Флудильня для любителей физики и прочих любителей поговорить за снегоход.

Гусеницы для снегоходов и спецтехники

Илья О.

Активный участник
Регистрация
18 Сен 2019
Сообщения
534
Реакции
234
Возраст
29
Местонахождение
Москва
Имя
Илья
Техника
Тапки
По поводу днища внутри гусеницы можно провести такой эксперимент. Берем железный лом (это будет трак палочника), привязываем за два его конца веревочку и тащим его боком по снегу. Затем берем лист фанеры, кладем его на снег, сверху небольшой груз и под этой фанерой протаскиваем все тот же лом. Думаю, суть передал
 

DIV74

Ветеран
Регистрация
2 Авг 2017
Сообщения
2.799
Реакции
1.359
Возраст
49
Местонахождение
Казань
Имя
Игорь
Техника
Skoda Yeti
Лыжа о снег- внешнее сопротивление.
Если это так, то проходимость палочника по сравнению с классической гусеницей должна быть ниже, т.к. к сопротивлению вертикальной деформации и бульдозерному сопротивлению добавляется ещё и сила трения полисклиза о снег. Но мне думается, что здесь не всё так просто.

Еще один момент-не вижу я у своих Рыбаков "бульдозерного " сопротивления гусеницы. Расстояние между предуплотнителем и гусеницей 15мм,заход плавный ,если точно 10*
Бульдозерное сопротивление может отсутствовать только в двух случаях: 1. отсутствие осадки в снегу; 2. отсутствие движения. Если тело, имеющее вес ( создающее определенное давление на снег, а значит и имеющее осадку в этом снегу), движется в снегу, то с уверенностью можно сказать, что бульдозерное сопротивление есть. Различными способами ( изменение угла атаки гусеницы, плавно загнутый склиз и др.) его можно только уменьшить, но и полностью избавиться от него невозможно. Простой пример - два тела : 1. плоский лист фанеры, 2. плавно обтекаемое тело, по форме похожее на лодку. Площадь и размеры в поперечном сечении лодки равны площади и размерам листа фанеры. Оба тела погружаются в снег (лист фанеры погружается вертикально) и протаскиваются в снегу с помощью веревки с динамометром. Вопрос: в каком случае показания динамометра будут выше? Конечно же в случае с фанерой. В случае с обтекаемым телом показания будут значительно ниже, но они всё равно будут. Валентин Владимирович, если ты не видишь перед гусеницей Рыбака снежного вала, то это совсем не значит, что бульдозерного сопротивления нет. Возможно ты смог добиться того, чтобы оно было минимально, но оно есть. Взгляни на формулу определения бульдозерного сопротивления для жесткого колеса, предложенную Беккером для рыхлого грунта (снег, песок и т.д.)
Fб = В *(0,67*А*h*К'pc + 0,5 * h^2 * Ys * K'py), здесь В и h ширина колеса и осадка соответственно. Для гусеницы эта формула выглядит аналогично, только вместо цифровых коэффициентов 0,67 и 0,5 стоят другие значения. Так вот, т.к. все снегоходы конструктивно отличаются друг от друга, то и эти цифровые коэффициенты у всех разные. К сожалению в расчетах которые я выкладывал ранее у меня не было возможности применять индивидуальные коэффициенты для каждого снегохода и я пользовался одной общей формулой, предложенной Беккером. Предполагаю, что для гусеницы эта формула выдает завышенные значения бульдозерного сопротивления. Однако меня больше интересовало не само значение бульдозерного сопротивления, а пути его снижения при изменении величин ширины гусеницы и осадки в снегу.
 

chaldon

Ветеран
Регистрация
28 Янв 2017
Сообщения
2.632
Реакции
1.196
Возраст
61
Местонахождение
Алексеевск
Имя
Пётр
Техника
Тойота харриер, Буханка, Крым+сузуки 30, снегоход "Чалдон"
Но вот гуси начинают буксовать
Если снегоход сделан правильно гусеница не должна буксовать, след должен быть с четкими опечатками от траков, если идет с пробуксовкой , то это проблема которую надо исправить.
Вижу в конструкции на фото ниже, очень солидную площадь и объем кирпичика.
Сколько в миллиметрах?
 

