Теоретическая модель снегохода

Гусеницы для снегоходов и спецтехники

Борис-ка

Участник
Регистрация
2 Мар 2009
Сообщения
116
Реакции
1
Возраст
44
Местонахождение
Томск
Имя
Борис
Техника
Шевроле-нива LE
Долго думал,стоит ли создавать свою тему,в процессе изучения форума пришел к выводу, что большинство участников форума идут методом проб и ошибок, делают-изучают поведение - переделывают.Поскольку возможности и места для творчества нет, буду пытаться творить на бумаге, ибо она все стерпит :smartass: ...
Возникают всякие разные мысли и идеи(возможно вовсе не новые), хотелось бы обсудить некоторые моменты. Скопирую сюда пару своих прежних постов, построить пока хочу подобие Рыбака 2м, поскольку являюсь заядлым рыбаком с детства и без рыбалки не могу, а зимой шлепать дикие километры по снегу до нужного места без ночевки несколько напрягает - теряешь очень много времени. Однако все время так и подмывает внести какие-либо изменения в конструкцию,чего-то попытаться улучшить,изрисовал уже тучу черновиков, теперь буду по мере возникновения выносить на обсуждение.
 

Борис-ка

Участник
Регистрация
2 Мар 2009
Сообщения
116
Реакции
1
Возраст
44
Местонахождение
Томск
Имя
Борис
Техника
Шевроле-нива LE
Немного о себе - начинающий самодельщик,образование высшее - инженер-строитель,в технике ковыряюсь с детства,в общих вопросах чего-то соображаю,в дебри ни разу не лазил.
1.В качестве первой самоделки взял за основу идею и компоновку Рыбака 2м(с разрешения Валентина Владимировича) - буду учиться прорабатывать деталировку и конкретные размеры исходя из общих габаритов Рыбака.
2. Пока не имею возможностей для работы с металлом - нет места(хотя решаемо), нет денег(пока не решаемо,только к будущей зиме).
Сейчас занимаюсь эскизами - набралось уже несколько листов черновиков и предварительных расчетов,изучаю всевозможную литературу,гимнастика для ума - и полезно и приятно.Покамест определился с основными размерами и посчитал развесовку,исходя из рекомендуемого удельного давления рассчитал площадь опоры гусеницы и передних лыж.Исходил из предположения,что удельное давление на снег у гусянки и лыж будет одинаковое.В общем на данный момент встало несколько вопросов:
1. Расчет передней лыжи:
а)Из какого удельного давления (может быть в процентном отношении от удельного давления гусянки) классически ведется расчет площади передних лыж.
б)Учитывается ли каким-либо образом несимметричное расположение шарнира лыжины (по моему чисто теоретическому мнению должны быть свои плюсы для выведения передка на поверхность снега)
в)Влияет-ли угол наклона вертикальной оси стойки лыжи на расположение шарнира ее крепления.
2. Второй момент,который побуждает задуматься - снег.В поисках физических характеристик прочитал несколько статей, понял для себя - снег снегу рознь.Интересно то, что при одном и том же агрегатном состоянии его структура,а значит и прочностные характеристики варьируются в очень широком диапазоне,в зависимости от температуры,места и условий выпадения,влажности.Может быть кто-то знает зависимость между плотностью снега и его прочностью (или силой сцепления). Почему заинтересовался - интересна пространственная работа снежной толщи под нагрузкой, хочу подумать над гусянкой.
 

Борис-ка

Участник
Регистрация
2 Мар 2009
Сообщения
116
Реакции
1
Возраст
44
Местонахождение
Томск
Имя
Борис
Техника
Шевроле-нива LE
На фото сбор нагрузок, т.е. как я считал развесовку частей снегохода,началось все с эскиза каркаса.Провел небольшой эксперимент,в ходе которого выяснилось,что нагрузка от сидящего человека распределяется между ногами и пятой точкой как 1:3 и 2:3.Если чуть-чуть наклониться вперед - на ноги возрастает на примерно 10 кг и наоборот.Результатом данного рисунка (в масштабе,разумеется) стало определение центра масс,чтобы понять - в какой точке давление на поверхность снега будет максимальным.Исходя из предположения,что гусянка и лыжи должны оказывать одинаковое удельное давление на снег принял правую часть нагрузок для определения площади гусеницы, а левую - для определения опорной площади лыж.Исходя из полученных площадей,перешел на размеры
 

Вложения

Борис-ка

Участник
Регистрация
2 Мар 2009
Сообщения
116
Реакции
1
Возраст
44
Местонахождение
Томск
Имя
Борис
Техника
Шевроле-нива LE
Корректировка Edgarа
 

