10 лет назад. Нерюнгри - озеро Большое Токо.

Гусеницы для снегоходов и спецтехники

zimogor

Участник
Регистрация
3 Май 2010
Сообщения
178
Реакции
2
Местонахождение
Рыбинск. 89605278471@mail.ru. www.vk.com/atexnika
Имя
Аркадий. Тел: 89605278471
Техника
Снегоходы: Бурлак, Зимогор, Патруль 550SWT, Okelbo 6000
Прошло 10 лет. Это была самая непродолжительная, но самая низкотемпературная экспедиция, где мне довелось участвовать .

Маршрут: г. Нерюнгри – о. Большое Токо.
Участники: Организатор пробега - Юрий Баланев, Виктор Баланев. Мотожурналист – Иван Ксенофонтов. Аркадий Попов.
Техника: 4 снегохода «Тайга», один из них с гусеницей 600 мм.

Источник: Журнал "Мото" (Выпуск - апрель 2004 г.)
Текст и фото: Иван Ксенофонтов.
 

Вложения

zimogor

Участник
Регистрация
3 Май 2010
Сообщения
178
Реакции
2
Местонахождение
Рыбинск. 89605278471@mail.ru. www.vk.com/atexnika
Имя
Аркадий. Тел: 89605278471
Техника
Снегоходы: Бурлак, Зимогор, Патруль 550SWT, Okelbo 6000
-50о НА СОЛНЦЕ
ЯКУТСКИЕ ПЛЯСКИ


Иван КСЕНОФОНТОВ, фото автора и Аркадия ПОПОВА

"Предложение неожиданных путешествий есть урок танцев, преподанный Господом Богом", - учит нас Боконон.
Курт Воннегут, "Колыбель для кошки"


КАК НА ЛУНУ
Уж не знаю, что было резко неожиданным - предложение к путешествию или то, что я на него согласился. Звали в пик северной зимы прокатиться на снегоходах (так и сказали в телефонную трубку - "прокатиться") по солнечной Якутии. Это что, на палочке верхом вокруг клумбы во дворе? Ведь холодно, смертельно холодно! Вот уже который месяц я не мог отойти после въезда в составе команды "Мото" на Эльбрус. Так то был Эльбрус! А это - кто знает, что такое озеро Токо? А названия Нерюнгри, Становой хребет и Охотское море для москвича столь же притягательны, как названия кратеров на Луне… И еще я не переношу авиаперелеты. Не боюсь, а именно не переношу... Но вспомнил цитату из Воннегута (смотри в эпиграфе) - и согласился. А поскольку Якутия все же не Луна и способ добраться на Север содержит альтернативу, то решил: не полечу - поеду поездом. Чух-чух-чух… По дороге будет время поразмыслить, не дурак ли я, что купился на притягательность цитаты.

Пятеро суток по ж. д. скрасили знакомство с БАМом и размышления об экстримах и экстремалах. Додумался до того, что вывел: экстрим - понятие относительное. Мы едем в дикий холод и безлюдье - для нас это экстрим. А для таежного охотника или эвенка, спящих каждую стылую ночь в избенке или юрте на земле, - естественная форма обитания. И потому их экстремалами называть нельзя?.. Чушь какая-то выходит. Нет, одну мысль долго думать нельзя.


НЮРКА
Нерюнгри, а в просторечии Нюрка, - современный город в Южной Якутии. Здесь познакомился с командой. Нас четверо. Организатор пробега - глава компьютерной фирмы "КиО" Юрий Баланев, он заядлый рыбак, охотник и авантюрист, в хорошем смысле слова. Его сын - Виктор. Аркадий Попов - испытатель снегоходов из Рыбинска. Ну и я. От места старта до конечной точки маршрута - поселка Чумикан на берегу Охотского моря предстоит проехать около 1000 км и столько же в обратную сторону (если сможем вернуться). Бензин в бочках по маршруту уже заброшен вертолетом, с собой на трех санях везем более полтонны горючки, 80 литров масла, запчасти, инструмент, ружья, провизию.

Познакомился и с нашими "конями" (впрочем, учитывая географию региона, точнее будет сказать "оленями"): это снегоходы "Тайга" (девиз Баланева - продвигать русское). Белый снегоход с опытной 600-мм гусеницей нарекли "шестисоткой". Остальные, с обычными 500-мм гусеницами, по их цвету: Синим, Зеленым, Белым.

ДУРНАЯ ПРИМЕТА
В день отъезда, 28 декабря, будто в честь старта потеплело до -23 (о том, что такое "холодно", узнаете позже). Торжественные проводы прошли в присутствии местной прессы, ТВ и читателей "Мото" в количестве одной персоны. Через 50 метров после старта случился конфуз: головной снегоход отказался слушаться руля и всем назло уткнулся в чей-то гараж. Последствия - лопнула поворотная сошка лыжи. Сварка и подгонка заняли 3,5 часа. Когда закончили, начало смеркаться. На северах день, знаете ли, куцеват…

За первые 25 км до станции Беркакит умудрились застрять еще раз - Синий, самый свежий из снегоходов, без видимых причин заглох и не желал заводиться. Потом так же неожиданно заработал. Не могу сказать, что подобное начало экспедиции вселяло уверенность в ее успешном завершении.

Похолодало, совсем стемнело, в голову лезли подлые мыслишки: куда едем, зачем?.. Ничего себе "урок танцев"!

С обочин автодорог съехали на зимник. Он представляет собой неглубокие следы "Уралов" (не мотоциклов, а грузовых вездеходов). И сразу же поперек пути - речка Горбыллах. Она встретила наледью - полузамерзшей кашей, образованной водой, натекшей поверх льда. Если в ней остановиться, влага на поверхностях ходовой части и лыжах моментально схватится в лед - снегоход не стронуть с места. Но мы с перепугу пролетели.
 

Вложения

zimogor

Участник
Регистрация
3 Май 2010
Сообщения
178
Реакции
2
Местонахождение
Рыбинск. 89605278471@mail.ru. www.vk.com/atexnika
Имя
Аркадий. Тел: 89605278471
Техника
Снегоходы: Бурлак, Зимогор, Патруль 550SWT, Okelbo 6000
.
 

Вложения

zimogor

Участник
Регистрация
3 Май 2010
Сообщения
178
Реакции
2
Местонахождение
Рыбинск. 89605278471@mail.ru. www.vk.com/atexnika
Имя
Аркадий. Тел: 89605278471
Техника
Снегоходы: Бурлак, Зимогор, Патруль 550SWT, Okelbo 6000
.
 

