"Проходимец" двухгусеничный. Мечты и реальность. От наброска до реализации в металле.

Гусеницы для снегоходов и спецтехники

аркадий 1951

Старожил
Регистрация
15 Окт 2011
Сообщения
1.505
Реакции
629
Возраст
72
Местонахождение
Пермский Край с. Бершеть
Имя
Аркадий Геннадьевич
Техника
снегоходы и Аэросани - всё самодельное.
Валерий Васильевич, а вы разве против маятниковой задней подвески? Я как раз делаю, но могу подойти гибче к работе, то есть осуществить блокировку маятника, технически это несложно.
Странное ваше рассуждение по поводу пользы от качающегося заднего модуля . Плюс толкача с такой маятниковой подвеской в том , что у него она даёт постоянный и равномерный контакт при движении по неровной поверхности.
Конечно, при езде по ровному полю маятниковая подвеска будет ни к чему, а вот переехать кочку , лог с крутым переломом на везде и выезде и бровку у дороги, она как раз будет кстати. Ничего блокировать не надо.
Эх Васильевич, мудрёно сказал и я не понял, о каком таком переменном моменте сопротивления говоришь ?
Возьмём за основу , главная задача гусеничного модуля (как и колеса) создать тяговое усилие для движения и прикладывается оно в оси колеса , а в нашем случае в оси маятника.
ГДЕ ДОЛЖНА БЫТЬ эта ось ? Ответ -- как можно ниже к поверхности , тогда влияние качания модуля на поступательное движение снегохода сводится к минимуму .
 

dakota

Вождь
Регистрация
12 Янв 2013
Сообщения
5.764
Реакции
2.199
Возраст
56
Местонахождение
Snow
Имя
Ильгиз Раисович
Техника
Снегоходные самоделки
Хорошо я сейчас покажу фото, Аркадий покажите где ось ставить по высоте? Также, толкачи делал, но возникала проблема по оси качения вдоль, по расчетам одно на практике другое, опять же и снег постоянно разный.
На этом делаю возможность перемещения осей, выяснить золотую середину.
Кронштейн еще не отпилил...
IMG_20191116_181342.jpg
 

dakota

Вождь
Регистрация
12 Янв 2013
Сообщения
5.764
Реакции
2.199
Возраст
56
Местонахождение
Snow
Имя
Ильгиз Раисович
Техника
Снегоходные самоделки
Можно вот так, если пересверлить, то можно еще еще ни
IMG_20191116_181558.jpg
же ось
 

mehatronik-68

Ветеран
Регистрация
1 Дек 2010
Сообщения
8.668
Реакции
2.710
Возраст
55
Местонахождение
Пермский край г.Горнозаводск
Имя
Александр
Техника
Всяконькая по немножку.
Если внимательно прочитать тему,то видно,что пока никто и не задействовал теорию. Есть только "мнения". Большинство в раздумьях. Есть и категорические противники такой схемы (Александр и Игорь). Думаю,их ошибка в том,что они рассматривают спарку,как два букса,забывая,что это взаимозависимая система. Тяжело задней секции(модулю),тяжело будет и передней.
Честно скажу,у меня нет твердого мнения. При езде по горизонтали вроде бы должна быть синхронизация. Как будет при езде в горку? Не знаю.
Вот и жду с нетерпением спарку Ильгиза. Жаль,что он внесет в нее еще одну неопределенность-маятниковую подвеску заднего модуля.
Система разумеется взаимозависима, но на уровне сцепления с опорной поверхностью. Мои предположения о срыве переднего модуля и касались езды в подъём, когда центр масс начнёт смещаться к задней части снегохода. В этот момент изменятся давления на грунт у обеих модулей. У переднего оно уменьшится и может произойти срез снежного покрова с пробуксовкой гусеницы. Не забываем, что передний модуль ещё встретит лобовое сопротивление. Впрочем про срыв, это пока только гипотеза однако.
 

