    Имя:
    Алексей
    Техника:
    Рыбинка мод., самодельный снегоход
    Вернуться к началу
    Добрый день!
    Мне кажется, дребезг начнется. В момент переключения с режима зарядки аккумулятора на "сохранение энергии" напряжение будет меняться. И еще: я бы релюшку (катушку) шунтировал диодом или более высоковольтный тиристор поставил.
     
  12. Mik73 Старожил

    Регистрация:
    7 дек 2010
    Сообщения:
    1.221
    Адрес:
    Ульяновск
    Имя:
    Михаил Гаврилович
    Техника:
    Ниссан Кашкай, самоделки
    Вернуться к началу
    Дребезга не должно быть - включение реле осуществляет тиристор. Диод не поставил, потому что выброс на индуктивности бывает при отключении тока, а здесь релюшка выключается снятием напряжения.
     
  13. 47ой Старожил

    Регистрация:
    22 янв 2011
    Сообщения:
    1.064
    Адрес:
    Лен.область
    Имя:
    Олег
    Техника:
    Приора "универсал" Флагман320L" Ямаха 4л.с 4 такта ,а теперь ещё и миниснегоход.
    Вернуться к началу
    Подошло время электрики ,а где была схема проводки с запуском от АКБ забыл :dread: .кто выкладывал, в какой теме не помню,помогайте ,а? :) .
     
  14. Mik73 Старожил

    Регистрация:
    7 дек 2010
    Сообщения:
    1.221
    Адрес:
    Ульяновск
    Имя:
    Михаил Гаврилович
    Техника:
    Ниссан Кашкай, самоделки
    Вернуться к началу
  15. Сергей Самара Ветеран

    Регистрация:
    2 дек 2009
    Сообщения:
    4.257
    Адрес:
    САМАРА
    Имя:
    Сергей
    Техника:
    Танкетка ЭНИГМА,миниснегоход, Toyota RAV-4, Волжанка 51 с SUZUKI 90 ATL
    Вернуться к началу
    Гаврилыч, а чем не устраивает проверенный шунтирующий регулятор?
    Делал на снегоход и лодочный мотор,надёжная штука,сделал и забыл.
    Схема проста,как только напряжение на акуме достигает 14в тиристоры шунтируют обмотку.
    Имхо. реле не айс для этих дел.
     

    Вложения:

  16. Mik73 Старожил

    Регистрация:
    7 дек 2010
    Сообщения:
    1.221
    Адрес:
    Ульяновск
    Имя:
    Михаил Гаврилович
    Техника:
    Ниссан Кашкай, самоделки
    Вернуться к началу
    Причин несколько:
    - есть готовый РР (а точнее три);
    - твою схему надо отключать от АКБ при неработающем двигателе;
    - что-то надо городить для термоэлемента двигателя 150СС, чтоб при неработающем двигателе он не разряжал аккум;
    - при малой мощности генератора трудно надеяться, что АКБ достаточно заряжена после поездки с включенными потребителями;
    - судя по литературе, аккум в буферном режиме заряжается не более 75 -80%, а в циклическом можно и на 100%.
    Для снегохода мне хочется, чтоб он гарантированно был на 100%!
    Что касается реле, то оно делает вкл/выкл один раз после каждой заводки двигателя - в таком режиме автореле точно проживет долго.
     
  17. Сергей Самара Ветеран

    Регистрация:
    2 дек 2009
    Сообщения:
    4.257
    Адрес:
    САМАРА
    Имя:
    Сергей
    Техника:
    Танкетка ЭНИГМА,миниснегоход, Toyota RAV-4, Волжанка 51 с SUZUKI 90 ATL
    Вернуться к началу
    А зачем отключать от акб?
    Потребителей то в схеме нет.Стабилитрон то на 14в и при 12в на акуме ток через него не идёт.
    Я осенью завожу снежик без подзарядки с весны после последней поездки.
    Отключать акум совсем при достижении 14в не есть гуд.
    Объясню.Если ты догнал напряжение на акуме до 14в,это не значит что он зарядился.
    Подключи зарядное устройство к акуму и убедись что ток зарядки при 14в есть и постепенно падает.
    Что получается у тебя. Ток при 75вт где то 5,5а ,при таком токе твой мелкий акум быстро наберёт 14в и реле его отключит от зарядки.Всё,акум остался отключен и разряжен.
     
  18. ИЛ67В Вождь

    Регистрация:
    12 янв 2013
    Сообщения:
    4.095
    Адрес:
    Ижевск
    Имя:
    Валеев Ильгиз Раисович
    Техника:
    Снегоходные самоделки
    Вернуться к началу
    Сергей, при штатном реле регуляторе, нагрузка: фара 55вт и подогрев руля 30вт будет осуществляться нормальная работа и заряд аккумулятора?
    Нет желания устанавливать дополнительную электронику.
     