cthutqd

Ветеран
Регистрация
9 Апр 2014
Сообщения
10.230
Реакции
1.483
Местонахождение
Мурманская обл
Имя
Сергей
Техника
ховер н5 динго 125
По поводу днища внутри гусеницы можно провести такой эксперимент. Берем железный лом (это будет трак палочника), привязываем за два его конца веревочку и тащим его боком по снегу. Затем берем лист фанеры, кладем его на снег, сверху небольшой груз и под этой фанерой протаскиваем все тот же лом. Думаю, суть передал
Тащить нужно в два этапа. Первый с одним поперечным ломом второй с двумя, на расстоянии х между ними, которое равно шагу ведущей звезды.
сопротивлению вертикальной деформации и бульдозерному сопротивлению добавляется ещё и сила трения полисклиза о снег. Но мне думается, что здесь не всё так просто.
Полисклиз скажем из дюймовой 2,5 см трубы скажем шириной 500 и длинной 500 мм имеет площадь опоры или взаимодействия снега и полисклив 1,5 раза больше чем лист фанеры. Я не смогу, у вас получится))) подсчитать насколько снизится осадка и что вырастет больше, сила трения о склизы или движущее усилие, за счёт снижения бульдозера и движения зацепов в уплотненном снегу(кирпичик между склизом и зацепами, с учётом того, что снег движется под полисклизом вперёд(трение) а за зацепом назад. Причём вперёд спресованный снег сдвигается на уже спресованный впереди идущей частью. Под обычной гусей такого нет. Этакие, не совсем круглые, но все-же снежные колёсики по которым и катится полисклизовая конструкция:dry: в хорошо прессующемся снеге наверно роль не велика, а вот в сыпучем как... :dry:
 

chaldon

Ветеран
Регистрация
28 Янв 2017
Сообщения
2.632
Реакции
1.196
Возраст
61
Местонахождение
Алексеевск
Имя
Пётр
Техника
Тойота харриер, Буханка, Крым+сузуки 30, снегоход "Чалдон"

Илья О.

Активный участник
Регистрация
18 Сен 2019
Сообщения
534
Реакции
234
Возраст
29
Местонахождение
Москва
Имя
Илья
Техника
Тапки
Если снегоход сделан правильно гусеница не должна буксовать, след должен быть с четкими опечатками от траков, если идет с пробуксовкой , то это проблема которую надо исправить.
Я имел в виду максимальную проходимость, для сравнения. Даже тяжелый утилитарник, въехав без разгона в крутой подъем, рано или поздно начнет буксовать.
 

chaldon

Ветеран
Регистрация
28 Янв 2017
Сообщения
2.632
Реакции
1.196
Возраст
61
Местонахождение
Алексеевск
Имя
Пётр
Техника
Тойота харриер, Буханка, Крым+сузуки 30, снегоход "Чалдон"

cthutqd

Ветеран
Регистрация
9 Апр 2014
Сообщения
10.230
Реакции
1.483
Местонахождение
Мурманская обл
Имя
Сергей
Техника
ховер н5 динго 125
Нет ли здесь противоречий?
Противоречий? Мне кажется нет. Взять рельсу, положить на бревно. Ноги испытателя это зацепы гуси. И толкнуть рельсу. Разные усилия и по величине и по направлению. Толкающее будет больше чем сопротивление. И рельс пойдёт как миленький.
 

Viktori

Активный участник
Регистрация
20 Дек 2019
Сообщения
932
Реакции
221
Местонахождение
г. Пермь
Имя
Андрей
Техника
Мотособака EXPERT-MOTO

chaldon

Ветеран
Регистрация
28 Янв 2017
Сообщения
2.632
Реакции
1.196
Возраст
61
Местонахождение
Алексеевск
Имя
Пётр
Техника
Тойота харриер, Буханка, Крым+сузуки 30, снегоход "Чалдон"
Потом сравните со своей гусеницей.
Тоже солидная площадь и объем кирпичика.
Спросите размер окна у Валентина Владимировича, получите и в мм2 и в мм3.
Он про солидную площадь и объем кирпичика не заявлял.
 

chaldon

Ветеран
Регистрация
28 Янв 2017
Сообщения
2.632
Реакции
1.196
Возраст
61
Местонахождение
Алексеевск
Имя
Пётр
Техника
Тойота харриер, Буханка, Крым+сузуки 30, снегоход "Чалдон"
Противоречий? Мне кажется нет.
снег движется под полисклизом вперёд(трение) а за зацепом назад.
Полисклиз движется относительно снега вперед (если не ехать назад), снег относительно полисклиза назад (трение), за зацепом тоже назад , так как зацеп в него упирается и толкает назад. Не логично?
 
Регистрация
15 Сен 2008
Сообщения
5.127
Реакции
1.193
Возраст
69
Местонахождение
Сузун НСО
Имя
Валентин Владимирович Федотов
Техника
снегоходы "рыбак 2м",дискоход "Поиск" ,Форд-Гранада-турнир.
Игорь,я тоже думаю,что нужно учитывать особенности конструкции. У меня предуплотнитель перекрывает практически полностью передний подъем гусеницы,а я говорил только о ней.10* это близкий к наилучшему угол для движения в мягком грунте,это угол наклона предуплотнителя. В целом на конструкции такое сопротивление конечно имеется,но оно у меня на предуплотнителе и небольшое.То же с остальными сопротивлениями.Замерить их очень сложно,как и рассчитать из-за особенностей конструкции и постоянно меняющихся условий,поэтому я даже не пытался это сделать.Попробуй,получится будет интересно.
 

