Гусеницы для снегоходов и спецтехники

Fantomas

Активный участник
Регистрация
17 Янв 2009
Сообщения
741
Реакции
15
Местонахождение
г. МО Ярославка. Пушкино - Софрино - д.Григорково
Имя
Алексей
Техника
Мотоцыклет Suzuki Boulevard M50, Автомобиль Нива и Соболь, Тайги и квадра теперь нет...
Заказал новые термисторы, на 10 кОм. При 100 кОм сопротивление R2 в делителе по краям диапазона порти картину.
Углубляюсь в изучение полиноминальных уравнений, если есть тут кто знает хорошо алгебру школьного курса буду благодарен за помощь (нужно решить систему уравнений).
Попутно подыскиваю нормальный ртутный градусник до 200 и более градусов, так как электронный термометр скутерок с которым сравнивались показания, кажется сам не особо точный.
Просто кроме него мне 200 градусов померить больше нечем было, приходилось использовать его.
 

Fantomas

Активный участник
Регистрация
17 Янв 2009
Сообщения
741
Реакции
15
Местонахождение
г. МО Ярославка. Пушкино - Софрино - д.Григорково
Имя
Алексей
Техника
Мотоцыклет Suzuki Boulevard M50, Автомобиль Нива и Соболь, Тайги и квадра теперь нет...
Повозился сегодня еще чуток.
В программу ввел дополнительную переменную которая автоматически корректирует значение АЦП в зависимости от его значения.

Откопал старый снегоходный термометр, которые я в то время продвигал тут на форуме. Эти термометры делались как я уже говорил на предприятии по изготовлению термоприборов для пищевой промышленности. Сейчас не помню точно какие у него погрешности но точность не хуже чем у "термико" в нем используются трех проводные терморезистивные (не термисторы) датчики так что я взял его значения за эталонные.

Вообщем удалось добиться расхождения мах 1.5 градуса при температуре 200С.

Но тут вылезла другая бяка.
Дело в том что при высоких температурах (примерно от 160С до 200С) сопротивление термистора меняется очень незначительно. То есть например при температуре +25С сопротивление = 100 кОм, и при падении t на один градус то есть до 24С сопротивление будет = 80кОм, разница аж 20 кОм, а вот при 190С сопротивление = 100 Ом и при падении скажем даже на 5 градусов будет составлять = 95 Ом, то есть всего 5 Ом на 5 градусов!
По этому 10 битный АЦП контроллера не может уловить такие небольшие изменения сопротивления и из за этого шаг температуры увеличивается.
Например до 160 С температура растет плавно, отображаются десятые доли градуса, то выше каждый шаг изменения температуры начинает нарастать.
Чтоб более наглядно было давайте так напишу.

Рост t до 160С для примера с шагом в 0,5С:
100,5 - 101,0 - 101,5 - 102,0 - 102,5 - 103,5 - 104,0 - 104,5 - 105,0 - 105,5 - 106,5 - 107,0 - 107,5 - 108,0

Рос t > 160C
160.0 - 165.0 - 170.0 - 175.0 - 180.0 - 185.0 - 190.0 - 195.0 - 200.0

То есть индикация с 190С прыгает сразу на 195С пропуская 191 - 192 - 193 - 194, но само значение температуры в норме. Если на эталонном 190 то и на моем 190, если на эталонном 193,5 то на моем все еще 190, а вот как только на эталонном 195 то и на моем сразу становиться 195.

Расхождение в коммерческом диапазоне температур (-20 +100) достаточно низкие, около 0,5 - 1 градус.
Расхождение в диапазоне +100 - +200 градусов от 1 до 1,5 максимум на температурах от 160 до 200 градусов.

Теперь нужно сделать нормальный датчик, запаять его в металлическую гильзу и протестировать на чем нибудь.
Плюс буду допиливать прошивку и тестировать в отрицательных температурах.
Может удастся найти внешний 12 битный (а может и 16 битный) АЦП но это уже удорожает и усложняет конструкцию.
Вообщем поживем увидим.
 