Вложения

zimogor

Участник
Регистрация
3 Май 2010
Сообщения
178
Реакции
2
Местонахождение
Рыбинск. 89605278471@mail.ru. www.vk.com/atexnika
Имя
Аркадий. Тел: 89605278471
Техника
Снегоходы: Бурлак, Зимогор, Патруль 550SWT, Okelbo 6000
.
 

Вложения

alex_rybinsk

Участник
Регистрация
3 Дек 2011
Сообщения
196
Реакции
0
Местонахождение
Рыбинск
Имя
Александр
Техника
"РМ"
Все фотки в студию.....
 

zimogor

Участник
Регистрация
3 Май 2010
Сообщения
178
Реакции
2
Местонахождение
Рыбинск. 89605278471@mail.ru. www.vk.com/atexnika
Имя
Аркадий. Тел: 89605278471
Техника
Снегоходы: Бурлак, Зимогор, Патруль 550SWT, Okelbo 6000
СУПЕРМЕНЫ
Ехали словно в туннеле: свет фар вырывал лишь редкие деревья. Остановились на развилке: ну, а теперича куды?.. Донесся собачий лай, впереди замелькал свет фонаря-"жучка". Подошел мужичок с окладистой бородой: рядом, говорит, зимовье, где он и другой охотник отдыхают - пошли, мол, со мною. В 80 километрах отсюда у них сломался "танк*" (так местные называют гусеничный БТР - бронетранспортер), они его бросили и пошли пешком домой, чтобы по-человечески встретить Новый год. (Столько идут - и живы?! А вы говорите: "Экстрим!..") Оставили в "танке" вещи, даже ружья, прихватили лишь сухие валенки, котелок, немного чая и хлеба, топор и пилу - они нужны для подготовки таежного костра-нодьи, чтобы перекантовываться ночью. Еще несли в руках щенка, а большая собака (конечно, лайка) передвигалась своим ходом.

Я спросил: не опасно ли без ружей? "Леший" успокоил: медведь спит, а волк (их, действительно, бродит немало) занят делом - "пасет" оленей эвенков… Охотники умудрились-таки дотопать до зимовья, в которое и нас звали, но этой полночью собирались тронуться дальше, чтобы одним махом одолеть оставшиеся 30 км до дороги - кто-нибудь да подвезет…

Явно я угодил в ирреальный мир. Из какой такой особой плоти-крови вылеплены эти мужичонки? Здесь нормально - топать пешком сто верст с гаком по смерзшейся тайге ночью, средь волков, без ружей...

Зимовье: изба с одним крохотным оконцем, затянутым двойным слоем полиэтилена. Икона в деревянной раме, стоящие часы, полувыцветший фотокалендарь с элементами секса (в понимании 1989 года), три фотокарточки чьих-то деток, плакат с одной из героинь "Санта-Барбары", карта окрестностей. Несколько аккумуляторов, две керосиновые лампы, валенки, шесть пар лыж. Я наткнулся на страницу из журнала "За рулем" конца 80-х с материалом об устройстве электрооборудования "Явы" и ЧЗ. Могу понять, что красавица-мулатка кому-то здесь греет душу, но кому и на кой черт в тайге сдался мотоцикл?!

ПО КОЧЕРЫГАМ
Улов Для меня это стало своеобразной забавой - смотреть на термометр. Смотрел и убеждался, что все это мне не мерещится. Сегодня -35. Заправили снегоходы. Отметили: расход бензина превысил расчетные цифры. За пройденные всего-то 58 км сожгли больше 20 л. Осмотрели подвижной состав: на одних из саней оторвало амортизаторы лыж. Ремонт Аркадий провел по-нашенски: бензопилой обработал полено, привязал его к полозьям веревкой. И вся недолга.

Чуть отогрелись - поехали. Местность унылая: на горизонте невысокие горы с чахлыми лиственницами. Зимник то поднимался на невысокие перевалы, то, петляя, шел вниз. Снега немного, так что все припорошенные "кочерыги" пинали снегоходы (и нас) тычками. Если удавалось разогнаться до 30 км/ч - праздник. Бессчетное число раз сани-кибитка переворачивались. День впечатлениями не запомнился, кроме как изматывающей ездой да встречей с эвенками.

Вначале увидели много оленей. Первая реакция: почему не разбегаются?.. Показался рослый молодец в торпазах и с ружьем за спиной. Сидел он в легких деревянных санях позади первой пары оленей, за ним также попарно другие олени волокли другие сани, караван состоял из 5-6 пар рогатых. В арьергарде спал эвенк (как потом поняли, вдрабадан пьяный), он привязал себя к саням веревкой. Постояли, поговорили ни о чем, разъехались каждый по своим делам… Я пожалел, что не потрогал эвенков и оленей - в реальность происходящего все еще верилось с трудом. Наверное, началось обморожение мозгов.

Нельзя сказать, что езда на снегоходе, пусть и по кочерыгам, воспринималась как экстремальная, то бишь сопряженная с чувством страха. Бояться некогда - нужно вкалывать. Требовались реакция, напряг нервов и мышц, чтобы не перевернуть снегоход или сани, взлетать на берег (машина - в "свечку"). Приходилось ехать резво, но не настолько, чтобы разбить "железо". Мы спешили даже не потому, что торопил график движения - улепетывали от страха: боялись дикого мороза, того, что короток световой день и безлюдны места… Но страх-преследователь нагонял, когда случались поломки. А они буквально достали. Любая поломка, в обычных условиях малозначительная, здесь - кол в мозги: руки в толстых перчатках (а как без них!) неповоротливы, из задубевших пальцев упадет деталюшка - так обязательно куда-нибудь закатится, в темноте с фонариком ее поиски и извлечение затягивались на вечность, иногда приходилось демонтировать мешающие ремонту узлы…

Знаете, что поднимает дух? Наличие возможностей! В Москве я практически не бываю в ресторанах, но хорошо, что они есть в моем городе. Не думаю, что когда-нибудь придется обратиться в один из многочисленных мотосервисов, но недурно, что они есть... В обычной жизни живу в условиях неограниченных возможностей - вот что до меня дошло в Якутии. Там помощи ждать неоткуда и неоткого.

В одном повезло: нашли место для ночлега - подле того самого сломавшегося "танка". Мужики оказались обстоятельными: оставили палатку с печкой и вязанкой дров.

Вечером по электронному термометру, вмонтированному в один из снегоходов, наблюдали, как холодает. При -36 мы валяли дурака, фотографировали индикатор. Позже градусник показал -43. А ночью зашкалило за -50. Стало не до смеха... Все время подбрасывали в печурку дрова - тот еще сон… На рассвете ободрились: потеплело до -36 (обратите внимание, "потеплело" я не беру в кавычки. И делаю это осознанно).