dakota

Вождь
Регистрация
12 Янв 2013
Сообщения
5.764
Реакции
2.199
Возраст
56
Местонахождение
Snow
Имя
Ильгиз Раисович
Техника
Снегоходные самоделки
Интересная работа, впервые так делаю, по советам других, что то должно получится.
Все, так будет, ниже только пересверливать, еще ниже под раму не пойдет, 15 профиль.
IMG_20191116_183243.jpg
 

sibir

Ветеран
Регистрация
9 Ноя 2012
Сообщения
2.043
Реакции
1.078
Возраст
73
Местонахождение
г.Снежинск,Челябинская обл.
Имя
Валерий Васильевич
Техника
Нью Актион. с/х Тритон
....Странное ваше рассуждение по поводу пользы от качающегося заднего модуля ....
Аркадий Геннадьевич! Давайте все-таки уточним наши ожидания. Для меня это проверка концепции синхронной работы двух автономных ,но взаимозависимых модулей. Для Вас -это удовлетворение Ваших желаний по конструкции. Качающийся задний модуль осложняет понимание работы всей системы.
В любом случае буду с нетерпением ждать результатов.
 

DIV74

Ветеран
Регистрация
2 Авг 2017
Сообщения
2.799
Реакции
1.359
Возраст
49
Местонахождение
Казань
Имя
Игорь
Техника
Skoda Yeti
Ильгиз, на фото я так понимаю задний модуль?
 

аркадий 1951

Старожил
Регистрация
15 Окт 2011
Сообщения
1.505
Реакции
629
Возраст
72
Местонахождение
Пермский Край с. Бершеть
Имя
Аркадий Геннадьевич
Техника
снегоходы и Аэросани - всё самодельное.
Точное расположение места оси качания маятника на модуле будет уточняться в ходе испытаний. Надо иметь возможность менять её в опытной конструкции. Пока Ильгиз придерживайся схемы.
Вариант с более низким расположением предпочтителен. У Миши Акулова ось качания вообще расположена на склизе, и я считаю это правильно. А вилку маятника можно сделать согнутой вниз , как кочергу.
Подшипник на оси я бы никогда не стал ставить. Считаю это ненужным излишеством. На Проходимце мы ограничились просто болтом , который шплинтуется проволокой . Гайка болта просто приварена к горизонтальной трубке рамы модуля. Гаек можно приварить несколько . Лишние потом можно отпилить и зачистить трубку. Вилка переднего модуля крепится так же просто на два болта. Разбирать хорошо.Вывернул два болта и выкатил модуль .
У Проходимца кардан сам выпадет , а у тебя Ильгиз, тросик газа надо будет снять
 

dakota

Вождь
Регистрация
12 Янв 2013
Сообщения
5.764
Реакции
2.199
Возраст
56
Местонахождение
Snow
Имя
Ильгиз Раисович
Техника
Снегоходные самоделки

mehatronik-68

Ветеран
Регистрация
1 Дек 2010
Сообщения
8.668
Реакции
2.710
Возраст
55
Местонахождение
Пермский край г.Горнозаводск
Имя
Александр
Техника
Всяконькая по немножку.
Сейчас в голову пришло то, что в подъёме или спуске давление на грунт будет меняться ещё интереснее. Ведь опорные пощади уже стоит принимать как проекции на горизонтальную плоскость.
 

аркадий 1951

Старожил
Регистрация
15 Окт 2011
Сообщения
1.505
Реакции
629
Возраст
72
Местонахождение
Пермский Край с. Бершеть
Имя
Аркадий Геннадьевич
Техника
снегоходы и Аэросани - всё самодельное.
Сейчас в голову пришло то, что в подъёме или спуске давление на грунт будет меняться ещё интереснее. Ведь опорные пощади уже стоит принимать как проекции на горизонтальную плоскость.
Замечено правильно , но вот насколько сильно изменится удельное давление надо посчитать при угле в 30 градусов.
Страшней всего то , что от разложения силы тяжести на силу перпендикулярную поверхности (она то как раз станет меньше и уменьшит удельное давление , снизив сцепление , а при вертикальном подъёме она равна нолю )
Вторая составляющая , будь она неладна, направленная вдоль поверхности тащит нас назад . Чем круче угол , тем она больше и при вертикали она вырастает до значения равного полному весу.
 