Fantomas

Активный участник
Регистрация
17 Янв 2009
Сообщения
741
Реакции
15
Местонахождение
г. МО Ярославка. Пушкино - Софрино - д.Григорково
Имя
Алексей
Техника
Мотоцыклет Suzuki Boulevard M50, Автомобиль Нива и Соболь, Тайги и квадра теперь нет...
Вот немного фото из моей гаражной лаборатории )))
На самый нижний экран большого измерителя не обращайте внимания, это датчик второго канала я его не использовал, он просто лежит в сторонке.

Датчики варятся в адской жиже


Сначала нагрев до 200С


Потом пошло плавное остывание








Датчики вынуты из нагрева и лежат на верстаке
 

Fantomas

Активный участник
Регистрация
17 Янв 2009
Сообщения
741
Реакции
15
Местонахождение
г. МО Ярославка. Пушкино - Софрино - д.Григорково
Имя
Алексей
Техника
Мотоцыклет Suzuki Boulevard M50, Автомобиль Нива и Соболь, Тайги и квадра теперь нет...
На выходных сделал датчик.

В болте М6 просверлил канал диаметром 3.2мм не доходя до конца болта примерно 3-4мм.
Вниз положено кольцо из второпласта в качестве изолятора.
Выводы термистора одеты в тонкую трубку всё из того же PTFE.
Выводы загнуты и спаяны тугоплавким припоем. Сверху одета силиконовая трубка и кембрик из стеклоткани (стандартная изоляция снятая с термостойких проводов).
После все залито поксиполом. Нижняя часть канала заполнена термопастой.











 

Fantomas

Активный участник
Регистрация
17 Янв 2009
Сообщения
741
Реакции
15
Местонахождение
г. МО Ярославка. Пушкино - Софрино - д.Григорково
Имя
Алексей
Техника
Мотоцыклет Suzuki Boulevard M50, Автомобиль Нива и Соболь, Тайги и квадра теперь нет...
Пока не для чего конкретного, просто в таком виде показания более статичны, если на голый сенсор дует легкий сквознячок то показания уже меняются. Или если даже просто помахать рукой около него, показания при этом так же изменяться.

Вообще думаю поставлю в машину, врежу в патрубок охлаждения, покатаюсь посмотрю как себя покажет. Просто ничего двухтактного с воздушным охлаждением у меня не осталось.

Еще на основе этого термометра сделаю термостат для управление включением и выключением тепловой пушки от автобуса "экарус" которая обогревает мой гараж. Вся штатная система запуска еле работает. Термостат будет управлять насосом подачи топлива, включать накальную свечу, контролировать температуру выходящего воздуха, измерять температуру в гараже и исходя из этого регулировать подачу топлива тем самым регулировать температуру. Так же будет продувать печку после окончания горения.
Вообщем идей много.
 

Nazar84

Новенький
Регистрация
13 Янв 2017
Сообщения
33
Реакции
1
Возраст
39
Местонахождение
лен обл. п Приладожский
Имя
серега
Техника
CKI- DOO ТУРИСТ 500
голова однако.
буду следить за развитием событий дальше.
 

вик-ос

Активный участник
Регистрация
2 Мар 2016
Сообщения
692
Реакции
95
Местонахождение
регион 42
Имя
Виктор Александрович
Откопал старый снегоходный термометр, которые я в то время продвигал тут на форуме. Эти термометры делались как я уже говорил на предприятии по изготовлению термоприборов для пищевой промышленности. Сейчас не помню точно какие у него погрешности но точность не хуже чем у "термико" в нем используются трех проводные терморезистивные (не термисторы) датчики так что я взял его значения за эталонные.
А в какое время эти термометры делались, и можно ли сейчас их где нибудь "откопать" .Интересуюсь для приобретения.
 

Fantomas

Активный участник
Регистрация
17 Янв 2009
Сообщения
741
Реакции
15
Местонахождение
г. МО Ярославка. Пушкино - Софрино - д.Григорково
Имя
Алексей
Техника
Мотоцыклет Suzuki Boulevard M50, Автомобиль Нива и Соболь, Тайги и квадра теперь нет...
Боюсь что маловероятно. Это направление развивал один из сотрудников. Потом он ушел, прихватив с собой все разработки схемы и прошивки.
Предприятию было не интересно и это направление забросили.
Обратите внимание на компанию "ТЕРМИКО". У них и ассортимент большой и обслуживание и гарантия.
 