Утром собрались довольно быстро, часа за три: заводили, прогревали моторы, складывали-связывали скарб… Ехали уже по комьям глины и высохшей траве - снега стало совсем мало. Скорость упала. Днем оторвало крепление лыжи прицепа. Ремонт затянулся: сверлили полосу аккумуляторной дрелью. Мороз и тогда вмешался: емкости аккумуляторов хватало секунд на тридцать. 5-10 минут уходило на их подзарядку от снегоходных аккумуляторов. С горем пополам к полудню полозья починили.

Давили до упора, пока не стали выпадать из седел. Но прошли 111 км! Вечером никакого зимовья не нашли - пришлось ставить палатку. Эту ночь потом вспоминали как кошмарный сон. Холодно…
 

zimogor

Участник
Регистрация
3 Май 2010
Сообщения
178
Реакции
2
Местонахождение
Рыбинск. 89605278471@mail.ru. www.vk.com/atexnika
Имя
Аркадий. Тел: 89605278471
Техника
Снегоходы: Бурлак, Зимогор, Патруль 550SWT, Okelbo 6000
.
 

Вложения

zimogor

Участник
Регистрация
3 Май 2010
Сообщения
178
Реакции
2
Местонахождение
Рыбинск. 89605278471@mail.ru. www.vk.com/atexnika
Имя
Аркадий. Тел: 89605278471
Техника
Снегоходы: Бурлак, Зимогор, Патруль 550SWT, Okelbo 6000
.
 

Вложения

zimogor

Участник
Регистрация
3 Май 2010
Сообщения
178
Реакции
2
Местонахождение
Рыбинск. 89605278471@mail.ru. www.vk.com/atexnika
Имя
Аркадий. Тел: 89605278471
Техника
Снегоходы: Бурлак, Зимогор, Патруль 550SWT, Okelbo 6000
.
 

Вложения

zimogor

Участник
Регистрация
3 Май 2010
Сообщения
178
Реакции
2
Местонахождение
Рыбинск. 89605278471@mail.ru. www.vk.com/atexnika
Имя
Аркадий. Тел: 89605278471
Техника
Снегоходы: Бурлак, Зимогор, Патруль 550SWT, Okelbo 6000
ПРОКЛЯТИЕ DUCATI
Спали терпимо (или притерпелось?), но хочешь-не хочешь, приходилось по естественной нужде вылезать на мороз, а ведь снова зашкалило за -50... Позавтракали чаем (кружки примерзали к губам) с чем-то там - и поскорее дальше: сегодня ночью Новый год. Хотелось его встретить под крышей.

Снегоходы снова заводились долго. Использовали эфир, не особенно жалеючи - его специально взяли с собою на такой случай. Гусеницы не хотели проворачиваться - первые метры машины толкали. Наконец поехали… Но не успели пройти и сотни метров, как на Синем (опять на нем) оборвало ремень вентилятора. Поменяли, но мотор успел остыть и теперь снова не желал заводиться. По очереди дергали ручной стартер, мы уже все согрелись, движок - нет: он был холоден к нашим стараниям и мату.

На этом снегоходе система зажигания - от Ducati. Искра у нее очень слабая, и трудно понять, есть ли она вообще. Прицепили гусеничный труп Синего к "шестисотке", решили тащить до первого зимовья. С огромным трудом тандем тронулся. Сколько придется тащить, выдержит ли техника?.. Об этом думать не хотелось… Через пару километров следы, по которым шли, спустили нас на ровную поверхность небольшой речушки, а она вскоре впала в реку побольше - Гонам.

По местным понятиям, это значимая река. В начале 20-го века здесь разгорелась золотая лихорадка, тысячи старателей искали счастья в форме самородков и песка. Нынче страсти поутихли, драгметалл ищут в более глухих местах, и берега Гонама посещают лишь охотники, редкие туристы во время сплава да ненормальные вроде нас.

По Гонаму ехалось быстро, даже слишком - стали мерзнуть. Вот представьте… Приложенная к снегоходам диаграмма "скорость-температура" показывает: при -29 и скорости 80 км/ч температура с учетом образующегося охлаждения (за счет скорости) составит -67 градусов. О том, какова она при -50, только догадывались. Вычислять не стали: вдруг кто-то среди нас окажется чересчур впечатлительным. Нам здесь не хватает инфаркта от стресса. Но наши лица получили первые отметины обморожения. "Вот и я теперь отмороженный".

Гонам петлял как заяц, улепетывающий от охотничьей собаки, мы нарезали версту за верстой. Через 40 км наткнулись на зимовье охотника Юдина. Сам он убыл на праздники домой к семейному очагу. Нам предстояло провести Новый год здесь в его таежной обители, удаленной от цивилизации на 250 км.

Хозяйство у Юдина основательное: изба, баня, рубленый гараж под "Буран" и рубленая же псиная конура на несколько собако-мест. Во дворе стоят "танк", самодельный пневматик на базе "Восхода" и снегоход с санями.

Вот как выглядит "Буран" охотника. Спереди обширная дуга из трубы, она оберегает переднюю часть лыжи. При погоне по лесу за зверем дуга гнет и ломает мелкие деревья, а уткнувшись в крупные, поворачивает (если хотите, отбрасывает) машину в сторону. Выше дуги хозяин смастерил основательный металлический ветровой щиток с небольшой плексигласовой вставкой-амбразурой на уровне лица. Из-под капота в пространство "салона" перед щитком выведен воздухопровод для подачи горячего воздуха. Сиденье закрыто оленьей шкурой. По левую руку - кронштейн под ружье - чтобы его легко было выхватить.

Самое поразительное: ремень вентилятора на "Буране" хозяина, хотя и имел затрапезный вид, ничуть не "дубел" - в отличие от тех, что на наших "Тайгах". Природу этого физико-химического парадокса нам выяснить не удалось. У местного колдуна, что ли, спросить?

Вошли в избу (в тайге двери на замок запирать не принято). Обширные полати на четверых, стол с кухонной утварью, стулья, газовая плита, рация. Аккумуляторы, предназначенные в том числе для освещения жилища, мы нашли заряженными, так что встретили Новый год по-барски - со светом. Было и шампанское - одну из двух бутылок удалось сберечь, другая на морозе лопнула.

Воспользовались благами цивилизации: по спутниковому телефону поздравили близких.