Вложения

  • 390,8 KB Просмотры: 18.319

Борис-ка

Участник
Регистрация
2 Мар 2009
Сообщения
116
Реакции
1
Возраст
44
Местонахождение
Томск
Имя
Борис
Техника
Шевроле-нива LE
Федотов Валентин Владимирович о проектировании лыж:
"По лыже я уже где-то отмечался,подскажу ещё раз: Лыжа должна идти с дифферентом 1-2*,отношение длина-ширина-6,5-1 ;10-1. Радиус носка лыжи независимо от размеров-1000,высота подъёма носка=ширине лыжи,место крепления кабанчика-40% сзади,60 впереди на проекции лыжи,высото кабанчика-не выше 0,15 длины лыжи,подрезы ставятся со смещением назад для стабилизации лыжи в движении,радиус заднего загиба-50. Наклон рулевого колодца-30*,но на "Рыбаке"компромиссный вариант,меньше(не помню,сколько),наклон не влияет на центровку."
 

Борис-ка

Участник
Регистрация
2 Мар 2009
Сообщения
116
Реакции
1
Возраст
44
Местонахождение
Томск
Имя
Борис
Техника
Шевроле-нива LE
Теперь есть вариант расположения грунтозацепов гусеницы, вроде должно дать эффект, смысл в дополнительном уплотнении снега, кто что думает?
 

Вложения

silverr

Ветеран
Регистрация
22 Дек 2008
Сообщения
7.991
Реакции
4.941
Возраст
52
Местонахождение
ХМАО, Остяко-Вогульск
Имя
Сергей Михайлович
Техника
4х4, 4х2, 2х1.... а так же гусеничная
если будеш эксплуатировать по льду то высотой грунтозацепов не увлекайся ... поломает на морозе
 
Регистрация
15 Сен 2008
Сообщения
5.114
Реакции
1.176
Возраст
69
Местонахождение
Сузун НСО
Имя
Валентин Владимирович Федотов
Техника
снегоходы "рыбак 2м",дискоход "Поиск" ,Форд-Гранада-турнир.
Есть режим торможения,на крепления и ленту в первую очередь,может быть большая нагрузка "на отрыв".
В схеме "гусеница вокруг лыжи" снег уплотняется между траками,-лыжей.Поэтому важнее плотное прилегание трака к лыже,где трак работает с уплотнённым снегом ,чем форма трака.Я проводил сравнительные испытания прямоугольного и круглого и разницу в снегу не заметил.
 

MichailF47

Старожил
Регистрация
19 Окт 2009
Сообщения
1.310
Реакции
105
Имя
Михаил
Техника
мотособаки
Здравствуйте. Тоже решил поразмышлять.
1 Ездить надо и по твердому . и по мягкому.
2 Надо чтобы снегоход и тянул и был полегче.
3 Чтобы у двигателя и сил хватало и вес был приемлемый и стоимость.
4 Чтобы комфорт был и чтоб попроще . меньше поломок.
5 Скорость должна быть где надо большая а где надо маленькая.
В одну руку както не помещается, следовательно надо по очереди.
1 Давление на снег должно меняться по мере погужения снегохода в оный.(не будем брать два крайних состояния лед как на катке и пухляк выпавший по пояс в мороз чуть не в метр), следовательно конструкция снегохода должна предусматривать увеличение площади опоры при проваливании. Вроде бы подходит колесо, но ему не хватает первоначальной площади олоры или придется колесо делать очень большим. Возможно гусеница, имеющая подъем в передней части ( сзади нет смысла т.к.будет работать в воздухе), но тогда гусеница будет очень большая.
Несколько выкладок.
давление на снег
-Буран-32г/cм2
-Рада,Рекс 500-17г/см2
-заяц-12г/см2
Следовательно площадь опоры должна меняться примерно в 2 раза.(не берем крайности)
Может тогда уплотняюще поддерживающая лыжа во всю ширину гусеници спереди приподнятая над нижним уровнем гусеницы? и уплотнит снег и поддержит. Кто что думает?
С уважением.
 

Радоснег

Ветеран
Регистрация
16 Май 2008
Сообщения
21.168
Реакции
4.339
Возраст
58
Местонахождение
Пермский край, с. Сива
Имя
Ахметзянов Радик Газимович
Техника
Всё продал, и последний молоток сломался...

MichailF47

Старожил
Регистрация
19 Окт 2009
Сообщения
1.310
Реакции
105
Имя
Михаил
Техника
мотособаки
Федотов Валентин написал(а):
Есть режим торможения,на крепления и ленту в первую очередь,может быть большая нагрузка "на отрыв".
В схеме "гусеница вокруг лыжи" снег уплотняется между траками,-лыжей.Поэтому важнее плотное прилегание трака к лыже,где трак работает с уплотнённым снегом ,чем форма трака.Я проводил сравнительные испытания прямоугольного и круглого и разницу в снегу не заметил.