Yriyp

Новенький
Регистрация
16 Апр 2017
Сообщения
5
Реакции
0
Возраст
48
Местонахождение
Пермь
Имя
Юрий
Техника
BRP
Недурно!
 

Fantomas

Активный участник
Регистрация
17 Янв 2009
Сообщения
741
Реакции
15
Местонахождение
г. МО Ярославка. Пушкино - Софрино - д.Григорково
Имя
Алексей
Техника
Мотоцыклет Suzuki Boulevard M50, Автомобиль Нива и Соболь, Тайги и квадра теперь нет...
На этих выходных почти не было времени позаниматься с приборчиком. Накидал только две печатные платки (только развел и перенес на текстолит) но пока еще не вытравил. Будет плата с источником опорного напряжения, свободным полем для установки доп деталей (может регулятор или доп защита от перенапряжения или еще чего) делителями для двух каналов (для двух аналоговых датчиков) и один канал для цифрового датчика (-50 до +125), что бы измерять температуру окружающей среды. Вторая плата это экран с двумя семисегментыми индикаторами в каждом по 4 разряда.
Это платки все еще продолжение теста, просто надоели мне эти висящие провода. Но из них и отладочной платы получиться неплохой бутерброд (платы стоят друг над другом) на них будут разъемы и всё это можно будет уже запихнуть в какой нибудь корпус.

Допилил код. Применил оверсемплинг для снятия значений с аналого цифрового преобразователя. То есть это как бы виртуальное увеличение разрядности АЦП. Но оно конечно не заменит настоящего 16 битного АЦП но общую картину немного улучшает. Я пока не проверял этот вариант кода при температуре выше 100 градусов но в диапазоне от -10 до +100 отклонения минимальны, максимум +0,5 градуса.
Думаю что ловить десятые доли это уже глупость, главное что бы не было больших расхождений например > или < 2-3 градусов.
Вообщем протестю при больших температурах, будет видно.

Платки выглядят вот так, надеюсь на следующих выходных вытравлю и соберу.

 

Пафнутий

Старожил
Регистрация
9 Июн 2011
Сообщения
1.269
Реакции
17
Возраст
37
Местонахождение
МО, Солнечногорск
Имя
Павел
Техника
BWS100, Yamaha MT-09, Grizzly700Special Edition, Assault 800/12, SuperJet700
Серьезная работа проделана! Красавчик!
 

Fantomas

Активный участник
Регистрация
17 Янв 2009
Сообщения
741
Реакции
15
Местонахождение
г. МО Ярославка. Пушкино - Софрино - д.Григорково
Имя
Алексей
Техника
Мотоцыклет Suzuki Boulevard M50, Автомобиль Нива и Соболь, Тайги и квадра теперь нет...
Вот подготовил платки к переносу на текстолит с помощью лазерного утюга.


Вытравил, запаял детали и собрал. Дописал программу для вывода значений датчиков на два экрана.
Сейчас показывает температуру за окном (верхний индикатор) и дома (нижний)


Из последнего:
1.Временно отключил усреднение по скользящей средней, на первый взгляд метод оверсемплинга сам неплохо усредняет значения, а усреднение требует введения коррекции. Как будет лучше, станет понятно после теста (нагрев до 200`С). Без усреднения показания почти стабильны, только иногда в течении 1-2 секунд значение скачет на +-0,1 (переходные процессы в термисторе). Можно забить или ввести программный гистерезис что бы не было болтанки.

2.Показания с датчиков снимаются поочередно каждые пол секунды (500 микросекунд) думаю что так датчики не оказывают влияния друга на друга, так как при снятии показаний с одного нет просадки напряжения на другом, точность выше.

3.Сделал возможность регулировки яркости.

В целом, уже в таком виде его можно впихнуть в распаечную коробку прорезать отверстия для индикаторов и ставить на какой нибудь двухтактный мопэд.
Как я ранее говорил я сначала покатаю его в авто, так как не снегохода не квадра у меня уже нет. Остался только мотоцикл но он уже четырехтактный и с водяным охлаждением, так что проще на авто.