Первый день Нового года грех работать. Протопили баню, расслабились, понежились. Но, сделав над собой усилие, осмотрели сани и снегоходы.

КОЛКА ДРОВ, ПИЛКА ВОДЫ
Колка дров при 50-градусном морозе - что-то особенное: полено звенит, и кажется, что колун еще не коснулся его "попа", как оно само разлетается на несколько частей. Заготовили дров, напилили воды: бензопилой кромсали лед на реке, затем его растопили. Другого источника воды нет. Так что праздность не была абсолютно расслабляющей. Но воду пилить проще, чем пилить еще сотни верст с дохлым снегоходом на буксире. Что все-таки случилось с Синим?

Мозговой штурм ситуации привел к выводу, что оборвавшийся ремень как-то воздействовал на генератор. И точно - в конструкции Ducati датчик выносной, и его сдвинуло обрывком ремня (к слову, у "Тайги" и "Бурана" датчик расположен внутри ротора). Подогнули основание датчика, полили его герметиком и, отрегулировав зазор, укрепили на штатном месте. Появилась слабая искра - как у какого-нибудь раздолбанного "Восхода" конца 60-х. Но - о чудо! - цилиндры проявили признаки жизни! Эфир и лихорадочное дерганье стартера вовсе оживили мотор. Ура, наш подвижной состав вновь полностью самоподвижен!
 

zimogor

Участник
Регистрация
3 Май 2010
Сообщения
178
Реакции
2
Местонахождение
Рыбинск. 89605278471@mail.ru. www.vk.com/atexnika
Имя
Аркадий. Тел: 89605278471
Техника
Снегоходы: Бурлак, Зимогор, Патруль 550SWT, Okelbo 6000
.
 

Вложения

zimogor

Участник
Регистрация
3 Май 2010
Сообщения
178
Реакции
2
Местонахождение
Рыбинск. 89605278471@mail.ru. www.vk.com/atexnika
Имя
Аркадий. Тел: 89605278471
Техника
Снегоходы: Бурлак, Зимогор, Патруль 550SWT, Okelbo 6000
ЭКСТРЕМАНТЫ И АЛКОНАВТЫ

С утра условно потеплело - до -48. На радостях, что жизнь налаживается, рванули... не в ту строну. Намотали 25 км и вернулись к исходной точке. И тут на Зеленом лопнул очередной ремень вентилятора. Как он посмел, подлец! Ведь его установили только накануне! Осталось всего два запасных, четыре уже порвали. Было над чем призадуматься. И напрячься.

Вышли к местам, где снега побольше. Ход прибавили и вскоре выскочили на путик. Он привел к избе зажиточного охотника Валерия Кулькова... Надо сказать, здесь (как, впрочем, и в других медвежьих углах России) иные дома и усадьбы отдельных граждан все знают как некие географические точки. Их на местных картах так отмечают, потому как это очаг жизни в окружении многосотгектарного безлюдья…

Кульков мужик толковый, потому и зажиточный - у него аж четыре «Бурана», один из них живет прямо посреди избы. Валерий 30 лет колесит (точнее - гусенячит) на этих машинах и знает о них все: по уровню осведомленности он заткнул за пояс даже нашего Аркадия, испытателя завода-изготовителя.

Охотник был все еще навеселе - на дворе только-то второе января. «Приняли» и мы самогонного напитка. Но от ночевки, предложенной хозяином, отказались - очень уж хотелось поскорее попасть на базу геологов на Нурлаке. Там нас дожидался бензин.

Быстро пролетели по нескольким рекам, на одной опять поблудили и снова выскочили на зимник. Уж здесь сани покувыркались! После этих па в якутских плясках на двух из них лопнули кронштейны крепления лыж. Мы их подвязали проволокой. Финальный рывок по льду реки Нурлак прошел уже в темноте... И вот до уха долетел милый сердцу собачий лай, забрезжил жидкий огонек в чьем-то окошке...

База геологов на Нурлаке от города в 350 км, она состоит из избы и множества разномастных палаток. Летом здесь обитает до полусотни изыскателей. А зимуетют на базе два бородача. Тот, что постарше (ему лет 65), - Михалыч, второй, 45- летний, зовется Карелом. У обоих наблюдался тяжелый отходняк. Только жирный кот Макс не выказывал признаков похмелья.

Ниточкой, связывающей зимовщиков с внешним миром, служат ежедневные сеансы связи по рации. Из одного такого сеанса узнали, что нас уже ищут по всему эфиру: «Экстреманты не проезжали?»

На следующий день вновь задержка. Но не из-за мороза (-53), а по причине ремонта саней. Для починки использовали найденное на базе железо. Горючку из двух бочек разлили по бакам, канистрам и пластиковым бутылям.

Бородач Карел сварил компот из сухофруктов. Напиток показался нам вкуснее молодого вина! Наши желудки, воспитанные в городах, вспомнили генетически заложенные в них вкусовые ценности. Кайфовали еще и от того, что знали: после ухода от сюда все наши разносолы ограничатся тушенкой, сгущенкой, сухофруктами из пыльных яблок, двумя видами круп (перловкой и гречкой), консервированным борщом, макаронами и сахарным песком. Да еще томатной пастой, которой угощают местные, - это основной ингредиент, помимо дрожжей и сахара, необходимый для возгонки веселящего напитка.

Еще никогда в жизни показания термометра не интересовали нас так живо, как в эти дни.
Первый проснувшийся поутру будил других сообщением о градусах атмосферы. Пока собирали и прогревали технику, то один, то другой подбегал к термометру и доносил, на каком делении верхушка ртутного столбика. Повышение температуры на пару градусов воспринимали с нарочитым оптимизмом: «Мужики, повернуло к теплу: уже -42!» или «Ну, сегодня прямо жара - на солнце -37»... Как же мы хотели не мерзнуть! Как устало наше естество!

Буду не прав, если умолчу о пикантной стороне путешествия. Теперь, когда я в Москве, многие (да почти все) спрашивают: как на дикой холодрыге справляли нужду? Кто-то слышал, что при -50 струя замерзает на лету и капли с треском разлетаются. Другие утверждают, что невозможно дольше чем на 30 секунд оголять седалищную часть тела, так что, моги-не моги, приходится впи-сываться в эти отпущенные судьбою мгновения... Все это чепуха! Тем не менее старались, насколько было возможно, пользоваться «удобствами». Например, таким. На базе геологов не приседали где попало. Здесь на отшибе воткнуты четыре кола, обтянутые по периметру брезентом. «Минус ветер» - это много!.. Какой-то шутник повесил наклейку: «В целях вашей безопасности в туалете ведется теленаблюдение».
 

zimogor

Участник
Регистрация
3 Май 2010
Сообщения
178
Реакции
2
Местонахождение
Рыбинск. 89605278471@mail.ru. www.vk.com/atexnika
Имя
Аркадий. Тел: 89605278471
Техника
Снегоходы: Бурлак, Зимогор, Патруль 550SWT, Okelbo 6000
СОБАЧИИ РАЙ
От базы геологов следы «Уралов» ушли в сторону, и ориентиром нам стали старые следы «танка», на котором охотник Гоша убыл домой со своей базы на реке Гертанда праздновать Новый год.