mehatronik-68

Ветеран
Регистрация
1 Дек 2010
Сообщения
8.668
Реакции
2.710
Возраст
55
Местонахождение
Пермский край г.Горнозаводск
Имя
Александр
Техника
Всяконькая по немножку.
30 градусов, это треть от девяноста. Вот ориентирововочно на столько и вырастет удельное давление на обеих модулях, только с одной поправкой, что смещённый центр масс разгрузит передний и загрузит задний. Впрочем водитель это не мешок картошки, он так-же попытается принять вертикальное положение сместившись вперёд.
 

аркадий 1951

Старожил
Регистрация
15 Окт 2011
Сообщения
1.505
Реакции
629
Возраст
72
Местонахождение
Пермский Край с. Бершеть
Имя
Аркадий Геннадьевич
Техника
снегоходы и Аэросани - всё самодельное.
30 градусов, это треть от девяноста. Вот ориентировочно на столько и вырастет удельное давление на обеих модулях, только с одной поправкой, что смещённый центр масс разгрузит передний и загрузит задний. Впрочем водитель это не мешок картошки, он так-же попытается принять вертикальное положение сместившись вперёд.
Александр Борисович, я сейчас постараюсь развенчать твой неправильный вывод об общем увеличении удельного давления под гусеницей (или лыжей) при движении в гору. Перераспределение давления по длине площади будет, но только потому, что центр тяжести находится не на самой площади, а немного выше. Примем условно на высоте 0,4 м - это чуть выше платформы модуля . Там же и подножки водителя , который привстал в подъём. (он же не мешок картошки).:). Так вот при угле подъёма в 30 градусов смещение общего центра тяжести к заду будет равно 0,2 м . Надо 0,4 м умножить на синус 30 гр.=0,5. При движении по горизонтали мы можем заметить такое смещение водилы на зад?
Спорить не буду, конечно заметим, особенно в мягком снегу. Но насколько велико будет изменение уд . давления по отношению к общему в процентах .? может быть не так уж и много ? Валерий Васильевич посчитает на раз , да и мне
нарисовать эпюры не трудно для наглядности. Но я сейчас не об этом хотел сказать. Давление на наклонную поверхность от веса уменьшается по закону косинуса. Косинус 30 градусов равен 0,866.
Если снегоход Проходимец весит вместе с водителем 260 кг, а опорная площадь двух гусениц в сумме равна 1 м . то удельное давление будет =260 кг/м. ----- это при движении по горизонтали.
При движении в гору давление на поверхность СНИЖАЕТСЯ на 0,866 и будет уже 260 *0,866=225,16 кг. ПЛОЩАДЬ контакта ПРЕЖНЯЯ = 1 м (здесь Саша у тебя ошибка) !!! Значит общее удельное давление будет МЕНЬШИМ = 225,16 кг/м.
Другое дело, что произойдёт перераспределение его по длине . С этом не спорю, -- надо рисовать эпюру. Может быть не в этом причина трудности езды в подъем по слабому грунту ? А скорей всего нам больше создаёт проблему ,
появившаяся на наклонной плоскости , сила являющаяся составляющей от веса . А величина её гигантская по нашим меркам, - это 260 кг умножаем на синус 30 градусов = 0,5 и получаем составляющую от веса =130 кг.
Эта сила держит нас за хвост. :disgust::down:.
 

dakota

Вождь
Регистрация
12 Янв 2013
Сообщения
5.764
Реакции
2.199
Возраст
56
Местонахождение
Snow
Имя
Ильгиз Раисович
Техника
Снегоходные самоделки
Ильгиз, основную роль будет играть задний модуль. Если он качается,то будет меняться момент сопротивления. Это скажется на поведении переднего. Если будет возможность блокировки,то это замечательно!!!
Да, я это сделаю. Более того на одной экспериментальной модели снегоход с качающимся передним модулем делал ограничители. Полностью и частично ограничением вниз или вверх. Проверял поведение в снегу.
У меня вопрос. Передний модуль, поворотный шкворень.угол задавать или вертикально 90гр. Вообще есть смысл на такой технике угол делать?
 