dakota

Вождь
Регистрация
12 Янв 2013
Сообщения
5.764
Реакции
2.199
Возраст
56
Местонахождение
Snow
Имя
Ильгиз Раисович
Техника
Снегоходные самоделки
Игорь, я развею твои сомнения насчет трения палок и полисклиза. Из личных наблюдений на своих палочниках. Траки береза, ширина 50, высота 25, длину не указываю, разные были. Полискиз( до сих пор непонятно это слово) я называл опорной лыжей, из алюминия делал, ПНД в то время не было. Снег попадающий между палками и лыжей от давления и трения превращался в лед. Также как на склизовой подвеске. На всей несущей лыжи подошва сплошной каток.
Трения минимальное. После поездки, во дворе пинаешь палочник, с легкостью катится. На обычной гусянке труднее, чтобы передвинуть.
Также две ленты соединяющие траки, 50 мм шириной это не сплошное полотно гусеницы.
 
Регистрация
15 Сен 2008
Сообщения
5.127
Реакции
1.193
Возраст
69
Местонахождение
Сузун НСО
Имя
Валентин Владимирович Федотов
Техника
снегоходы "рыбак 2м",дискоход "Поиск" ,Форд-Гранада-турнир.
Тоже солидная площадь и объем кирпичика.

Он про солидную площадь и объем кирпичика не заявлял.
Если обо мне,то да,я говорил что траки должны быть минимальной толщины для как можно большей площади кирпичика. По объему планирую поэкспериментировать с увеличением высоты траков за счет закрепленной к ним ленты,посмотрим эффект в оч.тяжелое.
Ильгиз Раисович,"поли"-много склизов. У нас 18шт. Другие отличия как приложение
 

DIV74

Ветеран
Регистрация
2 Авг 2017
Сообщения
2.799
Реакции
1.359
Возраст
49
Местонахождение
Казань
Имя
Игорь
Техника
Skoda Yeti
что снег движется под полисклизом вперёд(трение) а за зацепом назад
Сергей, снег никуда не движется. Это полисклиз скользит по его поверхности вперед и в зоне контакта и возникает сила трения, которая легко описывается законом Кулона-Мора. Это трение аналогично тому, что и трение обычной волокуши о снег.

Этакие, не совсем круглые, но все-же снежные колёсики по которым и катится полисклизовая конструкция
А про колесики - это из мира фантастики. Да и кирпичиков, как таковых, нет. Есть снежный клин. Об этом довольно подробно описывается в работах Барахтанова и Рукавишникова. Там даны некоторые рекомендации по выбору оптимальной высоты грунтозацепа при заданном шаге звезды гусеницы и вертикальной нагрузке. Например на стандартной гусенице Райда (2828 мм) высота грунтозацепа 21 мм. Не задумывался почему именно 21, а не 20 и 25, или 30? Да потому, что длина клина для той нагрузки, под которую рассчитана эта гусеница, составляет 10...12 см, а бурановский шаг между окнами составляет 50,5 мм. Именно поэтому грунтозацепы на этой гусенице расположены в шахматном порядке на расстоянии 101 мм. У Валентина Владимировича на Рыбаках траки высотой 25 мм также находятся на расстоянии около 100 мм друг от друга ( не на каждом зубе, а через зуб) и нет никакого смысла увеличивать количество траков, или увеличивать высоту грунтозацепа. И я не вижу здесь особой разницы в площади и высоте кирпичика-клина в сравнении с обычной гусеницей.
 

DIV74

Ветеран
Регистрация
2 Авг 2017
Сообщения
2.799
Реакции
1.359
Возраст
49
Местонахождение
Казань
Имя
Игорь
Техника
Skoda Yeti
Игорь, я развею твои сомнения насчет трения палок и полисклиза. Из личных наблюдений на своих палочниках. Траки береза, ширина 50, высота 25, длину не указываю, разные были. Полискиз( до сих пор непонятно это слово) я называл опорной лыжей, из алюминия делал, ПНД в то время не было. Снег попадающий между палками и лыжей от давления и трения превращался в лед. Также как на склизовой подвеске. На всей несущей лыжи подошва сплошной каток.
Ильгиз, меня абсолютно не интересует трение трака о опорную лыжу (полисклиз). Это чисто внутреннее сопротивление и при оценке проходимости не используется. Меня интересует трение снежного кирпичика-клина о поверхность опорной лыжи.
 