После нескольких километров беспечной езды по Нурлаку вновь кочерыжистый зимник. Первой в строю пустили самую мощную - «шестисотку», другие - следом. Но «целина» брала свое: расход бензина пополз вверх и превысил 40 литров на 100 км.

Через полсотни верст вторглись в вотчину охотника Симонова и двух его сыновей. Младший, Сергей, остался на Новый год в своих угодьях - жаждал встречи с нами. Накануне мы с ним разговаривали по рации, он сбивчиво сообщал о каких-то непроходимых наледях на реке Гертанда...

На спуске с перевала нас ждала фантастическая картина: царство Снежной королевы! Вода залила все пространство узкого ущелья, деревья и кусты торчали изо льда, ветви и стволы покрыты ледяной коркой. В лучах закатного солнца все это играло, словно отраженные хрусталем лучи. Вздымающиеся пары воды усиливали сюрреалистичность видения!.. Но нас, благодарных ценителей природных красот, вновь пробил треклятый практицизм: пошел крутой спуск. Не без опаски вниз мы, разумеется, скатились. Однако, тут же прошибло: а каково будет подниматься? Но то ли потому, что перемерзли, от усталости ли физической, то ли надоело бояться - мысли о будущем отгоняли в туман сознания: все жизненные интересы сузились до сиюминутного.

Путики стали кружить, как витиеватые шрамы на льду после танца фигуристов, и в какой-то миг мы сообразили, что сбились. Куда податься? Прямо по курсу зверем разлеглась характерная для местного ландшафта лысая горушка. Впрочем, она смахивала и на сияющий вулкан (потом узнали, что это он и был)... Где нас собирался встретить Сергей - фиг его знает. Стояли, решали, в какую нам сторону, а между тем драгоценное времечко ущербного светового дня таяло, мороз крепчал, совсем стемнело... «Мамочка, возьми меня обратно!..» В отдалении увидели спасательный тусклый свет фары снегохода. Но он двигался явно мимо нас. «Эй, ты куда!..» Из-за грохота мотора водитель, как бы мы ни вопили, не слышал ора, а свет фар наших снегоходов тот парень мог не заметить - мы стояли в ложбинке. Шансов быть замеченными - да нисколько! Юра выхватил ракетницу, дал залп... Зря дрейфили - салют был совершенно излишним. Еще с час назад Сергей услышал шум наших моторов и поехал навстречу. Пронесло...

Сергей - самый молодой из всех встреченных охотников. Он разрушает стереотип представлений о таежном охотнике, как о человеке-неудачнике. Стереотип, в принципе, имеет право на существование. В подавляющем большинстве здешние мужичонки с ружьишками были вытеснены цивилизованным миром. Кто-то лишился работы, а иного занятия не пожелал. Другого бросила жена, и он, гордец, удалился подальше от сочувствующих речей и неискренних глаз. А кто просто слаб к «бухаре», и вблизи собутыльников просто спился бы до потери облика... Сергей другой - энергия бьет из него ключом, его прикалывают приключения. А всякого рода злоключения просто-таки охотятся за ним. В 50-градусный мороз вдали от жилья ушел под лед вместе со снегоходом - выкарабкался, даже не каш¬лял. Медведь разворотил его избушку, провалил крышу. У его «Бурана» клинило мотор, и он добирался домой пешком... А Сереге все нипочем. Глядя на термометр, он потирает руки от удовольствия: «Морозец-то давит! Наверное, скоро за 60 будет!» И довольный, со смаком крякает.
В его уютной избе мы вдруг расхорохорились и, не сговариваясь, решили, презрев покой, махануть еще 25 км до базы на Гертанде. чтобы оттуда за один заход покрыть оставшиеся 90 км до озера Токо. «Молодца!» - похвалил Сергей и взялся быть лоцманом в ночном броске.

Был бы день, строптивая река, скорее всего, вселила бы ужас, но ночью в узком пучке света фары виделся только зад затрапезного серегиного «Бурана» - он петлял по льду как храбрый заяц. Но, видать, переусердствовал. Вдруг остановился: сломалась пополам лыжа. Опять в ход пошли проволочки - этого добра мы предусмотрительно набрали много... И вот снова движение.

На берегу замерцали звериные глаза. Здрасте вам!.. Но то были не волки, а собаки охотника Андрея Меркурьева. Значит, приехали... Этот день показался самым долгим из всех с момента старта.

Охотник Меркурьев чуть постарше Сереги. Отработал на БАМе водителем «танка», позже выучился на повара. В этом ремесле он ас: такого обилия блюд из сохатины, кабарги и рыбы не встретишь и в столичном ресторане. Еще одно увлечение хозяина - привязанность к собакам. Их у него шесть взрослых душ плюс щенок, причем квартировались они в избе под лавками. У каждой свое место, кастрюля и сложный график перемещения по избе. Лайки в тайге столь же необходимы, как и ружье, если не больше.

База на Гертанде состоит из нескольких домов, но зимой обитаем только один. Прижились тут охотники Гоша и Андрей. Гоша - старший, у него личный «танк». Андрей же богаче другим: ожи-дает, что со дня на день прибудет жена, она будет помогать дубить шкуры. Встретить в тайге женщину гораздо труднее, чем медведя.

Для охотника главный интерес представляет соболь, его здесь зовут «котом». Не только за сходство, но за хитрость, хищность и самонадеянность. На соболя ставят капканы (для объезда которых, собственно, и нужны снегоходы). Обычно за сезон удается добыть 30-50 штук. За невыделанную шкурку соболя дают до 1,5 тысяч.

Если соболя охотят ради денег, то оленя и сохатого - для пропитания. Кроме того, «фрагменты тел» этих животных служат в качестве средства платы пилоту «борта» за доставку мелкого груза («борт», если платить деньгами, стоит 28 ООО руб. в час: лета сюда 1,5 часа). Крупные грузы возят по зимнику - так дешевле.