аркадий 1951

Старожил
Регистрация
15 Окт 2011
Сообщения
1.505
Реакции
629
Возраст
72
Местонахождение
Пермский Край с. Бершеть
Имя
Аркадий Геннадьевич
Техника
снегоходы и Аэросани - всё самодельное.
Да, я это сделаю. Более того на одной экспериментальной модели снегоход с качающимся передним модулем делал ограничители. Полностью и частично ограничением вниз или вверх. Проверял поведение в снегу.
У меня вопрос. Передний модуль, поворотный шкворень.угол задавать или вертикально 90гр. Вообще есть смысл на такой технике угол делать?
Ильгиз , мы сделали шкворень вертикально. Побоялись , что будет трудно рулить . Гусеница очень широкая и с наклонным шкворнем её придётся наклонять набок РУКАМИ :flex:.
В мягком наклон может быть полезен , а вот на дороге без усилителя будет трудно.
 

dakota

Вождь
Регистрация
12 Янв 2013
Сообщения
5.764
Реакции
2.199
Возраст
56
Местонахождение
Snow
Имя
Ильгиз Раисович
Техника
Снегоходные самоделки
Ильгиз , мы сделали шкворень вертикально. Побоялись , что будет трудно рулить . Гусеница очень широкая и с наклонным шкворнем её придётся наклонять набок РУКАМИ :flex:.
В мягком наклон может быть полезен , а вот на дороге без усилителя будет трудно.
Понял. Так же рассуждаю. Александр ранее говорил, что на дальняк ехать тяжело.
Передний привод ворочить с мотором.:flex::flex:
 

mehatronik-68

Ветеран
Регистрация
1 Дек 2010
Сообщения
8.668
Реакции
2.710
Возраст
55
Местонахождение
Пермский край г.Горнозаводск
Имя
Александр
Техника
Всяконькая по немножку.
Аркадий Геннадьевич, ваши суждения верны только в одном случае - снегоход привязан к некой точке выше, в горе. Если учитывать как будут распределяться нагрузки, то выглядеть всё будет иначе. В работу вступают грунтозацепы. Проводим горизонтальные отрезки от вершин грунтозацепов до плоскости нижней ветви гусеницы и умножаем на ширину гусеницы. Вот по сумме этих площадей и будем считать удельное давление. Я думаю, что расчётная опорная площадь не будет превышать площадь проекции гусеницы. Это ещё грунтозацепы в снег засадить до упора нужно, иначе ещё хуже получается.
 

mehatronik-68

Ветеран
Регистрация
1 Дек 2010
Сообщения
8.668
Реакции
2.710
Возраст
55
Местонахождение
Пермский край г.Горнозаводск
Имя
Александр
Техника
Всяконькая по немножку.
Думаю, что по той самой причине, на той-же гусенице буксировщика или бурановской, грунтозацепы меньше чем у горника. Если выбрасывать снег с большой скоростью не получается, то грунтозацеп на бурановскую расчитывался с учётом максимально возможного преодолеваемого подъёма. Иначе, при длинных грунтозацепах, эпюры перекрываться начинают и теряют всяческий смысл.
 

