Можно найти тысячу причин, по которым я отправляюсь в путь на снегоходе. Это и работа, и увлечение охотой, и давняя страсть к рыбной ловле, и спасение мира, и еще всякая куча-мала, но лишь одна из них истинная, и звать ее – мурашки! Мурашки, которые бегут по спине, едва палец касается кнопки стартера, когда взрываешь снежную целину и несешься сломя голову в белой пыли, молясь Господу, чтобы не «словить» камушек под снегом, когда, словно призрак, оставляя на земле длинные причудливые тени, катишь по тундре в тишине Полярной ночи, ежась от стужи и любуясь мечущимися по небу сполохами Северного Сияния! Движение – жизнь, или, как теперь принято говорить – Drive!
И вот, мы нашли причину для движения с «целью» к цели!
Смотрели фильм «Счастливые люди»? Если нет – то очень рекомендую. Фильм рассказывает о жизни в селе на берегу Енисея. Так вот и у нас, на Кольском, есть такое село, стоит оно на реке поменьше, но все же очень красивой и самой большой в регионе – на реке Поной. Живет в нем (в селе - прим.автора) на сегодняшний день порядка пятисот человек. Народ в основном суровый, крепкий, привыкший надеяться только на себя, свои знания и силы. Дорог там нет, и с большой землей связь осуществляется при помощи малой авиации. Зимой на снегоходах, а как окрепнет лед – пойдут санные поезда за тракторами, повезут топливо и необходимые продукты заготавливать на год. Эти люди понимают в снегоходах все, они – доки в передвижении по сугробам, потому что делают это каждый день с октября по май.
Есть в селе средняя школа, в спортзале которой стала оседать стена. Ничего, как говорится, вечного не бывает. Вот для укрепления стены мы и везем материалы и оборудование, да дизель-генератор 6-ти кВт сверху воза кинули. Утянули все, «заталрепили» 90кг переносной электроэнергии, да брезентом плотно укутали. Товарищ мой тянет этот возок килограммов в триста Скандиком с 550-ой воздушкой, а я буду «болтаться на хвосте», заканчивать нежный и жутко нудный процесс обкатки нового снегохода. На таком-то звере ползать аки ужику! Но всем известно правило: как обкатаешь – так и будешь ездить дальше. «Перекрутишь» мотор и вместо звериного рыка из-под капота будет доноситься Коля Басков с тухлой шарманкой… Так что терпим!
Моторы прогреты, машем прилипшим к стеклам окон носикам детишек руками, задвигаем забрала шлемов и погружаемся в мир дороги.
Снова валит снег, фары вырывают встречный поток из миллионов снежинок, эти маленькие кусочки замерзшей воды при всей своей красоте весьма коварны, у нас на Севере есть примета: «Начал считать снежинки – проснулся вместе со снегоходом на елке!» и еще есть одна: «Нельзя есть желтый снег за чумом!». Ну да что-то я отвлекся.
Озеро встретило нас выступившей водой. Из-под идущего впереди Скандика летит струя каши, превращая сани с грузом в глазированную креветку – я такие в Окее видел. SWT как-будто и не ощущает нагрузки, ну, во-первых, я еду один и без прицепа, в во-вторых -
гусеница практически не проваливается, а плывет сверху, лишь слегка уводит в занос. Очень важно – совсем не летит на голову и в спину мне сырого снега и комков, как это бывает на некоторых старых платформах. Скорость для успешной езды по такой бяке – 40-50 км/ч, обороты при этом СВТ держит в пределах 5000-5500. Без напряга.
Залетаем на берег, даем моторам немного отдохнуть. Отбиваем с воза глыбы льда, осматриваем ходовые. REV-XU достойно выдерживает испытание снеговой кашей – никаких хлопот с очисткой. Только в одном месте наблюдаем проблему – передний валик с небольшими каточками утром при осмотре оказался «заблокирован» льдом и его пришлось тщательно очищать, чтобы колесики начали вращаться.