  19. Сергей Самара Ветеран

    Регистрация:
    2 дек 2009
    Сообщения:
    4.257
    Адрес:
    САМАРА
    Имя:
    Сергей
    Техника:
    Танкетка ЭНИГМА,миниснегоход, Toyota RAV-4, Волжанка 51 с SUZUKI 90 ATL
    Вернуться к началу
    Для того что бы ответить на этот вопрос надо включить амперметр в цепь заряда акб и вольтметр на акб,включить эти нагрузки.завести и посмотреть на разных оборотах.
     
  20. ИЛ67В Вождь

    Регистрация:
    12 янв 2013
    Сообщения:
    4.095
    Адрес:
    Ижевск
    Имя:
    Валеев Ильгиз Раисович
    Техника:
    Снегоходные самоделки
    Вернуться к началу
    Понял, спасибо, сегодня сниму замеры. Полученные данные выложу. Я думаю всем интересно.
     
  21. Сергей Самара Ветеран

    Регистрация:
    2 дек 2009
    Сообщения:
    4.257
    Адрес:
    САМАРА
    Имя:
    Сергей
    Техника:
    Танкетка ЭНИГМА,миниснегоход, Toyota RAV-4, Волжанка 51 с SUZUKI 90 ATL
    Вернуться к началу
    Ещё показания амперметра будут сильно зависить от заряженности акб.
    Если регулятор работает правильно он не будет кипятить акум.
     
  22. Mik73 Старожил

    Регистрация:
    7 дек 2010
    Сообщения:
    1.221
    Адрес:
    Ульяновск
    Имя:
    Михаил Гаврилович
    Техника:
    Ниссан Кашкай, самоделки
    Вернуться к началу
    На счет отключения РР - согласен (при таком стабилитроне).
    Про отключение зарядки при 14в - я собираюсь отключать при 14.6, а может и выше при отрицательных температурах. И если схема его отключает - значит он набрал 100% заряда и зачем его дальше мордовать?
    С твоим самодельным РР получается классическая бортовая сеть с буферным включением АКБ, а с учетом маломощного генератора и наличием других заметных потребителей итоговое состояние АКБ после поездки будет зависеть от того, был ли включен свет (55 вт), да еще и подогрев (30 вт), не забываем о термоэлементе карбюратора (15 вт), на каких обротах работал мотор... и тд. Поэтому после стоянки можно и не завестись :blink:
    Я же предлагаю другую схему - АКБ в работе потребителей не участвует, они питаются только от генератора. После заводки двигателя каждый раз добиваем АКБ до 100%, затем отключаем зарядку и включим ее только после следующего запуска мотора! Ну, естественно, это происходит автоматически. А для ускорения процесса на время зарядки часть второстепенных потребителей отключаем.
    Мне такой вариант кажется актуальным именно для снегохода со стартером и маломощным генератором.
     
  23. Mik73 Старожил

    Регистрация:
    7 дек 2010
    Сообщения:
    1.221
    Адрес:
    Ульяновск
    Имя:
    Михаил Гаврилович
    Техника:
    Ниссан Кашкай, самоделки
    Вернуться к началу
    Добил сегодня схему на макете, завтра поеду, испытаю макет с двигателем трайка и потом уже в коробку.

    Использовал автореле, чтоб сомнений не было. При заводке двигателя (появления напряжения на выходе РР) реле включается и начинается подзарядка АКБ. После достижения 14.6в реле отключается и находится в этом состоянии неограниченно долго, пока есть напряжение с РР. Ток утечки схемы при напряжении АКБ 12.6 в меньше 0.1 ма.
     

    Вложения:

  24. Сергей Самара Ветеран

    Регистрация:
    2 дек 2009
    Сообщения:
    4.257
    Адрес:
    САМАРА
    Имя:
    Сергей
    Техника:
    Танкетка ЭНИГМА,миниснегоход, Toyota RAV-4, Волжанка 51 с SUZUKI 90 ATL
    Вернуться к началу
    А какая ёмкость акб?
     
  25. mehatronik-68 Ветеран

    Регистрация:
    1 дек 2010
    Сообщения:
    5.875
    Адрес:
    Пермский край г.Горнозаводск
    Имя:
    Александр
    Техника:
    Всяконькая по немножку.
    Вернуться к началу
    Михаил Гаврилович, мы в прошлом сезоне тестили мотобуксировщик с этим двигателем.
    Сделали такую схему: подключили РР, и отвязали аккумулятор от всех потребителей. АКБ использовали только на старт.
    Так вот ведь какая штука вылезла - при включеных только на генератор фаре, и обогатителе, движок не запустился совсем.
    Вывод, мала мощность штатного генератора СС 150. Ну ладно быстро дошло, а если бы нет? Посаженный стартером аккумулятор?
    Тут случай был... Решили покататься. Один снегоход дрыг - завелся, а другой, долго-долго дрыгал ручным стартером, думал проблема связана с очень низкой температурой. Ан нет!
    Переключатель стоп двигателя на руле забыл отключить. И главное, делаю то все сам. Но вот проблемы две: памяти мало, да техники много.
     

Поделиться этой страницей