аркадий 1951

Старожил
Регистрация
15 Окт 2011
Сообщения
1.505
Реакции
629
Возраст
72
Местонахождение
Пермский Край с. Бершеть
Имя
Аркадий Геннадьевич
Техника
снегоходы и Аэросани - всё самодельное.
Аркадий Геннадьевич, ваши суждения верны только в одном случае - снегоход привязан к некой точке выше, в горе. Если учитывать как будут распределяться нагрузки, то выглядеть всё будет иначе. В работу вступают грунтозацепы. Проводим горизонтальные отрезки от вершин грунтозацепов до плоскости нижней ветви гусеницы и умножаем на ширину гусеницы. Вот по сумме этих площадей и будем считать удельное давление. Я думаю, что расчётная опорная площадь не будет превышать площадь проекции гусеницы. Это ещё грунтозацепы в снег засадить до упора нужно, иначе ещё хуже получается.
Александр , почему тебя интересует только проекция опорной площади на горизонталь?
Ведь для получения силы трения о грунт , на него надо надавить (прижаться хотя бы , в случае очень большого угла подъёма , при угле в 90 гр. сила = 0 ). Уменьшается составляющая от веса , значит уменьшается и уд. давление.
Роль грунтозацепов притянута за уши . Попробуй нарисовать схему контакта гусеницы с наклонной поверхностью, Обозначь правильно силы действующие на неё и обозначь площадь контакта. (она ведь неизменна).
Мы с тобой Александр, говорим об изменении разных величин . Я говорю о СИЛАХ , а ты о ПЛОЩАДЯХ. Удельное давление между прочим учитывает эти величины вместе кг/м2. До определённого предела увеличение удельного давления
увеличивает тягу движителя. Предел прочности на срез слабого грунта ограничивает возрастающую кривую тяги . Но это другая тема для разговора , где Александр ты игнорировал конечность роста и делал не правильные выводы.
 

стряпчий

Ветеран
Регистрация
2 Янв 2011
Сообщения
4.018
Реакции
4.413
Возраст
47
Местонахождение
Пермь
Имя
Андрей
Техника
SWT: Yeti69/Army69, RXP215, ГАЗ-66, Сокол, Brig380+Merc30M и т.д.
30 градусов, это треть от девяноста. Вот ориентирововочно на столько и вырастет удельное давление на обеих модулях, только с одной поправкой, что смещённый центр масс разгрузит передний и загрузит задний. Впрочем водитель это не мешок картошки, он так-же попытается принять вертикальное положение сместившись вперёд.
Классовые физику и экономику я уже способен пережить :)
Но при столкновении с классовой геометрией - чуть сердце не тормознуло :)
Ладно, что знакомые слова синус и косинус всё же увидел.
Давление на наклонную поверхность от веса уменьшается по закону косинуса. Косинус 30 градусов равен 0,866.
Если снегоход Проходимец весит вместе с водителем 260 кг, а опорная площадь двух гусениц в сумме равна 1 м . то удельное давление будет =260 кг/м. ----- это при движении по горизонтали.
При движении в гору давление на поверхность СНИЖАЕТСЯ на 0,866 и будет уже 260 *0,866=225,16 кг. ПЛОЩАДЬ контакта ПРЕЖНЯЯ = 1 м (здесь Саша у тебя ошибка) !!! Значит общее удельное давление будет МЕНЬШИМ = 225,16 кг/м.
Другое дело, что произойдёт перераспределение его по длине . С этом не спорю, -- надо рисовать эпюру. Может быть не в этом причина трудности езды в подъем по слабому грунту ? А скорей всего нам больше создаёт проблему ,
появившаяся на наклонной плоскости , сила являющаяся составляющей от веса . А величина её гигантская по нашим меркам, - это 260 кг умножаем на синус 30 градусов = 0,5 и получаем составляющую от веса =130 кг.
Эта сила держит нас за хвост. :disgust::down:.
Мыслей у меня две.
Вы совершенно зря ударяетесь в легенду про подъёмы в 30 градусов. Нет таких подъёмов в нашей с вами реальности. НЕТ!
Желающие могут поиграться с наглядной картинкой http://stroydocs.com/calc/slope
И очень хорошая статья про уклоны горнолыжек. http://skiexpert.ru/article/gradient/
Горнолыжки на глаза ведь попадаются? Вот прикиньте любой из обсуждаемых аппаратов, штурмующим такие склоны "в лоб"... даже легендарный Славин "мощный утилит" :)
Это при том, что зацеп на отратраченной трассе - идеальный. Тупо механический :) Для которого длинный зацеп вреден - ибо гнётся и соскальзывает.
У нас как-то была возможность малость примериться к склону, по которому только один из товарищей-горнолыжников как-то набрался смелости съехать. "Спортивка" в Полазне.

