Хороший утилит тем и хорош, что может не просто преодолевать занесенные снегом просторы Планеты, а еще и тащить за собой сани, в которых уложены рядами канистры с бензином, мешки с провиантом и одеялки с подушками для комфортного проживания снегоходорулежника в некомфортных условиях Крайнего Севера. Вот, с целью, так сказать, детальной проверки SWT600E-Tec в жестких полевых условиях я и отправился проводить до дома своего друга Серегу. До его дома по самой короткой стежке – 350 км, а нам еще предстояло заехать на территорию к соседям, обитающим там вдали от цивилизации мужичкам-лесовичкам, чтобы завезти посылки в пару зимовий.
Серега едет на своем новеньком Skandic WT600ACE, на хвосте у него пара самодельных возов, в которых чуть более 500 литров бензина, посылки и мешок с продуктами.
У меня сто литров Серегиных, двести своих, лыжи, бензоножовка с названием спокойного моря, топор, набор инструмента, пара мотков веревки, рыболовный ящик, лопата, пешня, кулер с продуктами, мешок с посудой, рюкзак и мягкий «
кофр» от фабрики «Красный треугольник» на багажнике, в котором всякая полезная мелочь. В «кофре», а попросту в резиновом мешке дайвера всякая полезная мелочь: овчинное одеяло, пара пуховых подушек, рюкзак с телефонами-жепеесами-батарейками и фонариками. Короче все, что нужно для быстрого распаковывания.
Долго с вечера решаем, ехать вместе или раздельно, кое-какие дела мешали нам выехать одновременно. Все же решили стартовать вместе, хоть и позже намеченного. Дорога длинная, мы мечтали в первый день проскочить километров 300, если позволит погода. Тем более, что первые 140 км нам предстояло «поливать» по шикарной накатанке.
Уже забрезжил рассвет и дым из трубы стал окрашиваться в розовый цвет, а я все еще складывал-перекладывал пожитки, лучше уж пять минут задержаться, чем потом что-нибудь забыть.
Но вернемся к снегоходу. В этом красавце есть несколько приятных мулек, радующих владельца в нелегком пути.
Настройки подвески.
Ничего не менял. Устраивают пока настройки самые мягкие и передка и средней части. Ну а фиксатора пятки на момент старта у меня еще не было и поэтому поедем с задком, установленным в среднее положение. С фиксатором – в следующий раз. Как раз и сравним по топливу и скорости.
Настройки информационного табло.
Путем переключения кнопки S можно выставить по нулям два суточных счетчика пройденных километров и (только на Е-Тес!) счетчик суммарного расхода топлива. Очень удобно при прогреве двигателя установить режим контроля температуры. Появилось два кубика – можно трогаться в путь.
Регулировка наклона руля.
Я настроил таким образом, чтобы было одинаково удобно рулить и сидя и стоя. Это возможно! И очень просто. Рост у меня 178см.
Регулировка зеркал.
Покрутил туда-сюда, чтобы мне было видно сани.
Все?! Готовы! Теперь цепляем сани. Чтобы накинуть кольцо на крюк, мне приходится немного прижимать попу снегохода вниз, так получается, что новая платформа расположена выше, чем прежние. Но эта проблема легко решаемая.
Бак полный, масло – максимум, двигатель прогрет, вещи в санях, сани за кормой, целую жену и детей в окно и включаю первую передачу. Skandic мягко приседает и, чуть приподняв лыжи, трогается с места. Проезжаю в медленном темпе до конца пятиэтажки, включаю вторую передачу и плавно прибавляю газ, снегоход послушно отзывается мощным потягом. Мы сворачиваем с дороги и лихо скатываемся по крутому берегу на оцепеневшее подо льдом русло реки. Проскакиваем под мостом и набираем обороты! Песня! В шлеме тепло, сухо и комфортно, широкая
гусеница не вихляет, а укладывает ровный след на белом снегу, могучая 600-ка поет на высокой ноте!
Издалека замечаю Серегу, тот ждет меня на озере и маленькая фигурка его нетерпеливо подпрыгивает возле саней.
Коротко здороваемся и летим дальше. В надежде проехать сегодня как можно дальше, мы постараемся в легкой части пути ехать с максимальной возможной скоростью, то есть практически без остановок. Ага! Да как бы не так! – сказал кто-то невидимый и оторвал мое дышло в средней части….. Смотрим. Грустно. Без сварных работ тут не обойтись.
Решаем так. Серега едет дальше, а я возвращаюсь в село и ремонтируюсь. Наскоро вяжем хитрыми узлами сани и я медленно ползу обратно. Вот же зараза какая! Трещины были снизу, поэтому их и не видно при сцепке! Хорошо, что проехали только 15 километров!!! Уже предупрежденные, ребята сварщики Игорь и Володя – очень сильные мастера своего дела, в каких-нибудь пол часа исправляют поломку, заодно укрепив конструкцию укосинами. Спасибо вам пацаны! Теперь можно догонять Серегу. Но без фанатизма. С санями, да еще груженными, большая скорость противопоказана. Во-первых, рывки на буграх могут и фаркоп вырвать, во-вторых, не дай Бог какая еще поломка дышла, воз кувырком может и к водиле на спину прилететь. Поэтому 40-60 км.ч по укатанке – это разумный максимум.
Где-то на половине пути от Краснощелья встречаю снегоход с санями и пассажиром. За рулем старый знакомый –Андрей. Здороваемся.
- Здорово, Александр!
- Здорово!
- Любишь ты в Краснощелье ездить?
- Люблю.
- А спичек не будет у тебя. А то у меня пассажир курить хочет?