Рыбу - хариуса, линка, тайменя - ловят в только в таликах. В реке - бесполезно: можно пробурить 2,5 метра льда и упереться в дно. На скалах водится кабарга - декоративный олень, но про охоту на него лучше не писать - он занесен в Красную книгу.

...Еще один день угробили на ремонт -опять развалились сани (как бы у читателя не сложилось превратное впечатление о качестве наших ремонтных работ: каждый раз ломались либо другие сани, либо те же, но в ином месте). Обнаружилась поломка и на снегоходе - «полетел» шарнир рычага переключения передач.

По радио бодрый женский голос диктора объявил, что «в юго-восточной Якутии наконец (!) установилась солнечная погода». И тут же: «Температура - минус пятьдесят».
Выходит, минус пятьдесят на солнце, звучит как анекдот для жителей средних широт.
 

Алексей ХМАО

Участник
Регистрация
2 Мар 2008
Сообщения
122
Реакции
8
Местонахождение
ХМАО-Югра
Имя
Алексей
Техника
Буран
Статью эту в МОТО читал, очень сильное впечатление произвела. Понравилось. Когда всё по-настоящему - вызывает уважение. Чувствуется, что и людям и технике прилично пережить и перенести пришлось. Молодцы!
 

zimogor

Участник
Регистрация
3 Май 2010
Сообщения
178
Реакции
2
Местонахождение
Рыбинск. 89605278471@mail.ru. www.vk.com/atexnika
Имя
Аркадий. Тел: 89605278471
Техника
Снегоходы: Бурлак, Зимогор, Патруль 550SWT, Okelbo 6000
Алексей, спасибо. Экстрим был реальный. Одну «Тайгу» бросили на обратном пути, «Патруля» удалось дотащить. Когда вернулись в Нерюнгри, остановились у котельной и часа два сидели на батареях, грелись…

Как дела со снегоходом, сколько пробежал?
 

zimogor

Участник
Регистрация
3 Май 2010
Сообщения
178
Реакции
2
Местонахождение
Рыбинск. 89605278471@mail.ru. www.vk.com/atexnika
Имя
Аркадий. Тел: 89605278471
Техника
Снегоходы: Бурлак, Зимогор, Патруль 550SWT, Okelbo 6000
,
 

Вложения

zimogor

Участник
Регистрация
3 Май 2010
Сообщения
178
Реакции
2
Местонахождение
Рыбинск. 89605278471@mail.ru. www.vk.com/atexnika
Имя
Аркадий. Тел: 89605278471
Техника
Снегоходы: Бурлак, Зимогор, Патруль 550SWT, Okelbo 6000
.
 

Вложения

zimogor

Участник
Регистрация
3 Май 2010
Сообщения
178
Реакции
2
Местонахождение
Рыбинск. 89605278471@mail.ru. www.vk.com/atexnika
Имя
Аркадий. Тел: 89605278471
Техника
Снегоходы: Бурлак, Зимогор, Патруль 550SWT, Okelbo 6000
«ЗАЙЦА» ВНЕСЛИ ВТИХУЮ
До вожделенного озера Токо, где, по уверению нашего заводилы Юры, нас ждет все, чтобы почувствовать себя белым человеком, осталось чуть меньше сотни. За день должны дойти. Хотя с прошлой зимы дальше этой точки, в которой мы сейчас никто не ездил. «Оптимист» Симонов заявил: - «В горах много снега, так что и не мечтайте – точно не пройдете». Чувствовали, что лукавит: напрашивался в поводыри. Хотел испытать вместе с нами приключения, но у него не было бензина. Мы и рады бы поделиться, да нечем. И потом, его «Буран» дряхловат для подобного рода риска. Вместе с тем испытывали легкий мандраж: Эльгинский перевал опасен… Будем бороться с неприятностями по мере их возникновения.

«Шестисотка» - лидер уверенно торила путь, если не упиралась в стланник. Это такое хитрое здешнее дерево с хвоей и шишками кедра. Зимой оно ложится на землю (а весной вновь поднимается), и его засыпает снегом. Ехать по стланнику невозможно - лыжи запутываются в ветках. Другая неприятность - «расчески»: это склонившиеся деревья. Мороки добавляли стада диких оленей - они предпочитают мигрировать именно по зимнику. Вернее, мешали нам не сами олени (их мы видели только один раз - вспугнули стадо голов из десяти), а их следы. Эти прожоры постоянно копытят снег, чтобы добраться до излюбленного яства - ягеля. Рыхлят наст до такой степени, что образуют воронки глубиной до полуметра...
И вновь зимник раздвоился. Пришлось доставать карты и GPS. Свернули вправо. Но верно ли? Следов-то никаких нет... Заметили несвежий след «Бурана», рядом - лыжня. Полегчало: не потеряемся.

Поселок геологов Эльга стоит за перевалом, от него до озера рукой подать. Но перевал надо еще «взять».
След от «Бурана» коварен тем, что, если чуть зазеваешься и с него сойдешь, лыжа сразу проваливается, снегоход застревает. Предельно сосредоточились на подъеме: газ сбросить нельзя, сойти со следа тоже... Наверное, с испуга, но заскочили на вершину. Красота: позади - бесконечные просторы тайги, впереди - череда безлесых вершин Станового хребта!.. Смеркалось, любоваться красотами некогда - темень погоняла нами.

Показались крыши поселка Эльга. Из трубы крайней избы дымок - подъехали к ней.
Молодой охотник Чистяков жаловался на жизнь: бензина почти не осталось, снегоход рассыпается, выбраться отсюда не может. Когда в прошлый раз прилетал «борт», денег на билет не хватило. Знакомые летчики затолкали его в мешок и внесли в грузовой отсек.

Но «зайца» обнаружили, и разгорелся скандал. Дело в том, что два года назад в этих краях разбился вертолет с пассажирами, авиакомпания едва не потеряла лицензию на перевозки. С тех пор ввели драконовские меры безопасности.