Валентин. Может быть правильнее "лыжа по гусенице", кстати я гдето читал, что у такого движителя больший кпд чем у обычной гусеницы (помоему про снегоход Сергея Неждановского).
 

hunter213

Старожил
Регистрация
26 Окт 2009
Сообщения
1.649
Реакции
1
Возраст
63
Местонахождение
г.Череповец Вологодской губернии
Имя
Олег
Техника
ШНИВА . Баджер WL-360 с SEA PRO15
Радоснег написал(а):
Михаил, что это за птица такая? :) Фото есть?[/quot
заяц -беляк.
по теории- перед снегохода должен предварительно делать уплотнение. дальше уже идет накат гуси.вот здесь и надо думать над углом атаки гуси.
 
Регистрация
15 Сен 2008
Сообщения
5.114
Реакции
1.176
Возраст
69
Местонахождение
Сузун НСО
Имя
Валентин Владимирович Федотов
Техника
снегоходы "рыбак 2м",дискоход "Поиск" ,Форд-Гранада-турнир.
Угол атаки 27*(наивыгоднейший),а думать надо о сопротивлении поверхностей и тяговом усилии гуси,чтоб его преодолеть.
 
Регистрация
15 Сен 2008
Сообщения
5.114
Реакции
1.176
Возраст
69
Местонахождение
Сузун НСО
Имя
Валентин Владимирович Федотов
Техника
снегоходы "рыбак 2м",дискоход "Поиск" ,Форд-Гранада-турнир.
MichailF47 написал(а):
[


Валентин. Может быть правильнее "лыжа по гусенице", кстати я гдето читал, что у такого движителя больший кпд чем у обычной гусеницы (помоему про снегоход Сергея Неждановского).
Да,проводились сравнительные испытания в НАМИ,кпд больше,чем у простой."вокруг"всё-таки поточнее.,говорит о местоположении лыжи.Изобретение Неждановского1929г.
 

MichailF47

Старожил
Регистрация
19 Окт 2009
Сообщения
1.310
Реакции
105
Имя
Михаил
Техника
мотособаки
hunter213 написал(а):
Радоснег написал(а):
Михаил, что это за птица такая? :) Фото есть?[/quot
заяц -беляк.

Дорогие мои друзья! У нас в Архангельске был (царство небесное) председатель общества охотников Охолов Аркадий Степанович, так вот он говорил:-" Врать надо так, чтоб самому не верилось, тогда поверят." Опять я ошибся у зайца беляка давление на снег не 12, а от8,5 до12г\см2 (ЗАЯЦ БЕЛЯК, ВИКИПЕНДИЯ) грех такого не знать!!!!!
 

MichailF47

Старожил
Регистрация
19 Окт 2009
Сообщения
1.310
Реакции
105
Имя
Михаил
Техника
мотособаки
Федотов Валентин написал(а):
Угол атаки 27*(наивыгоднейший),а думать надо о сопротивлении поверхностей и тяговом усилии гуси,чтоб его преодолеть.

Валентин не уходи от темы об изменении давления на снег. Для меня важно твое мнение.
С уважением Михаил.
 
Регистрация
15 Сен 2008
Сообщения
5.114
Реакции
1.176
Возраст
69
Местонахождение
Сузун НСО
Имя
Валентин Владимирович Федотов
Техника
снегоходы "рыбак 2м",дискоход "Поиск" ,Форд-Гранада-турнир.
Михаил,я и не ухожу.Изменять давление на снег можно дополнительными лыжами по бокам гусеницы,впереди тоже неплохо сделать доп.поверхности,но не стоит ими увлекаться,т.к. нарушится центровка снегохода и он будет "подсаживаться". При применении боковых лыж(схема "тоббоган",напр НАМИ095"Амурец") есть опасность зависания в снегу,особенно в наледи.Испытано!О преодолении трения этих поверхностей я и говорил.На аэросанях,где тяга постоянна,можно сделать двойные лыжи,для твёрдого и мягкого снега,Об изменении площади гусеницы даже не говорю,сложно и зачем?
 

hunter213

Старожил
Регистрация
26 Окт 2009
Сообщения
1.649
Реакции
1
Возраст
63
Местонахождение
г.Череповец Вологодской губернии
Имя
Олег
Техника
ШНИВА . Баджер WL-360 с SEA PRO15
Дорогие мои друзья! У нас в Архангельске был (царство небесное) председатель общества охотников Охолов Аркадий Степанович, так вот он говорил:-" Врать надо так, чтоб самому не верилось, тогда поверят." Опять я ошибся у зайца беляка давление на снег не 12, а от8,5 до12г\см2 (ЗАЯЦ БЕЛЯК, ВИКИПЕНДИЯ) грех такого не знать!!!!![/quote]
смысл не изменился. по памяти- не ошиблись и то ладно. че придираться к нюансам
 

металлург

Старожил
Регистрация
22 Мар 2009
Сообщения
1.285
Реакции
1
Возраст
49
Местонахождение
Рубцовск
Имя
Дмитрий
Техника
лодка Навигатор 330,двигатель ниссан 15л.с,трамп 260 2 вд
Молодец Борис-ка Хорошо видать в институте учился,Все эпюрами разложил!Буду следить за темой,я тоже строитель снегоходов сейчас!
 