Слева.
125 метров перепада на 500 метров длинны. Средний наклон - 25%, 14 градусов. Переменность уклона понятна, но даже 30 градусов - там точно нет :) Склон очень ссыкотный. Что сверху подойти. Что снизу его перед собой видишь.
Итог заездов - Викинг под правильным парнем выехал не с первого раза :) Разгон с водохранилища брали, к началу подъёма должен был быть полный газ, 60 км/ч, разумеется первая передача... И еле выехал. Это по следу ратрака, уже после перекристализации. Местные повеселились.
При неудачных попытках - уходил в бок, в целик и "прикапывался". Иначе просто укувыркаешься.
З.Ы.
Это всё к тому, что проблема перемещения ЦТ в подъёмах для "проходимца" в большей части надуманная. Другие цифры в реальности. Куда более добрые.
 

аркадий 1951

Старожил
Регистрация
15 Окт 2011
Сообщения
1.505
Реакции
629
Возраст
72
Местонахождение
Пермский Край с. Бершеть
Имя
Аркадий Геннадьевич
Техника
снегоходы и Аэросани - всё самодельное.
Андрей , если тебя сильно шокирует угол подъёма в 30 градусов, то его можно понизить до реальных свободно преодолеваемых углов. Я взял 30 градусов для наглядности в расчётах. Просто наглядно, -- sin 30 =0.5 , а cos 30 =0.866.
Решая задачки по физике , теоретической механике и сопромату , мы часто встречаем в задании эти величины, которые введены для упрощения решения. Там важно понять принцип расчёта . В реальных заданиях , конечно используют
реальные величины сил , углов и векторов. Андрей я прекрасно представляю угол подъёма в 30 градусов и в 45. и 90. У вас наверное сложилось мнение , что я утверждал будь-то бы , что проходимец поднимается по таким склонам.
Я сразу скажу, что не знаю придел его возможностей , но то , что возможности его выше простых снегоходов очевидно. И за счёт чего это достигнуто думаю объяснять не надо.
А вот Ратрак то в указанные вами горы выходит ! Он там работает .:Bravo:. Проходимец близок к нему по параметрам в классе мини. Если ему ещё и гусеницу поставить зубастую, то будет совсем хорошо, кроме езды наискосок по "твёрдому"
склону. А в мягком он и сейчас неплохо идёт.
 
Последнее редактирование:

Тимыч02

Активный участник
Регистрация
20 Ноя 2017
Сообщения
270
Реакции
36
Имя
Сергей
Техника
Буксировщик "Shrek"
Ратраки, для работы на крутых склонах, комплектуются лебёдками с тросами в километр.
 

mehatronik-68

Ветеран
Регистрация
1 Дек 2010
Сообщения
8.668
Реакции
2.710
Возраст
55
Местонахождение
Пермский край г.Горнозаводск
Имя
Александр
Техника
Всяконькая по немножку.
Ну значит что, ставим снегоход на попа, получаем 90 градусов, давление на грунт ноль? Ай браво!
 

DIV74

Ветеран
Регистрация
2 Авг 2017
Сообщения
2.799
Реакции
1.359
Возраст
49
Местонахождение
Казань
Имя
Игорь
Техника
Skoda Yeti
Ну значит что, ставим снегоход на попа, получаем 90 градусов, давление на грунт ноль? Ай браво!
Саш, что-то ты совсем загнался с этими углами. Если снегоход поставить на попа, то давление на грунт будет максимальным, т.к. он будет давить всей своей тяжестью на минимальную площадь поверхности грунта.
 

DIV74

Ветеран
Регистрация
2 Авг 2017
Сообщения
2.799
Реакции
1.359
Возраст
49
Местонахождение
Казань
Имя
Игорь
Техника
Skoda Yeti
Ты усвой одно, при подъёме давление на поверхность склона уменьшается - это как бы хорошо. НО появляется составляющая силы тяжести вдоль склона, которая и держит нас за задницу. Из примера Аркадия Геннадьевича видно, что эта составляющая очень значима. Настолько значима, что именно она портит нам жизнь.
 
Гусеницы для снегоходов и спецтехники
Сверху Снизу