Вводная часть
С детства люблю рассматривать географические карты. Всегда мысленно представляю те или иные места, как они выглядят, как и на чём туда можно добраться, какие там могут быть сложности. А романтика Севера, наверное, где-то в крови на подсознательном уровне. Снегоходы для меня ближе всех других транспортных средств. Поэтому и тянет меня каждую зиму куда-нибудь подальше от цивилизации, туда, где на карте пока для меня «белые пятна», где я ещё не был. И вот очередным местом, куда меня полтора года назад начало неудержимо тянуть, стало плато Путорана.
Затерянный мир, как ещё называют вулканическое плато Путорана, расположен в южной части Таймыра, в его основании, там, где полуостров переходит в Азиатский материк. Силы земли за многие тысячелетия, куполом подняли этот участок суши, сложенный базальтами. Этот район необитаемый и труднодоступный, здесь нет, и никогда не было каких-либо постоянных населённых пунктов. Плато Путорана сохранило первозданную природу Сибири с хрустально чистыми реками, мириадами водопадов, падающих со склонов "столовых" гор, непроходимой тайгой, непугаными животными и таежными духами. Суров, но прекрасен этот заполярный мир.
Необъяснимое чувство, когда понимаешь, что туда тебе надо. Объективно невозможно выявить первопричины выбора и когда точно зародилась эта идея. Но в какой-то момент задумка овладевает всем твоим сознание. И цель чётко ясна, остаётся доработать детали…
Подготовка маршрута
Изначально видится две большие сложности при подготовке маршрута на плато Путорана. Во-первых, всё, что связано с полностью автономным тысячекилометровым маршрутом. Во-вторых, это доставка снегоходов в точку старта маршрута и последующий вывоз снегоходов.
Маршрут продумывали обязательно кольцевой. Рассматривался вариант старта с Дудинки или Норильска, но доставка снегоходов туда возможна только транспортной авиацией или пароходом в летнюю навигацию. Ни тот, ни другой вариант нам не подходит. Единственный правильный выбор – город Игарка, куда от Уренгоя идёт автозимник Новозаполярный-Ванкор-Прилуки. Соответственно, маршрут строили из соображений старта и финиша в городе Игарка. Очень помог при проработке маршрута Григорий Евлаш из Норильска. Совместно определили наиболее интересные и достопримечательные места на плато Путорана, обсудили возможные трудности на пути. Затем какие-то детали по пути до плато проработали сами. В планах получился маршрут около 1000 км протяжённостью. Четверо человек на четырёх снегоходах. Это уже традиционный наш количественный состав из-за удобства размещения в зимней палатке именно четырёх человек.
Параллельно с проработкой снегоходного маршрута, занимались подготовкой автомобильной части нашей поездки. Было решено гнать три джипа: два с большими прицепами под два снегохода и один с «мыльницей» под сани, канистры и прочий шмурдяк. Проблемой было оформить пропуска на автозимник через Ванкор, который принадлежит дочернему обществу «Роснефть». Но нашли пути и смогли заблаговременно всё сделать.