CEM

Активный участник
Регистрация
2 Авг 2009
Сообщения
212
Реакции
0
Возраст
51
Имя
Александр
Техника
снегоход
металлург написал(а):
Молодец Борис-ка Хорошо видать в институте учился,Все эпюрами разложил!Буду следить за темой,я тоже строитель снегоходов сейчас!
У меня тесть бывший конструктор прибамбасов к самолету, так он говорит: "если хочеш сделать быстро и надежно делай несколько вариантов испытывай найдеш золотую середину, расчеты это одно а на практике другое".
 

MichailF47

Старожил
Регистрация
19 Окт 2009
Сообщения
1.310
Реакции
105
Имя
Михаил
Техника
мотособаки
Валентин. Все правильно, мы пришли на практике к схеме с двумя лыжами по бокам и к ковшу ввиде лыжи спереди лет 20 назад. Нам требовалось ездить по рыхлому снегу в лесу. Ездили на лыжах а не на санях.Тогда занимались охотой на лосей. Снег рыхлый по пояс, остановок много скорости маленькие, тесно чуть больше газу с места и снегоход зарылся. Нам и тебовалось , чтобы он зависал а не проваливался, чуть подтолкнул и покатил дальше. На фото снег и лыж не видно, там топор воткнут между корпусом и лыжей. По наледи тоже проблемы небольшие, однажды пришлось выбираться с Коф-озера (лужа около 10 км) в конце апреля. Два снегоходика по 50кг весом каждый на прицепе по двое саней и давольно легко вытащили четверых.
А тоббоганы ушли в прошлое , помоему , не от того , что плохая схема , а потому , что отпала надобность ездить по рыхлому и снегоход стал не средством передвижения ,а игрушкой.
Пол гусеници Райды в мягком снегу не работает на тягу, а трамбует снег, тогда как по твердому достаточно и половины, чтобы тащить пятерых. Да и сама конструкция гусеницы желает лучшего.Представляешь, Райду уменьшить вдвое-получится транспорт для езды по припорошонному снегом асфальту.
И всетаки , Валентин, какой должна быть гусеница?
 

металлург

Старожил
Регистрация
22 Мар 2009
Сообщения
1.285
Реакции
1
Возраст
49
Местонахождение
Рубцовск
Имя
Дмитрий
Техника
лодка Навигатор 330,двигатель ниссан 15л.с,трамп 260 2 вд
CEM написал(а):
металлург написал(а):
Молодец Борис-ка Хорошо видать в институте учился,Все эпюрами разложил!Буду следить за темой,я тоже строитель снегоходов сейчас!
У меня тесть бывший конструктор прибамбасов к самолету, так он говорит: "если хочеш сделать быстро и надежно делай несколько вариантов испытывай найдеш золотую середину, расчеты это одно а на практике другое".
в курсе,я в теме!
 

mazan

Участник
Регистрация
16 Мар 2009
Сообщения
110
Реакции
0
Местонахождение
Казань
Имя
Олег
Техника
Соболь Pэкс Бриг Мерк 15
Вопрос к специалистам.
Где оптимальнее всего должен находится центр тяжести полнозагруженного снежика?
 

mazan

Участник
Регистрация
16 Мар 2009
Сообщения
110
Реакции
0
Местонахождение
Казань
Имя
Олег
Техника
Соболь Pэкс Бриг Мерк 15
Регистрация
15 Сен 2008
Сообщения
5.114
Реакции
1.176
Возраст
69
Местонахождение
Сузун НСО
Имя
Валентин Владимирович Федотов
Техника
снегоходы "рыбак 2м",дискоход "Поиск" ,Форд-Гранада-турнир.
И всетаки , Валентин, какой должна быть гусеница?

Михаил,вопрос слишком общий,по-моему.Такой же ответ тебе не будет интересен,требования известны.Может будет
интересно ,почему я выбрал такой тип для мини-снежика,глянь в темку "снегоход-картоп 2м",на 1стр.
На скоростные,мощные снегоходы я бы не стал ставить движитель Неждановского однозначно.
 
Гусеницы для снегоходов и спецтехники
Сверху Снизу