Температура комфортная, снега достаточно, и мы временами разгоняемся до 50-ти, но лишь в короткие промежутки, сани везут много «хрусталя», а кочки еще торчат «спящими бегемотами» на болотах. Осеннюю дорогу обычно прокладывают как можно глаже, и движение по ней превращается в активное руление. Активное руление на SWT600E-tec 2012 – это удовольствие! Машина послушно откликается на каждый поворот руля, устойчивая и шустрая – и это при своей массе и размерах!
Но часто кочечки приходится и переезжать. Вот тут открылась некоторая особенность данной модели: в момент скидывания оборотов происходит торможение двигателем (как в метро) и это удобно, однако при попытке добавить «газу» получается рывок и стук в ходовой. Досадно как-то. Я так ездил в 78-ом, когда учился управлять первым Бураном. Беда эта лечится временем, на обратной дороге процесс торможение-ускорение совсем перестал быть для меня проблемой. Появилась даже некоторая лихость в управлении снегоходом.
Осенний путик таит в себе немало опасностей: камни, кочки, глубокие ручьи, на которых еще нет льда. Все эти препятствия для моего «голого» варианта гибельны и приходится ехать с особым вниманием. Надо ставить защиту на нижнюю часть.
Едем мы долго. Двенадцать часов. Это, конечно, чересчур, но зато привозим груз в целости и сохранности. В три часа ночи вваливаемся в дом. Сил хватает только на расчехление туловища и громкого шлепка его об кровать.
К обеду удается вырваться из объятий сна. Беглый осмотр показал блок передних каточков, как я писал уже выше и потерю одного винта на шлеме. Так как дилера БРП я там не нашел, то пришлось обратиться к Василичу, который и выдал со «склада» болт на 6мм и шайбу с гровером. То, что шлем можно отремонтировать в походных условиях – очень обрадовало!
Следующие пару дней SWT помогал мне в организации работ, мы с ним катались к Поною в ознакомительные поездки.
Лед на самой большой реке Кольского еще очень тонок, а местами просто открытая вода, поэтому никто по реке не катается и я не стал. Обошлись покатухами по берегу.
Мужики в селе подходили, подробно расспрашивали о снегоходе, я снимал боковые панели, показывал новую платформу. Толщина переднего вала понравилась всем без исключения. Ходовая, вариатор, глушитель, лыжи, руль и сиденье – все смотрели и трогали, а вот сеточка на левой стороне «капота» и бампер вызывали лишь горькую ухмылку – в лес не заедешь!
А так как у меня было свободное время , я именно в лес и поехал, посмотреть, насколько удобно на таком манерном аппарате кататься по медвежьим берлогам.
Вот фотографии:
Вернулись мы снова ночью, обратная дорога была проще и мы одолели ее за пять часов. Когда до дома оставалось около 50-ти км, нас окутал небольшой морозец в -16 гр. и я стал замерзать. Не понимаю почему, но было холодно. Под курткой у меня был очень теплый свитер и термуха, но именно верхняя часть тела «задубела». Ногам и голове понравилось все.
Теперь красивое электронное табло показывает 453 км пробега, до первого ТО осталось совсем чуть-чуть и можно сделать кое-какие выводы по данной модели снегохода:
- управление в поворотах великолепное
- посадка водителя удобная, а возможность двигаться на снеже стоя – просто на «отлично»
- рывки снегохода и стуки в коробке(ходовой) в режиме «разгон-торможение» – немного в первые пару сотен километров вызывает раздражение, но с накоплением опыта вождения СВТ600 Е-тес исчезает вовсе
- свет фар на «пять» с+
- багажное отделение и перчаточный ящик в норме, литровый термос, ланч-бокккс с бутерами, бутылка воды и запасная шапка с перчатками входят с запасом. Все остальное – в сани.
- защита от холода на «троечку»
- прохождение препятствий – на четверку. Больно бьет в руку стойка при встрече с кочками и нежные детали капота не разрешают ползать в густых зарослях.
Продолжение следует…