- Да вот, держи зажигалку, а что вы дальнюю дорогу без спичек едете?
- Есть спички, да упакованы далеко!
- Серега давно повстречался вам?
- Нет, не так далеко, у Щучьем болоте встретили.
- Ну пока!
- Пока!
Вот, думаю, как Сережа медленно едет, скоро и догоню, между нами полчаса расстояние. Одного мне парни не сказали (а я не спросил), что они в домике час чай пили. Так что расчеты мои оказались неверными и догнал я своего товарища уже в доме у Василича, где и условились мы о встрече, когда он, уже неспешно пообедавший, пил чай. Василич кормит вкусной яишенкой и поил сладким чаем. Вообще-то рассиживаться нам некогда, хоть мы и прошли половину намеченного расстояния, но все же впереди была самая сложная часть, да и за окном уже сгущались сумерки.
Вдвоем ехать всегда веселее.
Зрелище завораживающее. Окутанные снежной пылью пара желтых зверюг, сочно порыкивая моторами, с видимой легкостью буксируют тяжелые возы навстречу рождающимся звездам на темном морозном небе. Справа повис молодой месяц, а за спиной догорала быстрая в январе заря…. Пока я любовался фантастической картинкой окружающего мира, на дисплее загорелась вполне реальная, мирская звезда с изображением колонки бензозаправки. Ого! С чего бы это? Проехал только двести верст! Однако, уже и к заброшенному поселку подъехали, останавливаемся.
Решаем не испытывать судьбу и дозаправиться. Воронка в пакете, шланг в сиденье, канистра в коробе, пять минут и бензин побежал в бак. Несмотря на то, что мы стараемся как можно аккуратнее заправлять емкости на станциях и использовать только чистые канистры, все же на сеточке остается приличное количество снежной массы. Отдельно хочется сказать о горловине бака на этих снегоходах. Расположена она плохо, даже очень плохо. Ну, нельзя было ее сдвинуть на десять сантиметров ближе к сиденью? Установить воронку «в одного» совершенно трудная задача! Если, конечно, заправлять снегоход на заправке или из канистры с трубкой – то еще куда ни шло. Но мы-то не имеем в лесу такой роскоши! Нам жизненно необходимо лить через воронку с сеткой, иначе наглотается система воды и все, кирдык! Было у меня такое на ВК540. За двадцать километров до дома хлебнул воды со дна бака мой японец. На улице -25 с ветром. Пришлось разбирать всю топливную систему, снимать бак, карбюратор и насос. Вот уж я тогда наматерился вволю! Но одно дело разобрать Викинг, где все открыто и доступно. Другое дело – новый Скандик! Так что в нашем случае лучше предохраниться лишний раз, чем потом лечить аденому бензонасоса!
С удивлением и радостью обнаруживаем, что в бак влезло только 25-27 литров! Вот это да! Баки у 600АСЕ и 600Е-ТЕС по 45 литров, значит еще все с расходом в порядке, производитель просто решил подстраховаться! Типа, загорелся резерв – поворачивай оглобли к дому 20 литров на остатке + запасная канистра на задке, с запасом, однако! Едем в хорошем темпе еще тридцатку км, Серега на своем 4-т ловко прокладывает дорогу с возами, 600АСЕ держит удар достойно. Только перед длинным подъемом, густо поросшим всякого рода деревьями, мы останавливаемся и заправляем «Аську». Серега хвастается – вот, мол, какой экономичный у меня снегоход. Возвращаю его на землю фразой, что я проехал как раз на 30 км больше. Счастливый владелец нового снегохода соглашается.
По лесу пробираемся не спеша, выруливая между стройными рядами сосен, ныряя в коридоры березовой чащи и перебираясь через глубокие морщины ручьев. Снега тут заметно больше, чем у нас. Местами толкаем капотами пушистые, еще не слежалые сугробы.
Когда едешь долго за рулем, время замедляет свой бег и если ты идешь вторым (ох, спасибо Сереге, только с ним мне удается пофилонить!), то картинка из шлема представляется как долгое кино про путешествия. Уже за водоразделом меняется пейзаж. Все больше длинных пологих склонов, все чаще появляются можжевельниковые заросли, похожие на рассаженную в огороде брюссельскую капусту.
Скоро уже первое зимовье. Желтым пятном в окне мерцает керосинка. Собаки кубарем выскакивают нам на встречу, прыгают, ластятся, потом внимательно обнюхивают сани – для них ловозерские и краснощельские псы передали желтые смс-ки, оторвать бы этим «почтарям» приборы для написания!!!!!!!!!!!
В доме тепло и тихо. На столе стоит миска с жирными жареными сигами, сахар, чай и всякие баранки. Кушаем и немного отдыхаем. Прикрываю веки и сквозь дрему слушаю, как Серега рассказывает последние новости. Тело просит положить его на нары, но я не поддаюсь на уговоры. Прощаемся, благодарим за ужин и прем дальше.
За ручьем делаем поворот и попадаем в скрытый под глубоким слоем пушистого снега высокий кочкарник. Серега, наконец-то и в единственный раз, застревает. Пока он пустым снегоходом накатывает дорогу на бугор, я вытаскиваю наши возы. Теперь уже совсем темно, очертания видны только при выключенных фарах, вот когда нужна функция выключения хотя бы передней «люстры», но на современных снегоходах этого нет, а жаль.
Все-таки мы выбираемся на тундру и едем достаточно весело «верхами». Вот и дом. Таскаем вещи, топим печь, прячем от ветра снегоходы и валимся спать. У меня на суточнике 298 км. Спали оба крепко, несмотря на приличный холод……