О дальнейших тестах и результатах отпишусь.
 

Fantomas

Активный участник
Регистрация
17 Янв 2009
Сообщения
741
Реакции
15
Местонахождение
г. МО Ярославка. Пушкино - Софрино - д.Григорково
Имя
Алексей
Техника
Мотоцыклет Suzuki Boulevard M50, Автомобиль Нива и Соболь, Тайги и квадра теперь нет...
На скорую руку по кипятил немного датчик в обычной воде. В глицерине буду кипятить когда приеду на дачу в гараж.


Сравнивал вот с таким вот китайским термометром, у него заявлена точность +- 1`C вообщем сойдет.


Это в морозилке, так как у контрольного прибора щуп не выносной то пришлось положить его в морозилку целиком, через 10 минут он замерз и вообще отказался работать. Потом оттаял и заработал.


И это комнатная температура двух датчиков.
 
  • Мне нравится
Реакции: Alle

Fantomas

Активный участник
Регистрация
17 Янв 2009
Сообщения
741
Реакции
15
Местонахождение
г. МО Ярославка. Пушкино - Софрино - д.Григорково
Имя
Алексей
Техника
Мотоцыклет Suzuki Boulevard M50, Автомобиль Нива и Соболь, Тайги и квадра теперь нет...
Да честно говоря я просто разработчик так сказать. Это я всё делаю на голом энтузиазме и что бы с народом поделиться.
На счет производства я еще не думал. Время нет на это.
Может ради эксперемента сделаю еще одну версию и отправлю её кому нибудь на тест.
 

Fantomas

Активный участник
Регистрация
17 Янв 2009
Сообщения
741
Реакции
15
Местонахождение
г. МО Ярославка. Пушкино - Софрино - д.Григорково
Имя
Алексей
Техника
Мотоцыклет Suzuki Boulevard M50, Автомобиль Нива и Соболь, Тайги и квадра теперь нет...
Ну если до этого дойдет дело, то я дам знать.
 

Fantomas

Активный участник
Регистрация
17 Янв 2009
Сообщения
741
Реакции
15
Местонахождение
г. МО Ярославка. Пушкино - Софрино - д.Григорково
Имя
Алексей
Техника
Мотоцыклет Suzuki Boulevard M50, Автомобиль Нива и Соболь, Тайги и квадра теперь нет...
Да собственно стоит на подоконнике, меряет температуру дома и за окном... К слову сказать работает круглосуточно.

Я смотрю у народа интереса особо нет.

Что бы полноценно использовать на снегоходе нужно делать кольца для датчиков (кольца под свечку), а это токарка. Все знакомые токаря разбежались, а у меня такого материала нет (мог бы и сам вытачить, токарный станок есть). Да и вообще лето сейчас )))

Я сейчас на лето переехал на дачу, поближе к гаражу ))) так что может времени будет больше для экспериментов.
 

Сибиряк88

Старожил
Регистрация
29 Янв 2012
Сообщения
1.674
Реакции
22
Возраст
36
Местонахождение
Красноярский край. Сейчас в Новосибирске.
Имя
Иван
Техника
Тайга СТ500Д, Буран, Восход 3М, Вихрь 30, китайская эл.станция 0,8кВт, 11кг:)

Fantomas

Активный участник
Регистрация
17 Янв 2009
Сообщения
741
Реакции
15
Местонахождение
г. МО Ярославка. Пушкино - Софрино - д.Григорково
Имя
Алексей
Техника
Мотоцыклет Suzuki Boulevard M50, Автомобиль Нива и Соболь, Тайги и квадра теперь нет...
О массовом производстве я пока сильно не задумывался.
Если будет время то перепишу программу под ATMega8 она по дешевле + дополню вольтметром, все равно задействовано пока только 2 аналоговых входа из шести, да и код увеличиться не значительно. Сделаю все на smd компонентах, так компактнее.

Ну и если хотите отправлю вам на тестирование. Только повторяюсь, я не знаю что делать с кольцами под свечку, вытачивать пока негде, нужно искать.
 
Гусеницы для снегоходов и спецтехники
Сверху Снизу