До Токо оставалось совсем чуть-чуть, но (Господи, за что все эти напасти!) сначала оборвался ремень на Зеленом (установили последний запасной), и уже на льду озера та же беда случилась с Белым. Его бы по ровному дотащить на буксире, но в Юре взыграла гордыня: не дам взять себя на буксир, желаю финишировать своим ходом, потихоньку дотащусь... И через полкилометра мотор заклинил.
 

zimogor

Участник
Регистрация
3 Май 2010
Сообщения
178
Реакции
2
Местонахождение
Рыбинск. 89605278471@mail.ru. www.vk.com/atexnika
Имя
Аркадий. Тел: 89605278471
Техника
Снегоходы: Бурлак, Зимогор, Патруль 550SWT, Okelbo 6000
ЗАЛОЖНИКИ ТОКО
Озеро Большое Токо (рядом есть еще и Малое) длиной 15 километров, глубиной - до 80 метров. База на озере возникла еще в советские времена, здесь отдыхали высокопоставленные «слуги народа» и почетные иностранцы. Влекут сюда не только величественные виды Станового хребта, но и офигенный клев «с первого заброса», охота и баня. В бане решались многие государственные дела. Сейчас на озеро прилетает кое-кто из московских банкиров. Токо как Кремль - место для избранных.

Озеро обладает вторым по объемам после Байкала запасом чистейшей пресной воды. О том, сколько в нем водится рыбы, тот факт, что во время второй мировой войны самолеты садились на лед и тоннами ее вывозили на фронт.
Ночью протяжно завыл волк. Почувствовал, мерзавец, что приехало свежее мясо не умеющее вести себя в тайге. Следы волка мы видели, их с другими не перепутаешь: бежит, ступая точно след в след, отпечатки лап расположены по одной прямой.

Освоились на базе-стали строить планы. До Охотского моря еще столько же, сколько уже прошли, а у нас не осталось ни единого запасного ремня, вместе с тем один заклинивший мотор и факт существенного пережога бензина... Но гоним смурные мысли, мажем обмороженные лица медвежьим жиром, вкушаем местные деликатесы: печень сохатого, малосольного тайменя и икру линка.

Прошел второй день, третий... Отъедание, отсыпание, отмывание в бане и, черт бы его побрал, бесконечный ремонт саней. Разобрали загубленный по дури двигатель. Хорошо, у хозяина гараж обогревается печкой, есть свет и инструмент. Запасной поршень у нас был, а с цилиндром пришлось повозиться: на стальную гильзу наволокло толстый слой алюминия. Но самая страшная беда - ремни. Тут не то что ехать к Охотскому морю - возвращаться крайне рискованно: первая же поломка на полпути грозит пешей прогулкой. Предположим, дойдем до охотников. А дальше?..

По рации подслушали: на бедствующую метеостанцию, что по соседству, собираются выслать «борт». Значит, можно просить захватить и ремни? Только где их достать в Нюрке? Кто их будет искать?.. Чудеса еще случаются! Спутниковая связь и напористость Юриного партнера по бизнесу сделали невозможное: из Рыбинска в Нерюнгри ремни прислали самолетом. Но дальше - ступор: к нам «борт» не летел. Каждый день на вопрос о дате прилета рация отвечала неопределенно: «На днях». Мы превратились в пленников озера Токо. Петропавловские казематы, подвалы Тауэра и пыточные камеры Бастилии - номера-люкс в сравнении с тем, в каких условиях оказались мы. Узники этих известных сооружений находились хотя бы в центре Европы. Это - шанс выбраться. А мы...

На пятый день злополучного заключения температура повысилась до -38, но подул хиус - холодный ветрюга. Сидеть на месте стало невыносимо. И мы отправились проведать метеостанцию. Придумали для себя веский повод: на станции работают две дамы, а мы не видечи женщин уже почти две недели. Хоть посмотрим...

До метеостанции «Токо» 25 км по озеру, потом по тайге. В помещениях чувствуется рука хозяйки: чистота, порядок, печь побелена, полы вымыты, огромный рыжий котяра выглядит ухоженным.

Юля и Гуля работают на станции по распределению после института. Зарплату 3500 рублей считают неплохой: учитывая, что здесь даже если захочешь - не потратишь, а продуктами на 1000 руб. в месяц снабжают бесплатно, после нескольких лет затворничества можно скопить на квартиру в каком-нибудь бамовском поселке. Гуля несколько месяцев здесь жила одна. Освоилась с ружьем и даже поймала в капкан «кота». Обе дамы никакой экстремальности в таежной жизни не усматривают.
Отведав их пельменей из сохатины со свежевыпеченным хлебом, прихватив частичку уюта, мы, поблагодарив, вернулись «к своим».

Опять «давит» мороз. «Борт» назавтра снова не предвидится. Значит, ремней тоже не жди. Со скуки собрали заклинивший мотор с новым поршнем, совершили познавательную поездку на озеро Малое Токо. Она закончилась плачевно: вновь заклинил поршень в только что отремонтированном цилиндре. Еще один запасной был, но поверхность цилиндра не оставляла шансов для образования нормальной компрессии. Из всей компании лишь Юрий не утратил уверенности в том, что движок довезет, и упорно над ним колдовал. Он напоминал комиссара, который с одним наганом лезет на амбразуру ДОТа. Исступленный фанатизм порою побеждает армии и обстоятельства непреодолимой силы: снегоход поехал!

Надежда дождаться «борта» угасла. Решили завтра выдвигаться к дому - пусть даже придется бросить технику и топать пешком. Вот где начинается крутой экстрим: запасных ремней нет, одна из машин на ладан дышит, бензин на пределе (а спирт - стимулятор добрых отношений с местными и вовсе иссяк). И «давит» мороз. Как же он достал!..
 

zimogor

Участник
Регистрация
3 Май 2010
Сообщения
178
Реакции
2
Местонахождение
Рыбинск. 89605278471@mail.ru. www.vk.com/atexnika
Имя
Аркадий. Тел: 89605278471
Техника
Снегоходы: Бурлак, Зимогор, Патруль 550SWT, Okelbo 6000
.
 

Вложения

zimogor

Участник
Регистрация
3 Май 2010
Сообщения
178
Реакции
2
Местонахождение
Рыбинск. 89605278471@mail.ru. www.vk.com/atexnika
Имя
Аркадий. Тел: 89605278471
Техника
Снегоходы: Бурлак, Зимогор, Патруль 550SWT, Okelbo 6000
.
 

Вложения

zimogor

Участник
Регистрация
3 Май 2010
Сообщения
178
Реакции
2
Местонахождение
Рыбинск. 89605278471@mail.ru. www.vk.com/atexnika
Имя
Аркадий. Тел: 89605278471
Техника
Снегоходы: Бурлак, Зимогор, Патруль 550SWT, Okelbo 6000
БЕГСТВО
Нет, до Охотского моря не добраться - дотянуть бы домой. Решили: возвращаемся. Таким образом маршрут сократили на 400 км в один конец. Но упрекнуть нас не за что.

