Предлагаю картинки для обсуждения.
Лыжа и гусеничный модуль, одинаковой с ней длины на снегу. Давление на снег в плоскости соприкосновения одинаковое. Реакция снега по всей
плоскости и у носка тоже. Только коэффициенты трения разные. У лыжи ПНД или другой материал трётся о снег , а в гусеничном модуле трётся склиз покрытый ПНД о стальные скобы . Силы трения обозначены буквой - F.
Величины сил трения наверняка разные , но обе направлены против движения. Вдобавок к этому от реакции носка добавится горизонтальная составляющая - Rz. , а вот вертикальная составляющая - Rв будет поднимать носок.
Аналогично всё будет и у
гусеницы. Смазка снегом там необходима обязательно. Это я нарисовал так , - для разминки, для школьников. Академиков прошу не беспокоиться. Но не все же могут выразить свою мысль графически и
разложить правильно вектора сил. Опыт других откладывается в памяти и нарабатывается свой. Поделиться им не грех.
Увидел я статью про колёса низкого давления , вернее о том , как меняется давление на грунт при снижении давления воздуха в шине и решил показать вам. Как меняется ширина колеи и пятно контакта.
Запомнился вывод о том , что превышение предельной величины удельного давления на грунт разрушает его и снижает сцепление. Придел прочности на срез превышается у сильно надутого колеса (нижний рисунок), а в середине пятна контакта появляется зона не создающая тягу. На спущенном колесе самое большое пятно контакта , но есть превышение удельного давления по его периметру , за счёт жёсткости боковин покрышки. Это мне показалось интересным и я делюсь с вами. На пневматиках с колёсами из камер этого эффекта наверно нет.
Картинка с гирькой на квадратной фанерке интересна тем , что разные авторы экспериментов по определению величины погружения в мягкую поверхность , по разному рисуют векторы реакций и зоны уплотнений и удельные давления.
Есть мнение , что не происходит уплотнение в бок от колеи , а есть утверждение в обратном. Справа нарисованы два круглых прутика , вдавленных в снег. Снег реагирует на деформацию уплотняясь вглубь и в стороны , заполняя пространство между прутками. Зоны уплотнения смыкаются в точке 0. Кто-то из экспериментаторов, упрощая картинку, рисует призму с углами по бокам в 45 градусов ,а кто-то закругляет.
Если прутков много то их площадь опоры можно считать в сумме с просветами. Снегоступы - это не сплошные коротенькие лыжи из фанерки , а плетёные , как ракетки в бадминтоне. Ратрак и снегоход палочник с часто расположенными траками из той же темы. Я помню как на меня набросились в теме " По мотивам собачки Акулова " , знатоки теории движителя Нежданова. Я утверждал сразу , что опорную функцию траки тоже несут, а не только промежуток между ними.
Зазор между траками там был равен ширине траков 50/50. Так часто они были. До опорной лыжи доходило не давление , а только смазка снегом. Возможно я утрирую , но мысль пришла ко мне только что.