О «Каюре».
Этой зимой (2010 г.) встал вопрос о приобретении снегохода. Поставила его, как ни странно, жена. Я был, скорее, против.
Все насущные проблемы с зимним передвижением на вменяемые расстояния в наших лесах и полях у меня решает мотособака «Райда», а гонять просто так по реке до Волги и по Угличскому водохранилищу особой охоты не было. К тому же со снегоходами как классом техники знаком давно и не понаслышке – еще в СССР водил тургруппы по зимникам и перевалам Южного Урала на «Буранах». Вечно наш штатный механик на отдельном «Буране» тащил за собой целые нарты запчастей и ворох запасных канистр с бензином. Туристам сходить с проторенной буранной тропы было запрещено под страхом смерти или немедленного снятия с маршрута и отправки обратно в Москву без компенсации стоимости путевки – вытащить «Буран», супервездеход среди снегоходов, увязший в полутораметровом и глубже намете пудристого сухого снега, мог только трактор. А где ж его в тайге и горах лютой зимой возьмешь? Развивать скорость свыше 40 км/час новичкам тоже запрещалось – носы, уши и прочие оконечности обмораживались при Сибирском антициклоне неизменно и как бы незаметно, но быстро, невзирая ни на какие предупреждения и зимние стеганые комбинезоны и валенки.
Однако особого сопротивления оказывать жене и сыну в стремлении к прекрасному не стал. Нужно было только подобрать машину, которая отвечала бы почти нереальным для моего прошлого знания снегоходного рынка требованиям. Вес должен был быть не больше ста килограммов, чтобы не только меньше проваливалась, но чтобы выдернуть ее из сугроба и развернуть в ужИнах между кустов и деревьев на 180 градусов мог я (74 кг) один.
Учитывая последнее, габариты ее должны были быть минимальны. Двигатель не должен был меня подвести НИКОГДА и при этом не жрать бензин, как прорва – обвешиваться запасными канистрами, увеличивая вес, просто бред, да и дорого, а автономность хода при блуждании по незнакомым местам иногда - и всегда неожиданно - приобретает жизненно важное значение.
Не должен он был и орать, как бешеный, когда в ушах звон, а пассажир меня не услышит ни за что, как в вертолете. Но должен быть тяговит на малых оборотах, чтобы не рыть под собой текучую снежную зыбь до земли хотя бы первые мгновения при первоначальном острожном толчке вперед, и должен вытягивать седоков из оврагов и на крутые берега. Все остальное было желательно (гаджеты, спидометр, подогреваемые ручки, задний ход), но не обязательно.
Я объяснил это домочадцам, они согласились с серьезностью моих доводов и оставили меня в покое. Такого предложения не существовало ни у японцев, ни тем более у нас. Поэтому я был спокоен за свой кошелек и собирался и впредь не заводить конкурента-дублера своей безотказной мотособачке.
И вот тут-то на Интренет выскочил, как черт из шкатулки, «Каюр». Легок, компактен, экономичен, сверхнадежен и красив. Даже не верилось, что кто-то так точно прочитал мои, казалось бы, несбыточные желания.
Сетевым маркетингом я накушался вдоволь, поэтому, не веря никаким рекламным статьям и анализам, обратился сразу к производителям из Рыбинска. Надо сказать, что они поразили меня не меньше, чем их машинка. Ответы были точны, искренни, без наезда и давления, чего не могу сказать об их рыбинских коллегах, занимающихся только распространением снегоходов, в том числе и «Каюра». А когда они еще и согласились его из Ярославской области в Тверскую доставить за вменяемые деньги да в удобное для меня и неудобное для них время, я просто растерялся и понял, что от судьбы не уйдешь. Все случилось так, как и должно случаться при идеальной покупке. Денежки тю-тю (без всякой волокиты), документы на столе, красный малыш-снегоходик в назначенное время, несмотря на снегопад, уже стоит в моем дворе, и гонщик-заводчанин по семидесятисантиметровому свежему снегу (где даже на охотничьих лыжах вязнешь по колено) начинает выписывать первые тестовые восьмерки на соседнем лугу.
Теперь, собственно, о личных впечатлениях от эксплуатации этого чудесного малыша. Ожидания он оправдал полностью. Его малый вес – колоссальное преимущество. Зима 2010 года была снежной, а наст появился только к весне. Пока привыкали к новой технике, естественно, при первом же выезде попали в лесную снежную яму глубиной по грудь, откуда выбрались на руках за пятнадцать минут с постановкой на свой след без потерь и поломок.
Влетели на реке в довольно глубокую воду, натекшую из соседнего ручья под толстым снежным наметом на лед, откуда опять же на руках выбирались минут двадцать с постановкой на свой след без потерь и поломок (тут уж никакая техника нас выручить не могла по определению). Положеньице с непривычки было жутковатое – -22 градуса, валенки по колено полны воды и на скорости быстро обледенели. Жми на газ, скорее к печке! Пробарахтайся мы подольше или побреди за помощью (если бы таковая была возможна), ледяная купель могла бы закончиться непонятными последствиями для здоровья, а так мы были через полчаса дома и после ни разу не чихнули.
Жена до сих пор удивляется и скорому самостоятельному спасению, и счастливому купанию без последствий. Через неделю наши приятели на одном из озер в Финляндии попали в точно такую же переделку на большой Ямахе. Пришлось им снегоход бросить и хлюпать в мокрой обуви около часа до дома. Финны потом вытягивали его несколькими другими снегоходами, а молодая пара круто приболела недели на две после отдыха. Так мы им до сих пор о своей маленькой победе не рассказываем, чтобы не получилось, что хвастаем на фоне их горя.