Утром, еще в темноте один за другим затаскивали в теплый гараж снегоходы, разогревали, чтобы не рисковать ни ремнями (зубья которых на холоде вылущиваются, как семечки спелого подсолнуха), ни поршнями - для них смерзшаяся смазка и не смазка вовсе. Попрощались… Хозяева не верили, что далеко уедем. Как накаркали: не успели пересечь озеро - загрохотал Зеленый, завонял паленым. Открыли капот - пожар! Брызнуло в лицо пламя, повалил дым. Огонь загасили снегом. Оказалось, открутился выпускной коллектор - лопнули сразу две пружины крепления глушитетя. От перегрева загорелась шумоизолирующая набивка капота. А ведь могло и рвануть...

За последние шесть дней снега не прибавилось. Чего не скажешь о волчьих следах. Ехали, оглядываясь... В Эльге не встретили ни души (волки всех, что ли, сожрали?). Перевал проскочили на одном дыхании, по своим же утрамбованным следам докатились до Гертады. Уже никого не волновало, что за день во рту не было и макового зернышка, ни росинки... Что там еда - нужду отправляли лишь при вынужденной остановке - когда заправлялись.

Сегодня 13 е число. С некоторых пор я стал суеверным: год назад в этот день у меня угнали новенькую «Ниву» - два дня как купил. Что-то должно случиться…

Вот и пожалуйста вам: на многострадальном Белом «кончился» бензонасос. Заменили... Через километр «крякнула» коробка передач. Это был удар судьбы ниже пояса – как если бы того комиссара после взятия ДОТа накрыло авиабомбой…
Перераспределили багаж и запчасти, оставили снегоход на базе. Прощай, верный дружище!.. 13-е число...

Задал хлопот подъем на перевал - его залило водой. Но прорвались - толкали машины, стоя по щиколотку в воде - ничего другого не оставалось. Встретили молодого Симонова: Серега вторые сутки ожидал «танк» с новогодними подарками из дома. Попросился подвезти навстречу подаркам. «Человек с ружьем и пониманием тайги лишним не будет», - рассудили мы. И это было совсем не мудро: снегоходы и без того перегружены.

К ночи, проскочив через несколько наледей на Нурлаке-реке, добрались до базы. Здесь Сергей получил посылку и от щедрот своих угостил печеньем, халвой и пивом. Интерес к нам двух бородачей - Михалыча и Карела угас: спирт ведь за-кончился. А нам и не до посиделок: пораньше бы встать, чтобы проскочить за день еще один перегон.

Наутро ехавший впереди Аркадий чуть не провалился в талик - чудом проскочил несколько метров по воде. Спасло его то, что держал полный газ - машина сглиссировала. А дальше по темноте (уже пообвыклись с ночной ездой - куда деваться!), дорога дико разбита, снега мало, «пятая точка» пережила сто миллионов кочек.

На 19-й день наконец потеплело: -42. Напялили на себя абсолютно все одежды, какие были с собой - предстоял затяжной 40-километровый бросок по Гонаму. Помнили: здесь ровное полотно - значит, будем рысачить во всю прыть. А это реальные (не по показаниям термометра) минус 60-70 градусов.

Замерзнуть было не суждено: буквально через пяток километров заглохла «шестисотка». Академик снегоходных моторов Аркадий был близок к помешательству: заводит мотор, проезжает немного - и вновь «стоп машина!». После четвертой остановки, когда коленвал окончательно отказался проворачиваться, дошло: прихватило поршень. Но почему?! В топливе мало масла? Причина может быть только одной: прошляпили, забыли налить его в одну из канистр с бензином. На всякий случай добавили масло во все машины, а в ту, в которой случился прихват, накапали прямо в цилиндр. Это все равно, что шприцем ввести адреналин прямо в замершее сердце. Но компрессия упала донельзя, цилиндр «подхватывал» едва-едва. Подцепили к полумертвому снегоходу самые легкие сани и мед-ленно-медленно поползли.

Наткнулись на избу - бывшую базу охотника Юдина. (Почему-то ее не за-метили, когда ехали туда. Надо же, были совсем рядом, но ночевали в палатке!) Заночевали здесь. Завтра попытаемся за день доехать до финиша. Это немало - 170 км.
 

zimogor

Участник
Регистрация
3 Май 2010
Сообщения
178
Реакции
2
Местонахождение
Рыбинск. 89605278471@mail.ru. www.vk.com/atexnika
Имя
Аркадий. Тел: 89605278471
Техника
Снегоходы: Бурлак, Зимогор, Патруль 550SWT, Okelbo 6000
ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ, ОН ТРУДНЫЙ САМЫЙ
Утренняя эйфория, вызванная предвкушением скорого возвращения, растаяла: на глазах стала вянуть «шестисотка». От нее отцепили легкие сани (теперь Зеленый шел с двумя), улучшили обдув - ремень с другого снегохода надели на этот, выкрутили свечу с задранного цилиндра. Но все равно останавливались все чаще и чаще.

Когда до конца маршрута оставалось еще почти 90 км, мотор «сдох» окончательно и бесповоротно. Что прикажете делать? Тащить «труп» другим снегоходом (плюс сани и пассажира) - и тот угробим. А впереди несколько перевалов. Бросить машину?.. Не решились. Будем тащить, сколько получится, а там посмотрим. В крайнем случае, пойдем пешком. Мы хотели экстрима? Вот и получили!

...Сейчас уже трудно вспомнить все напряги этой ночи: толкли снегоходы в гору, рвали буксирные веревки, несчетное количество раз переворачивались и застревали… Но, стиснув зубы и почти не разговаривая друг с другом, двигались, двигались, двигались…

Нам поесть бы (с утра во рту ничего не держали), но мы как осатанелые рвались в привычную среду обитания…Синий перевернулся, отчего раскололся ветровой щиток. Безжизненный снегоход на спуске догнал передний и разбил у него фонарь, отчего замкнулась цепь фары… Открутился выпускной коллектор, разлетелась пластиковая крыльчатка вентилятора... Но ничто уже не могло нас удержать. Так же неистово, как мы тогда, наверное, чувствует себя ныряльщик, подзадержавшийся на глубоководье, а теперь учуявший, что блаженный воздух уже близок, рвется вверх.

Пересекли реку Тимптон - показались следы «Нивы». Если бы кто знал, какое ошеломляющее счастье мы испытали! За стеной деревьев замелькали электрические огоньки Беркакита... Ах родимые вы наши! Ишь, как мерцают...

И как же вкусен бутерброд с докторской колбаской под чай с крохотным кусочком лимона в поездном купе. Отдохну. Натанцевался.
 
Гусеницы для снегоходов и спецтехники
Сверху Снизу