Регистрация
15 Сен 2008
Сообщения
5.127
Реакции
1.193
Возраст
69
Местонахождение
Сузун НСО
Имя
Валентин Владимирович Федотов
Техника
снегоходы "рыбак 2м",дискоход "Поиск" ,Форд-Гранада-турнир.
Для возможных расчетов:площадь одного кирпичика на Р2МТ -40950мм2(585х70) ,объем 819000мм3(585х70х20),Площадь всех кирпичиков 409500мм2.Объем 8 190 000 мм3.
 

dakota

Вождь
Регистрация
12 Янв 2013
Сообщения
5.764
Реакции
2.199
Возраст
56
Местонахождение
Snow
Имя
Ильгиз Раисович
Техника
Снегоходные самоделки
Теория теорией. А как данные получишь если их нет. Придется тебе делать. Тогда получишь все данные для расчетов.
 

cthutqd

Ветеран
Регистрация
9 Апр 2014
Сообщения
10.230
Реакции
1.483
Местонахождение
Мурманская обл
Имя
Сергей
Техника
ховер н5 динго 125
Полисклиз движется относительно снега вперед (если не ехать назад), снег
Вот это место логично, но не совсем, на половину) снег то же вперёд должен тянуться трением о склиз.
 

cthutqd

Ветеран
Регистрация
9 Апр 2014
Сообщения
10.230
Реакции
1.483
Местонахождение
Мурманская обл
Имя
Сергей
Техника
ховер н5 динго 125
Не задумывался почему именно 21, а не 20 и 25, или 30? Да потому, что длина клина для той
Я то? А как же! Я про эти клины сразу вспоминаю, когда меня начинают убеждать, что зацеп-лопата лучше разумного размера.) :handshake2:
А на счёт "колёсиков")) пусть он самый скользкий и гладкий склиз, но то что движется, всегда тянет за собой то, обо что оно движется. Скажи что нет)) не заметно глазом, но подшипник качения работает как ни крути.) но это я предположил все, а не утверждал:). Я ведь лично под Полисклиз не залазил:D. А расчёты не прикидывал? Хотя бы по изменению погружения.
 

chaldon

Ветеран
Регистрация
28 Янв 2017
Сообщения
2.632
Реакции
1.196
Возраст
61
Местонахождение
Алексеевск
Имя
Пётр
Техника
Тойота харриер, Буханка, Крым+сузуки 30, снегоход "Чалдон"

СаноЗа

Ветеран
Команда форума
Регистрация
28 Окт 2010
Сообщения
2.716
Реакции
105
Возраст
59
Местонахождение
Вологодская обл. г Тотьма.
Имя
Заозерский Александр
Техника
ЛУАЗ,снегоход.
Попробую вставить свои пять копеек:blush:

Представим, что две гусеницы: палочная и бурановская, стоят на одинаковых снегоходах и едут рядом по одинаковому снегу...
Вот может что то расскажет это фото. Буран конечно тяжелей моего Snowmonsterа, 300 кг против 240, но у меня и гусеница всего 55 см . Он копает а я вокруг него езжу.
DSCF5421.jpg

Вот ещё для наглядности по наслуду. Буран пришлось откапывать и с разгону до суши, а я на палочнике вернулся чтоб сфоткать.
DSCF5431.jpg

DSCF5429.jpg
 

cthutqd

Ветеран
Регистрация
9 Апр 2014
Сообщения
10.230
Реакции
1.483
Местонахождение
Мурманская обл
Имя
Сергей
Техника
ховер н5 динго 125
Он превращается в воду, а затем в лед.
Значит материал склизов не тот, если нагрев такой или езда по твёрдом, безснежному, когда всё едет. Кстати, собираюсь в склизы вмонтировать графитовые щетки, типа от стартера, для смазки скоб графитом).
 

cthutqd

Ветеран
Регистрация
9 Апр 2014
Сообщения
10.230
Реакции
1.483
Местонахождение
Мурманская обл
Имя
Сергей
Техника
ховер н5 динго 125
Вот может что то расскажет это фото. Буран конечно тяжелей моего Snowmonsterа, 300 кг против 240, но у меня и гусеница всего 55 см . Он копает а я вокруг него езжу. Посмотреть вложение 1421120
Вот ещё для наглядности по наслуду. Буран пришлось откапывать и с разгону до суши, а я на палочнике вернулся чтоб сфоткать. Посмотреть вложение 1421121
Посмотреть вложение 1421122
Мне почему-то видеться весь секрет палочника в большой площади и малом весе. При кажущейся компактности его площадь в полтора раза больше гусиной. И тут возникают кстати некие сомнения, по поводу справедливости формулы 40 к 60). Я на своём заметил, что если эти 40 максимально приближены к 60,то только плюс вылазит. Чем дальше, как например на грузовом варианте выше, тем хуже. А у палочника 40 и 60 в едином месте. Все под центром массы Даже у палочника перевес на стороне "40" и не малый;) , судя по гусе, которой в принципе и нет, только палки:D.
 
Гусеницы для снегоходов и спецтехники
Сверху Снизу