Такая же ситуация повторилась в марте, но опыта было уже больше, поэтому при легком поталкивании в руль идущего рядом водителя на низких оборотах мелкими рывками «Каюр» сам, не зарываясь, выдернул гусеницу из шуги и дал унести ноги подальше от снежно-водяной линзы, не замочив валенок – на полные ледяной каши борозды и лагуны, оставленные мощными собратьями-«японцами», страшно было даже смотреть. Картина их борьбы с коварной западней вырисовывалась душераздирающая и сильно-пугающая - не для слабонервных.
Весьма драматично влетели мы с сынишкой и на наветренную часть поля, где глубина снежного покрова резко и неожиданно увеличилась настолько, что «Каюр» зарылся, встав на дыбы почти вертикально. Сынишка (115 см ростом), спрыгнув в наш след, оказался в снегу по уши. Легкими поталкиваниями в руль дали «Каюру» выползти на горизонталь, забрались на него верхом и при максимальном переносе веса тела вперед на лыжи (свешивались далеко за ветровое стекло) на сверхнизкой скорости, не допуская ни малейшей пробуксовки и при движении выбирая горизонталь или едва заметный уклон, форсировали глубину, доползя до деревни. Дальше было легче, но попутный след-траншея тяжелого «японца» показал, что его владелец даже на «спокойном» для нас участке, решил в этот день не рисковать и, совершив пробный рывок дугой по околице, быстренько вернулся обратно.
Был случай, когда наутро после пурги, отправились с женой в дальнюю деревню по старой укатанной, хотя и напрочь заметенной дороге, вернее, по намеку на нее. В одном из оврагов поняли, что любая ошибка с дальнейшим угадыванием когда-то твердого пути приведет к глубокому заныриванию в снег. Задняя скорость нас не выручила бы и могла только усугубить проблему - шаг с накатанного зимника сразу приводил к провалу почти по шею. Слегка побарахтавшись, за пять-семь минут, я один развернул «Каюр» вокруг вертикальной оси в его же след, и мы без приключений унесли ноги из гиблого места.
Вес, вернее его минимум, приближает «Каюр» больше других снегоходов к собачьей упряжке. Модель с удлиненной гусеницей, наверно, прибавит легкости хода. Дальнейшее уменьшение веса, если это возможно, правильный ход и идея разработчиков.
Накатом по реке он летит шустро – по ощущениям похож не на туристический автобус, а на санки с горки. Его 55 км/час ему в соотношении с весом вполне хватает. Очень задорно.
Двигатель «Хонда-390» выше всяких похвал - отличный выбор. Спокойно и ровно тянет двоих нетолстых пассажиров (70+70 кг). Заводится неизменно легко при любом морозе и, главное, влажности. Относительно тих – можно переговариваться с пассажиром, не рискуя потерять голос. Совсем не воняет – вполне возможно ставить сзади пассажирские нарты или волокушу, не боясь, что пассажир отравится выхлопом. Очень экономичен. На низких оборотах в натяг берет укатанные, с разгону - неукатанные уклоны в 45-50 градусов, без пассажира - и круче. Из претензий поначалу было только неравномерное срабатывание рычажка дроссельной заслонки. Звонок разработчикам поставил все на свои места – нужно было всего-то прыснуть на рычажок ВД-40.
Управляемость в поворотах на высоте.
Пуск от аккумулятора – классная штука. Но опробовал несколько раз и ручной вариант шнуром. К моему удивлению, «Хонда-390» завелась без особых усилий, а когда горячая – просто без усилий. Аналогичный фокус с ручным пуском двигателя квадрика объемом почти вдвое меньшего (250 куб.см) за два года не удался ни разу.
При первом знакомстве с «Каюром» мне не хватало спидометра, а, поездив, решил, что он мне ни к чему (на квадрике от тряски он все равно быстро вышел из строя). Интуитивно свою скорость знаю, а специально наблюдать ее на непростой зимней дороге некогда. Поэтому ставить не буду, хотя все, особенно автомобилисты, по инерции сразу почему-то стонут по поводу его отсутствия. Вот датчик уровня топлива в баке реально нужен, особенно при незапланированных зимних блужданиях, когда надо понять, на какой пробег еще можно рассчитывать, сколько в баке топлива остается.
Странно, но остро нужны и зеркала заднего вида, чтобы не только знать, кто там жужжит сзади по просеке или реке, но и контролировать, не стал ли нос пассажира из красного синим, а то и белым. Приспособил велосипедные зеркала, по диаметру руля подошли идеально.
Ну и ждем мы обещанного родителями «Каюра» фаркопа. Грузопассажирская волокуша очень нам нужна, пока цеплять не за что.
«Каюр» быстро стал любимцем всей семьи (и жена, и сынишка моментально освоили его). Большие и пафосные «японцы» хороши, но нам не нужны принципиально. Отсутствие задней скорости сначала смущало при мысли о постановке снегохода в гараж, но небольшой - с тяговым усилием в 250 кг - полиспаст и крюк в задней стене гаража решили дело даже к лучшему: в тесноте гаража парковка проходит ювелирно, соседние механизмы и сам «Каюр» остаются без случайных травм и царапин. А вперед выезжает он сам.
ВладимирС, д.Капшино, Тверская обл.