ПРОКЛЯТИЕ DUCATI
Спали терпимо (или притерпелось?), но хочешь-не хочешь, приходилось по естественной нужде вылезать на мороз, а ведь снова зашкалило за -50... Позавтракали чаем (кружки примерзали к губам) с чем-то там - и поскорее дальше: сегодня ночью Новый год. Хотелось его встретить под крышей.
Снегоходы снова заводились долго. Использовали эфир, не особенно жалеючи - его специально взяли с собою на такой случай.
Гусеницы не хотели проворачиваться - первые метры машины толкали. Наконец поехали… Но не успели пройти и сотни метров, как на Синем (опять на нем) оборвало ремень вентилятора. Поменяли, но мотор успел остыть и теперь снова не желал заводиться. По очереди дергали ручной стартер, мы уже все согрелись, движок - нет: он был холоден к нашим стараниям и мату.
На этом снегоходе система зажигания - от Ducati. Искра у нее очень слабая, и трудно понять, есть ли она вообще. Прицепили гусеничный труп Синего к "шестисотке", решили тащить до первого зимовья. С огромным трудом тандем тронулся. Сколько придется тащить, выдержит ли техника?.. Об этом думать не хотелось… Через пару километров следы, по которым шли, спустили нас на ровную поверхность небольшой речушки, а она вскоре впала в реку побольше - Гонам.
По местным понятиям, это значимая река. В начале 20-го века здесь разгорелась золотая лихорадка, тысячи старателей искали счастья в форме самородков и песка. Нынче страсти поутихли, драгметалл ищут в более глухих местах, и берега Гонама посещают лишь охотники, редкие туристы во время сплава да ненормальные вроде нас.
По Гонаму ехалось быстро, даже слишком - стали мерзнуть. Вот представьте… Приложенная к снегоходам диаграмма "скорость-температура" показывает: при -29 и скорости 80 км/ч температура с учетом образующегося охлаждения (за счет скорости) составит -67 градусов. О том, какова она при -50, только догадывались. Вычислять не стали: вдруг кто-то среди нас окажется чересчур впечатлительным. Нам здесь не хватает инфаркта от стресса. Но наши лица получили первые отметины обморожения. "Вот и я теперь отмороженный".
Гонам петлял как заяц, улепетывающий от охотничьей собаки, мы нарезали версту за верстой. Через 40 км наткнулись на зимовье охотника Юдина. Сам он убыл на праздники домой к семейному очагу. Нам предстояло провести Новый год здесь в его таежной обители, удаленной от цивилизации на 250 км.
Хозяйство у Юдина основательное: изба, баня, рубленый гараж под "Буран" и рубленая же псиная конура на несколько собако-мест. Во дворе стоят "танк", самодельный пневматик на базе "Восхода" и снегоход с санями.
Вот как выглядит "Буран" охотника. Спереди обширная дуга из трубы, она оберегает переднюю часть лыжи. При погоне по лесу за зверем дуга гнет и ломает мелкие деревья, а уткнувшись в крупные, поворачивает (если хотите, отбрасывает) машину в сторону. Выше дуги хозяин смастерил основательный металлический ветровой щиток с небольшой плексигласовой вставкой-амбразурой на уровне лица. Из-под капота в пространство "салона" перед щитком выведен воздухопровод для подачи горячего воздуха. Сиденье закрыто оленьей шкурой. По левую руку - кронштейн под ружье - чтобы его легко было выхватить.
Самое поразительное: ремень вентилятора на "Буране" хозяина, хотя и имел затрапезный вид, ничуть не "дубел" - в отличие от тех, что на наших "Тайгах". Природу этого физико-химического парадокса нам выяснить не удалось. У местного колдуна, что ли, спросить?
Вошли в избу (в тайге двери на замок запирать не принято). Обширные полати на четверых, стол с кухонной утварью, стулья, газовая плита, рация. Аккумуляторы, предназначенные в том числе для освещения жилища, мы нашли заряженными, так что встретили Новый год по-барски - со светом. Было и шампанское - одну из двух бутылок удалось сберечь, другая на морозе лопнула.
Воспользовались благами цивилизации: по спутниковому телефону поздравили близких.
Первый день Нового года грех работать. Протопили баню, расслабились, понежились. Но, сделав над собой усилие, осмотрели сани и снегоходы.
КОЛКА ДРОВ, ПИЛКА ВОДЫ
Колка дров при 50-градусном морозе - что-то особенное: полено звенит, и кажется, что колун еще не коснулся его "попа", как оно само разлетается на несколько частей. Заготовили дров, напилили воды: бензопилой кромсали лед на реке, затем его растопили. Другого источника воды нет. Так что праздность не была абсолютно расслабляющей. Но воду пилить проще, чем пилить еще сотни верст с дохлым снегоходом на буксире. Что все-таки случилось с Синим?
Мозговой штурм ситуации привел к выводу, что оборвавшийся ремень как-то воздействовал на генератор. И точно - в конструкции Ducati датчик выносной, и его сдвинуло обрывком ремня (к слову, у "Тайги" и "Бурана" датчик расположен внутри ротора). Подогнули основание датчика, полили его герметиком и, отрегулировав зазор, укрепили на штатном месте. Появилась слабая искра - как у какого-нибудь раздолбанного "Восхода" конца 60-х. Но - о чудо! - цилиндры проявили признаки жизни! Эфир и лихорадочное дерганье стартера вовсе оживили мотор. Ура, наш подвижной состав вновь полностью самоподвижен!